Джузеппе Дженна (итал. Giuseppe Genna) - итальянский писатель.
Родился 12 декабря 1969 года в Милане, Италия.
В 1991-1992 г.г. работал нателевидении Odeon TV.
В 1994 году был техническим советником палаты депутатов президента.
В 2006 году был приглашен в качестве жюри на Венецианский кинофестиваль Horizons в Венеции.
С 2006 года сотрудничает с американским журналом Vanity Fair (англ. "Ярмарка тщеславия"), журнал посвящен политике, моде и другим аспектам массовой культуры.
С апреля 2011 года - редактор-консультант в Basic Books, Нью-Йоркском издательстве.
Джузеппе Дженна (итал. Giuseppe Genna ) - итальянский писатель.
Родился 12 декабря 1969 года в Милане, Италия. В 1991-1992 г.г. работал нателевидении Odeon TV.
В 1994 году… Развернуть
Мэри Дуглас – британский антрополог, известный работами по культуре и символизму. Дуглас работала в области социальной антропологии, особенно ее интересовало сравнительное религиоведение. Считается последовательницей Эмиля Дюркгейма и сторонницей структурного анализа.
Отец Мэри Дуглас, урожденной Маргарет Мэри Тью, служил в британской колониальной администрации, мать была набожной католичкой, и Мэри вместе с сестрой воспитывались согласно этой вере.
Дуглас посещала католическую школу, а затем училась в Оксфорде (1939-1943), где испытала влияние Э. Э. Эванса-Причарда.
Работала в Министерстве по делам колоний до 1947 года.
Затем вернулась в Оксфорд, чтобы продолжить учебу. В 1949 году выполняла полевые исследования народа леле на территории тогдашнего Бельгийского Конго, в регионе реки Касаи.
В начале 1950-х Дуглас получила докторскую степень и вышла замуж за Джеймса Дугласа. Он также был католиком и принадлежал колониальной семье. У них родилось трое детей.
Дуглас преподавала в Университетском колледже Лондона больше 25 лет. С 1977 года в течение 11 лет преподавала и писала в США (в Институте Рассела Сейджа в Нью-Йорке и Северо-Западном университете, в должности профессора культурологии и профессора гуманитарных наук соответственно). Публиковала работы по таким темам, как анализ степени риска и окружающая среда, потребление и экономика благосостояния, еда и ритуал; при этом ее работы приобретали все большую популярность за пределами антропологических кругов. Работа «Чистота и опасность», вышедшая в 1966 году, завоевала Дуглас научную репутацию. Эта книга считается главным текстом в социальной антропологии.
В 1978 году вышла написанная в соавторстве с эконометристом Бароном Ишервудом работа «Мир товаров», которая стала первой работой в области экономической антропологии.
В 2006 году была объявлена Дамой-командором ордена Британской империи.
Умерла 16 мая 2007 года в Лондоне в возрасте 86 лет от осложнений рака.
Мэри Дуглас – британский антрополог, известный работами по культуре и символизму. Дуглас работала в области социальной антропологии, особенно ее интересовало сравнительное… Развернуть
Итальянский социолог литературы, работает в США.
Защитил докторскую диссертацию по английской литературе 1930-х годов в Римском университете с оценкой summa cum laude (1972). В дальнейшем – профессор сравнительного литературоведения в Колумбийском университете. В настоящее время – профессор в Стэнфорде. Выступал с лекциями, вел семинары в Чикаго, Принстоне, Беркли.
Был близок к неомарксизму, изучал воздействие идеологии на литературу. Позднее соединил идеи литературной эволюции с интересом к центропериферийным отношениям в культуре и количественными методами исследования больших массивов данных. Организовал и возглавляет Стэнфордскую лабораторию литературы, где ведутся количественные исследования литературных феноменов (роман, новелла, поэзия).
Итальянский социолог литературы, работает в США.
Защитил докторскую диссертацию по английской литературе 1930-х годов в Римском университете с оценкой summa cum laude (1972). В… Развернуть
Лучано Канфора (итал. Luciano Canfora, род. 05.06.1942, Бари, Италия) — итальянский историк и филолог-классик. Эмерит-профессор Барийского университета.
С 1968 г. — преподаватель (до 1971 года — папирологии) Барийского университета, в 1975—2012 гг. — его профессор классической филологии, ныне эмерит. В 2005 году — приглашённый профессор в EHESS, в 2006 г. — в Коллеж де Франс.
Книгу «Демократия в Европе» Канфора писал на заказ для мультинациональной серии «Создание Европы» под редакцией Ж. Ле Гоффа, однако немецкое издательство отказалось её выпускать.
Лучано Канфора (итал. Luciano Canfora, род. 05.06.1942, Бари, Италия) — итальянский историк и филолог-классик. Эмерит-профессор Барийского университета. С 1968 г. —… Развернуть
Фабио Ланзони родился 15 марта 1959 года в Италии, Милане, и сейчас является самой высокооплачиваемой моделью в мире. Он появился на свет в состоятельной итальянской семье. Его отец был промышленником в Милане, и вся семья жила в роскоши. Единственное, о чём Фабио жалеет - что не сделал карьеру профессионального лыжника. Фабио даже стал международной моделью для кукол. Уже в двенадцать лет мальчик получил контракт на 2,5 миллиона доллара, чтобы стать моделью. Долгое время он работал моделью для обложек любовных романов и несколько раз появился в кино в небольших ролях, и в рекламе. Несмотря на свою известность, он доступен для своих поклонников и с удовольствием раздаёт автографы. Появление длинноволосого, накаченного красавчика на обложках повышало продажи книг на 40%. В итоге, Звезда появилась на более чем 2000 суперобложках. Также красавец записал довольно успешный компакт-диск, хотя исполнял песни не он. Также Фабио ухитрился выпустить три книжки, которые тоже не он написал, только курировал работу авторов. Романы «Пират», «Жулик» и «Викинг», в которых используется его имя и рекламный образ, направлены на проблемы СПИДа и против курения, что было сложно сделать, учитывая, что действие книг происходит в 18 веке. Сейчас Фабио проживает в своём доме с пятью спальня в горах Санта-Моники, куда он переехал из Беверли Хиллз.
Фабио Ланзони родился 15 марта 1959 года в Италии, Милане, и сейчас является самой высокооплачиваемой моделью в мире. Он появился на свет в состоятельной итальянской семье. Его… Развернуть
Итальянский публицист, писатель, сценарист. Сын художника Энрико Аккатино.
Лионелло Вентури — итальянский искусствовед и историк искусства, профессор Туринского и Римского университетов. Преподавал также в Англии, Франции и США. Работы Вентури отличаются меткостью характеристик, широтой охвата исторических проблем. Его сын, Франко Вентури, преподавал в в Сорбонне и Туринском университете, был специалистом по русскому народничеству; будучи участником движения сопротивления, находился в фашистском заключении.
В 1909-1912 гг. Лионелло Вентури работал в Венецианской Галерее и Галерее Боргезе в Риме. В 1911-14 — преподаватель истории средневекового и нового искусства в Университете Падуи, экстраординарный профессор истории искусства Туринского университета. После вступления Италии в Первую мировую войну служил добровольцем в артиллери и был пулеметчиком. Получив ранение в глаз, в 1917 году демобилизован.
После войны снова преподавал в Туринском университете, но в 1931 году отказался присягнуть режиму Бенито Муссолини, вследствие чего эмигрировал во Францию преподавал историю искусств в университетах Парижа и Лиона. Был членом антифашистской организации «Справедливость и свобода». В 1939 году эмигрировал в США. Преподавал в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, Калифорнийском университете, школе свободных искусств, а также университетах Чикаго, Детройта и Филадельфии. Участвовал в деятельности антифашистского «Общества Маццини».
В 1945 вернулся в Италию и получил приглашение стать профессором Туринского университета, однако предпочел занять кафедру истории искусства в Риме. После смерти. Библиотека Лионелло Вентури была разделена между университетами Рима, Турина и Перуджи. В 1996 году его архив был передан его наследниками в отдел истории искусства Римского Университета Сапиенца.
Лионелло Вентури — итальянский искусствовед и историк искусства, профессор Туринского и Римского университетов. Преподавал также в Англии, Франции и США. Работы Вентури… Развернуть
Роза Джаннетта (11 апреля 1945 года, Тревико, Авеллино ) - итальянская журналистка и профессорка социологии. Вышла на пенсию в 2014 году.
Закончила в 1974 году IULM University of Milan, а в 1988 году вышла замуж за профессора Франческо Альберони, социолога. Поэтому во многих публикациях она использует две фамилии.
Писала для таких газет как La Stampa, Il Giorno и Corriere della Sera, а также для таких журналов как Gioia, Anna и Oggi .
Роза Джаннетта (11 апреля 1945 года, Тревико, Авеллино ) - итальянская журналистка и профессорка социологии. Вышла на пенсию в 2014 году. Закончила в 1974 году IULM University… Развернуть
Альфредо Мария Бонанно - главный теоретик современного инсуррекционалисткого анархизма, автор ряда очерков, включая «Вооруженная радость» (за который был осуждён на 18 месяцев итальянским правительством), «Борьба анархистов» и др. Является редактором «Изданий Анархизма» и многих других публикаций, только некоторые из которых были переведены на английский язык. Был вовлечен в анархистскую борьбу на протяжении более чем 30 лет.
В 1960-х течения внутри итальянского анархизма, которое не могло быть отождествлено ни с классической Итальянской Анархистской Федерацией, ни с платформистами (Анархистской группой пролетарского действия), появлялись локальными группами. Эти группы придавали особое значение прямому действию, сходству неформальных групп и экспроприации для финансирования анархистской деятельности. Бонанно выходец именно таких групп, в частности на него имел влияние испанский анархист Хосе Фасериаса.
Критика авторитарных организаций 1970-х, члены которых были уверены, что они находятся в привилегированном положении для борьбы по сравнению с пролетариатом в целом, была видна в борьбе 80-х, например, в противостоянии военной базе, которая являлась убежищем ядерного оружия в Комисо, Сицилия (ранние 80-е). Анархисты активно проявили себя в борьбе. Главным теоретиком этих идей был Бонанно и его публикация «Анархизм».
В 1993 Бонанно написал «For An Anti-authoritarian Insurrectionalist International», в котором он предложил согласование между средиземноморскими повстанцами периода пост-распада Советского Союза и гражданских войск в бывшей Югославии.
Бонанно был одним из сотен итальянских анархистов, которых арестовали в ночь на 19 июня 1997, когда итальянские войска безопасности проводили рейды по анархистским центрам и приватным домам по всей Италии. Рейды последовали после взрыва Палаццо Марино в Милане, Италия 25 апреля, 1997. 2 февраля, 2003 Бонанно был приговорен к 6 годам тюрьмы и выплате штрафа в размере 2000 евро (первая судимость — 3 года, 6 месяцев) за вооруженное нападение и другие преступления. Такие обвинения были связаны с «Марини Триал», в котором итальянские анархисты были обвиненными в принадлежности к вооруженной группе с идейным лидером — Альфредо Бонанно. 4 октября 2009 Бонанно был арестован с греческим анархистом Христосом Стратигопулосом в Трикале, центральной Греции, по обвинению в осуществлении вооруженного ограбления местного банка. В машине были найдены 46900 евро наличными. 22 ноября 2010 Бонанно был арестован на 4 года и сразу же отпущен на свободу (он пробыл в тюрьме около года и к тому моменту ему было уже более 70 лет) Стратигопулос был осужден на 8 лет и 9 месяцев и возможно будет отпущен в конце 2011.
Альфредо Мария Бонанно - главный теоретик современного инсуррекционалисткого анархизма, автор ряда очерков, включая «Вооруженная радость» (за который был осуждён на 18 месяцев… Развернуть
Полициано Анджело (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano, настоящее имя Анджело Амброджини ) - итальянский поэт, драматург, один из крупнейших представителей гуманистической литературы 15 века.
Родился в городке Монтепульчано, недалеко от Сиены (от латинской формы названия города – Mons Politianus – поэт впоследствии возьмет свой псевдоним).
Род Амброджини был обычным купеческим родом, однако отец поэта, юрист, принадлежал уже к новой интеллигенции.
В 1464 г., после смерти отца, который не оставил ему ни денег, ни связей, мальчик перебрался во Флоренцию.
В 1469—1474 гг. Полициано посещал университет (Студио), где слушал лекции Иоанна Аргиропуло, Кристофоро Ландино, Андроника Каллиста. В студенческие годы Полициано приобрел феноменальное знание греческой, латинской и итальянской литературы. В это же время он сблизился с Фичино и с Платоновской Академией. Однако гораздо больше, чем Аристотель, Платон и Плотин, его занимал Гомер. Полициано, более дерзкий, чем римские классики, решил перевести «Илиаду» латинскими гексаметрами. В 1470 г. он посвятил Лоренцо Медичи перевод второй песни «Илиады», а в 1472 г. Полициано поднес Лоренцо третью песнь. Перевод первых песен «Илиады» был огромным событием в литературной жизни Италии, и гуманисты наперебой восхваляли поэтичность перевода.
Перевод «Илиады» открыл перед Полициано дом Медичи: Лоренцо предоставил в его распоряжение богатейшую библиотеку и собрание античных скульптур и монет. Полициано исполнял при Лоренцо обязанности секретаря, а с 1475 г. воспитывал его сыновей Пьеро и Джованни, будущего папу Льва X.
Покровительство Лоренцо, для которого Полициано в эти годы составил первую антологию итальянской поэзии на вольгаре под названием «Арагонское собрание» («Raccolta aragonese»), включавшую тексты от поэтов сицилийской школы до современников, обеспечивало поэту достойные условия существования.
Некоторое время живет вместе с семьей Лоренцо на вилле Кафаджоло, однако – возможно, из-за размолвок с женой Великолепного Клариче Орсини, которая не поддерживала его методов воспитания, - вынужден вернуться во Флоренцию.
В конце 1479 г., когда Лоренцо находился в Неаполе и вел сложные дипломатические переговоры с неаполитанским королем, Полициано (который был против поездки Лоренцо) покидает город и направляется в Мантую, где останавливается у кардинала Франческо Гонзага.
В июне того же года Лоренцо призывает его обратно во Флоренцию и назначает преподавателем греческой и латинской словесности во флорентийском университете «lo Studio». В этой должности Полициано останется до 1493 г., занимаясь комментариями различных текстов античной литературы.
Кроме того, Лоренцо, создававший в это время большую библиотеку, посылает поэта в различные итальянские города (Болонью, Феррару, Венецию) в поисках древних рукописей.
Смерть Великолепного в 1492 г. настолько потрясла его, что поэт намеревался найти себе другое место службы в Риме, при Ватиканской библиотеке, однако ему это не удалось. Вернувшись во Флоренцию, Полициано умер в ночь с 28 на 29 сентября 1494 г.
Полициано Анджело (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano, настоящее имя Анджело Амброджини ) - итальянский поэт, драматург, один из крупнейших представителей… Развернуть
Паскуале Феста-Кампаниле — итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр.
Паскуале Феста-Кампаниле родился 28 июля 1927 года в старинном южно-итальянском городе Мельфи, в состоятельной семье правоведов. Он был сыном Раффаэле Феста-Кампаниле и Ольги Паппадà. В 1936 году семья его отца переехала в Рим, который в дальнейшем стал не только местом действия, но и героем его многочисленных произведений, а колоритный язык римлян — одной из постоянных коннотат поэтики комедии по-итальянски, основного жанра «розового неореализма».
В раннем возрасте Паскуале поступил в престижный римский лицей им. Юлия Цезаря, по окончании которого изучал юриспруденцию в Римском университете. Здесь в 1949 г. он познакомился с Массимо Франчоза, молодым преподавателем римского права, с которым на долгие годы сложился их творческий союз. «Я поставил ему „пятерку“ на экзамене, на следующий день он зашел меня поблагодарить, и мы сдружились. Мы написали гору киносценариев, которые в те годы были никому не нужны».
Ещё в университетские годы Паскуале Феста-Кампаниле начал сотрудничество с римскими газетами и журналами, где публиковал короткие рассказы и в 1948 г. получил свою первую литературную награду — премию «Каравелла» за новеллы «Вавилон за городскими стенами», «Пещерные жители», «Приземление на родину лото», «Возвращение на остров», «Испания в Сарагосе». Массимо Франчоза одновременно с преподавательской работой был редактором знаменитого журнала «La Fiera Letteraria» («Литературная ярмарка»), которым руководил маститый поэт Винченцо Кардарелли (1887—1959), продвигавший молодые таланты послевоенной литературы. Феста-Кампаниле стал внештатным сотрудником, а вскоре и штатным редактором журнала. В «Литературной ярмарке» он вёл две рубрики: «Что делают итальянские писатели» и «Что делают итальянские кинематографисты», которые позволили ему войти в мир большой литературы и кино: Пратолини, Моравиа, Висконти, Дзаваттини, Феллини, Дзампа, Кастеллани, Берто стали его собеседниками, учителями и друзьями. Это были годы формирования Паскуале Феста-Кампаниле, совпавшие с расцветом неореализма, который оставил неизгладимый след в его творческой биографии.
В 1949 году Феста-Кампаниле и Франчоза дебютировали в кинематографе; по их сценарию «Фадиджа — закон вендетты» режиссёр Роберто Бьянки Монтеро снял фильм о междоусобицах сардинских землепашцев и пастухов. Основным занятием Феста-Кампаниле до 1955 г. был журнализм — он работал на радио, телевидении, публиковался в журнале Роберто Лонги «Paragone», за эту деятельность был удостоен журналисткой премии Марцотто.
Переломным стал 1955 года, когда по сценарию Феста-Кампаниле и Франчозы вышел фильм «Влюблённые», снятый Мауро Болоньини. «Влюблённые» — манифест «розового неореализма». Фильм обозначил отход итальянского кинематографа от пережившей себя поэтики неореализма, уже неспособной выразить проблемы и чаяния стремительно меняющегося мира. Закончившийся по всеобщему согласию на фильме «Умберто Д.» Де Сики и Дзаватиини неореализм уступил место младшему брату. «Розовый неореализм» — это драматическая реальность, выраженная комедийными средствами. В фильме «Влюблённые» Феста-Кампаниле отошёл от эпизодической структуры комедии, скроенной для великого актёра-комика, и возвратился к классической комедии Гольдони, погружённой в окружающую жизнь, в данном случае к его одноимённой комедии «Влюблённые».
В 1957 года Паскуале Феста-Кампаниле дебютировал на литературном поприще романом «Бабушка Сабелла», которому авторитетное жюри присудило главную награду — премию «Король друзей» (Il Re degli Amici) за лучший юмористический роман. Успех «Бабушки Сабеллы» закрепил одноимённый фильм Дино Ризи, снятый в том же году и удостоенный «Золотой раковины», главной премии фестиваля в Сан-Себастьяне. Кассовый сбор от его проката убедил Феста-Кампаниле в том, что путь к широкому успеху лежит через кинематограф. В дальнейшем, однако, он с сожалением говорил, что «зря потратил столько времени на кино в ущерб литературе».
Всем романам Паскуале Феста-Кампаниле присуща кинематографичность как в структуре рассказа, так и в строении образов. При этом он не был доволен ни одним из снятых по ним фильмам. На вопрос журналиста: «Какой из фильмов, снятых по твоим романам, ты считаешь лучше романа?» писатель отвечал: «Все они без исключения хуже романов. Это ещё одно доказательство бессмысленности переноса книги на киноэкран. Я очень люблю свои романы и сам занимался их экранизацией, поэтому мне некого винить в том, что все они по существу погублены». Другим отличительным свойством писателя является то, что все его романы (за исключением «Девушки из Триеста») написаны от первого лица, что расширяет возможности интроспекции и заостренности на психологических тонкостях персонажа. Его романы характеризует принадлежность к классической нарративной традиции с их стремительным развитием остросюжетного действия, глубоким знанием человеческой психологии и инстинктов, человеческих драм и комедий; они читаются неотрывно, на одном дыхании; его писательское перо отличается легкостью, за которой либо вскрывается второе дно, либо веет ароматом Палестины, либо дыханием ушедших времен с их очарованием и магией. Часто они заставляют смеяться до слёз и предлагают задуматься над причиной смеха.
В 1986 г. уже после смерти писателя вышел последний его роман «Счастливого рождества… Счастливого нового года» о престарелой супружеской паре, вынужденной жить врозь по домам дочерей из-за отсутствия денег. Разлука внезапно пробуждает в Эльвире и Джино прежние чувства, и они вопреки всем невзгодам воссоединяются вновь. Одноимённый фильм по этому роману снял в 1989 г. Луиджи Коменчини. Сценарий для него написали дети двух великих кинематографистов — Раффаэле Феста-Кампаниле и Кристина Коменчини.
Почечная неоплазия, обнаруженная в 1984 г., переросла в рак печени, от которого Паскуале Феста-Кампаниле скончался 25 февраля 1986 года.
В 2017 году к 90-летию писателя был издан сборник его ранних рассказов под названием «Счастье — замечательная вещь», в котором собраны произведения, опубликованные на страницах «Литературной ярмарки». Среди них автобиографический рассказ «Бабушка Юлия», из которого вырастет роман «Бабушка Сабелла». Итальянская культура закрепила за Феста-Кампаниле статус классика, включив этот роман в список обязательной литературы для изучения в средней школе.
Паскуале Феста-Кампаниле — итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Паскуале Феста-Кампаниле родился 28 июля 1927 года в старинном южно-итальянском городе Мельфи, в… Развернуть
Эмилио Джентиле — итальянский историк, специализирующийся на идеологии и культуре фашизма, профессор Римского университета Ла Сапиенца. Считается одним из ведущих культурных историков фашистской идеологии Италии.
Учился у Ренцо Де Феличе и написал о нем книгу.
Эмилио Джентиле — итальянский историк, специализирующийся на идеологии и культуре фашизма, профессор Римского университета Ла Сапиенца. Считается одним из ведущих культурных… Развернуть
Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.
С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.
После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523 года) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 года. К 1527 году относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой.
После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо.
Бальдассаре Кастильоне , граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений… Развернуть
Луиджи Лунари (Luigi Lunari) — итальянский драматург, прозаик, переводчик, публицист, театровед, литературный и музыкальный критик. Лауреат национальной премии «Лучший драматург года».
Автор пьес, многие из которых переведены на иностранные языки и с успехом идут на театральных сценах от США до Японии, в том числе в России, самые известные «Трое на качелях» [«Tre sull’altalena», 1989], «Во имя Отца» [«In nome del Padre», 1997], «Под мостом у реки» [«Sotto un ponte, lungo un fiume...», 2004], «Последняя победа» [«L’ultima vittoria», 2013]; книг «История театра» [«Storia del teatro», 1999], «История музыки. От Орфея до Майкла Джексона» [«Storia della musica. Da Orfeo a Michael Jacson», 2010], трех романов: исторического «Кортес. Завоеватель Мексики» [«Cortes, Il conquistatore del Messico», 2000], комического «Швейк в Нью-Йорке» [«Sveik a New York», 2010] и документального «Маэстро и другие» [«Il Maesrto e gli altri», 1991].
Луиджи Лунари ( Luigi Lunari ) — итальянский драматург, прозаик, переводчик, публицист, театровед, литературный и музыкальный критик. Лауреат национальной премии «Лучший… Развернуть
Васко Пратолини - итальянский писатель, участник антифашистского Сопротивления, П. — виднейший представитель неореализма в послевоенной итальянской литературе.
Родился во Флоренции, в бедной семье. В годы ранней молодости занимается самой разной работой, самостоятельно учится, заболевает туберкулезом и два года проводит в санаториях на севере Италии.
Вернувшись во Флоренцию в 1937 г., сближается с кружком интеллектуалов журнала «Солария», знакомится с Элио Витторини, затем с Альфонсо Гатто. Вместе с ним в 1938-39 гг. выпускает журнал «Марсово поле» (“Campo di Marte”). Затем начинает работать в министерстве образования в Риме и сближается с писателями журнала «Ронда». Принял активное участие в движении Сопротивления, после окончания войны окончательно перебрался в Рим, представлявший собой в то время крупный центр культуры. На протяжении нескольких десятилетий Пратолини занимался литературой, культурой в широком смысле слова, особенно радио и кино; получив широкое признание, был отмечен многочисленными итальянскими и международными премиями.
Пратолини стал редким примером писателя-самоучки в 20 в. и оставил после себя внушительное число прозаических и поэтических произведений. Первый его сборник автобиографического характера «Зеленый ковер» («Il tappeto verde»), включавший прозу и стихи, вышел в 1941 г. За ним последовали повести «Улица де’ Магаддзини» («Via de’ Magazzini», 1943), ставшая самым удачным его литературным произведением раннего периода творчества, и «Подруги» («Le amiche»), написанная в то же время. В 1947 г. автобиографическую линию продолжает сборник эссе «Профессия бродяга» («Mestiere di vagabondo»), а в 1956-м – «Сентиментальный дневник» («Diario sentimentale»).
В большую литературу Пратолини вошел своим романом «Квартал» («Il quartiere», 1944), который стал началом долгого творческого пути, поставившего писателя в ряд крупнейших представителей неореализма.
За ним последовал в 1947 г. роман «Семейная хроника» («Cronaca familiare»), который был посвящен умершему брату Ферруччо, - это своеобразный разговор, исполненный горечи и сожалений, с ушедшим братом, с которым автор был разлучен еще в детстве и которого слишком поздно попытался понять. В романе намечается одна из самых важных тенденций последующей прозы Пратолини – воспоминания о прошлом, волнующие и элегические. «Повесть о бедных влюбленных» («Cronache di poveri amanti»), также вышедшую в 1947 г., многие критики считают первым образцом неореализма в итальянской литературе. Действие книги происходит в районе улицы Дель Корно, одной из старейших улиц Флоренции, где сам автор провел детство, в годы фашистской диктатуры; герои произведения – обычные люди, чьи истории то пересекаются, то расходятся и, в конечном итоге, возникает хоральное повествование, внутри которого различные стороны действительности связываются воедино благодаря умению автора неопосредованно рассказать о событиях после первой мировой войны, о годах, в которые в Италии начал утверждаться фашизм.
В 1949 г. выходит роман «Герой нашего времени» («Un eroe del nostro tempo»), менее удачный, по оценке критики, - в нем Пратолини показывает самые мрачные стороны фашизма на примере одного отрицательного персонажа Сандрино. В повести «Девушки из Сан-Фредиано» («Le ragazze di Sanfrediano») повествование также опирается на юношеские воспоминания автора и повествование приобретает хоральное звучание.
Вышедшим в 1955 г. романом «Метелло» («Metello») Пратолини начинает трилогию «Итальянская история» («Una storia italiana»), задуманную как большое художественное повествование, охватывающее период с конца девятнадцатого века до шестидесятых годов двадцатого. В нее войдут также романы «Расточительство» («Lo scialo», 1960) и «Аллегория и осмеяние» («Allegoria e derisione», 1966). В первом романе «Метелло», построенном по достаточно прямой повествовательной схеме, рассказана история юноши из городка Вальдрано, приехавшего во Флоренцию в начале века. Его взросление происходит на фоне значительных событий итальянской истории, начала борьбы за права профсоюзов и развития рабочего движения. В романе еще очевидны основные принципы неореалистической эстетики, но частые лирические отступления и особое внимание к психологической характеристике персонажей говорят о том, что автор выходит за рамки этой школы.
Второй роман трилогии в значительной степени отличается от первого. В нем, на примере группы персонажей , символизирующих пороки и распущенность, царящие в обществе, изображен моральный распад буржуазной среды, находящейся во власти некоего космического зла, от которой невозможно освободиться. Роман строится в двух плоскостях и включает как объективные описания, еще связанные с неореализмом, так и дневниковую форму и пространные монологи. Пратолини вернулся к тексту в 1976 г. и значительно улучшил его структуру.
Более отчетливо подобная техника повествования применена и в заключительной части трилогии. Само название указывает на иной авторский подход к изображаемым событиям. В структуру текста включена пространная «сказка», героями которой являются не привычные персонажи, а мыши и коты, и приобретает аллегорическое значение, недвусмысленно отсылающее читателя к конкретной исторической реальности – фашизму, возведенной, в свою очередь, в разряд символов, поскольку, по мнению автора, история есть «осмеяние», и искусство может быть только ее «аллегорией». В тексте также присутствует немало автобиографических элементов, рассматриваемых сквозь призму интроспективного анализа, цель которого – проследить, как формируется тот или иной тип человеческого поведения.
Одновременно с работой над трилогией Пратолини создает роман с традиционной структурой «Постоянство разума» («La costanza della ragione», 1963): это история молодого флорентийца, рассказанная от первого лица, формирование которого происходит через различные, нередко тяжелые и болезненные, ситуации и поступки. Это одно из лучших произведений писателя, в том числе и с точки зрения языка и стиля: в нем очевидна гражданственность Пратолини, его тесная связь с реальностью своего времени. В книге ощущается скептическое отношение писателя к той эйфории, охватившей Италию в период экономического «чуда» на рубеже 50-60-х гг.
Творчество Пратолини было положительно оценено большей частью критики, однако нередко вызывало и споры. Автора упрекали за то, что он первым из итальянских писателей отказался от многих повествовательных приемов, изобретенных в эпоху декаданса: от темы детства, к которому апеллируют герои, от болезненной чувственности, эротизма, насилия. Вместо этого Пратолини изображает простые и естественные чувства дружбы, любви; его герои участвуют в политических событиях, отображенных в романах объективно и реалистически. В то же время критика марксисткой направленности сочла почти предательством тот факт, что писатель постепенно отдаляется от чисто реалистической манеры письма и большое внимание уделяет лиризму, изображению внутреннего мира персонажей, обращается к экспериментам, отражающим развитие современной ему литературы.
Васко Пратолини - итальянский писатель, участник антифашистского Сопротивления, П. — виднейший представитель неореализма в послевоенной итальянской литературе. Родился во… Развернуть
Антония Арслан родилась, выросла, училась, работала, работает и постоянно проживает на севере Италии, в Падуе. Она — внучка знаменитого врача Ерванта Арслана (1865–1949), мирового светила в области оториноларингологии, педиатрии и других областей медицины. Армянин, уроженец Анатолии, Ервант Арслан приехал в Италию в возрасте 13 лет, окончил Армянский колледж «Мурат Рафаэль» в Венеции, затем Падуанский Университет.Антония, была названа в честь покровителя Падуи — Святого Антония Падуанского. В Падуанском Университете она получила диплом археолога, но вскоре целиком посвятила себя изучению итальянской литературы Нового времени. Она — заслуженный профессор филологического факультета. Имя филолога Антонии Арслан — не ново в литературе. Она имеет большой профессиональный престиж в научных кругах,не только в Италии, но и в других странах Европы и в США. Ее хорошо знают высокообразованные читатели, которые читают книги полностью: с предисловием, послесловием и комментариями.
Сначала главной темой ее исследований был жанр итальянского «народного романа» XIX века (истории из повседневной жизни, которые публиковались как приложения к периодической печати). Затем она обратила внимание на совершенно не изученный пласт итальянской литературы: творчество женщин-писательниц и постепенно опубликовала целую серию забытых или вообще неизвестных текстов. Такие исследования Антонии Арслан, как «Дамы, дурман и курицы. Итальянский народный роман на рубеже XVIII и XIX вв.» («Dame, droga e galline. Il romanzo popolare italiano fra Ottocento e Novecento») и « Дамы , курицы и королевы . Итальянская “женская литература” на рубеже XVIII и XIX вв.» («Dame, galline e regine. La scrittura femminile italiana fra Ottocento e Novecento»), добавили новую главу в историю итальянской литературы.
Антония Арслан родилась, выросла, училась, работала, работает и постоянно проживает на севере Италии, в Падуе. Она — внучка знаменитого врача Ерванта Арслана (1865–1949),… Развернуть
Иоанн де Плано Карпини (Джованни Плано Карпини, Иоанн из Пьян дель Карпине) — итальянский францисканец, первым из европейцев, до Рубрука и Андре де Лонжюмо, посетивший Монгольскую империю и оставивший описание своего путешествия. Архиепископ Бара в 1248—1252 годах.
Иоанн де Плано Карпини (Джованни Плано Карпини, Иоанн из Пьян дель Карпине) — итальянский францисканец, первым из европейцев, до Рубрука и Андре де Лонжюмо, посетивший… Развернуть
Ливи Баччи Массимо - итальянский профессор демографии, Флорентийский университет.
Родился во Флоренции в семье ученых. Отец Ливио Ливи, дед Ридольфо и прадед Карло были выдающимися учеными в области статистики и социальных наук, антропологии и психиатрии.
В 1960 окончил факультет политологии им. Чезаре Альфьери Университета Флоренции.
В 1960-1961 обучался в Брауновском университете, по стипендии Фулбрайта.
С 1962 в Римском университете.
С 1966 в Университете Флоренции, профессор демографии экономического факультета, с 1984 профессор факультета политологии им. Чезаре Альфьери. С 2015 почетный профессор Флорентийского университета.
Руководил и координировал исследовательские группы, соучредитель научных обществ, консультант многих учреждений в Италии и за рубежом.
Возглавлял Международный союз научных исследований народонаселения (IUSSP), всемирной ассоциации демографов.
Преподавал и проводил исследования в США, Мексике, Бразилии и европейских странах.
Получил докторские степени honoris causa в Льежском университете и Мадридском университете Комплутенсе.
Член национальной Римской академии «Линчеи» (1985), Американского философского общества (2004) и Японской академии (2008).
В 2001 удостоен престижной премии Invernizzi в области экономических и социальных наук.
Избирался в Сенат Италии от Тосканы в 2006 и 2008.
Научная деятельность касалась различных аспектов населения Италии и мира, как в его нынешнем развитии, так и в исторической перспективе. Сторонник междисциплинарного подхода к демографическим исследованиям.
Два направления изучения - первое, исторического характера, касается коренного населения Иберийской Америки после завоевания; второе - современные проблемы взаимодействия между демографическими изменениями и социальной политикой.
Исследования воздействия голода и болезней и культуры на уровень рождаемости и изменения населения. Методы прогнозирования будущего роста населения. Разработал концепцию «кризиса смертности».
Автор научных книг, эссе и статей на различные темы, связанные с ростом, сокращением и миграцией населения.
Книги «Население Европы. История »(1999), «Завоевание. Уничтожение коренных американцев »(2008), «Краткая история мирового населения», «Эльдорадо в болотах. Золото, рабы и души между Андами и Амазонкой» (2010) переведены на многие языки, по ним изучаются курсы экономической истории, социальной истории, антропологии и демографии.
Ливи Баччи Массимо - итальянский профессор демографии, Флорентийский университет. Родился во Флоренции в семье ученых. Отец Ливио Ливи, дед Ридольфо и прадед Карло были… Развернуть
ЭВАНДЖЕЛИСТИ [ЕВАНГЕЛИСТИ] Валерио
Самый известный итальянский автор фантастики начала ХХI века Валерио Эванджелисти родился в Болонье 20 июня 1952 года, получил высшее образование (изучал политологию), специализировался на политической истории. Занимался наукой до 1990 года, когда перешёл на государственную службу в Министерстве финансов.
Является автором пяти книг, включавших порядка сорока исторических эссе. В 1994 году издал свой первый роман — «Николас Эймерих, инквизитор» (Nicolas Eymerich, inquisitore), который получил премию «Урания» (Premio Urania). Книга положила начало циклу о реально существовавшем испанском инквизиторе XIV века. В 1999 году вышла серия в трёх книгах «Маг» (Magus) о Нострадамусе, переведённая на несколько языков[6], в том числе на русский (книги вышли в издательствах «Эксмо» и «Домино» в переводе О. И. Егоровой). В 1998—2003 годах опубликованы рассказ и цикл романов о мексиканском стрелке на Диком Западе США по прозвищу Пантера.
В 1998 году Эванджелисти получил «Премию Эйфелевой башни за научную фантастику» (Prix Tour Eiffel de science-fiction), а в 1999 — французскую литературную премию «Гран-при l’Imaginaire» (Grand prix de l’Imaginaire) за серию романов об Эймерихе.
В 2000 году победил на конкурсе радиопрограмм Prix Italia, занялся написанием сценариев для радио, кино, телевидения и комиксов.
В 2001 году участвовал в делегации итальянских писателей на парижской книжной выставке (Salon du livre de Paris).
В 2007 году написал предисловие к книге итальянского фантаста и литературного критика Роберто Куалья о терактах 11 сентября 2001 года, в котором выразил сомнение в истинности официальной версии событий и сравнил её с позицией властей в вопросе признания реальности НЛО, один из которых Эванджелисти сам наблюдал в 1966 году над Болоньей.
В течение двадцати лет издавал «журнал истории общественного антагонизма» — «Progetto Memoria — Rivista di storia dell’antagonismo sociale», также занимался изданием «Carmilla» (посвящено фантастике и политике), сотрудничал с французским изданием Le Monde Diplomatique. Возглавлял Исторический архив новых левых имени Марко Пецци (Archivio Storico della Nuova Sinistra «Marco Pezzi») в Болонье.
Итальянский писатель и журналист Джанфранко Де Туррис[it] подверг критике статью Эванджелисти в Le Monde Diplomatique за октябрь 2001 года, обвинив автора в создании искажённого негативного образа Италии с ультралевых политических позиций и преувеличении угрозы возрождения фашизма в этой стране (Де Туррис также утверждает, что упомянутая статья в полном виде была опубликована только во французском издании, а её итальянская версия отредактирована при переводе Il Manifesto).
В творчестве Эванджелисти нашла отражение его приверженность музыке heavy metal. Примером такого влияния принято считать сборник фантастических рассказов «Кричащий металл» (it:Metallo urlante): рассказы носят названия известных групп Venom, Pantera, Sepultura и Metallica, хотя повествование не имеет к ним прямого отношения (время действия охватывает период от XIV века до будущего). Главным действующим лицом Venom является инквизитор Николас Эймерих, Pantera — мексиканский стрелок на Диком Западе, носящий это прозвище.
Скончался 18 апреля 2022 года.
ЭВАНДЖЕЛИСТИ [ЕВАНГЕЛИСТИ] Валерио Самый известный итальянский автор фантастики начала ХХI века Валерио Эванджелисти родился в Болонье 20 июня 1952 года, получил высшее… Развернуть
Гоффредо Паризе – итальянский писатель и журналист. Рано начал писать и уже первый его опубликованный роман «Мертвый мальчик и кометы» (1951) – о юном мечтателе из провинциального городка послевоенных лет – был замечен критиками и читателями. Бестселлером стал роман «Красивый священник» (1954) – о бывшем армейском капеллане, пытавшемся пробудить в маленьком городке тот идейный подъем, что вдохновлял его во время войны в Испании. Самая известная книга Паризе роман-гротеск «Хозяин» (1964), удостоенный премии «Виареджо» и переведенный на многие языки, включая русский, посвящена теме отчуждения в индустриальном мире второй половины ХХ века. Тема развития отношений слуги и хозяина нашла отражение также в пьесе для чтения «Естественный абсолют» (1967) и в сборнике рассказов «Венский крематорий» (1969) – о происходящим в повседневной жизни насилии одного человека над другим. С января 1971 г. Паризе вел в газете «Corriere della sera» постоянную рубрику «Азбука», для которой написал множество автобиографических рассказов и мемуарно-элегических очерков, каждый раз выбирая новое ключевое слово – любовь, другие, веселье, поцелуй, нежность, лето и т.д. Из них родились книги «Азбука 1» (1972) и «Азбука 2» (1982). Последняя удостоена премии «Стрега». В 1960-е гг. Паризе написал несколько киносценариев. В период между концом 1950 и началом 1980-х гг. он постоянно путешествовал по миру в качестве корреспондента «Corriere della sera», «Espresso» и других изданий, писал репортажи из Израиля, Советского Союза, Лаоса, Чили, выпустил книги очерков «Дорогой Китай» (1966), «Две-три вещи о Вьетнаме» (1967), «Политические войны» (1976), «Нью-Йорк» (1977), книгу о Японии «Элегантность холодна» (1982).
Гоффредо Паризе – итальянский писатель и журналист. Рано начал писать и уже первый его опубликованный роман «Мертвый мальчик и кометы» (1951) – о юном мечтателе из… Развернуть
Carlo (Carletto) Manzoni / Карло Мандзони - итальянский художник, писатель, журналист и юморист, сценарист и режиссёр.
Сначала Мандзони получил медицинское образование, а затем - в вечернем обучении - изучал в разных колледжах архитектуру и живопись, увлёкся футуризмом и активно участвовал в этом движении.
Уже будучи известным художником взялся за перо - начал писать (первые публикации в 1936 г.), сначала сатирические и юмористические эссе для газет и журналов, а затем - пьесы для театра и, позднее, сценарии для телевидения.
Романист и автор рассказов и театральных текстов, он вкладывал в свои произведения юмористическую, ироничную и даже сюрреалистическую пародийную ноту, ориентированную, в частности, на его миланское окружение. Его призвание к сатире такое же нашло место в сотрудничестве с юмористическими журналами.
После многих лет работы в качестве автора сценариев для "гангстерских" фильмов, написал сценарий комедии и сам выпустил фильм Ha fatto 13! (1951).
С конца 1950-х годов Карло Мандзони стал известен за пределами Италии своими "супертриллерами" La suspense del Riso - серией юмористических детективных романов и повестей, в которых он пародирует этот литературный жанр, намеренно преувеличивая и превращая в комедиию стереотипы криминальных романов. Главные герои серии - частный детектив Яко Пипа и его "напарник" Грэгорио Скарта - опытный расследователь, непревзойденный. Книги были очень популярны.
Carlo (Carletto) Manzoni / Карло Мандзони - итальянский художник, писатель, журналист и юморист, сценарист и режиссёр. Сначала Мандзони получил медицинское образование, а… Развернуть