Вручение 4 декабря 2018 г. — стр. 3

4 декабря 2018 года на церемонии в Доме Пашкова члены Литературной академии назвали имена лауреатов Национальной премии «Большая книга».

В этом году финал сезона стал для гостей сюрпризом – впервые за всю историю премии церемония прошла без ведущих. Главным героем вечера стал текст «Несвоевременные мысли» Максима Горького.

Сюрпризом стало и решение жюри премии – Литературной академии. Первое место в этом году досталось романсу «Памяти памяти» Марии Степановой. На втором месте – «Бюро проверки» Александра Архангельского, третье досталось роману «Июнь» Дмитрия Быкова.

Председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак отмечает: «Мы находимся на очень важном этапе перелома литературы. Раньше читателю приходилось ждать книг, пригодных для чтения. Сейчас мы пришли к моменту, когда читатель ждет книг, пригодных для раздумья».

Член Литературной академии «Большой книги» Борис Куприянов: «Мне кажется, что сценарий премии совершенно необыкновенный и живой, а тексты всех финалистов показались мне очень интересными и занятными. Сегодня, странным образом, все как будто пронизывает одна и та же тема – тема памяти, тема восстановления памяти и конструирования памяти».

«Удивительно, что из нашей литературы ушла боязнь сегодняшнего дня. Все книжки, так или иначе, даже не говоря впрямую, обращены к «сегодня». Поэтому в церемонии и, собственно, в списке финалистов, было какое-то удивительное, радующее меня единство формы и содержания», – заметила член Литературной академии Анна Наринская.

Лауреатом премии «_Литблог» стала Евгения Лисисцына из Нижнего Новгорода, автор Telegram-канала greenlampbooks. Евгения начала вести блог в феврале 2017 года. В учрежденной оргкомитетом «_Литблога» спецноминации председателя жюри Галины Юзефович «Подпишитесь прямо сейчас» победителем стала Вера Котенко из города Ивантеевка с Telegram-каналом «Книгиня про книги».

Страна: Россия Место проведения: Москва, Дом Пашкова Дата проведения: 4 декабря 2018 г.

Большая книга

Андрей Геласимов 4.1
Действие книги разворачивается в середине ХIХ века. Основные игроки на геополитической арене те же, что и сегодня: Британия, США, Россия, Китай… А на кону — возможно, ценнейший за всю мировую историю приз: возможность фактического освоения Дальнего Востока. Вопрос стоит ребром: чей флаг взовьется над этим стратегически важным регионом?
Наталья Громова 4.4
Ольга Берггольц (1910-1975) — поэт, лауреат Сталинской премии, «блокадная мадонна», символ Ленинграда, автор «Февральского дневника», «Ленинградской поэмы» и автобиографической книги «Дневные звёзды»... Это строки из официальной биографии.

И в то же время — первая жена поэта Бориса Корнилова, расстрелянного в 1938 году; сама пережившая арест и исключение из партии, мать, потерявшая двоих дочерей, автор потаенных дневников, голос блокадного Ленинграда.

Новая книга Натальи Громовой — опыт прочтения судьбы Ольги Берггольц, основанный на дневниках и документальных материалах из личного архива поэта. Рассказ о мучительных попытках преодолеть в себе свое время: из советского поэта стать просто Поэтом, из советского человека просто Человеком.
Юлия Гурина 3.5
Для всех – Нина – благополучная замужняя женщина тридцати шести лет, мать двоих детей, наслаждающаяся декретным отпуском. На самом деле брак давно остыл и превратился в рутину, а профессиональные амбиции улетучились за время ухода за малышом. Она потеряна и не понимает, на что может опереться в жизни. Встреча с Ринатом, «дачной первой любовью», вдохновляет её и даёт веру в то, что вот-вот с ней случится что-то хорошее. И неважно, что Ринат женат, отец двоих детей и просто бабник, каждая встреча с ним становится для Нины отдушиной. Но к чему на самом деле приближается героиня, влюбляясь в Рината, – действительно ли к новой надежде или к сокрушительному, болезненному краху иллюзий?

Блестящий, пронзительный, наполненный тонким юмором и неожиданными замечаниями роман о семье, браке, любви и надежде.
Владимир Данихнов 4.2
"Тварь размером с колесо обозрения" – первое реалистическое произведение писателя, получившего признание в качестве молодого талантливого фантаста. Только фантасту это и было под силу: написать о раке такую книгу, в которой болезнь — не самое страшное. Вы поймете, что бояться стоит только самих себя. Роман Владимира Данихнова научит вас не бояться страха. Он откроет, что самые темные наши переживания растут из того же корня, что и самые светлые. В отличие от бога смерти, не знающего разницы между добром и злом, сделанным и несделанным, у человека есть выбор. В том числе – бояться или жить.
Владимир И. Козлов 3.8
"Рассекающий поле" – это путешествие героя из самой глубинки в центр мировой культуры, внутренний путь молодого максималиста из самой беспощадной прозы к возможности красоты и любви. Действие происходит в середине 1999 года, захватывает период терактов в Москве и Волгодонске – слом эпох становится одним из главных сюжетов книги. Герой в некотором смысле представляет время, которое еще только должно наступить. Вместе с тем это роман о зарождении художника, идеи искусства в самом низу жизни в самый прагматичный период развития постсоветского мира.
Алексей Коровашко 3.4
Среди русских ученых-гуманитариев нет, пожалуй, никого, кто мог бы конкурировать с Михаилом Бахтиным (1895—1975) по части общемировой известности. Его книги о Рабле и Достоевском переведены на множество языков и до сих пор продолжают активно издаваться. Больше того, успешно и бесперебойно функционирует целая «индустрия Бахтина», сочетающая в себе как привычные формы культурной трансляции научных идей, так и черты, напоминающие создание и поддержание мифологизированного культа. Даже те люди, которые никогда не читали трудов Бахтина, регулярно используют содержащиеся в них термины («диалог», «карнавал», «хронотоп», «смеховая культура», «полифонический роман»). Книга Алексея Коровашко не только детально реконструирует бахтинскую биографию, чрезвычайно богатую авантюрными сюжетами, загадками и мистификациями, но и предлагает новый взгляд на философско-литературоведческую концепцию ученого.
Марина Кудимова 5.0
Марина Кудимова — поэт известный и признанный — впервые решила собрать под одной обложкой свои прозаические опыты, которые до этого публиковались только в периодике — журналах «Континент», «Дон», «Урал», «Москва», «Нева». Проза Кудимовой естественно продолжает самые характерные черты ее поэзии — густую образность, небывало насыщенный язык, интонацию, которую ни с чьей не спутаешь, верность классической традиции. И все же — это совсем новая Кудимова, сменившая способ дыхания, владеющая другой формой с тем же завидным мастерством и не боящаяся эксперимента.
Сергей Кузнецов 4.2
На фоне исторических пейзажей. От послевоенной разрушенной Москвы до шумных вечеринок в "О.Г.И.", от подпольных йога-клубов до современных глянцевых журналов. Каждое поколение Дымовых будет расти в новых "интерьерах". Год за годом, шаг за шагом в прошлое будут уходить страхи лагерей и репрессий, неуправляемого рэкета девяностых - больше свободы, больше возможностей. Но не иллюзия ли это? Ведь какими бы разными ни были условия времени, каждому из героев придется заключить свою сделку с действительностью. И в этом смысле "Учитель Дымов" - своеобразная история русской интеллигенции второй половины XX века. Людей, которые слышат и чувствуют время. Одна власть пытается их запугать, другая - приручить, третья - не заметить. Но, принося себя в жертву эпохе, Дымовы и такие как они, неизменно учат не поступаться своей совестью.
Сергей Лебедев 3.7
Россия и Германия. Наверное, нет двух других стран, которые имели бы такие глубокие и трагические связи. Русские немцы — люди промежутка, больше не свои там, на родине, и чужие здесь, в России. Две Мировые войны. Две самые страшные диктатуры в истории человечества: Сталин и Гитлер. Образ врага с Востока и образ врага с Запада. И между жерновами истории, между двумя тоталитарными режимами, вынуждавшими людей уничтожать собственное прошлое, принимать отчеканенные государством политически верные идентичности, — история одной семьи, чей предок прибыл в Россию из Германии как апостол гомеопатии, оставив своим потомкам зыбкий мир на стыке культур, опасное наследство немецкого происхождения, немецкой крови; история рока как такового, досягающего от XIX века до наших дней.
Алексей Макушинский 4.6
Любовь, дзен-буддизм, искусство фотографии... Четвертый роман Алексея Макуушинского, продолжающий его поредыдущие книги, показывает автора с неожиданной стороны. Мир останавливается – в медитации, в фотокадре – и затем опять приходит в движение. Герои не прекращают свои духовные поиски. Но приходят ли они к какому-нибудь итогу и если да, то к какому? Полный дзен-буддистских загадок и парадоксов, этот роман сам по себе парадокс и загадка.
1 2 3 4 5