Якоб Вассерман — немецкий писатель и новеллист.
Родился в буржуазной еврейской семье. Был книготорговцем, секретарем редактора журнала «Симплициссимус». С 1893 становится профессиональным литератором.
Ярый сторонник ассимиляции евреев и непримиримый противник еврейского национализма. Вместе с тем он не раз выражал свою веру в духовную миссию евреев среди европейских народов. Свою жизнь и взгляды Вассерман описал в автобиографии «Мой путь как немца и еврея». Приход нацистов к власти в Германии заставил Вассермана пересмотреть свое мировоззрение («Думы о себе», 1934), но смерть прервала работу над задуманным им романом «Агасфер», в котором Вассерман намеревался воспроизвести в эпической форме многовековую историю еврейского народа.
Якоб Вассерман — немецкий писатель и новеллист. Родился в буржуазной еврейской семье. Был книготорговцем, секретарем редактора журнала «Симплициссимус». С 1893 становится… Развернуть
Настоящее имя - Eduard Carl Otto Wangemann.
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального… Развернуть
Иоахим Рингельнац (настоящее имя Ганс Густав Бёттихер (нем. Hans Gustav Bötticher)) — немецкий писатель, поэт, актёр и художник.
Иоганн Вольфганг фон Гёте — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в семье франкфуртского бюргера. Он родился между двенадцатью и часом дня. Когда он появился на свет, всем показалось, что ребенок мёртв, но уже через пару минут выяснилось, что малыш жив. С самого рождения его преследовала болезнь.
Очень большое значение родители Гёте придавали образованию своих детей. В 1755 году Гёте был отдан в публичную школу. Проучился в этой школе Гёте один год, после этого отец сам занимался образованием своих детей. Гёте изучал французский, английский, итальянский и древнееврейский языки, живопись, точные науки, а также историю, музыку, фехтование. Он был всесторонне развитым человеком. Ему интересно было всё. Очень рано юный Иоганн пристрастился к чтению книг. Когда Гёте было десять лет, он впервые увидел несколько спектаклей французской труппы. Он пришёл в восторг от французского театра и начал сам писать пьесы и духовные стихи.
Иоганн Вольфганг Гёте был всесторонне одаренным человеком. Многогранность его таланта до сих пор поражает умы людей. Кроме литературной деятельности Гёте был философом, политиком, учёным. Он отлично играл в шахматы.
Отец учил его основам права, так как мечтал, что его сын станет адвокатом. В 1765 году Гёте отправляется в Лейпциг и поступает на факультет права. Живя в Лейпциге, он дважды покушается на свою жизнь. В результате душевного кризиса у него происходит приступ и горлом идёт кровь, болезнь вновь доводит его до истощения. Во время его болезни за ним ухаживает дочь художника Эзера — Фридерика. Он посвящает ей стихи. В лейпцигский период было написано три сборника: «Аннетта», «Оды друзьям», «Песни и мелодии, посвященные мадемуазель Фридерике Эзер». Летом 1768 года он возвращается в отчий дом.
Восстановив силы после тяжелой болезни, в 1770 году он уезжает в Страсбург и продолжает изучать право. Но сосредоточиться на изучении права не получается. Гёте предпочитает посещать лекции по медицине или занимается творчеством. Однажды он случайно знакомится с Гердером, который пробуждает в Гёте огромный интерес к народной поэзии. В этот период он всё больше и больше осознает себя поэтом.
В 1771 году Гёте защищает диссертацию и получает академическую степень лиценциата права. После защиты возвращается во Франкфурт и начинает практику адвоката. Работая по своей специальности, он продолжает заниматься и творчеством. Пишет драму «Гец фон Берлихинген», работает над драматическим отрывком «Магомет», пишет драму «Прометей». Начинает работу над «Фаустом». Весной 1774 года работает над романом «Страдания юного Вертера». В письме Гёте С. Ларош говорится: «Я вскоре пришлю вам друга, у которого много со мной общего; надеюсь, что вы хорошо его примете, — его зовут Вертер». В Вертере действительно «много от характера и образа мыслей Гёте». Осенью этого же года Гёте представляет свой роман «Страдания юного Вертера» на книжной ярмарке в Лейпциге, чем вызывает огромный скандал. Книгу запрещают, аргументируя это тем, что она «опасна для общественной нравственности».
Гёте решает уехать в Веймар. Его приглашает сам герцог Карл-Август. Между ними возникают дружеские отношения. Также Гёте влюбляется в придворную даму Шарлотту фон Штейн. Любовь продолжается на протяжении десяти лет. Затем, в 1786 году он тайно уезжает в Италию. Многие считают, что он хотел забыть Шарлотту. В Италии он провел два года. За это время в его душе происходит некий перелом. Внутренние переживания сменяются на лёгкость, чувство счастья, возрождения и освобождения. Вернувшись в Веймар, он знакомится с Кристианой Вульпиус, которая через 18 лет становится его женой...
В 1831 году Гёте завершил вторую часть «Фауста» и завещал опубликовать её после его смерти. Весной 1832 года Гёте серьёзно простудился. Произошло резкое ухудшение здоровья. Сердце Гёте остановилось 22 марта, ровно в полдень, то есть в час его рождения. Его последние слова были: «Mehr Licht...» («Больше света...»)
Иоганн Вольфганг фон Гёте — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в семье франкфуртского… Развернуть
Вильгельм Гауф — немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.
Родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльзаэссер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству.
В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии, прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 году он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.
Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, познакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.
Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть «ученик» (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений. Ну а роман «Человек с Луны» был написан как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена. В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на всё творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г. Клорена о „Человеке с Луны“», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну.
Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобретает огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями.
В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблён с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от лихорадки.
Литературное наследие Гауфа заключается в трёх альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умел сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.
Вильгельм Гауф — немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе. Родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа,… Развернуть
Шарль Теодор Анри Де Костер родился 20 августа 1827 г. в Мюнхене. Его отец, фламандец из Ипра, служил тогда управляющим у графа Шарля-Мерси д'Аржанто, тирского архиепископа и папского нунция в Баварии, его мать была валлонкой по национальности и белошвейкой по происхождению. Свои первые детские годы маленький Шарль провёл в роскоши архиепископского дворца, граф был его крёстным отцом. В 1833 г. семья Де Костеров покинула Германию, вернувшись на родину и обосновавшись в Брюсселе, а через год Августин Де Костер умер, и его вдове Анн-Мари пришлось одной воспитывать двоих детей — Шарля и его младшую сестру Каролину, ставшую впоследствии верным другом, а зачастую и единственной поддержкой для своего брата. Граф д'Аржанто на первых порах не забывал своего крестника и поспособствовал его поступлению в иезуитский колледж Сен-Мишель. Впрочем, из колледжа Шарль Де Костер вышел ярым ненавистником церкви и церковников и наотрез отказался продолжить обучение в духовной семинарии, как того хотел архиепископ. Ему уже было семнадцать, надо было работать, помогать матери, и он поступил на службу в один из крупных брюссельских банков, где провёл шесть лет, выполняя однообразные обязанности младшего клерка.
В 1847 г. Шарль с друзьями основали литературный кружок «Общество весельчаков». Молодые художники, журналисты, поэты, композиторы, собираясь еженедельно, обсуждали произведения великих писателей и выносили на суд друзей собственные литературные опыты. Лучшие из них помещались в рукописный «Журнал общества», появлялись там и произведения Де Костера, по большей части стихи. Кое-что из них попало и на страницы перидической печати. «Весельчаки» ставили любительские спектакли, организовывали поездки по Бельгии, изучали родную страну, лишь недавно добившуюся независимости. В 1850 г. Де Костер увольняется из банка и поступает в недавно открывшийся Брюссельский университет на факультет литературы и философии. Будучи студентом он посещает литературный кружок «Лотокло» и заодно пытается заработать на жизнь, выступая под разными псевдонимами с заметками, маленькими рассказами и стихами в различных газетах и журналах. В 1851 г. будучи студентом первого курса университета Де Костер встретил Элизу Спрюи. Их разделяли возраст и, что важнее, разница в социальном положении. Отец Элизы, видный чиновник, не мог допустить союза своей дочери с человеком, не имевшим ни состояния, ни положения в обществе. Молодые люди встречались изредка, тайком. Их роман продлился восемь лет, и всё это время они переписывались друг с другом. В 1894 г. Шарль Потвен, исследователь творчества Шарля Де Костера, собрал и опубликовал его письма к возлюбленной.
В 1855 г. Шарль Де Костер кончил университет, его диплом давал ему право работать учителем в школе, но он не чувствует в себе склонности к педагогике и посвящает себя литературе, хотя в тогдашней Бельгии литературный труд ценился невысоко. С 1856 г. он тесно сотрудничает с новым еженедельным журналом «Уленшпигель». Он пишет для журнала политические статьи и памфлеты, в журнале публикуются его новеллы и первые отрывки из «Легенды об Уленшпигеле». А в 1857 г. выходит его первая книга — сборник новелл «Фламандские легенды», написанных на архаичной форме французского языка. В 1861 г. Де Костер опубликовал свой второй сборник — «Брабантские сказки». Часть рассказов из этого сборника была написана на современном французском языке, некоторые из них создавались ещё в период «Весельчаков» и только были обработаны заново для этого издания. В 1860 г. Де Костер поступил на работу в Государственный архив, где он собирал материал, который впоследствии использовал для будущей эпопеи. В 1864 г. он оставил службу, чтобы без помех работать над «Легендой об Уленшпигеле». Через несколько лет сосредоточенной одинокой жизни и хронического безденежья 31 декабря 1867 г. главный труд его жизни, роман «Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях отважных, забавных и достославных во Фландрии и иных странах» увидел свет. В книге описана героическая страница бельгийской истории, эпоха нидерландской революции XVI в., время самоотверженной борьбы народа против испанских угнетателей и мрачной деспотии церкви. Главный герой книги — Тиль Уленшпигель, любимый персонаж народных преданий, неутомимый весельчак и балагур, постепенно перерождается в стойкого «гёза», борца за независимость своей родины, и превращается в вечно юный дух Фландрии, а его возлюбленная Неле в любовь Фландрии, над которыми не властно время.
Однако, несмотря на восторг немногочисленных почитателей таланта Шарля Де Костера и хвалебные отзывы известных писателей, ни славы, ни денег своему создателю роман не принёс. Дорогое, великолепно иллюстрированное издание, изданное малым тиражом, раскупалось плохо. Другое, более доступное для широкого читателя издание появилось лишь после смерти писателя. В 1870 г. Де Костер стал преподавателем литературы и истории в военном училище Эколь де Герр, но кредиторы наложили арест на его жалованье. Он продолжает писать, в 1872 г. публикует психологический роман из современной жизни «Свадебное путешествие», пишет в соавторстве роман «Le Marriage de Toulet», опубликованный лишь после его смерти, путевые очерки «La Zélande» и «La Néerlande». Умер Шарль Де Костер 2 мая 1879 г. от туберкулёза и диабета не дожив до пятидесяти двух лет. После его безвременной кончины о нём почти забыли. Прошло более тридцати лет прежде чем «Легенду об Уленшпигеле» начали переводить на все языки мира, а её автора признали основателем франко-бельгийской литературы.
Шарль Теодор Анри Де Костер родился 20 августа 1827 г. в Мюнхене. Его отец, фламандец из Ипра, служил тогда управляющим у графа Шарля-Мерси д'Аржанто, тирского архиепископа и… Развернуть
Клеменс Брентано был крещён в католической церкви, его детство прошло во Франкфурте-на-Майне и в Кобленце. После неудачи в изучении торговли в 1797 году он несколько семестров изучал горное дело в Галле, а затем, с 1798 года, медицину в Йене. Вместо того чтобы завершить обучение в университете, он целиком посвятил себя литературному творчеству. В Йене он познакомился с представителями веймарской классической литературы (Кристофом Мартином Виландом, Иоганном Готфридом фон Гердером, Иоганном Вольфгангом фон Гёте) и раннего романтизма (Фридрихом Шлегелем, Иоганном Готтлибом Фихте и Людвигом Тиком). Свои первые произведения Клеменс писал под влиянием литературных и теоретических произведений йенского раннего романтизма, прежде всего свой роман «Годви», который содержит также некоторые самые известные стихотворения Брентано («Лорелея», «Голос издалёка», «Сидел рыбак в лодке»).
В 1801 году в Гёттингене, где он числился студентом факультета философии, Брентано познакомился с Людвигом Ахимом фон Арнимом, с которым его вскоре связали узы тесной дружбы и совместно с которым он в 1802 году совершил длительное путешествие по Рейну. Во время него друзья услышали множество народных песен и загорелись желанием собрать их и издать.
После своей свадьбы с писательницей Софией Меро-Брентано переехал в Гейдельберг, где вместе с Арнимом выпускал газету и издал сборник народных песен «Волшебный рог мальчика». Сборник оказал огромное влияние на немецкую лирическую поэзию. Его тексты положил на музыку Густав Малер.
Софи Меро умерла в 1806 году при родах третьего ребёнка, оба первых ребёнка также не прожили больше нескольких недель. Через несколько месяцев Брентано женился на Августе Бусман, но не отказался от жизни кочевника. В 1814 году брак был расторгнут.
С конца 1809 года Клеменс Брентано жил в Берлине, где принимал участие в литературной жизни и работал над своим (созданным ещё в 1802 году, но опубликованном только посмертно) стихотворным эпосом «Баллады о венке из роз» и над также изданными только после его смерти «Сказками Рейна». Он принадлежал к основателям созданного в 1810 году «Немецкого застольного общества», чьи антиеврейские, отчасти даже переходящие в антисемитские воззрения он активно поддерживал, в частности в своём произведении «Филистимлянин вчера, сегодня и завтра». Антиеврейские мотивы встречаются также и во многих его более поздних произведениях после 1810 года (например, в «Петухе, Курочке и Кудахточке»), самом известном из его религиозных произведений. Зато в другом, появившемся примерно в это же время произведении «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа», мы находим точное и явно с симпатией написанное описание иудаизма времен Иисуса Христа.
Его совместная работа с Генрихом Клейстом в «Берлинском вечернем листке» продолжалась недолго и закончилась после разногласий с Клейстом.
В 1811 году Брентано уехал из Берлина и провёл два последующие года в Богемии, а затем в Вене. В это время появляются его драмы «Алоис и Имельда» (издано только в 1912 году) и «Основание Праги» (издано в 1815 году в отдельном издании). Попытка заявить о себе в Вене как о драматурге закончилась неудачей.
По возвращении в Берлин в 1815 году Брентано находился в глубокой депрессии, приведшей его сначала в ряды пиетистов, а позднее к возвращению в католическую церковь. Этот шаг был сделан благодаря знакомству с дочерью пастора Луизой Гензель в конце 1816 года. Сначала Брентано хотел перейти в протестантство, чтобы жениться на Луизе Гензель. Когда она отклонила его предложение, он стал склонять её к переходу в католическую веру. В 1818 году Луиза приняла католичество. В 1817 году Брентано инсценировал свой отказ от мирской поэзии, но в реальности не распрощался с ней. Посвящённые Луизе Гензель лирические стихотворения (например, «Молчи, о, сердце, я в пустыне») соединяют в себе элементы ранней романтики и религиозные и эротические темы. Около 1816 года возникла ещё одна часть «Сказок Италии», в том числе первый вариант «Петушка, Курочки и Кудахточки».
В 1818 году Брентано покинул Берлин и провёл последующие шесть лет в Дюльмене в Вестфалии, записывая видения тяжело больной монахини Анны Катерины Эммерих, обретшей стигматы. Согласно проведённым позже исследованиям, Брентано в своих записях смешивал откровения Анны со своими литературными пассажами, что не позволяет оценить истинное содержание её видений.
После смерти Анны Эммерик в 1824 году Брентано жил в разных местах, с 1829 года во Франкфурте, а с 1833 года в Мюнхене. В это время он работал над своими книгами, в которых воплотил переработанные записи о видениях: «Страдания Господа нашего Иисуса Христа» (1833), «Жизнеописание святой девы Марии» (1852, издано посмертно), «Годы учения Христа» (издано в 1858—1860 гг. в обработке Карла Эргарда Шмёгера, оригинальное издание лишь в 1981 году) и биография Анны Катерины Эммерик (не окончена, издана в 1867—1870 гг. в обработке Шмёгера, оригинальное издание лишь в 1981 году). Эти произведения, против воли Брентано, использовались в качестве душеполезного чтения и распространялись по всему миру большими тиражами. Их влияние даже сегодня заметно в романском и американском католицизме. В своей книге «Сёстры милосердия» (1831) он приветствовал появление общины сестёр милосердия святого Винченцо фон Пауля в Германии, одновременно это произведение стало одним из высших достижений немецкой прозы.
В 1833 году Брентано познакомился в Мюнхене со швейцарской художницей Эмилией Линдер. Как и ранее в его отношениях с женщинами, повторилось восхваление любимой в стихах и желание обратить её в свою веру, как и прежде, его подруга уклонялась от этих попыток, однако после смерти Брентано она приняла католическую веру. Поздняя любовь принесла свои плоды, которые наряду со стихотворениями Гёте, Гёльдерлина и Гейне, представляют собой самое своеобразное и самое значимое лирическое достижение первой половины XIX века (например, стихотворение «Я звёздам петь могу»). Стихи, посвящённые Линдер, а также появившиеся в 30-е годы XIX века сказки («Прекрасные ножки Фанферлизхен», опубликованные при жизни автора, и «Петушок, Курочка и Кудахточка» (издана в 1838 году)), примыкают к поэтическому берлинскому циклу 1810—1818 годов. Одной из самых интересных его работ является и 102-строчное стихотворение «Альгамбра».
Последние годы жизни Брентано отмечены меланхолией и унынием. Он умер в 1842 году в Ашаффенбурге, в доме своего брата Кристиана.
Большая часть его стихотворного наследия была издана Эмилией Брентано, женой его брата Кристиана Брентано, и Йозефом Меркелем уже после смерти писателя.
В память о Брентано город Гейдельберг в Германии учредил в 1993 году премию имени Клеменса Брентано.
Клеменс Брентано был крещён в католической церкви, его детство прошло во Франкфурте-на-Майне и в Кобленце. После неудачи в изучении торговли в 1797 году он несколько семестров… Развернуть
Людвиг Бехштейн — немецкий писатель, известный составитель сборников народных сказок.
Л. Бехштейн был внебрачным сыном Иоганны Каролины Доротеи Бехштейн и французского эмигранта Луи Дюпонтро. В 1810 году его усыновил дядя, Иоганн Маттеус Бехштейн. После окончания гимназии в 1821 году юноша поступает в ученики к аптекарю в Арнштадте (до 1824 года), затем до 1826 года он — помощник аптекаря в Майнингене и до 1828 года — провизор в Бад-Зальцунгене. Получив стипендию от герцога Саксен-Майнингена Бернгарда II, Л. Бехштейн изучает философию, историю и литературу в Лейпциге (1829) и в Мюнхене (1830). В Лейпциге он вступает в студенческое братство. В 1831 году молодой человек назначается герцогским библиотекарем в Майнингене и в 1833 году — директором герцогской библиотеки. В 1832 году Л. Бехштейн основывает «Хеннебергское общество древней истории», председателем которого остаётся до 1857 года. В 1834 году он пишет и издаёт «Хронику города Майнинген 1676—1834». В 1840 году Л. Бехштейну присваивается чин придворного советника. В 1842 году он вступает в масонскую ложу «Шарлотта у трёх гвоздик». В 1848 году он становится руководителем общественным хеннебергским архивом (графства Хеннеберг).
Л. Бехштейн писал как поэтические произведения (лирического и патриотического характера), так и исторические новеллы и романы (роман «Тёмный граф» (Der Dunkelgraf, 1854), однако подлинную славу принесли ему изданные им сборники немецких народных сказок. Ещё в 1823 году он выпускает небольшой сборник «Тюрингские народные сказки». В 1845 году выходит в свет составленная им «Немецкая книга сказок». Вышедшая в 1853 году его «Книга немецких саг» была не столь популярна, как предыдущие сборники сказок, однако в научном мире считается классическим собранием германского эпического творчества. Л. Бехштейн был также автором нескольких путеводителей и изданий для путешествующих по Тюрингии.
Людвиг Бехштейн — немецкий писатель, известный составитель сборников народных сказок. Л. Бехштейн был внебрачным сыном Иоганны Каролины Доротеи Бехштейн и французского… Развернуть
Немецкий писатель и философ. Автор концепции "метафизики духа", основатель этического активизма. Последователь Фихте и Платона.
В 1908 году удостоен Нобелевской премии по литературе «за серьёзные поиски истины, всепроникающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».
Немецкий писатель и философ. Автор концепции "метафизики духа", основатель этического активизма. Последователь Фихте и Платона. В 1908 году удостоен Нобелевской премии по… Развернуть
Генрих Манн — немецкий писатель, старший брат Томаса Манна.
Родился в патриархальной купеческой семье. Его отец, Томас Иоганн Генрих Манн, в 1877 году был избран сенатором Любека по финансам и хозяйству. После Генриха в семье родилось ещё четверо детей — Томас, Юлия, Карла и Виктор.
В 1884 году Генрих совершил поездку в Санкт-Петербург.
В 1889 году он окончил гимназию и переехал в Дрезден, где некоторое время работал в сфере книжной торговли. Затем переехал в Берлин, работал в издательстве и учился в Берлинском университете им. Фридриха Вильгельма. С 1893 года он неоднократно ездил в Мюнхен, куда к тому времени после смерти отца-сенатора переселилась семья.
В 1914 году женился на пражской актрисе Марии Канова (Maria Kanová) (1886—1947), с которой жил в Мюнхене.
Дочь Леони́ (Leonie Mann) (1916—1986) — единственный ребенок в семье Генриха Манна.
В период Веймарской республики с 1926 года был академиком отделения литературы прусской Академии Искусств, а в 1931 году стал председателем отделения.
После прихода Гитлера к власти в 1933 году был лишён немецкого гражданства. Эмигрировал сначала в Прагу, а затем во Францию. Жил в Париже, Ницце, потом через Испанию и Португалию перебрался в США. С 1940 года Генрих жил в калифорнийском Лос-Анджелесе. Писатель скончался 11 марта 1950 года в другом калифорнийском городе, Санта-Монике. Накануне смерти собирался переехать в Восточный Берлин, чтобы возглавить Немецкую академию искусств, первым президентом которой он был заочно избран. Его прах был перенесён в ГДР.
Генрих Манн — немецкий писатель, старший брат Томаса Манна. Родился в патриархальной купеческой семье. Его отец, Томас Иоганн Генрих Манн, в 1877 году был избран сенатором… Развернуть
Немецкий писатель, автор научно-популярных книг по эзотерической и археологической тематике, а также исторических и детективных романов.
Родился 20 сентября 1941 в Бреслау. Ванденберг учился в гимназии курфюрста Максимилиана в старинной герцогской резиденции городе Бургхаузен. По окончании ее в 1963 Ванденберг изучал в Мюнхене историю искусств и германистику. В 1965 году он поступил волонтером в «Пассауер Нойен Прессе», что позже, в 1967 году, обеспечило ему пост руководителя редакции «Бургхаузер Анцайгер». В 1968 году он несколько месяцев работает редактором новостей в мюнхенской «Абендцайтунг». С 1968 по 1974 год Ванденберг трудится на иллюстрированный журнал «Квик», а с 1974 по 1976 в должности литредактора журнала «Плейбой» в Мюнхене. После этого он становится свободным художником и занимается писательством под псевдонимом Филипп Ванденберг.
Карьеру автора научно-популярной литературы Ванденберг начинает в 1973 году. Он взял годичный отпуск и отправился в Египет для изысканий о так называемом «проклятии фараона». В том же году он публикует свою первую книгу «Проклятие фараонов» о загадочной смерти тридцати археологов, с которой и прокладывает себе путь к вершинам славы «одного из самых успешных писателей Германии». Выходят научно-популярные исторические произведения «Нефертити»/Nofretete (1975) и «Нефертити, Эхнатон и их эпоха»/Nofretete, Echnaton und ihre Zeit (1976). За ними в 1977 году следует не менее успешный «Рамсес», представляющий собой биографию великого египетского фараона с точки зрения исследователя старины.
В 80-е годы опубликованы «Нерон. Император и бог, художник и шут» (1981) и «Цезарь и Клеопатра» (1986). Его первый роман «Помпейцы» увидел свет в 1986 году, толчком к его созданию послужило путешествие в Помпею с посещением терм Стабиана с их «гипсовыми трупами». Наибольшего успеха на этой ниве Ванденберг достиг с романами «Сикстинский сговор (тайный заговор)/Сикстинская клятва»/ Sixtinische Verschwörung (1988) и «Пятое Евангелие»/ Das Fünfte Evangelium (1993).
На сегодняшний день в арсенале Филиппа Ванденберга насчитывается 30 произведений, ставших в свое время бестселлерами. Тираж его книг на 2006 г. составляет 21 млн экз. Его книги переведены на 33 языка.
От первого брака у Ванденберга остался сын Саша (1965 г.).
Немецкий писатель, автор научно-популярных книг по эзотерической и археологической тематике, а также исторических и детективных романов. Родился 20 сентября 1941 в Бреслау.… Развернуть
Людвиг Тик — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик, один из главных представителей романтической школы.
Сын ремесленника. Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих — популярный скульптор. В 1792—1795 годах Людвиг учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 годах член йенского кружка романтиков.
Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (1795—1796). Сборник «Народных сказок Петера Лебрехта»( 1797) — переделка и стилизация средневековых «народных книг». Пьесы «Кот в сапогах» (1797), «Синяя Борода» и «Мир наизнанку» (1799). — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.
Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; Написал два романа. Эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (1798).Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona»(1840), затрагивающий вопрос женской эмансипации (посвящён судьбе Виттории Аккорамбони). В последние годы жизни Тик был занят переводами «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира.
Людвиг Тик — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик, один из главных представителей романтической школы. Сын ремесленника. Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих —… Развернуть
Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven, [ˈluːtvɪç fan ˈbeːt.hoːfən], 16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».
Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия.
Его отец, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712—1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем — капельмейстером.
Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven, [ˈluːtvɪç fan ˈbeːt.hoːfən], 16 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, эрцгерцогство Австрия) — немецкий… Развернуть
Роберт Алекси (Robert Alexy) (p. 1945), профессор публичного права и философии права Университета Христиана Альбрехта, г. Киль, Германия. Изучал право и философию в Геттингенском университете. В 1976 защитил диссертацию, отмеченную премией Академии наук в Геттингене, а в 1984 – вторую диссертацию, обе – в Геттингенском университете под руководством профессора Р. Драера. С 1986 – заведующий кафедрой философии права и профессор юридического факультета Университета имени Христиана Альбрехта в Киле.
Научные интересы профессора Р. Алекси включают темы права и морали, теории дискурса, прав человека, методологии юридической науки, теории справедливости, нормы, правовой системы и др. Многие его работы переведены на иностранные языки и переизданы, среди них такие фундаментальные монографии как “Теория юридической аргументации” (1978), “Теория основных прав” (1985), “Понятие и действие права” (1992). В 1994-1998 – Президент немецкого отделения Международной ассоциации философии права и социальной философии (IVR). С 2003 г. – член Исполнительного Комитета IVR.
Роберт Алекси (Robert Alexy) (p. 1945), профессор публичного права и философии права Университета Христиана Альбрехта, г. Киль, Германия. Изучал право и философию в Геттингенском… Развернуть
Марио Джордано - один из самых продаваемых немецких авторов сценариев и триллеров.
Марио родился в Мюнхене, в семье итальянских иммигрантов.
Является автором триллеров, книг для детей и сценариев. «Тетя Польди и сицилийские львы» - его первый роман, переведенный на английский язык.
Живет в Кельне, Германия.
Марио Джордано - один из самых продаваемых немецких авторов сценариев и триллеров. Марио родился в Мюнхене, в семье итальянских иммигрантов. Является автором триллеров, книг… Развернуть
Иоганн Непомук Губер (нем. Johannes Nepomuk Huber) - немецкий богослов, философ.
Родился в бедной семье торговца-старьевщика.
В ноябре 1850 года поступил на теологический факультет Мюнхенского университета, который успешно окончил, невзирая на стесненные материальные условия.
По завершении теологического образования отказался от принятия духовного сана и предпочел академическую деятельность. В 1854 году защитил докторскую диссертацию «Die Cartesianischen Beweise vom Dasein Gottes» (Картезианские доказательства бытия Божия), а уже в 1855 году опубликовал сочинение «Über Platons Lehre von einem persönlichen Gott» (К учению Платона о личном Боге) и получил должность приват-доцента философского факультета Мюнхенского университета.
В 1859 году опубликовал сочинение «Die Philosophie der Kirchenväter» (Философия отцов Церкви), где пытался показать, что святоотеческие сочинения «не реализуют понятия христианской философии, так как не являются чистыми и изначальными творениями из глубин христианского духа, но во многом оказываются пропитаны стихиями древней философии, чьи понятия нередко недостаточны для христианской догмы» (S. 361). Выдвигал тезис, что православие и католицизм - 2 взаимно уравновешивающие друг друга крайности: «Два направления греческой и латинской Церкви, которые мы ясно видим в развитии патристической науки... взаимно ограничивают друг друга; греческая Церковь уберегает римскую от погружения в исключительный верующий эмпиризм; римская же, постигающая христианство прежде всего как исторический факт, напротив, удерживает греческую от чересчур дерзновенного философского идеализма, опасного для Евангелия. Таким образом, оба направления, эмпирическое латинское и идеалистическое греческое, взаимно уравновешивают и смягчают друг друга» (S. 361-362). Столь вольное толкование святоотеческих творений обусловило негативное восприятие книги католической церковью: ее внесли в Индекс запрещенных книг. Та же участь постигла и непосредственно продолжившее ее сочинение «Johannes Scotus Erigena: Ein Beitr. zu Geschichte der Philosophie und Theologie im Mittelalter» (Иоанн Скот Эриугена: Из истории философии и богословия в средние века, 1861) - его наиболее значительное достижение как историка философии, способствовавшее возрождению интереса к наследию Иоанна Скота Эриугены. Эта фундаментальная монография содержит тщательную реконструкцию биографии и подробный анализ философско-богословской системы Эриугены, особое внимание в ней уделяется своеобразию переработки Эриугеной неоплатонического наследия в контексте христианского богословия. Губер отказался подчиниться церковной власти, вследствии чего студентам-теологам официально было запрещено посещать его лекции. Эти обстоятельства не имели, однако, существенных негативных последствий для его дальнейшей карьеры. Популярность среди студентов и написанные им книги способствовали его успеху на университетском поприще. В 1859 году он стал экстраординарным, а в 1864 - ординарным профессором философии и педагогики Мюнхенского университета. Несмотря на конфликт с католической церковью, Губер пользовался признанием и покровительством баварских правителей из династии Виттельсбахов: король Максимилиан II, приверженец шеллинговской философии, под впечатлением книги Губера об Эриугене заказал ему большую монографию о Шеллинге (замысел не был осуществлен, т. к. после смерти Максимилиана II его наследник король Людвиг II освободил Губера от трудоемкого заказа), престарелый принц Луитпольд и король Людвиг II приглашали его для чтения частных лекций по философии.
Параллельно с преподаванием в ун-те писал полемические сочинения, в которых, несмотря на разнообразие тематики, ясно прослеживается основная философская интенция - стремление к созданию мировоззрения, органично соединяющего основы христианской веры с достижениями наук (прежде всего естествознания и истории).
Литературное творчество совмещал с частыми поездками по Европе (Париж, Вена, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя, Ницца); в 1875 году предпринял путешествие в Афины и Константинополь.
Обострение церковно-политической ситуации в связи с подготовкой Ватиканского I Собора, имевшего целью принятие догмата о непогрешимости папы Римского, способствовало новому вовлечению Губера в конфронтацию с католицизмом. Еще до созыва Собора Губер и Дёллингер составили опубликованный под псевдонимом Янус манифест «Der Papst und das Conzil» (Папа и Собор, 1869), где доказывалось, что непогрешимость папы не находит оснований ни в Священном Писании, ни в церковной истории, а в ходе работы Собора обнародовали под псевдонимом Квиринус памфлет «Römische Sendschreiben über das Conzil» (Римские послания о Соборе, 1870), в котором оценили его как канонически неправомочный. Губер продолжал полемику против введения догмата о непогрешимости папы уже под собственным именем в многочисленных брошюрах (напр., «Der Papst und der Staat. Die Freiheiten der französischen Kirche» - Папа и государство: Свободы французской Церкви, 1870) и статьях в аугсбургской газете «Allgemeine Zeitung», где характеризовал его как явление более опасное, нежели стремительное распространение материализма. После утверждения Собором этого догмата Губер решительно взял сторону оппозиции официальному католицизму и стал одним из идейных и организационных лидеров старокатолического движения в Баварии. По его инициативе в Мюнхене была создана старокатолическая община и проводились ежемесячные собрания старокатоликов; в сентябре 1871 года по предложению и при активном содействии Губера в Мюнхене был созван 1-й старокатолический конгресс. Выдающимся достижением Губера полемиста, органично соединившего публицистический пафос и научную добросовестность, стало разоблачение доктрины и характера деятельности иезуитов в сочинении «Der Jesuitenorden nach seiner Verfassung und Doktrin, Wirksamkeit und Geschichte charakterisiert» (Орден иезуитов, охарактеризованный в соответствии с его уставом и доктриной, его деятельностью и историей, 1873). Губер утверждал, что «орден иезуитов… в существенной мере несет на себе отпечаток средневекового католицизма», является «подлинным отпрыском папства», его деятельность под разными прикрытиями будет необходима Римской Церкви, пока она сама не «подвергнется глубокому внутреннему преобразованию» (Der Jesuitenorden. S. IX). По мнению Губера, именно с деятельностью иезуитов связано расширение претензий католичической иерархии на власть в решении светских вопросов, ее вмешательство в политику, а также провозглашение догмата о непогрешимости папы.
Губер участвовал в социально-политических дискуссиях, с энтузиазмом приветствовал первые шаги к объединению Германии. Стремясь к деятельному участию в решении социальных вопросов, в 1875 году выдвинул свою кандидатуру на выборы депутатов в баварский ландтаг, однако его отказ связать себя фракционными обязательствами с баварскими либеральными политическими партиями привел к конфликту с избирателями и провалу кампании.
Неудачи на политическом поприще, утрата популярности среди студенчества и растущая изоляция старокатолических общин способствовали тому, что во 2-й половине 70-х гг. Губер все меньше участвовал в полемике. Последним опубликованным сочинением стала статья о магии, посвященная критике теории и практики спиритизма (1878). Незавершенным осталось обширное сочинение «Geschichte des Sozialismus» (История социализма), над которым он работал в последние годы жизни. Желанию Губера изложить свои воззрения в систематической форме не суждено было осуществиться: он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
Иоганн Непомук Губер (нем. Johannes Nepomuk Huber ) - немецкий богослов, философ. Родился в бедной семье торговца-старьевщика.
В ноябре 1850 года поступил на теологический… Развернуть
Керстин Гир, будучи дипломированным педагогом, но время от времени оставаясь без работы, начала в 1995 году писать женские романы. Она сразу добилась успеха: роман «Мужчины и другие катастрофы» был экранизирован с Хайке Макатч в главной роли. Следующие книги тоже пользовались большой популярностью. Но ее собственное пристрастие с давних пор — фантастика. Еще маленькой девочкой она любила выдумывать истории фэнтези, записывала их и снабжала собственными иллюстрациями.
«Дж. Р. Толкин был и остается для меня любимым автором. История о бедном принце Джереми Безземельном мельном навеяна сказкой Толкина „Фермер Джайл из Хэма", где речь идет о хитром драконе по имени Хризофилакс. Моего дракона зовут Брунофилакс; он двоюродный брат Хризофилакса, что можно понять по его характеру и имени». Сегодня Керстин Гир, 1966 года рождения, проживает вместе с мужем, сыном, двумя очаровательными кошками, тремя ручными курицами и золотыми рыбками, количество которых трудно поддается учету, в деревне, недалеко от Бергиш Гладбах.
Керстин Гир, будучи дипломированным педагогом, но время от времени оставаясь без работы, начала в 1995 году писать женские романы. Она сразу добилась успеха: роман «Мужчины и… Развернуть
Михаэль Энде — немецкий писатель.
Родился в местечке Гармиш-Партенкирхен, Германия, в семье художника и скульптора Эдгара Карла Энде и физиотерапевта Луизы Энде. Это событие произошло в 5:15 утра посредством кесарева сечения. Жили бедно, так как картины Эдгара покупали немногие. Искусствоведы оценивали эти картины как «полусюрреализм». В 1931 семья переехала в Оберменцинг под Мюнхеном. С Центром искусств Мюнхена Эдгар связывал свой будущий прорыв как художника и избавление от бедности, которая только усугубилась из-за кризиса в мировой экономике. И, надо же такому случиться, ожидаемый успех превзошел все ожидания. Работы мастера были не только выставлены, но и куплены как немецкими, так и зарубежными ценителями. Кроме того, Эдгар получил признание коллег. Этот успех обеспечил семье безбедное существование в течение четырёх лет. В 1935, из-за проводимой в культуре политики Третьего Рейха, финансовое положение Энде резко ухудшилось. Годом спустя Эдгар попал под запрет как «художник дегенеративного вида искусства».
С 6 сентября 1935 Энде снимают маленькую квартиру в районе Мюнхена Швабинг. По соседству живут художники, скульпторы и писатели: Франц Марк, Бертольд Брехт, Пауль Клее. Луиза Энде вынуждена была устроиться на работу, но это не предотвратило возвратившейся бедности. Гораздо хуже бедности для маленького Михаэля был установившийся разрыв между отцом и матерью. Ссоры всё учащались, и при этом никто не обращал внимания на сына. Отец, к примеру, часто повторял: «Мы не имеем возможности содержать ребенка». С той поры Михаэль стал чувствовать постоянный страх перед нуждой. Школа не могла исправить это положение, тем более, что Михаэль никогда не был хорошим учеником, он чувствовал отвращение к занятиям, школе и учителям. Он искал друзей, которые помогали ему забыть тяжесть повседневности, как, например, Вилли, сын торговца табаком, и Питер Хорн, сын врача. Вилли послужил позднее прообразом Бастиана, героя «Бесконечной истории». Приключения Питера в крестьянской усадьбе Розенхеймеров, где они часто проводили каникулы, переработаны Энде в 1984 в «Гогголори».
С весны 1940 Энде посещал гимназию Максимилиана в Мюнхене (в 1996 была переименована в гимназию Михаэля Энде). На занятиях по религии Михаэль знакомится с Матиасом Николаем, сыном книготорговца. Матиас был отличником и сначала недолюбливал Энде, который закончил первый класс с такими плохими оценками, что был оставлен на второй год и хотел даже покончить жизнь самоубийством. Только благодаря эвакуации учеников гимназии из-за бомбежек в 1943 мальчики познакомились ближе.
Матиас свободное время посвящал чтению произведений Шиллера, Новалиса и Гольдерлина. Кроме того, он был восхищён классической музыкой, живописью и театром. Воодушевлённый примером Матиаса, Михаэль начинает сам писать стихи. Его первое стихотворение носит название «Молитва Апокалипсиса»; в нём отражен весь ужас войны. Самым ужасным событием войны стала для Михаэля атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. В конце войны Михаэль и Матиас встретились вновь в Мюнхене. Михаэль поёт в хоре и втягивается в общество молодёжи. Этот круг дал ему опору в послевоенное время и оказал огромное влияние на последующее творчество.
15 апреля 1947 семнадцатилетний Энде переходит в Вальдорфскую школу Штутгарта. Он нашел себе маленькую квартиру и начал свою независимую от родителей жизнь. Матиас также переезжает в Штутгарт и учится в гимназии. Они вместе часто ходили в американскую библиотеку, где знакомились с произведениями французских экзистенционалистов, прежде всего Жана-Поля Сартра. Каникулы они проводили в Мюнхене, где посещали каждое представление, на которое могли достать билеты. Эту увлечённость они перенесли и в Штуттгарт, где сами ставили пьесы.
Esslinger Zeitung в 1947 впервые опубликовывает стихотворение Энде. 2 мая 1949 Энде поступает в Мюнхенскую школу Falkenberg, чтобы изучать актерское мастерство. Перед приёмной комиссией у него были неоспоримые преимущества: он сам писал пьесы и ставил их на сцене. Во время своего обучения Энде играл небольшие роли в камерном театре Мюнхена, в том числе в таких инсценировках как «Фауст II», «Мамаша Кураж и её дети». 31 марта 1951 Михаэлю вручают диплом актёра сцены. В этом же году он получает место в театре Шлезвиг-Гольштейн в Рендсбурге. После исполнения ряда второстепенных ролей он возвращается в Мюнхен, чтобы более плотно заняться литературным творчеством. Восхождению по этой стезе могло способствовать написание театральной пьесы, и она была написана.
К его личным проблемам добавился развод в 1953 его родителей. Эдгар Энде влюбился в студентку факультета искусств. Луиза пыталась покончить жизнь самоубийством, приняв огромную дозу снотворного. Отношения между отцом и сыном стали напряжёнными. Только много лет спустя они нашли примирение, и выражением этого стало посвящение Михаэлем цикла рассказов «Зеркало в зеркале» своему отцу и размещение там его 18 литографий за период между 1936 и 1960.
В 1954 Энде работает кинокритиком на баварском радио, чьих гонораров, впрочем, никак не хватало на жизнь. К 150-летию дня смерти Шиллера он пишет скетч «Маленькие рыбы» для кабаре, где главным героем выступает памятник великому поэту, рассуждающий о злободневных проблемах современности и который был встречен с большим восторгом. За ним следовали и другие, но они не имели успеха.
По поручению баварского радио в 1956 Энде путешествует по Италии, подготавливая репортаж об этой стране. Один из многих городов, им посещенных, был Палермо. Там он ощутил, по собственному признанию, глубочайшее переживание. На большой площади королевского замка вечером сидели рассказчики историй. Михаэль вслушался в рассказ одного из них: тот сидел, окружённый плотным кольцом людей.
И эта история показалась мне чем-то знакомым. Когда рассказчик сделал большую паузу, я спросил, что это была за история. И мужчина ответил, что это была книжка Александра Дюма, которую он унаследовал от дедушки. Он прочитал этот роман и сделал из этого свою профессию. С тех пор он сидит у Пьяццы в Палерме и рассказывает эту историю. Посмотри, сказал я тогда себе, это та цель, которую нужно достичь: чтобы через сто лет после твоей смерти твои истории звучали бы на улицах Палермо из уст рассказчиков.
Примерно в то же время он встретился с одним из своих одноклассников, который попросил черкнуть пару строк для детской иллюстрированной книжки. Но вместо короткого рассказа из-под пера Энде вышел большой 500-страничный роман. Так возникли истории о Джиме Пуговице. Он отсылал рукопись в различные издательства, пока она не была напечатана в 1960. Роман был разбит на две части, первая из которых под заголовком «Джим Пуговица и Лукас-машинист» вышла в 1960, а вторая — двумя годами позже как «Джим Пуговица и чёртова дюжина».
Книги были переведены на 19 языков, а в 1961 и 1966 по ним были созданы радиопостановки. Так началась его карьера профессионального писателя, и появилась возможность получать большие гонорары за свои книги. Однако прошло более десяти лет, прежде чем Энде снова опубликовал истории о Джиме Пуговице. В 1972 появился роман «Момо». Роман был переведён более чем на 30 языков и в 1974 получил Немецкую премию литературы для детей и юношества. С 1996 обладатель этой премии получает вместе с денежным призом статуэтку Момо.
Самый известный роман Михаэля Энде «Бесконечная история» увидел свет в 1979. По этой книге был снят одноимённый фильм, издавалась она и на пластинках, и на кассетах. В 1989 звуковая инсценировка романа получила премию «Золотой диск». С 1980 книга получает множество национальных и международных наград. Книга привлекла такое внимание, что учителя и доценты развивали дискуссии о возможности применения «Истории» в качестве учебного пособия в системе образования.
После этого успеха начинается самая продуктивная фаза в творчестве Энде. Почти ежегодно выходят иллюстрированные книжки для детей и книги сказок. Вместе со своим отцом он собирает в 1984 цикл «Зеркало в зеркале». В том же году появился «Гогголори». По этой книге в 1985 была поставлена успешная опера Уилфрида Хиллера, которую многие критики посчитали лучшей национальной оперой, созданной после Второй мировой войны.
До смерти 27 марта 1985 жены, Ингеборги Хофманн, с которой писатель познакомился в 1952 и сочетался браком 7 августа 1964 в Риме, вилла «Дом единорога» около Рима с 1971 оставалась постоянным местом жительства писателя. Потрясённый случившимся, он продает виллу и возвращается в Мюнхен. Вместе с японской переводчицей его книг Марико Сато Михаэль Энде несколько раз совершает путешествия в Японию (в 1977, 1986, 1989 и 1992), а с 1987 они уже живут вместе в Мюнхене, где обставляют свою квартиру в японском стиле. А в 1988 на писателя обрушивается угроза банкротства и тюремного срока за долги. Оказывается, его многолетний литературный агент сумел за эти годы на имя Энде наделать долгов почти на миллион франков. Были описаны картины его отца, вся мебель в квартире, и если бы не вмешательство и помощь издательства Thienemann-Verlags автору с мировым именем грозил бы тюремный срок.
4 сентября 1989 Марико Сато и Михаэль Энде, после пятнадцатилетнего знакомства, сочетаются браком. Своё последнее произведение Энде опубликовал в 1992 — сборник историй «Тюрьма свободы». В июне 1994 он оперируется в Мюнхене, ему делают химиотерапию от рака желудка, а 28 августа 1995 писатель умер в госпитале недалеко от Штутгарта. Его похоронили в Мюнхене и по завещанию при его погребении играли музыку Моцарта, Глюка, а, кроме того, хор Государственного театра исполнил заключительный акт его оперы «Гогголори».
Михаэль Энде — немецкий писатель. Родился в местечке Гармиш-Партенкирхен, Германия, в семье художника и скульптора Эдгара Карла Энде и физиотерапевта Луизы Энде. Это событие… Развернуть
Густав Майринк — австрийский писатель-экспрессионист, драматург, переводчик и банкир. Всемирную славу ему принёс роман «Голем», который стал одним из первых бестселлеров XX века. Майринк наряду с Кафкой и Перуцем сделал литературную Пражскую школу знаменитой.
Густав Майринк родился 19 января 1868 в Вене. Он был незаконнорожденным сыном государственного министра Карла Варнбюллера фон Хеммингена и актрисы Марии Вильгельмины Адельхайд Майер. В 1919, когда Майринк уже стал известным писателем, Варнбюллеры предложили ему принять семейную фамилию, однако Густав вежливо отказался. Примечательно, что в тот же день, но на шестьдесят лет раньше родился другой автор-мистик, американец Эдгар Аллан По. Роль Майринка в австрийской литературе похожа на роль По в американской литературе.
Поскольку его мать была актрисой и много путешествовала с театром, детство и юность Майринка прошли в постоянных разъездах. Он учился в гимназиях — поочередно в Мюнхене, Гамбурге и Праге. Литературоведы и биографы Майринка считают, что мать писателя относилась к сыну довольно холодно, и мальчик в детстве был лишен материнского тепла. Некоторые полагают, что именно поэтому писателю так удавались позднее вампирические и демонические женские персонажи и довольно плоскими выходили положительные фигуры. В 1883 начался пражский период жизни и творчества писателя.
Майринк прожил в Праге двадцать лет и много раз изображал этот город в своих работах. Прага не только является фоном для произведений, но и героем в романах «Голем» и «Вальпургиева ночь», а также играет важную роль в самой важной части романа «Ангел западного окна»; её отчетливо видно за несколько абстрактной архитектурой в романе «Белый доминиканец». Там же, в Праге, с Майринком произошло событие, которое сыграло важную роль в его жизни. О нём он написал в автобиографическом рассказе «Лоцман», опубликованном уже посмертно. В 1892, когда ему было 24 года, Майринк, переживавший глубокий духовный кризис, решил наложить на себя руки, он уже стоял на столе с пистолетом в руке и собирался расстаться с жизнью, что-то зашуршало под дверью, и он увидел, как в щель ему просунули тонкую брошюрку под странным названием «Жизнь после смерти». Это произвело на него такое сильное впечатление, что он резко изменил свое намерение. Мистическое совпадение во многом повлияло на всю его дальнейшую судьбу. После этого Майринк погрузился в изучение теософии, каббалы, мистических учений Востока. До самой своей смерти Майринк занимался йогой, которая помогала ему легче переживать сильную боль в позвоночнике. Результаты этих исследований проявляются в работах Майринка, в которых практически всегда присутствуют оккультные традиции. Однако следует отметить, Майринк оставался дилетантом в мистике. Гершом Шолем, эксперт в иудейской мистике, сказал, что работы Майринка основаны на поверхностных источниках и не имеют связи с настоящими традициями.
В 1889 году вместе с племянником поэта Кристиана Моргенштерна Майринк основал торговый банк под названием «Майер и Моргенштерн», который некоторое время функционировал довольно успешно. Занимаясь банкирской деятельностью не очень усердно, Майринк вел в Праге великосветскую жизнь. Однажды он даже дрался на дуэли с каким-то офицером из-за неуместного и оскорбительного намека на незаконнорожденность. В том же, важном для него 1892 году Майринк женился на Едвиге Марии Цертль — но довольно быстро разочаровался в этом браке и не разводился до 1905 лишь из-за упорства супруги и некоторых юридических деталей.
В 1902 году на Майринка в пражскую полицию поступило клеветническое обвинение в использовании спиритизма и колдовства в банкирской деятельности. Он был взят под стражу и находился в тюрьме два с половиной месяца. Несмотря на конечную доказанность его невиновности, этот инцидент негативно сказался на всех его делах, и он вынужден был оставить своё предприятие. Опыт пребывания в заключении пригодился ему при написании романа «Голем».
В 1900-е годы Майринк начал публиковать короткие сатирические рассказы в журнале «Симплициссимус», подписываясь фамилией матери. Уже в них виден значительный интерес автора к мистицизму и восточным религиям. В это время Майринк тесно контактирует с пражской группой неоромантиков А. Кубиным, Р. Тешнером, Р. Леппином и О. Винером. Весной 1903 года вышла в свет первая книга Майринка — «Горячий солдат и другие рассказы». Примерно в то же время он переехал в Вену. И практически сразу публикуется его новый сборник рассказов — «Орхидея. Странные истории». 8 мая 1905 года Майринк женился на Филомине Бернт, которую знал еще с 1896 года. С новой женой они часто путешествуют по Европе. В Вене Майринк издает сатирический журнал «Der lieber Augustin», продолжая сотрудничать одновременно в пражском «Симпилициссимусе». 16 июля 1906 года у него родилась дочь Фелицитас Сибилла, а в 1908 году в Мюнхене — сын Харро Фортунат. В том же 1908 году вышел в свет третий сборник рассказов — «Восковые фигуры».
Новую семью Майринк не мог прокормить лишь своими рассказами, а потому ему пришлось стать переводчиком, и, надо признать, он оказался довольно плодовитым на этом поприще: за пять лет ему удалось перевести на немецкий пять томов Чарльза Диккенса. Он продолжал переводить до самой своей смерти, включая различные оккультные тексты и даже «Книгу мертвых».
В 1911 году Майринк с семьёй переехал в маленький баварский городок Штарнберг, а в 1913 году в Мюнхене вышла его книга «Волшебный рог немецкого филистера», в которой были собраны лучшие рассказы из первых трёх его сборников, а также несколько новых.
К 1920 году финансовые дела Майринка существенно поправились, и он смог купить виллу в Штарнберге. Вскоре виллу стали называть «Домом у последнего фонаря» по названию дома в «Големе». Здесь Майринк вместе со своей семьей прожил следующие восемь лет и написал еще два романа — «Белый доминиканец» и «Ангел западного окна».
Зимой 1932 года сын Майринка, Фортунат, катаясь на лыжах, получил тяжёлую травму позвоночника, приковавшую его к инвалидному креслу на всю оставшуюся жизнь. Фортунат не смог смириться с этим и покончил с собой 12 июня 1932 года в возрасте 24 лет, то есть в том же возрасте, в каком попытку самоубийства предпринимал и его отец. Майринк-отец пережил своего сына только на полгода. Он скончался 4 декабря 1932 в баварском Штарнберге и был похоронен рядом с могилой сына на штарнбергском кладбище.
Густав Майринк — австрийский писатель-экспрессионист, драматург, переводчик и банкир. Всемирную славу ему принёс роман «Голем», который стал одним из первых бестселлеров XX… Развернуть
Артур Шопенгауэр — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, «философ пессимизма».
Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр, дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством.
В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нём продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнёра. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами».
В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Гёттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера по истории философии, Фихте по философии; докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания» защитил в Йенском университете в 1813. В 1812 Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.
В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат «О зрении и цвете» (1816), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. В 1820 он получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете, но терпит фиаско: его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.
С 1831 из-за эпидемии холеры философ переезжает во Франкфурт-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией.
Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической чёткости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Франц Кафка, Томас Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины XIX — начала XX вв.
21 сентября 1860 Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Arthur Schopenhauer» («Артур Шопенгауэр»).
Артур Шопенгауэр — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, «философ пессимизма».
Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи.… Развернуть