Вручение 4 декабря 2018 г. — стр. 2

4 декабря 2018 года на церемонии в Доме Пашкова члены Литературной академии назвали имена лауреатов Национальной премии «Большая книга».

В этом году финал сезона стал для гостей сюрпризом – впервые за всю историю премии церемония прошла без ведущих. Главным героем вечера стал текст «Несвоевременные мысли» Максима Горького.

Сюрпризом стало и решение жюри премии – Литературной академии. Первое место в этом году досталось романсу «Памяти памяти» Марии Степановой. На втором месте – «Бюро проверки» Александра Архангельского, третье досталось роману «Июнь» Дмитрия Быкова.

Председатель Литературной академии «Большой книги» Дмитрий Бак отмечает: «Мы находимся на очень важном этапе перелома литературы. Раньше читателю приходилось ждать книг, пригодных для чтения. Сейчас мы пришли к моменту, когда читатель ждет книг, пригодных для раздумья».

Член Литературной академии «Большой книги» Борис Куприянов: «Мне кажется, что сценарий премии совершенно необыкновенный и живой, а тексты всех финалистов показались мне очень интересными и занятными. Сегодня, странным образом, все как будто пронизывает одна и та же тема – тема памяти, тема восстановления памяти и конструирования памяти».

«Удивительно, что из нашей литературы ушла боязнь сегодняшнего дня. Все книжки, так или иначе, даже не говоря впрямую, обращены к «сегодня». Поэтому в церемонии и, собственно, в списке финалистов, было какое-то удивительное, радующее меня единство формы и содержания», – заметила член Литературной академии Анна Наринская.

Лауреатом премии «_Литблог» стала Евгения Лисисцына из Нижнего Новгорода, автор Telegram-канала greenlampbooks. Евгения начала вести блог в феврале 2017 года. В учрежденной оргкомитетом «_Литблога» спецноминации председателя жюри Галины Юзефович «Подпишитесь прямо сейчас» победителем стала Вера Котенко из города Ивантеевка с Telegram-каналом «Книгиня про книги».

Страна: Россия Место проведения: Москва, Дом Пашкова Дата проведения: 4 декабря 2018 г.

Большая книга

Алексей Коровашко 3.4
Среди русских ученых-гуманитариев нет, пожалуй, никого, кто мог бы конкурировать с Михаилом Бахтиным (1895—1975) по части общемировой известности. Его книги о Рабле и Достоевском переведены на множество языков и до сих пор продолжают активно издаваться. Больше того, успешно и бесперебойно функционирует целая «индустрия Бахтина», сочетающая в себе как привычные формы культурной трансляции научных идей, так и черты, напоминающие создание и поддержание мифологизированного культа. Даже те люди, которые никогда не читали трудов Бахтина, регулярно используют содержащиеся в них термины («диалог», «карнавал», «хронотоп», «смеховая культура», «полифонический роман»). Книга Алексея Коровашко не только детально реконструирует бахтинскую биографию, чрезвычайно богатую авантюрными сюжетами, загадками и мистификациями, но и предлагает новый взгляд на философско-литературоведческую концепцию ученого.
Марина Кудимова 5.0
Марина Кудимова — поэт известный и признанный — впервые решила собрать под одной обложкой свои прозаические опыты, которые до этого публиковались только в периодике — журналах «Континент», «Дон», «Урал», «Москва», «Нева». Проза Кудимовой естественно продолжает самые характерные черты ее поэзии — густую образность, небывало насыщенный язык, интонацию, которую ни с чьей не спутаешь, верность классической традиции. И все же — это совсем новая Кудимова, сменившая способ дыхания, владеющая другой формой с тем же завидным мастерством и не боящаяся эксперимента.
Сергей Кузнецов 4.2
На фоне исторических пейзажей. От послевоенной разрушенной Москвы до шумных вечеринок в "О.Г.И.", от подпольных йога-клубов до современных глянцевых журналов. Каждое поколение Дымовых будет расти в новых "интерьерах". Год за годом, шаг за шагом в прошлое будут уходить страхи лагерей и репрессий, неуправляемого рэкета девяностых - больше свободы, больше возможностей. Но не иллюзия ли это? Ведь какими бы разными ни были условия времени, каждому из героев придется заключить свою сделку с действительностью. И в этом смысле "Учитель Дымов" - своеобразная история русской интеллигенции второй половины XX века. Людей, которые слышат и чувствуют время. Одна власть пытается их запугать, другая - приручить, третья - не заметить. Но, принося себя в жертву эпохе, Дымовы и такие как они, неизменно учат не поступаться своей совестью.
Сергей Лебедев 3.8
Россия и Германия. Наверное, нет двух других стран, которые имели бы такие глубокие и трагические связи. Русские немцы — люди промежутка, больше не свои там, на родине, и чужие здесь, в России. Две Мировые войны. Две самые страшные диктатуры в истории человечества: Сталин и Гитлер. Образ врага с Востока и образ врага с Запада. И между жерновами истории, между двумя тоталитарными режимами, вынуждавшими людей уничтожать собственное прошлое, принимать отчеканенные государством политически верные идентичности, — история одной семьи, чей предок прибыл в Россию из Германии как апостол гомеопатии, оставив своим потомкам зыбкий мир на стыке культур, опасное наследство немецкого происхождения, немецкой крови; история рока как такового, досягающего от XIX века до наших дней.
Алексей Макушинский 4.6
Любовь, дзен-буддизм, искусство фотографии... Четвертый роман Алексея Макуушинского, продолжающий его поредыдущие книги, показывает автора с неожиданной стороны. Мир останавливается – в медитации, в фотокадре – и затем опять приходит в движение. Герои не прекращают свои духовные поиски. Но приходят ли они к какому-нибудь итогу и если да, то к какому? Полный дзен-буддистских загадок и парадоксов, этот роман сам по себе парадокс и загадка.
Борис Минаев 3.8
«Ковбой Мальборо, или Девушки 80-х» — новая книга известного российского писателя Бориса Минаева. «Жизнь любой женщины — это практически всегда остросюжетный, эпический, великий роман», — считает автор. В данном случае под одной обложкой собраны двадцать три истории из жизни молодых женщин, каждая из которых — воистину героиня своего времени. Того времени, когда начался великий разлом двух эпох и когда сформировался характер целого поколения.
Марина Москвина 3.9
Новый роман Марины Москвиной — автора “Романа с Луной”, финалиста премии “Ясная Поляна”, лауреата Международного Почетного диплома IBBY — словно сундук главного героя, полон достоверных документов, любовных писем и семейных преданий. Войны и революция, Москва, старый Витебск, бродячие музыканты, Крымская эпопея, авантюристы всех мастей, странствующий цирк-шапито, Америка двадцатых годов, горячий джаз и метели в северных колымских краях, ученый-криолог, придумавший, как остановить Время, и пламенный революционер Макар Стожаров — герой, который был рожден, чтобы спасти этот мир, но у него не получилось…
Сергей Носов 3.3
Сергей Носов – прозаик, драматург, автор шести романов, нескольких книг рассказов и эссе, а также оригинальных работ по психологии памятников; лауреат премии "Национальный бестселлер" (за роман "Фигурные скобки") и финалист "Большой книги" ("Франсуаза, или Путь к леднику"). Новая книга "Построение квадрата на шестом уроке" приглашает взглянуть на нашу жизнь с четырех неожиданных сторон и узнать, почему опасно ночевать на комаровской даче Ахматовой, где купался Керенский, что происходит в голове шестиклассника Ромы и зачем автор этой книги залез на Александровскую колонну…
Виктор Пелевин 3.8
Порфирий Петрович - литературно-полицейский алгоритм. Он расследует преступления и одновременно пишет об этом детективные романы, зарабатывая средства для Полицейского Управления.
Маруха Чо - искусствовед с большими деньгами и баба с яйцами по официальному гендеру. Ее специальность - так называемый “гипс”, искусство первой четверти XXI века. Ей нужен помощник для анализа рынка. Им становится взятый в аренду Порфирий.
“iPhuck 10” - самый дорогой любовный гаджет на рынке и одновременно самый знаменитый из 244 детективов Порфирия Петровича. Это настоящий шедевр алгоритмической полицейской прозы конца века - энциклопедический роман о будущем любви, искусства и всего остального.
Людмила Петрушевская 3.7
Роман "Нас украли. История преступлений" — это детектив нового поколения. В нем не действуют честные, умные следователи, класс, практически исчезнувший у нас. Это та история, в которой жертвы не хотят расследования, и тому есть причина. А вот что это за причина, читатели сами поймут к концу романа: ведь в каждом из нас сидит следователь, благородный, умный, не берущий взяток, стремящийся к истине и понимающий, что на свете есть такая странная вещь, как любовь.
Ваша Л.С.
Антон Понизовский 3.7
"Обращение в слух", первый роман Антона Понизовского, сразу же вошёл в короткий список премии "Большая книга" (2013).

Новый роман "Принц инкогнито" — одновременно и приключенческая новелла, и сугубо реалистичная бытовая драма, и горячая исповедь, и детектив. 1908 год, Сицилия, броненосец "Цесаревич", романтика и интрига. И сразу же: современная провинция, больница для умалишённых. Кто-то из пациентов устраивает поджог за поджогом; психиатр обязан найти пиромана. Но, как и положено в русском романе, за детективной фабулой — вопрос о “последней правде”. Где она: в тусклом реальном мире — или в цветных, золотых мечтах? И кто здесь подлинный принц?.. Может быть, вы?
Константин Семёнов 4.3
Трогательная автобиографическая фантазия, в которой нашлось место дружбе, детским воспоминаниям и взрослым размышлениям о жизни и любви. Автор описывает семейное гнездо в деревне под Ленинградом и сплетает рассказы о судьбах своих близких и друзей в ажурное полотно, дышащее радостью, спокойствием и миром. Ирония и самоирония, наблюдательность и необычный взгляд на события, происходившие с автором и его друзьями, определяют весь настрой книги.

«Этой книгой автор не раскрывает каких-либо новых моральных доктрин, горизонтов познания, и даже не приводит ни одного мало-мальски достойного кулинарного рецепта. Этого в книге точно нет, автор гарантирует. Он понимает, что это не идет книге на пользу, но сделать с этим ничего не может. Да и вряд ли хочет.»
Глеб Смирнов 4.2
До главных красот любого города доходят умом, не ногами. Эта книга не очередной путеводитель по картинным закоулкам Венеции, а исследование ландшафта её души. В объектив "Метафизики" попали темы, которые пробуждает к жизни этот город: меланхолия и гедонизм, хрупкость мира и эротика, бессмертие и Острова блаженных. Наведён фокус на таинство Ренессанса и китч, современное искусство и патину времени, повествуется о встрече с Бродским, фатуме, сновидениях и мистике Воды. Венеция рассмотрена с точки зрения учёной водоросли, приросшей к её фундаментам, а среди водорослей нередко встречаются большие охотники до умозаключений, поэзии, музыки и других фундаментальных всечеловеческих слабостей.

Автор, искусствовед и магистр философии, поселился отшельником в Венеции, где счастливо подмачивает свою репутацию бездельника, взявшись за сочинительство новелл, богословских трактатов и сказок, и мастерит рукописные книжицы. Возникает впечатление, что и строки этих страниц выведены преострым каллиграфическим пером.
Сергей Шаргунов 3.6
Сергей Шаргунов — писатель, автор биографии В.П. Катаева в серии "ЖЗЛ", романов "1993", "Книга без фотографий", "Ура!", "Малыш наказан", "Птичий грипп". Лауреат премии "Большая книга", финалист премии "Национальный бестселлер".

Новый сборник "Свои" — это проза очень личная. О родных, о любви, о памяти. Свои — образы, мысли, люди. Знаменитые предки автора и его маленький сын. Статист из телевизионной массовки и одиночка, стерегущий в тайге взлетную полосу. И даже наглый депутат-толстяк и робкая северокорейская официантка. Все — свои. Потому что всех жалко.
Инна Шульженко 3.7
Париж, наши дни. Этот город, как судьба, объединяет не связанных между собой героев: влюблённого художника и его подругу, четвёрку неразлучниц, студентку и осиротевшего парня, одинокого цветочника и разлучённую в молодости пару. И есть здесь таинственная Карусель, способная отправить вас в точку невозврата — туда, где вы совершили свою самую страшную ошибку, но благодаря Карусели можете исправить её и исцелиться на всю оставшуюся жизнь.

Приз читательских симпатий

Лауреат
Дмитрий Быков 3.8

1-е место.

Три разные истории объединены временем и местом. Конец тридцатых и середина 1941-го. Студенты ИФЛИ, возвращение из эмиграции, безумный филолог, который решил, что нашел способ влиять текстом на главные решения в стране. В воздухе разлито предчувствие войны, которую и боятся, и торопят герои романа. Им кажется, она разрубит все узлы..
Лауреат
Андрей Филимонов 3.6

2-е место.

"Рецепты сотворения мира! – это "сказка, основанная на реальном опыте", квест в лабиринте семейной истории, петляющей от Парижа до Сибири через весь XX век. Члены семьи – самые обычные люди: предатели и герои, эмигранты и коммунисты, жертвы репрессий и кавалеры орденов. Дядя Вася погиб в Большом театре, юнкер Володя проиграл сражение на Перекопе, юный летчик Митя во время войны крутил на Аляске роман с американкой из племени апачей, которую звали А-36… И никто из них не рассказал о своей жизни. В лучшем случае – оставил в семейном архиве несколько писем… И главный герой романа отправляется на тот берег Леты, чтобы лично пообщаться с тенями забытых предков.
Лауреат
Олег Ермаков 3.6

3-е место.

Этот город на востоке Речи Посполитой поляки называли замком. А русские — крепостью на западе своего царства. Здесь сходятся Восток и Запад. Весной 1632 года сюда приезжает молодой шляхтич Николаус Вржосек. А в феврале 2015 года — московский свадебный фотограф Павел Косточкин. Оба они с любопытством всматриваются в очертания замка-крепости. Что их ждет здесь? Обоих ждет любовь: одного — к внучке иконописца и травника, другого — к чужой невесте. И конечно, сражения и приключения на улочках Смоленска, в заснеженных полях и непролазных лесах. Две частные истории, переплетаясь, бросают яркие сполохи, высвечивающие уже историю не частную — историю страны. И легендарная летопись Радзивилла, созданная, скорее всего, в Смоленске и обретенная героями романа, дает возможность почувствовать дыхание еще более отдаленных времен, ведь недаром ее миниатюры называют окнами в мир Древней Руси. Ну а окнами в мир современности оказываются еще черно-белые фотографии Павла Косточкина. Да и в них тоже проступают черты той незабвенной России.
1 2