Данный отзыв подготовлен тандемом из двух книгозависимых энтузиастов. Вас ждет очень много букв и слов, так что пристегните ремни и наслаждайтесь или страдайте (каждому свое).
Мы, будучи экспертами мирового уровня или мировыми экспертами на уровне, жаждем поделиться нашим овердофига авторитетным мнением о книге Виктора Дашкевича "Граф Аверин чего-то там".
Внимание: это наше субъективное мнение! Изначально задачи докопаться не стояло. Оно само. Если коротко: фигня из-под коня. Дальше можно не ходить и поберечь время. А если интересует, что с книгой не так, см. ниже.
Краткая справка по сюжету: Россия, которую мы потеряли. Граф Аверин надёжа и опора питерского сыска. Его сиятельство молодец, хреновый сыщик, такой себе друг и средней паршивости человек... брр. Холмса заткнёт за пояс, потрясный мужик и просто Человечище. Он так прекрасен, что нас колбасит (с).
Насколько вкусный язык повествования?
Да нормальный язык. Мы слушали, читал Клюквин. Одной из нас понравилась начитка, другой - не очень. Это вкусовщина. Но текст сам нормальный, и на том спасибо.
Хорошо ли прописан мир?
А он там есть? Нуу, в аннотации на серьезных щщах заявили, что в книге нам кажут Петербург ажно 1982 года. А теперь гляньте на обложку. И как, представили 1982 год? Тысяча девятсот восемьдесят... т.е. почти самый конец 20 века. Вот и у нас случился когнитивный диссонанс. И чтоб вы понимали, про год тамошнего происходящего в тексте упомянут и даже обозначат чёт про космическую программу, но ощущение, что действо развивается в конце 19 - в начале 20 веков, не покинет. Вероятно, это наши вайбы тупо поломаны, или бракованы. Роняли нас в детстве, не иначе.
Что касается самого Петербурга, то автор назовёт лишь полторы улицы, чисто для галочки. А чего мучиться зря? Не Америки же открывает. Так что, ту нарисованную карту можно спокойно пустить на туалетную бумагу. И если перенести события в любой другой город, ничего не поменяется. Совсем. Ничего.
Зато нам навалят про автомобили аверинского производства, ведь у его братухи свой личный автопром. А что, очень удобно. И один из них даже обозван в честь Гермеса свет-очей-наших Аверина. ЧСВ у него и так улетает в стратосферу, поэтому не нужно ни в чем себя ограничивать. Только спасибо от него брат не дождался, огрёб и за инициативу и за просто так. Также мы узнаем про наличие телефонов с телевизорами. А, еще в том вымышленном мире поголовно смотрят телепередачу про экстрасенсов (ну хоть что-то не меняется никогда).
Из населения здесь все сплошь благородные и аристократичные колдуны с магами исключительно мужского пола, которые подчинили себе дивов и пользуют их на всю длину, абсолютно не волнуясь ни о какой стороне морали и этики. Потому что дивы не люди, они не испытывают никаких привязанностей, чуйств... По большей части только и хотят, что сожрать людей. Короче, люди всё-всё про дивов знают, поэтому и ведут себя с ними именно так, а не иначе. Правда, к середине книги выяснится, что ничегошеньки они про дивов не знают. Потому что даже самый типа умный Аверин офигевает от всякого поведенческого волшебных существ, которых всю жизнь изучал его папенька и книгу написал. Кстати, а кто додумался до того, что этих дивов приручить можно? И как это получилось?
А во главе этого балагана царь-батюшка, сын Колчака. Александр Колчак стал царем Александром Четвертым, а его сын (а может даже и внук, знаете ли, это как-то невнятно обозначено), стало быть, Сашей Пятым (наверняка, он очень демократичный монарх). Автор выбрал Колчака, потому как он очень хорошо знает историю или очень плохо? Если хорошо, то вы вот это вот ваше "Россию, которую мы потеряли" заверните себе. А если плохо, то, тем более. Хотя тогда понятно, чего столица в Омске (если уж нетаковость, то во всём).
И вокруг такое благолепие, такое лакшери, такое плеже, прям зависть берёт. И что характерно, с ущемленными в правах женщинами и крепостными (это дивы и, судя по поведению одного из персонажей, некоторые люди, но тем, поди, самим нравится такое положение вещей), но это ж другое, ага. Да, и еще, вот опять же страна возможностей, но почему-то Аверину приходится поспособствовать, чтобы дети его экономки, толковые парни, получили высшее образование.
Ой, а знаете чего революция-то случилась? Ну эта, 17-го года. О, это ащще по красоте: взбесившиеся дивы начали жрать не только крестьян, но и благородных! Парам-пара-пам! А благородные - это ж сплошь колдуны и маги, ну или не сплошь. Короче, жрать их низзя. Вот рабочих/крестьян можно, а благородных низзя. Точка. Ни черта не понятно, как это связано с революцией и куда делось дофига фигурантов тех событий, особенно, некто Л. Владимир. Если есть Колчак и даже Павлов (ну этот, про условные и безусловные рефлексы), значит, и невысокий лысоватый мужичок должен наличиствовать. Или не должен? Распутин же был? Был. Короче, верхи, наверное, уже не вывозили, когда причиняли им всякое. Так что ли? А восьмичасовой рабочий день в 1982 году этой вселенной есть вообще? А чё там по колониям в мире? Вброс про Вторую мировую (она в книге не Великая Отечественная) тоже доставляет. Австрийского художника-колдуна побеждали всем цивилизованным миром. Как? Не расскажут, но точно сложно.
А еще можно обоснуя за народную волю? Она в книге не так называется, но аналогия угадывается на раз. И как же подобная организация возникла в благолепной России 80-х годов 20 века? Организация состоит из одних дурачков, так каким образом она вообще функционирует?
И вот еще такой вопрос мучает нас не очень интеллектуально одаренных: как так получилось, что у князей с графьями течет колдовская кровь, а у рабочих с крестьянами такая себе? В этом мире элита верующая, стало быть, придерживается концепции происхождения человеков от Адама и Евы, которые, видимо, сначала благородных нарожали, а потом челядь, чтобы последние обслуживали первых, или наоборот? Да не работают в жизни эти ваши теории пассионарности Гумилёва. Люди ж не собачки с кошечками. Но как мы уже заметили: у нас скудоумие, посему мы не выкупаем устройство сего мира.
Слушайте, еще немного по мироустройству: а как это работает? То есть Аверина знает весь Петербург, а вот что мальчика-инвалида Алёшу воспитывает не родная мать (она погибла), а демонесса - никто не в курсе. Чёт мы не поняли. Маманька погибла не где-то там в другой стране, ведь про аварию было известно. У такой семьи вообще-то определенный круг общения, они там все друг друга знают, ибо светская тусовка плюс-минус однородная, примерно одни и те же лица. Есть фотографии (почему-то полароид, видать такое благолепие, что российская промышленность ничего подобного не может), портреты, наконец. Наверняка, после аварии друзья семьи выражали соболезнования, пытались помочь... Родня ж есть, в конце концов! Или ее нет? Но Аверина знают все - светило детективного ремесла, а вот что мальчика Алёшу воспитывает какая-то посторонняя тётя, не знает никто. Только Аверин потом догадался. Ну он светило - ему положено.
Наличие неоднозначных и сложных героев
Получается, что дивы овердофига сложные персонажи. Например, дворецкий семьи Авериных. С ним же вообще драма-драма. Да там можно целую диссертацию настрочить про житьё-бытьё отдельно взятого дива, но мы побережём ваши нервы.
Самый прикольный - это Кузя. Тут по классике: если бы у меня был такой кот, я б не женился. Как только он появляется на горизонте, Аверин всё меньше и меньше похож на детектива. Известного всему Питеру детектива! За него всю работу делает Кузя. Ну а вся слава Гермесу Аркадьевичу. Гермесу... Мы перестали называть детей Эрастами, как-то шутили в одной передаче с названием из трёх букв.
Сам Аверин, капец, какой сложный. Благородный, но сложный. С принципами. И с биполярочкой. Говорил, с дивами даже под один куст не присядет. И тут же чпокнул демонессу, ну потому что демонесса, она же див, она же мебель. С ней всякое можно. Хотя там всё по обоюдному согласию, но выглядит всё равно мерзко. А потом, вотэтоповорот, демонесса оказывается не совсем мебель или даже совсем не мебель.
Нас постоянно сколоняют к тому, чтобы мы прониклись Авериным. И это тем, кого бесит, когда к нему обращаются просто Гермес Аркадьевич, а не Ваше Сиятельство. Ну возмутительно же такое себе позволять в 1982 году, понимать надо. А знаете, что его графейшиству по душе? Когда перед ним раболепствуют и бьют челом, типа "не погуби, барин, не погуби", он прям весь цветёт и пахнет (ЧСВ его уже, небось, долетело да Альфа Центавры и сделало круг). И тут мы ненавязчиво напоминаем, это мир благоденствия и благолепия, но стало быть, не для всех. Или снова не сечём в светлое и лучшее?
Наличие приключений/интриг
С интригами не очень, а приключения есть, да. Какой-то движ происходит весь простигосподи роман. Провисаний практически нет. Поэтому прослушали мы довольно быстро. В бумаге, скорее всего, также справились бы на ура.
Любовная линия
Внезапные закадровые потрахушки можно назвать любовной линией? Нет? Тогда, расходимся.
А, есть еще любовь Аверина к себе: я люблю себя, себя любит меня, меня любит я, и мы счастливы вместе. Ну а что вы хотели? В книге это тоже вид любви.
Мораль сей басни какова?
Мораль здесь грязноватая, в мутных разводах, но нам ее пытаются обелить, и мы, обожемой, ведёмся. История Кузи не даст соврать. Див сожрал двоих высокоблагородиев и не подавился. За что его по законам шариата должны распылить в некую пустошь. Вопросы - как и кто сие делает? Что есть пустошь? - конечно останутся без ответов, принимайте как данность. Знаете, что думает Аверин по этому поводу? Хороший див, надо брать, и таки берёт. А див - и швец, и жнец, и на дуде игрец. И вообще он зайка, в смысле, котик. А мы, позабыв про сомнительное прошлое и убийственную природу, уже во всю болеем за Кузю. Потому что мы любим котиков.
Девиз самого Аверина по жизни: что позволено Юпитеру, не позволено быку. К примеру, сцена, в которой он воспитывает нашего Кузю. Светлейшество бьёт котейку плетью по хребтине, нормально так лупит. Красочно описано, даёт представление, как это было. Ну потому что Кузя - див, т.е. грязь под ногтями, и повел себя несколько нагловато, а Аверин такие вещи не спускает. Надо объяснить было нерадивому, что его место у параши. И всё бы ничего, но Кузя позже спасает Аверину жизнь, да еще как спасает, чуть не погнибнув сам. И вот после всего этого Аверин выглядит еще гадливее. А это наш титульный персонаж, сиятельство. Любой вменяемый человек будет держаться от таких, как он, как можно дальше, но в книге нам пропихивают иное.
А еще втирают, что кастовость общества - это закономерность, такова человеческая природа. Нам быдлам-пролетариям чёт такое не близко. Мы в другой парадигме воспитаны. Ну говорим же, скудоумие ума. Но даже мы понимаем, что по условным балам будет скакать 1% этих авереных, а 99% кузей будет этот 1% обслуживать. И нам, кузям, чёт такое не близко. Мы вот за эту ерунду: равноправие, социальные лифты... ну вот за этот вот бред.
Итоги/выводы
Мы так и не смогли ответить себе на вопросы:
Почему Виктор Дашкевич, будучи с юношества в союзе писателей, издал за все это время всего лишь одну книгу, зато с победной заявкой на серийность (и ту про светлоликих столпов человечества)? И за какие такие заслуги имеет столько хайпа по своему дебюту? Или мы чего-то не знаем?
Скорее всего, погремит данная серия, а через пару лет о ней никто и не вспомнит. Идея сего чтива сомнительна. Почему эта книга многим зашла, не понятно. Аверин - мерзкий тип. Мир прописан плохо. Мораль в грязно-серых разводах.
Это же пустышка в красивой обёртке (издание и правда очень красивое). Нарратив не проработан, и его посыл, похоже, заточен на тех, кто уверен, что завоюй нас тогда парни в форме от Хьюго Босс, мы бы сейчас пили баварское.
Мы конечно поймем и простим тех, кто считает, что эта книга исключительно развлекательного характера, и не должна нести в себе всё то, что мы тут вам выдали как на духу. Но, ребят, работу с матчастью никто не отменял. Мы ничего не имеем против альтернативной истории. Пусть ее пишут на здоровье. Только нормально, чтобы в этот мир можно было поверить, чтобы без сюжетных дыр размером в Марианскую впадину и с толикой обоснуя происходящего.