Опубликовано: 1 января 2017 г., 04:30 Обновлено: 14 января 2017 г., 14:39
3K
Правда ли, что наши дети меньше читают (и виноват ли в этом интернет)
Автор: Ксения Букша
Все важные цифры и факты в одном месте
Ходят упорные слухи, что наши дети не читают. Конечно, некоторые ещё берутся по старинке за книжку, но всё равно — нынче не то что давеча. Клиповое мышление, соцсети, интернет, игры и экранизации напрочь вытеснили книгу на периферию детского досуга. Так это или нет? Вооружившись статистикой и исследованиями, разбиралась Ксения Букша.
Прежде всего разберёмся с тем, какая статистика у нас есть. Увы, полномасштабных замеров не так уж много. Ни ВЦИОМ, ни Левада-центр, ни РОМИР не обращались к исследованиям подросткового чтения (младше 15 лет) с 2001 года. А значит, о влиянии поголовной интернетизации на чтение ничего сказать нам не могут.
У нас есть «Исследование чтения московских подростков в реальной и электронной среде» Веры Чудиновой и группы авторов под её руководством (2012 год), работы Майоровой-Щегловой, посвящённые влиянию интернета на досуг школьников пятого класса и старше, отчёты европейского исследования EU Kids online, исследование РГДБ (2011-2012) и интернет-магазина «Лабиринт» (2013, впрочем, его минус в том, что оно имело дело изначально с читающим, интересующимся книгами сегментом). А из совсем недавних — отличная статья-исследование Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни». Кроме того, эпизодические небольшие исследования подросткового чтения проводят библиотеки Перми, Челябинска и других регионов России. По этим материалам мы и будем делать выводы.
1. Дети продолжают читать (некоторые)
Регулярно читают книги, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 28% детей до 15 лет (2015 год). Среди подростков 11-17 лет «чтение книг» в качестве досуга назвали 34,1% (2012 год, Майорова-Щеглова), и этот показатель претерпел большой рост по сравнению с 2005 годом (18,1%), но сильно упал по сравнению с 1998-м (49,1%).
Неужели подростки действительно резко перестали читать в 2005 году и снова «немножко начали» в 2012-м? Как это интерпретировать? Возможно, на ответах сказалось усиление консервативных течений в российском обществе: «важнейшая роль книги» стала сильнее насаждаться в общественном сознании и школьники стали отвечать примерно то, чего от них ждут.
В исследовании РГДБ (2012) много читают всего 24% школьников (18% мальчиков и 30% девочек), не представляют себе жизни без книг 13% (9 и 16%)
Остальная часть учащихся читает либо для выполнения школьных заданий (43%), либо «чтобы развлечься» (50%). 28% прочитывают три-четыре книги в месяц и только 9% — больше четырёх (в этом исследовании детям можно было выбрать несколько ответов).
Во всех опросах и данных мы видим около 25-30% «верных читателей». Тех, кто действительно любят читать книги вне школьной программы. Это именно те, кто «прочитывает три-четыре книги в месяц» или больше. Показатель как будто и неплохой.
2. Интернет не помеха чтению
В 2012 году и позже процент пользователей интернета среди подростков старше 10 лет очень высок — выше 90%. В исследовании РГДБ многие подростки отмечают, что читают книги в том числе и в интернете. В исследовании Майоровой-Щегловой рост процента подростков, выбирающих интернет как основной досуг, происходит не за счёт читателей, а за счёт всего остального — видеороликов, соцсетей и так далее. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому специфическому удовольствию, как чтение.
В работе Марины Загидуллиной «Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни» делается такой же вывод (интернетизация не мешает чтению). Но отмечается, что читающие подростки проводят время в интернете иначе:
«Группа „читателей“ несколько меньше времени проводит в интернете, легче переносит его отсутствие, позже начинает им пользоваться и пользуется по-другому. „Читатели“ меньше, чем в среднем по выборке, смотрят видеоролики (49 против 57,6%), бродят по сайтам (14,8 против 19,2%), общаются в соцсетях (64,5 против 69%). В то же время в группе „читателей“ выше показатели поиска информации в интернете (62,4 против 54,1%), а также чтения новостей (36,2 против 29,7%)».
Ну что ж, казалось бы, неплохие цифры и хорошие новости? Нет, не всё так просто.
3. С возрастом дети читают меньше
Эту проблему отмечают многие исследователи. В обзоре РГДБ делается вывод: «В 5-8 классах значительного улучшения культуры чтения («качества чтения») школьников не происходит.
По мере взросления интерес к чтению и желание читать постепенно падает, и во многом это следствие увеличения школьных нагрузок
Чтение становится всё более «деловым», но и всё более «развлекательным». Одним из доминирующих мотивов чтения становится именно развлечение, желание прочитать что-либо лёгкое, не требующее больших усилий».
Марина Загидуллина: «Мы видим чёткую тенденцию к снижению интереса чтения от 10-летнего возраста к 11-летнему». (Детей старше это исследование не охватывало).
Чудинова: «От 5 к 8 классу значительно уменьшается число подростков, для которых чтение является любимым занятием: „не представляющих себе жизни без книг“ — с 22 до 9%, „нравится читать, я много читаю“ — с 34 до 16%. С 5 по 8 класс устойчиво увеличивается количество ответов „читаю только для получения информации“ (от 20 до 26%). Количество не читающих увеличивается (от 14% опрошенных в 5 классе до 34% в 7 классе)».
В чём дело? «Только 15% родителей отмечают, что их дети читают „много, сами и без всяких напоминаний и просьб“», — говорится в исследовании «Лабиринта». Вероятно, в этом. Досуг десятилетки ещё в какой-то степени регулируется родителями. Но 15-летние выбирают занятия сами. Увеличивается школьная нагрузка, и читать становится попросту некогда. А жаль. Ведь старший подросток способен понять гораздо больше, чем десятилетний, и во все времена именно этот возраст был самым читающим.
Таким образом, в период от 10 до 15 лет читателей становится не больше, а меньше. «На входе» в среднюю школу мы видим множество читающих десятилеток, а «на выходе» из неё многие 15-летние снижают свои читательские обороты. А те, кто читал мало, перестают это делать вообще. Более четверти 15-летних учащихся в России находятся на крайне низком уровне читательского развития. Они не в состоянии ориентироваться с помощью текстов даже в привычных бытовых ситуациях (это показал тест PISA за 2009 год).
4. Что читают дети
Качество подросткового чтения за последние годы резко снизилось. По наблюдениям исследователей, совершенно исчезли «общие» для всех любимые книги (есть единственная — «Гарри Поттер», — которую называл сравнительно большой процент читателей).
Доминируют разнообразные вампирские саги, современное фэнтези, добротные, но тоже развлекательные «Коты-воители» в сегменте до 11 лет. Чтение действительно стало по большей части развлекательным занятием. Хотя, безусловно, остаётся целый слой подростков-книгоглотателей, которые продолжают читать «Мастера» и Джека Лондона. Кстати, Сэлинджера и многих других кумиров прежних лет читают гораздо меньше.
5. А что у них
Выявленные нами тенденции — не российский, а всемирный феномен. Исследование Nielsen в Великобритании (правда, в нём были задействованы дети 6-17 лет) демонстрирует примерно те же цифры и ту же динамику: 32% «верных ежедневных читателей», причём с сильным перевесом 6-10-летних, так как у подростков больше домашних заданий и они чаще «утыкаются в гаджеты». А вот цифры США: 45% 17-летних открывают книжку ради удовольствия лишь один-два раза в год, а среди девятилетних 53% читают «своё» каждый день. Чем старше, тем меньше, и это грустно.
Печалиться об этом или нет? Что это значит для нас — мам и пап современных подростков? Моё личное скромное мнение состоит в том, что нам стоит определиться с целями и приоритетами. Если мы сами «не мыслим жизни без книжки», то имеет смысл противостоять общему тренду и исподволь заниматься литературным воспитанием потомства. Не из каких-то высших соображений, а просто потому, что нам самим хочется этим поделиться. Читать вслух те сложные тексты, которые детям не под силу «раскусить» самостоятельно. Находить и подсовывать тексты попроще, но качественные. Вампирские саги — это прекрасно, но есть и другие миры, другие жанры. Ну и, наконец, наполнять жизнь подростка непрерывными полезными занятиями: на чтение нужно хотя бы немножко свободного времени.
Комментарии 43
Только корневые

Не скажу за всех, но с появлением интернета лично я читать стал меньше. Все эти игры, ролики, социальные сети, форумы столько времени отнимают... Чёрт бы его подрал, этот интернет! Пойду... почитаю лучше.
P.S. Кстати, я думаю, что есть люди, которые с появлением интернета читать стали даже больше. Например те, кто раньше вообще не читал, сейчас хоть новости да анекдоты почитывают )

Лично меня интернет подталкивает читать больше, тот же сайт лайвлиб, так что это всё глупости. А появление буктьюба и видео на всякие книжные темы, которые снимают молодые люди, говорит о том, что чтение действительно популяризировалось. Так что по-моему мнению не всё так уж печально.
И что значит, качество чтения у детей снизилось? До 11 лет чтение и должно быть развлекательным занятием, дети читают детские книжки, а подростки - книжки для подростков. Литература всегда меняется не в угоду консерваторам, 200 лет назад, увидев "Мастера и Маргариту" вместе с той же "Пропастью во ржи", люди сожгли бы эти книги к чёртовой матери, сказав, что это бездарно, убого и вопиюще возмутительно. Главное, нравится детям, и они ведь читают, так? В 30, 40 они смогут прочитать и Толстого с Достоевским, и Оскара Уайлда с Марком Твеном, если захотят, потому что благодаря вампирским сагам полюбили сам процесс чтения, а это мне кажется, в детском возрасте важнее, чем внушать 10-летнему нравственные устои России 19 века.
У читающих родителей, у которых есть дома книги, в том числе детские красивые, иллюстрированные издания, думаю, нет проблем с тем, что ребёнок не читает. Дети же любознательны, они всегда потянутся к тому же, что берут в руки взрослые. Ну а если сидеть в телефоне три часа и гнать ребёнка делать уроки и читать, это не логично. Он видит мамупапу и думает, а зачем, это чудо вон никак не напрягается, но ведь живёт же.

Все зависит от родителей. Если отец все свободное от работы время сидит и играет в "танчики", сын не отстанет. Если отец в свободное время любит пропустить бутылку-другую, сын тоже пристрастится. Чтение - не единственное времяпровождение. Есть еще, кроме домашних заданий, прогулки и игры со сверстниками, спорт и пр. Конечно, компьютер, отнимает время. Но в то же время он его сокращает. Раньше для меня было мукой колотить по клавишам машинки, "штрихом" замазывать ошибки и пр. Сейчас подготовка статьи занимается на порядок меньше времени, - есть не только текстовый процессор Word, есть удобные системы создания схем (от КОМПАСа до MS Visio), есть мощные системы программирования. Структура времени изменилась. Главное при этом - не дать себя вовлечь в чистое безделье - просмотр глуповатых роликов на ютубе, непродуктивные (бывают продуктивные) споры на форумах, злоупотребление компьютерными играми и пр. Времена меняются, но книга остается.

Книга больше не является основным источником знаний, что не всегда могут принять те, чье детство и юность прошли в тени лозунга "Любите книгу - источник знаний". Если вы интересуетесь, например, космонавтикой, то не чтением книг, а просмотром сайта NASA будете вы поддерживать свою информированность о её новейших достижениях, А если вас интересуют люди - то живое общение на форумах и в соцсетях даст вам намного больше знаний о психологии поведения людей, чем чтение классиков художественной литературы 200-летней выдержки. Так что да, за книгами остается роль учебной литературы для начинающих и развлекательного чтива, и нынешнее поколение 30-40-летних по-видимому, будет последним, кого это вообще будет печалить.

Речь в статье идёт о детях 5-8 классов. Я учитель английского языка, с литературой предмет тоже связан. В частности, иногда упражнения выполняются именно по оригинальным англоязычным худ.произведениям.
Надо будет провести в классах анкетирование насчёт чтения. Сам заинтересовался, читают ли мои ученики или нет...

Действительно, интернет только больше подталкивает к чтению, а не подавляет интерес к нему. И я имею ввиду не только подростковую литературу, а классику и т.п. Доказываю на своем примере и примере моих друзей. Мы подростки, но читаем не "Сумерки" и "50 дней до моего самоубийства", а Киза, Оруэлла, Сакса и прочих классиков XX века. Поэтому стереотипы о "нечитающем поколении" - всего лишь стереотипы, в которых нет и доли правды.

Мне кажется, что интернет не подавил тягу к чтению. И раньше люди находили, чем заняться помимо чтения. Это были встречи с друзьями, игры, прогулки, спорт, музыка и т.п. Скорее остальные увлечения поглотил интернет. И человеку, как и раньше, нужно найти баланс между чтением и другими увлечениями. У кого-то получается, а у кого-то нет...
Теми же соц. сетями нужно уметь пользоваться. Я подписана практически только на паблики про книги, как тематические, так и официальные страницы издательств. И я буквально окружена информационной средой о книгах, что конечно же увеличивает аппетит в чтении.
Может, если другие увлечения (тот же Интернет) сейчас имеет приоритет, то почему в этом нужно видеть лишь плохое? Я например периодически "бросаю" чтение в угоду вышиванию, но от этого я не перестаю любить читать. А что до школьников и их любви к чтению... Я училась 2001-2012 года, была единственной из класса на весь период учебы, кто читал "для себя" и всё по школьной программе. И да, интернет в моем родном городе начал массово появляться только в 2009-2010. Так что вряд ли "упадок" чтения и вправду связан с появлением Интернета. В частности - да, но систему я в этом не вижу.

С двух-трёх лет мои полки в комнате всегда были заставлены книгами.
Примерно с трёх лет начала читать сама, что в принципе облегчило жизнь и моим родителям и мне самой, потому что больше не надо было никого просить и ничего ждать.
Если я еще ребенком зависала в книжных магазинах и у отделов с книгами, то остальным детям покупали компьютерные игры, мультфильмы на дисках и прочее.
Соответственно читать они не любят и не любили никогда, а книги на моих полках уже успели обновится не один десяток раз и их число на данный момент переваливает за несколько сотен.
Мне шестнадцать, и если кто-то думает что большинство подростков в этом возрасте предпочитает сериалы, социальные сети, друзей и прочее, то они не ошибаются.
Но меня в прямом смысле не любят ни в классе, ни где-то еще.
Я много читаю, но не потому что больше нечем заняться, а потому что хочется и интересно.
И если мне интересны такие писатели, как: Сэлинджер, Брэдбери, Лавкрафт, Диккенс и сестры Бронте, не значит что я не могу читать современные романы и фантастику.
Я так же как и остальные дети много времени провожу в интернете, где-то читаю отрывки из книг если времени хватает между уроками, иногда сама пишу что-то.
Да, сейчас на самом деле меньше читают.
Могу доказать это на примере своих одноклассников и знакомых, которые читают потому что так модно и то, что модно.
Но все же есть те, кто правда читает для себя.

С появлением интернета в моей жизни я начала считать гораздо больше и именно потому, что появилась возможность скачивать книги в сети бесплатно, материальное благополучие было всегда очень нестабильно в нашей семье и покупать книги возможности не было, а в библиотека не блистала новинками, и тут передо мной открылось не паханное поле... А с появлением электронной книги так вообще все стало еще лучше, не надо ломать глаза читая с компьютера, не надо распечатывать эти неудобные листы которые не повозишь с собой. Кстати готовлю, убираюсь или занимаюсь спортом я тоже под книги, только аудио, которые конечно же скачены из интеренета

Мне кажется, вопрос "а читают ли сейчас дети меньше" принадлежит к разряду: раньше трава была зеленее, небо голубее и т.п. И раньше, и сейчас были нечитающие и читающие люди. Возможно, с массовым приходом интернета в нашу жизнь на какое-то время люди действительно могли увлечься им, изучением его возможностей, но позже интернет все равно рано или поздно отойдет на второй план.

То что с 8-9 и старше меньше читают - это не ужасающая картина. Скажу по себе, в это время и правда стал крайне мало читать, а если и приходилось то только по учебе. В универе ситуация та же - просто не хватало желания и сил читать что-то помимо гор информации, которую тебе приходилось сдавать. Вот сейчас только, выйдя на работу, я восстанавливаю себя как более менее активного читателя. И не считаю, что это плохо. Читать я не разучился, любить книги тоже...
Да и с интернетом больше книг доступно теперь стало.

Мне кажется с появлением интернета для детей и родителей появился отличный советчик по подбору книг. Думаю самое главное подвести человека к интересной именно ему книге. Благодаря моему совету и пониманию, что может заинтересовать, 3 человека которым было по 18-22 года первый раз за свою жизнь осознанно прочитали книгу. Странное признание на сайте любителей книг))
Глупости. Сам неоднократно видел. Детки и подростки сидят и скачивают из интернета книги - фбтухи, эпубы, джвьюки и прочие. И читают!
С планшета или смарта их в транспорте, кафе и в других местах. Даже школьную програму, правда, слушали в аудио) с нами на природе, собирая ягоды и грыбы.
Так что интернет полезный. Нужно только толком пользоватся им.