Вручение 28 сентября 2018 г.

ЖЮРИ:
Ксения Голубович - литератор, аналитик литературы, Председатель жюри
Юрий Арабов - прозаик, поэт, сценарист
Александр Архангельский - литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель
Олег Генисаретский - доктор искусствоведения
Гасан Гусейнов - доктор филологии, переводчик
Кирилл Мартынов - философ, публицист
Анна Наринская - критик
Елена Петровская - философ, антрополог, культуролог
Зинаида Стародубцева - искусствовед
Александр Филиппов - социолог, философ, переводчик

Страна: Россия Место проведения: Электротеатр «Станиславский», город Москва Дата проведения: 28 сентября 2018 г.

Литературная премия имени Александра Пятигорского

Лауреат
Олег Аронсон 4.3
Опыт осмысления явлений политики, культуры и искусства исходя из характера современного общества, в котором стерта привычная оппозиция «истина / ложь». Понятия «свобода», «справедливость», «достоинство» сегодня все еще ориентируются на ценности личности, но уже отмечены печатью «неполитической демократии», для которой не существует ни истины, ни индивида.
Татьяна Горичева 5.0

Короткий список

Книга Татьяны Горичевой - это погружение в мир христианской культуры. Она помогает нашему сознанию избавиться от многослойной мифилогизации по поводу этого предмета, очищая слой за слоем: от уровня бытового, профанного к уровню онтологическому. Великое "онтологическое" открытие эпохи Просвещения о несовместимости веры и разума за триста лет потеряло всякий вес и сегодня характеризует способ мышления обывателя, безжалостно вовлеченного в процесс потребления. Мыслящие более свободно уже замечают, что время противопоставлений, дуалистической парадигмы также далеко позади. Мыслящие творчески замечают и более того: все философские попытки отделить свет от тьмы с помощью одного только разума потерпели провал. Возвращение в современную науку метода междисциплинарных исследований, каким пользовались ученые до Нового времени, - факт, позволяющий надеяться, что проблемы современности подлежат решению.
Эта книга - осмысление самого, быть может, болевого вопроса: кто мы и зачем приходим в этот мир. Это исследование на пересечении богословия, социологии, антропологии, истории и ряда естественных наук. При всей академической образованности автора ее философские эссе лишены сухости и анонимности научных текстов. В них пульсируют живая мысль и живая боль.
Сергей Зенкин 4.5

Короткий список

Книга представляет собой учебное пособие высшего уровня, предназначенное магистрантам и аспирантам – людям, которые уже имеют базовые знания в теории литературы; автор ставит себе задачу не излагать им бесспорные истины, а показывать сложность науки о литературе и нерешенность многих ее проблем. Изложение носит не догматический, а критический характер: последовательно обозреваются основные проблемы теории литературы и демонстрируются различные подходы к ним, выработанные наукой ХХ столетия; эти подходы аналитически сопоставляются между собой, но выводы о применимости каждого из них предлагается делать читателю. Достижения науки о литературе систематически сопрягаются с концепциями других, смежных дисциплин: философии, социологии, семиотики, лингвистики. Используется опыт разных национальных школ в теории литературы: русского формализма, американской «новой критики», немецкой рецептивной эстетики, французского и советского структурализма и других. Теоретическое изложение иллюстрируется разборами литературных текстов.
метео-чертик. 5.0

Короткий список

Этот рукописный дневник размером с ладонь был создан заключенной Карлага в 1940-е годы. Маленькую книжечку она посвятила совему сыну Сашке, для него рисовала веселые картинки и сочиняла двустишия о лагерной жизни. Волею судеб не суждено было этой книжечке встретиться с Сашкой, но она не пропала... Эта "история в картинках" стала вещественным доказательством удивительной судьбы ее автора - Ольги Раницкой.
Мария Степанова 4.0

Короткий список

Новая книга Марии Степановой — попытка написать историю собственной семьи, мгновенно приходящая к вопросу о самой возможности сохранять память о прошлом, разбор семейного архива, оборачивающийся смотром способов жизни прошлого в настоящем, и история главных событий XX века, как она может существовать в личной памяти современного человека. Люди и их следы исчезают, вещи лишаются своего предназначения, а свидетельства говорят на мертвых языках — описывая и отбрасывая различных посредников между собой и большой историей, автор «Памяти памяти» остается и оставляет нас один на один с нашим прошлым.
Полина Барскова 4.2
Для окончательно свободного и окончательно одинокого "экзистенциального" человека прощение - трудная работа. Трудная не только потому, что допускает лишь одну форму ответственности - перед самим собой, но и потому, что нередко оборачивается виной "прощателя". Эта вина становится единственной, пусть и мучительной основой его существования, источником почти невозможных слов о том, что прощение - и беда, и прельщение, и безумие, и наказание тела, и ложь, и правда, и преступление, и непрощение, в конце концов. Движимая трудной работой прощения проза Полины Барсковой доказывает этими почти невозможными словами, что прощение может быть претворено в последнюю доступную для "экзистенциального" человека форму искусства - искусства смотреть на людей в страшный исторический мелкоскоп и видеть их в огромном, спасающем приближении.
3.6
Проект «Музей 90-х» Фонда Егора Гайдара был запущен в 2014 году и за это время сменил несколько форматов. Сначала он воплотился в виде интерактивного стилизованного музея на интернет-портале Colta.ru, затем — в виде серии монологов на «Снобе». Сейчас проект обрел новый формат — книга, но сохранил свою суть — стремление создать пространство для диалога об одной из самых противоречивых эпох российской истории. О 90-х спорят, их вспоминают с ностальгией или с ненавистью. «Музей 90-х» — это голоса, документы и артефакты эпохи перемен, но главное — это этап дискуссии об одном из самых сложных периодов российской истории. Игровая форма «музея» задает дистанцию, без которой невозможен взвешенный разговор о времени, о самих себе и о тех переменах, через которые людям пришлось пройти в 90-е. Но о чем бы ни говорили герои, в их речи постоянно возникало одно понятие — свобода. Именно оно стало ключевым при создании «Музея 90-х» — свобода как опыт, который России ни до, ни после не удалось пережить.
Степан Ванеян 3.8
Книга представляет собой собрание эссе на тему насущных проблем истории искусства как практики возобновления смысла применительно к визуальной реальности прошлого. Ориентиром в этом начинании служит предельно монументальная фигура Эрнста Гомбриха - историка, но прежде всего теоретика истории искусства, достигшего в своей научной дискурсивное уровня подлинного творчества и обнажившего перформативные корни научного знания как такового. В лице Гомбриха и в сюжетах его взаимоотношений с иными личностями - Поппером, Варбургом, Панофским, Митчеллом, Прециози, Виндом и многими другими - обнаруживаются и сущностные аспекты науки как межличностной коммуникации внутри и по краям разнообразных концептуальных кон­текстов, что дает специфические иллюзорные эффекты, родственные эффектам достоверности, на которые, как обычно считается, способны лишь изобразительные искусства.

Книга будет полезна специалистам в области эстетики, психологии и философии, а равно и всем, интересующимся искусством и его интерпретацией.
Ирина Волевич
Ирина Волевич
1 произведение
1 в избранном

За перевод​ книги Э.Э. Шмитта «Человек, который видел сквозь лица»

1 2 3 4