1 января 2017 г., 04:30

3K

Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)

112 понравилось 43 комментария 17 добавить в избранное

o-o.jpeg Автор: Ксения Букша

Все важные цифры и факты в одном месте

Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет? Вооружившись статистикой и исследованиями, разбиралась Ксения Букша.

Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.

У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.

1. Дети продолжают читать (некоторые)

Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).

Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.

В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)

Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).

Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.

картинка Arlett

2. Интернет не помеха чтению

В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.

В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:

«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».

Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.

картинка Arlett

3. С возрастом дети читают меньше

Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.

По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок

Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».

Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).

Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».

В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.

Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).

картинка Arlett

4. Что читают дети

Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).

Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.

картинка Arlett

5. А что у них

Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.

Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.

Источник: МЕЛ
В группу Статьи Все обсуждения группы
112 понравилось 17 добавить в избранное

Комментарии 43

Глупости. Сам неоднократно видел. Детки и подростки сидят и скачивают из интернета книги - фбтухи, эпубы, джвьюки и прочие. И читают!
С планшета или смарта их в транспорте, кафе и в других местах. Даже школьную програму, правда, слушали в аудио) с нами на природе, собирая ягоды и грыбы.
Так что интернет полезный. Нужно только толком пользоватся им.

Не скажу за всех, но с появлением интернета лично я читать стал меньше. Все эти игры, ролики, социальные сети, форумы столько времени отнимают... Чёрт бы его подрал, этот интернет! Пойду... почитаю лучше.

P.S. Кстати, я думаю, что есть люди, которые с появлением интернета читать стали даже больше. Например те, кто раньше вообще не читал, сейчас хоть новости да анекдоты почитывают )

1qaz2wsx3edc, А стоит ли считать за чтение новости и анекдоты?..

1qaz2wsx3edc, Да, я тоже в десятки раз меньше стала. Правда ролики почти никогда не сомтрю. А вот фильмы - да. Пока не было интернета - только самое избранное покупаешь на кассетах и дисках, а в детстве так вообще ничего нет кроме четырёх программ по телевизору, даже кассет и дисков не было, только пластинки и диафильмы. Конечно, почти всё время заполнялось книгами. А сейчас любой фильм, который хочется, можно найти в сети и посмотреть. Особенно, когда совместные семейные просмотры. Но польза от интернета тоже огромная, как от необъятного словаря энциклопедического на все случаи жизни. И для связи с друзьями, кто уехал в другие города или страны.

tlg25, А что плохого? Чем фильмы хуже книг? Не них одних свет клином сошелся. Если вы получаете удовольствие от таких семейных просмотров, то в чем проблема, что вы не потратили это время на чтение?

irina_meschankina, Эранизации, даже самые лучшие, почти всегда хуже книг, многое важное вырезано или переиначено. Хотя когда есть время, почему бы не посмотреть. Как раз очнеь люблою экранизации любимых книг сомтреть. А ещё есть стопки книг, которые лет 10-15 ждут своей очереди, и вроде давно хочется их прочитать, а из-за фильмов не читаются. И ещё книги то я в 99% процентах случаев читаю только на свой вкус(детям обычно читаешь то, что сам любил в дестве, так что тоже часто совпадает). А фильмы... вот есть в семье любитель комсической фантастики и ужастиков (среди прочего, конечно, не только это любит) , а я такие жанры не люблю, но чтобы быть на одной волне приходится и их сомтреть. А по книгам мы гораздо больше совпадаем. Мне только по некоторые романы, где слишком много любовной линии(и это всегда исторические романы или классика, а не те книжки в тонких обложках, которые "любовными романами" называются) иногда говорят, что такие не интересны. Но Вы правы, есть же ещё просто куча прекрасных добрых фильмов, советских, не экранизаций - котореы огромная радость, и не конкуренты книгам. И они прекрасны!

1qaz2wsx3edc, У меня то же самое. Пока интернет был «телефонным», книги еще держались. Потом досуг все больше стал состоять из соц. сетей, форумов, онлайн-игр. А после подтянулись сериалы, фильмы... Ужас в общем. У меня был период, когда я вообще перестала читать. Хотя благодаря LiveLib я начала читать снова – так что это палка о двух концах. Сейчас именно интернет помогает мне находить интересные книги. Но он же и отнимает время на их чтение. :)

А фикбук лопается от творчества молодых и талантливых.

Лично меня интернет подталкивает читать больше, тот же сайт лайвлиб, так что это всё глупости. А появление буктьюба и видео на всякие книжные темы, которые снимают молодые люди, говорит о том, что чтение действительно популяризировалось. Так что по-моему мнению не всё так уж печально.
И что значит, качество чтения у детей снизилось? До 11 лет чтение и должно быть развлекательным занятием, дети читают детские книжки, а подростки - книжки для подростков. Литература всегда меняется не в угоду консерваторам, 200 лет назад, увидев "Мастера и Маргариту" вместе с той же "Пропастью во ржи", люди сожгли бы эти книги к чёртовой матери, сказав, что это бездарно, убого и вопиюще возмутительно. Главное, нравится детям, и они ведь читают, так? В 30, 40 они смогут прочитать и Толстого с Достоевским, и Оскара Уайлда с Марком Твеном, если захотят, потому что благодаря вампирским сагам полюбили сам процесс чтения, а это мне кажется, в детском возрасте важнее, чем внушать 10-летнему нравственные устои России 19 века.
У читающих родителей, у которых есть дома книги, в том числе детские красивые, иллюстрированные издания, думаю, нет проблем с тем, что ребёнок не читает. Дети же любознательны, они всегда потянутся к тому же, что берут в руки взрослые. Ну а если сидеть в телефоне три часа и гнать ребёнка делать уроки и читать, это не логично. Он видит мамупапу и думает, а зачем, это чудо вон никак не напрягается, но ведь живёт же.

Показать текст комментария

LedyMarmelad, ПМСМ: не могу себе представить ничего более далёкого от чтения, чем ведение букътьюб канальца.

Свернуть

LedyMarmelad, Буктьюб — редкостное дрянцо. Доказано!

Все зависит от родителей. Если отец все свободное от работы время сидит и играет в "танчики", сын не отстанет. Если отец в свободное время любит пропустить бутылку-другую, сын тоже пристрастится. Чтение - не единственное времяпровождение. Есть еще, кроме домашних заданий, прогулки и игры со сверстниками, спорт и пр. Конечно, компьютер, отнимает время. Но в то же время он его сокращает. Раньше для меня было мукой колотить по клавишам машинки, "штрихом" замазывать ошибки и пр. Сейчас подготовка статьи занимается на порядок меньше времени, - есть не только текстовый процессор Word, есть удобные системы создания схем (от КОМПАСа до MS Visio), есть мощные системы программирования. Структура времени изменилась. Главное при этом - не дать себя вовлечь в чистое безделье - просмотр глуповатых роликов на ютубе, непродуктивные (бывают продуктивные) споры на форумах, злоупотребление компьютерными играми и пр. Времена меняются, но книга остается.

На мой взгляд интернет дает больше возможностей к чтению, можно скачивать книги, например.
Читатели и нечитатели были всегда.

s_olik, до интернет эпохи читал домашнюю и прочие библиотеки. с его появлением года два активно скачивал либру, альдебараны, фикшнбук, ect. за это время распечатал и прочёл книг 5 и ещё столько же из наличествующих. потом ещё пару лет по остаточному принципу докачивал эл.копии имеющихся в библиотеке книг. теперь понять не могу зачем это.
хотя уверен, что у последующих поколений пользователей не было таких проблем. ибо я ещё верил, что интернет обрубят, а трекеры закроют.

rubaha-paren,

я ещё верил, что интернет обрубят, а трекеры закроют.


и вы имеете неплохие шансы в конце концов таки оказаться правым.

Sergiusz, ах, не успокаивайте меня, для гибели левиафана нет предпосылок.

Все из-за интернета стали читать меньше - игры, сериалы, общение в соцсетях, просмотр новостей, аналитики и т.д. На книги остаётся в разы меньше времени. Но доступность литературы стала выше конечно несравнимо.

Книга больше не является основным источником знаний, что не всегда могут принять те, чье детство и юность прошли в тени лозунга "Любите книгу - источник знаний". Если вы интересуетесь, например, космонавтикой, то не чтением книг, а просмотром сайта NASA будете вы поддерживать свою информированность о её новейших достижениях, А если вас интересуют люди - то живое общение на форумах и в соцсетях даст вам намного больше знаний о психологии поведения людей, чем чтение классиков художественной литературы 200-летней выдержки. Так что да, за книгами остается роль учебной литературы для начинающих и развлекательного чтива, и нынешнее поколение 30-40-летних по-видимому, будет последним, кого это вообще будет печалить.

Sergiusz, Книга же не только источник знаний. Книга прежде всего учебник самостоятельного критического мышления, чего не скажешь ни о ТВ, ни об интернете. Если последующие поколения окончательно разучатся самостоятельно мыслить и рассуждать, критически отделять хорошее от дрянного, нужное от ненужного, то печалиться придется всему человечеству, которое закономерно станет послушным стадом в руках немногих хитрожопых пастухов.

Zangezi,

Книга прежде всего учебник самостоятельного критического мышления


Я бы сказал, что в общем виде это чересчур сильное утверждение, и далеко не каждая книга под него подходит. Книга может быть ничуть не худшим средством манипулирования массами, чем телевидение. Более того, есть книги, которые вообще не предполагают критического обсуждения изложенного в них, подавая себя как источник единственно верного мнения.

Критическое мышление развивает чтение разных книг, авторы которых отстаивают взаимоисключающие точки зрения. Просмотр телепередач на разных каналах, в которых одно и то же событие с одинаковой степенью убедительности подается с противоположных точек зрения ничуть не менее способствуют критичности мышления (ну, конечно, если мы не в КНДР с единственным госканалом ТВ, но там и чтение книг, в которых высказывается не единственно верное мнение может плохо повлиять на здоровье). А интернет имеет то преимущество перед книгами и ТВ, что позволяет быть не просто пассивным потребителем различных точек зрения, а приобрести опыт отстаивания какой-либо из этих точек зрения в дискуссии с живыми людьми.

Sergiusz, Вы действительно всерьез считаете, что "Просмотр телепередач на разных каналах, в которых одно и то же событие с одинаковой степенью убедительности подается с противоположных точек зрения ничуть не менее способствуют критичности мышления", чем книги??? И даже можете привести список таких телеканалов? Очень любопытно!

Zangezi, Например, берем CNN, BBC, France24, Первый канал РФ, ICTV. Смотрим, как все врут, но каждый по-своему. Думаем. Делаем выводы.

Sergiusz, Во-первых, не уверен, что все эти каналы есть на русском. Во-вторых, перелопачивать горы лжи в поисках крупинок правды - некая форма мазохизма. Не стоит оно того. Вот книги этим не страдают. Берешь нормальные академические издания с парой известных редакторов-докторов и получаешь гору правды с некоторыми возможными крупинками ошибок или незнания. Всяко проще думать и делать выводы.

Zangezi, Разумеется, их нет на русском (кроме Первого канала, естественно). Это что-то меняет?

Берешь нормальные академические издания с парой известных редакторов-докторов

и получаешь не более чем мнение определенной научной школы, особенно если речь идет о сфере гуманитарных наук. Думать, доверившись маститым академикам разумеется проще. Правильнее ли?

Sergiusz, Разумеется, меняет! Мало кто может похвастаться хорошим знанием разговорного английского, немецкого, французского. А если даже такой найдется, к нему всегда можно предъявить претензию типа: это все враки, а вот японские, норвежские, итальянские новости поправдивее...

Думать, доверившись маститым академикам разумеется проще. Правильнее ли?//

Реальнее. Как, по-вашему, академики стали академиками? Думали над книгами своих предшественников. Иного пути нет, позиция объективного всезнающего бога никому не доступна.

Zangezi, А кто сказал, что будет легко? Вы хотите развить критическое мышление, не выходя за пределы своего языкового гетто? Зная зарубежные источники информации только в избирательных переводах, пересказах и переложениях? Mission impossible.

Как, по-вашему, академики стали академиками?


Сначала они закончили вуз. Затем стали кандидатами наук. Затем докторами. И так далее по карьерной лестнице научных организаций. Кто-то из них действительно обладал выдающимися познаниями и способностями, кто-то просто оказался в нужное время в нужном месте, кто-то лучше других знал, когда надо лизнуть, а когда куснуть. Такие дела.

Sergiusz, Чепуха! На русском языке уже написано достаточно тысяч книг, чтобы сформировать критическое мышление и не выбираясь в другие языковые гетто. И вообще, "многознание уму не научает" - в погоне за бесконечной лавиной "информации" проще всего это самое мышление и растерять. Критическое мышление на то и критическое, чтобы не бесконечно читать, а тем более смотреть ниагару новостей и событий, а совершить остановку, редукцию, и занять настолько высокую позицию, откуда уже не нужно внимать каким-то там различиям перечисленных вами" источников", поскольку оттуда они все становятся неразличимо одинаковы и одинаково ничтожны. Непонимающий этого бесконечно далек от критического мышления, хоть обложись он книгами, телевизорами и выучи он с десяток языков.

Zangezi, Я Вас понял, благодарю за отчетливое изложение своей позиции, дальнейших вопросов не имею.

Если я, например, в детстве увлекалась египтологией, то найти книгу на русском была большая проблема. Даже сейчас переводных книг мало, да и те переиздания пятидесятилетней свежести. Зато есть интернет с рутрекером и англоязычными книгами, доступ в виртуальный музей. Красота.

Я наоборот с появлением интернета больше читать стала. Так как теперь книги не обязательно покупать/брать в библиотеке, а можно бесплатно скачать почти любую, как только пожелаешь)