Нисикава Дзёкэн (1648–1724) — видный мыслитель конфуцианского толка эпохи Токугава. Астроном, географ. Автор многих сочинений, самый читаемый из которых «Мешок горожанина» (Тё-нин букуро).
Наиболее известное его сочинение – «Мешок горожанина» («Тёнин букуро»), в котором он обсуждает многие социальные проблемы: статус горожанина, нормы поведения, упадок нравов и т.д. Видное место в его рассуждениях занимает также проблема культурных заимствований. Нисикава полагает, что исконным свойством японцев является избирательность заимствований (главным образом, из Китая), обусловленная их прекрасной средой обитания. Многие положения, высказанные Нисикава, были использованы (зачастую превратным образом) в националистическом дискурсе в конце XIX – первой половине XX вв.
Нисикава полагал, что буддийская картина мира не соответствует действительности и истинно образованный человек не должен придерживаться учения Будды. В то же самое время он считал, что вера в рай и ад препятствует антисоциальному поведению необразованных людей, а потому буддийское учение может служить подспорьем в обеспечении государственного порядка.
Нисикава Дзёкэн (1648–1724) — видный мыслитель конфуцианского толка эпохи Токугава. Астроном, географ. Автор многих сочинений, самый читаемый из которых «Мешок… Развернуть
Ангелус Силезиус, Силезский Ангел (нем. Angelus Silesius, собственное имя Иоханнес Шефлер, нем. Johannes Scheffler) — немецкий христианский мистик, поэт.
Сын польского дворянина-лютеранина, И. Шеффлер был придворным врачом герцога Эльского в Силезии, когда изучение сочинений Отцов Церкви и Якоба Бёме привело его к католичеству, которое он принял 12.06.1653, получив имя Ангелус. В 1654 он был назначен придворным медиком императора Священной Римской империи Фердинанда III. 21 мая того же года Ангелус был рукоположен в священники, а в 1664 назначен советником епископа в Бреслау. Умер во францисканском монастыря Св. Матфея.
Написал более 200 духовных стихотворений. Наиболее известен его сборник поэтических афоризмов Cherubinischer Wandersmann (Херувимский странник, 1674), в котором воплощены идеи и образы катол. мистики (Таулера, Руйсбрука, Бонавентуры, Бернарда Клервоского, Августина). Др. его сборник Heilige Seelenlust (Святая жажда души, 1657) состоит из дух. песнопений, многие из которых исполняются и по сей день; в них он воспевает мистический союз души с Богом.
В России поэтические соч. А. были особенно популярны в кон. XVIII — нач. XIX вв. В основном они имели хождение в рукописях, но А. Новиков и Н. Лопухин выпустили и несколько изданий русских переводов. Изданный анонимно сборник стихов Ангелуса Райские цветы был конфискован в моск. книжных лавках в 1787 по указу императрицы Екатерины II о запрещении печатания в частных типографиях книг, «до святости касающихся».
А. также издал более 50 богословских сочинений, полемически направленных против лютеранского вероучения. Он критикует протестантизм прежде всего за его рационализм и отрицание Церкви как обители Св. Духа. /с сайта Католическая Россия/
Ангелус Силезиус, Силезский Ангел (нем. Angelus Silesius, собственное имя Иоханнес Шефлер, нем. Johannes Scheffler) — немецкий христианский мистик, поэт. Сын польского… Развернуть
Григорий Карпович Котошихин — чиновник российского Посольского приказа, перешедший на службу в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение, являющееся важным источником по истории России XVII века.
Был казнён в Швеции за убийство.
Григорий Карпович Котошихин — чиновник российского Посольского приказа, перешедший на службу в Швецию и создавший по заказу шведского правительства обширное сочинение,… Развернуть
Николя Мальбранш (фр. Nicolas Malebranche, 1638—1715) — французский философ, своеобразно видоизменивший учение Декарта.
Родился в Париже, изучал теологию в Сорбонне, в возрасте 23 лет вступил в религиозную конгрегацию ораторианцев. Познакомившись с сочинениями Декарта, отдался философии, не покидая религиозной точки зрения.
Жизнь его, бедная внешними событиями, прошла в непрерывной умственной работе. Главное свое сочинение, «Recherche de la vérité» (Исследование об истине), он исправлял и переделывал в течение 40 лет (1 изд., в 1673 г., последнее при его жизни, 4-е, в 1712 г.). Другие его сочинения:
• «Conversations métaphysiques et chrétiennes» (1676),
• «Traité de la nature et de la grâce» (1680),
• «Méditations métaphysiques et chretiennes» (1684),
• «Traité de la morale» (1684),
• «Entretiens sur la métaphysique et la religion» (1688),
• «Traité de l’amour de Dieu» (1697)
• «Entretiens d’un philosophe chrêtien et d’un philosophe chinois sur l’existence de Dieu» (1708).
Кроме этого, он много полемизировал, в брошюрах и письмах, с современными ему философами и богословами, особенно с Арно. Перед смертью его посетил Беркли и имел с ним продолжительный спор.
Николя Мальбранш (фр. Nicolas Malebranche, 1638—1715) — французский философ, своеобразно видоизменивший учение Декарта. Родился в Париже, изучал теологию в Сорбонне, в… Развернуть
Хуана Инес де Асбахе и Рамирес де Сантильяна (исп. Juana Inés de Asbaje y Ramírez de Santillana), более известная как Сестра Хуана Инес де ла Крус (исп. Sor Juana Inés de la Cruz, 12 ноября 1651, Сан-Мигель де Непантла, Мексика — 17 апреля 1695, монастырь Святого Иеронима) — мексиканская поэтесса, монахиня-иеронимитка.
Хуана Инес де Асбахе-и-Рамирес родилась 12 ноября 1651 года неподалеку от Мехико, в деревне Сан-Мигель-де-Непантла. Ее родители, как предполагают, не были обвенчаны, и потому Хуана и две ее старшие сестры записаны в приходских книгах как «дети Церкви», то есть незаконнорожденные.
К 6 годам она научилась писать, шить и вышивать, что в те времена составляло полное образование женщины. К восьми годам Хуана прочла всю библиотеку деда, включая труды по философии, богословию и медицине.
В 9 лет она рассталась с семьей: мать отправила ее в Мехико к дяде и тете, богатым родственникам, вхожим во дворец вице-короля. По счастливой случайности они разглядели в девочке способности, предоставив Хуане возможность учиться. Новый курс самообразования включал литературу, естественные науки, математику, философию, теологию и иностранные языки. Ко всему этому Хуана выросла красавицей: светло-карие широко поставленные глаза, высокий лоб, прямой нос, изящные руки, обаятельная улыбка, живой и дружелюбный характер — все это не могло не привлекать к ней людей.
В 1664 году Хуана была представлена при новом дворе и в кратчайшее время завоевала такую любовь высокой четы, что вице-королева сделала ее своей первой фрейлиной. Эту должность она занимала около 5 лет. Тогда же она прославилась написанием стихов на испанском, языке ацтеков, а также на латыни. Писала она и для спектаклей, и для ночных концертов, и для церковных праздников, и для похорон.
Были у Хуаны и недоброжелатели. Однажды кто-то пустил слух, что ее знания поверхностны и она умеет лишь внушать, что обладает ими. Для опровержения подобных напраслин вице-король принял решение организовать публичный экзамен, на котором Хуане задавали вопросы по всем отраслям знаний. Но она блестяще справилась с самыми каверзными заданиями.
Что касается личной жизни, то поклонников у Хуаны было множество, и практически все они были серьёзными претендентами на ее руку и сердце. Но Хуана отказывала всем соискателям ее руки.
В августе 1667 года Хуана сделала первую попытку уйти в монастырь. Но незадолго до этого реформированный устав обители Святого Иосифа ордена Босоногих кармелиток оказался слишком суровым для светской барышни. Она серьёзно заболела и по настоянию врачей покинула обитель спустя три месяца. Тем не менее в феврале 1669 года Хуана вступила в монастырь ордена Святого Иеронима и после короткого послушничества приняла постриг под именем Хуаны Инес де ла Крус.
В 1690 году Хуана написала опровержение на проповедь, составленную монахом-иезуитом Антонио Виэйрой. Совершенно неожиданно ее частное письмо было издано. Публикация имела большой успех, однако церковное начальство в Мексике обвинило ее в гордыне и пренебрежении монашеской заповедью послушания.
Памятник Хуане де ла Крус в Мадриде, дар мексиканского народа народу Испании
Чтобы восстановить свое доброе имя, сестра Хуана пишет и публикует последнее и, пожалуй, самое известное произведение — «Ответ сестре Филотее», где на примере своей жизни пытается показать, сколь необходимы могут быть для женщины познание и творчество.
Но ее духовные руководители настояли на принятии сестрой Хуаной обета бедности. Вместе с обетом бедности она дала обет не прикасаться к перу и бумаге. Мехико пришел в такое волнение от ее религиозного рвения, что очередной архиепископ, следуя ее примеру, тоже продал все книги, а также драгоценности, антиквариат и даже собственную кровать…
В 1695 году в монастыре началась эпидемия чумы, и, ухаживая за сестрами, она заразилась сама. 17 апреля того же года Хуаны Инес де ла Крус не стало. Сохраняя верность данному обету, она написала завещание на стене кельи пальцем, облитым собственной кровью: «Здесь будут отмечены день, месяц и год моей смерти. Во имя любви Господа и Его Пречистой Матери я молю своих возлюбленных сестер: и двух ныне живущих, и уже ушедших — помянуть меня перед Ним, хотя я была худшей женщиной на свете. Подписано: я, Хуана Инес де ла Крус».
Современники прозвали её «Десятой Музой» (или «Кастильской музой») и «Мексиканским фениксом». Вычурностью и неясностью примыкает к так называемому «культизму» (смотрите Испанская литература). Её стихотворения выдержали несколько изданий при жизни автора и переиздаются до нынешнего дня. Известны также её светские комедии «Amor es mas laberinto» и «Los empeños de una casa», а также ауто «El martir del Sacramento San Hermenegildo» и «El cerco de Joseph».
Фундаментальная монография о жизни, творчестве и значении сестры Хуаны принадлежит Октавио Пасу (1983, есть испанское и английское издания).
В честь Хуаны де ла Крус назван кратер на Меркурии.
Хуана Инес де Асбахе и Рамирес де Сантильяна (исп. Juana Inés de Asbaje y Ramírez de Santillana), более известная как Сестра Хуана Инес де ла Крус (исп. Sor Juana Inés de la… Развернуть
Уильям Петти родился в 1623 году в городе Ромси, на юге Англии, в семье суконщика. В детстве, в годы учёбы в городской школе, изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной лёгкостью. В 14 лет ушёл из дома, нанявшись юнгой на корабль. Уже через год он был высажен на берег на севере Франции из-за перелома ноги. Благодаря знанию латыни, Уильям Петти был принят в Канский коллеж. Там он дополнительно овладел греческим и французским языками, математикой, астрономией.
В 1640 году Уильям Петти возвращается в Лондон. Он зарабатывает на жизнь черчением морских карт, а затем — службой в военном флоте. В 1643 году покидает Англию и переезжает на континент для продолжения учёбы. Четыре года обучения проходят в Амстердаме и Париже. Завершил медицинское образование Уильям Петти всё же на родине, проучившись ещё три года в Оксфордском университете.
В первом его сочинении, «Advice for the advancement of some particular parts of learning» (1646), рекомендовалось более практическое направление образования. В 1647 году Петти выдан патент на изобретённую им копировальную машину.
В 1650 году, в возрасте 27 лет, Уильям Петти получил степень доктора физики и занял должность профессора анатомии в одном из английских колледжей.
В 1651 году стал врачом при главнокомандующем английской армией в Ирландии. После окончания войны ему было поручено возглавить работу по составлению кадастра ирландских земель. По собственным подсчётам, ему удалось заработать 9 тысяч фунтов стерлингов. Петти стал крупным землевладельцем, оформив на своё имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дожидаться получения своего земельного надела. В 1661 году Уильям Петти был возведён в рыцарское звание сэр. После реставрации Уильям Петти был генерал-контролёром Ирландии и был возведён в достоинство пэра.
Уильям Петти родился в 1623 году в городе Ромси, на юге Англии, в семье суконщика. В детстве, в годы учёбы в городской школе, изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с… Развернуть
Исаак Абрахамс Масса — голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Русскому государству немало способствовавший процветанию торговли между двумя странами. Опыт и его знание Московского государства сделали его одним из видных «кремленологов» своего времени. Написал мемуары, описывающие события Смутного времени в Москве в 1601-1609 годах (рукопись хранится в Гааге), а также составил карты Восточной Европы и Сибири.
Исаак Масса родился в семье богатого торговца сукном, перебравшейся из Льежа в Харлем незадолго до его рождения. Его предки, возможно, были итальянскими протестантами, бежавшими с родины в начале Реформации, либо испанскими марранами. В 1601 году Масса приехал в Москву, чтобы, по его словам, учиться торговле. Стал свидетелем второй половины царствования Бориса Годунова и захват Москвы Лжедмитрием. Перед падением царя Василия Шуйского в 1609 г. был выслан из России через Архангельск на родину вместе с другими иностранными купцами.
По прибытии на родину Масса составил описание событий 1601-1609 гг., получившее название "История московских смут". Свое произведение он посвятил принцу Морицу Оранскому. В 1612 г. опубликовал две статьи о событиях в России и географии земли самоедов, сопровожденные картой, которые вошли в сборник нидерландского географа Гесселя Герритса. Голландский текст был напечатан в издании Археографической комиссии «Сказания иностранных писателей о России» (Т. II, СПб.,1868). Первый русский перевод появился в 1874 г. В 1937 текст был переработан и снабжен комментариями.
Исаак Абрахамс Масса — голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Русскому государству немало способствовавший процветанию торговли между… Развернуть
Бернар Ле Бовье де Фонтенель — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана.
Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bellérophon“, „Endymion“ и др.), очень посредственных и не имевших успеха; в 1683 г. выпустил „Dialogues des morts“, в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением „Entretiens sur la pluralité des mondes“ («Рассуждение о множественности миров»).
В 1691 г. Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 г. напечатал один из лучших своих трудов, особенно по языку и манере изложения; „Eloges des académiciens“ (2 изд. 1719 г.).
Фонтенель дожил почти до ста лет и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал салоны г-жи Тансен, г-жи Жофрен и др., пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralité des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ (1687) очень ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облеченные в форму оценки языческих верований.
Эти особенности миросозерцания Фонтенеля всего более сближали его с философами XVIII века, которые могли видеть в нём раннего защитника рационализма и скептической философии. Как человек, Фонтенель отличался любезным, общительным, но холодным характером, ничем не увлекался, мог рассуждать в красивой и ясной форме о каких угодно вопросах, никогда не имел настоящих друзей, хотя у него было всегда много знакомых.
Избранный в члены Парижской академии наук, Фонтенель был непременным секретарем академии с 1699 по 1741 г.
Бернар Ле Бовье де Фонтенель — французский писатель и ученый, племянник Пьера Корнеля, родом из Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру,… Развернуть
Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гу́го де Гро́т (нидерл. Hugo de Groot или Huig de Groot; 10 апреля 1583, Дельфт — 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.
Гуго Гроций родился во время Нидерландской буржуазной революции (Восьмидесятилетней войны). Его дед, бургундский дворянин, женился во Франкфурте-на-Майне на дочери голландца де Гроота и взял её фамилию, а отец, Иоганн (Ян) де Гроот, переехал в Голландию. Гуго был первым ребёнком в семье Яна де Грота и Алиды ван Оверсхи. Его отец был очень образованным (он учился в Лейдене вместе с великим Юстом Липсием), а также политически активным человеком, и воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля. Восьмилетним мальчиком Гроций уже писал латинские стихи.
Будучи чрезвычайно усердным учеником, Гуго поступил в Лейденский университет, когда ему было всего одиннадцать лет (ректором университета был его дядя Корнелис). Здесь он удивлял учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. Он учился вместе с такими выдающимися интеллектуалами Северной Европы того времени, как Франц Юний (старший)ruen[4], Жозеф Жюст Скалигер и Рудольф Снеллиус[5].
После окончания Лейденского университета в 1598 году Гроция пригласили сопровождать влиятельного чиновника, великого пенсионария провинции Голландия, Йохана ван Олденбарневелта, в дипломатической миссии во Францию. В возрасте пятнадцати лет Гроций попал на аудиенцию к королю Генриху IV, и его поразительные знания настолько восхитили двор, что король сказал: «Полюбуйтесь на чудо Голландии!». Гроций вращался в интеллектуальных кругах на протяжении всего своего пребывания во Франции, и до возвращения домой Университет Орлеана удостоил его степени доктора права.
Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на учёном поприще; так он издал «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевёл и некоторые математические и астрономические сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»).
В Голландии Гроций был назначен адвокатом в Гааге в 1599 году, а позже официальным историографом Государства Голландия (на пост также претендовал Доминик Баудий, профессор риторики в Лейдене) в 1601 году. В 1604 году он впервые обратился к исследованию проблем международного права, когда был задействован в слушаниях по процессу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе.
Гуго Гроций (лат. Hugo Grotius) или Гу́го де Гро́т (нидерл. Hugo de Groot или Huig de Groot; 10 апреля 1583, Дельфт — 28 августа 1645, Росток) — голландский юрист и… Развернуть
Асаи Рёи (1612-1691) (по другим данным 1640 - 1709) - японский буддийский священник, поэт и писатель, переводчик. Крупнейший представитель японской народной новеллы эпохи позднего феодализма — периода Эдо.
Асаи Рёи (1612-1691) (по другим данным 1640 - 1709) - японский буддийский священник, поэт и писатель, переводчик. Крупнейший представитель японской народной новеллы эпохи… Развернуть
Роули Уильям - английский актер комического плана и комедиограф.
О Роули известно очень мало.
Родился примерно в 1585 году.
Будучи крупным мужчиной, часто играл толстого клоуна.
В 1609 году он присоединился к театральной труппе королевы Анны в театре Red Bull.
В 1623 году оставил труппу и стал работать в Глобусе вплоть до своей смерти в 1626 году.
В некоторых документах годом его смерти считается 1642. В то же время, имеются данные о том, что Роули был похоронен на кладбище Сент-Джеймс 11 февраля 1626 года.
Роули Уильям - английский актер комического плана и комедиограф. О Роули известно очень мало.
Родился примерно в 1585 году. Будучи крупным мужчиной, часто играл толстого… Развернуть
Гасье́н де Курти́ль де Сандра́ — французский писатель, журналист, публицист и мемуарист, наиболее известный своей книгой «Мемуары господина д’Артаньяна», впоследствии использованной Александром Дюма для создания трилогии «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон».
Гасье́н де Курти́ль де Сандра́ — французский писатель, журналист, публицист и мемуарист, наиболее известный своей книгой «Мемуары господина д’Артаньяна», впоследствии… Развернуть
Юст Юль — датский вице-адмирал, посланник Дании в России.
Родился 14 октября 1664 года в Виборге в семье Хенрика Юля и Софии Хёг, дочери государственного канцлера Юста Хёга. Происходит из рода Юэль. В 1680—1682 годах учился в Кильской академии, затем отец пытался устроить его на службу в Немецкую канцелярию, однако, несмотря на протекцию, сделать ему это не удалось. Вслед за этим Юль уехал в Нидерланды.
В 1684 году Гааге он свёл знакомство с датским посланником, который посоветовал ему отправиться в Венгрию, где можно было поступить на военную службу для борьбы с турками. Однако этого не произошло, поскольку Юль случайно познакомился с норвежцем, который уговорил его поступить на службу в голландский военно-морской флот.
Он совершил два похода с конвоями в Средиземное море и в конце 1688 года вернулся в Данию. Здесь он узнал, что его родственник генерал-адмирал-лейтенант Нильс Юль полтора года назад записал его юнгой на датский флот.
В 1689 году Юль становится уже лейтенантом. Впоследствии служил под командованием адмирала Х.Спана и участвовал в перевозке войск в Англию. В 1690 году произведён в капитаны.
В 1694 году командовал судном «Линдурмен», участвовавшем в проведении конвоя к берегам Франции. На обратном пути в мае 1695 года вступил в бой с английским военным кораблём, потребовавшим приспустить перед ним флаг. После пятичасового боя англичанин ушёл, позволив Юлю продолжить свой путь.
В 1697 году получил чин командор-капитана.
В начале Северной войны служил под командованием У. К. Гюлленлёве, будучи его флаг-капитаном. Затем, когда возникла угроза бомбардировки Копенгагена объединенным англо-голландско-шведским флотом, ему было доверено командование частью прамов, огонь которых практически свёл на нет эффективность артиллерии противника.
В 1704 году во время поездки Фредерика IV в Норвегию командовал королевской яхтой. После возвращения в Данию произведён в командоры.
В 1709 году Юль получил приказ отправиться в Россию в качестве датского посланника. Согласно полученной инструкции, он должен был узнать, насколько вероятно продолжение войны со шведами, достаточно ли у России для этого ресурсов, а также выведать у царя величину субсидий, которые он сможет заплатить Дании в случае её повторного вступления в войну. Кроме того, Юль должен был обсудить с русской стороной вопросы заключения торгового договора и урегулирования территориального спора в норвежской Лапландии.
Дипломатическая деятельность Юля не была отмечена особым успехом, зато ему удалось собрать множество ценных сведений о русской жизни периода правления Петра I. Его наблюдения зафиксированы в дневнике, который он был обязан вести согласно инструкции, данной ему королевскими советниками О. Краббе и Г. Сехестедом.
По возвращении в 1712 году в Данию Юль был произведён в вице-адмиралы.
Впоследствии он продолжал служить на флоте. Осенью 1714 года датский король вновь предложил ему отправиться послом к русскому двору, однако Юль ходатайствовал перед королём «о всемилостивейшем избавлении его от столь важного поручения».
8 августа 1715 года возле Ясмунда произошло сражение между датским и шведским флотом, в котором авангардом датской эскадры командовал Юст Юль. После продолжительного боя шведы были вынуждены уйти в Карлскруну. Датчане потеряли 127 человек убитыми, среди которых был и Юст Юль. Над его могилой в роскильдском соборе Святого Люция укрепили поразившее его неприятельское ядро.
Похоронен в Роскильском соборе.
Юст Юль — датский вице-адмирал, посланник Дании в России. Родился 14 октября 1664 года в Виборге в семье Хенрика Юля и Софии Хёг, дочери государственного канцлера Юста Хёга.… Развернуть
Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около 1618 — 12 сентября 1683) — хорватский богослов, философ, писатель, лингвист, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.
Прибыл в Москву в 1659. В 1661 году был обвинён в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провёл 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».
Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около 1618 — 12 сентября 1683) — хорватский богослов, философ, писатель, лингвист, историк, этнограф, публицист и энциклопедист,… Развернуть
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Многие из его композиций написаны для женского музыкального ансамбля «Оспедале делла Пьета», где Вивальди (который был рукоположен в сан католического священника) работал в периоды с 1703 по 1715 и с 1723 по 1740. Также имели успех пышные постановки опер Вивальди в Венеции, Мантуе и Вене. После встречи с императором Карлом VI Вивальди переехал в Вену, надеясь на продвижение по службе. Однако император умер вскоре после прибытия Вивальди, а сам композитор скончался менее чем через год в нищете.
Антонио Лучо (Лучио, Лючио) Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр,… Развернуть
Дун Юэ (кит. трад. 董說, упр. 董说, пиньинь: Dǒng Yuè; 1620—1686) — китайский писатель и монах, живший на рубеже династий Мин и Цин, автор философско-фантастического и пародийно-сатирического романа «Дополнение к Путешествию на Запад» (1641).
Дун Юэ родился и вырос в городке Наньсюнь на востоке Китая, в именитой, но обедневшей семье. С детства отличался незаурядными способностями: в четыре года прочитал и выучил первую книгу — буддийскую сутру.
В 1639 году попытался сдать экзамен, который позволил бы ему поступить на государственную службу, но потерпел неудачу.
В 1641 году опубликовал роман «Дополнение к Путешествию на Запад».
В 1656 году постригся в монахи и до конца жизни странствовал в горах.
Дун Юэ отличался эксцентричностью, «например привычкой присваивать людям и предметам разные необычные прозвища. Себе он придумал более двадцати имён, но чаще всего звался Юй Умином, что означает „Я Безымянный“».
Дун Юэ (кит. трад. 董說, упр. 董说, пиньинь: Dǒng Yuè; 1620—1686) — китайский писатель и монах, живший на рубеже династий Мин и Цин, автор философско-фантастического и… Развернуть
Антуан Гамильтон (правильнее д’Амильтон; фр. Antoine, comte d’Hamilton, 1646 год — 21 апреля 1720 года) — англо-французский писатель. Родился в Ирландии (по разным источникам, в Лауте или в Типперэри) в семье шотландского аристократа, эмигрировавшего во время английской революции во Францию, где Гамильтон и получил воспитание.
Вернулся на родину при реставрации. В 1688 году, после падения Стюартов, снова эмигрировал во Францию. В своих произведениях Гамильтон отражает пессимизм эмигрантской аристократии; с едкой, хотя и неглубокой иронией даёт он картину нравов придворной знати. Главное произведение Гамильтона — «Mémoires du comte de Grammont» — «Мемуары графа Грамона» (Филибер де Грамон[en] (1621—1707) — зять Гамильтона, участник Фронды, изгнанный Людовиком XIV и известный своими похождениями при дворе), написанное в 1704 году, изданное в 1713 году — классический образец французской прозы XVII века, наряду с «Caractères»; Гамильтон дал, наряду со скандальной хроникой двора и аристократии, прекрасные портреты: Кромвеля, Людовика XIV и др.
Его «Contes de Féerie» (сказки), пародируя модные тогда среди аристократии волшебные сказки и «1001 ночь» Галлана, так же как и «Мемуары» являются отражением полемической устремлённости Гамильтона; они оказали значительное влияние на французскую новеллу XVIII века.
Антуан Гамильтон (правильнее д’Амильтон; фр. Antoine, comte d’Hamilton, 1646 год — 21 апреля 1720 года) — англо-французский писатель. Родился в Ирландии (по разным источникам,… Развернуть
Жан Мелье (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664 — 17 июня 1729) — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник.
Сын деревенского ткача, Мелье по настоянию родителей стал сельским католическим священником в 1689 году. Без жалоб и проблем 40 лет он провёл в качестве священника в Шампани, но был всю жизнь атеистом. Лишь раз все же не удержался — очень уж допёк крестьян местный помещик сеньор де Тули (дело было в 1716 г.). Жан Мелье обвинил этого помещика во время церковной проповеди в алчности и жестокости и отказался упоминать его имя в молитвах. Возмущенный помещик направил донос Реймскому архиепископу, тот приговорил Мелье к месяцу отсидки в монастырском карцере и к покаянной службе (на мягкость приговора повлияла либеральная атмосфера после смерти Людовика XIV). Когда Мелье, отсидев месяц на хлебе и воде, вернулся в родную деревню, оказалось, что помещик только что скончался, поэтому покаянная служба Мелье на его похоронах выглядела так:
«Помолимся же, братия, за милосердие Божие к грешной душе сеньора де Тули. Он был злым и жестоким человеком, поэтому милосердие Божие его душе очень понадобится, без него гореть ей в геенне огненной…»
Своё единственное сочинение «Завещание» закончил незадолго до смерти, уже почти слепым. Целиком оно было издано только в 1864 в Амстердаме.
Жан Мелье (фр. Jean Meslier; 15 июня 1664 — 17 июня 1729) — французский философ-материалист, атеист, утопический коммунист, католический священник. Сын деревенского ткача,… Развернуть
Андрей Иванович Лызло́в — русский историк, переводчик. Происходил из рода служилых дворян, стольник, участник Чигиринского, Крымского и Азовского походов. Горячо призывал к единению сил европейских народов для борьбы с татаро-турецкими завоеваниями. Автор «Скифской истории», получившей широкую известность в России.
Андрей Лызлов участвовал в Чигиринском походе 1677 года, в 1678-79 гг. был товарищем полкового и осадного воеводы в Верхнем и Нижнем Ломовых в Пензенском крае. В 1687-88 гг. участвовал в Крымских походах. В связи с подготовкой к Азовскому походу в 1695 года Лызлов был назначен в Коротояк к хлебному приему, затем его перевели в Воронеж, где он должен был принимать запасы из заокских, украинских и рязанских городов. Когда Азовские походы успешно завершились, Лызлов вернулся в Москву и, видимо, вскоре умер.
В 1682 году Лызлов перевёл фрагменты из «Хроники» М. Стрыйковского, в 1686 году — сочинение С. Старовольского «Двор цесаря турецкого». В 1692 году закончил работу над «Скифской историей». В ней он описал борьбу русского народа и его западных соседей с монголо-татарскими и турецкими завоевателями (до конца XVI века). Автор горячо призывал к единению сил европейских народов для борьбы с татаро-турецкими завоеваниями. При создании «Скифской истории» Лызлов использовал широкий круг русских и иностранных источников и исторические сочинения (летописи, хронографы, разрядные книги, варианты Казанской истории, украинские исторические труды, польско-литовские хроники, сочинения латино-итальянских и других авторов).
«Скифская история» уже в рукописи получила широкое распространение в России. В печатном же виде до конца XX века появлялась всего трижды — в 1776 году в Санкт-Петербурге вышло первое издание, в 1787 году в Москве — второе, оба издания были выпущены просветителем Н. И. Новиковым (1744—1818). Третье, научное комментированное издание появилось после двухсотлетнего перерыва лишь в 1990 году в книжной серии «Памятники исторической мысли» небольшим тиражом в 5 тысяч экземпляров.
Андрей Иванович Лызло́в — русский историк, переводчик. Происходил из рода служилых дворян, стольник, участник Чигиринского, Крымского и Азовского походов. Горячо призывал к… Развернуть
Маруся Чурай (1625—1653) — ставшая легендой украинская народная певица времен Хмельниччины, которая, по преданию, жила в Полтаве. Ей приписывают авторство ряда песен: «Ой, не ходи, Грицю», «Котилися вози з гори», «Засвіт встали козаченьки» и др.
По преданию, Маруся Чурай родилась в 1625 (или 1628, или 1629) году в семье козацкого сотника Гордия. После смерти отца, который в 1648 году был сожжен как бунтовщик в Варшаве на костре, осталась жить с матерью в Полтаве. Маруся была очень хороша собой, у нее было много поклонников, среди которых был молодой козак Иван Искра, но свое сердце она отдала Грицу Бобренку (по другим версиям Остапенку), сыну хорунжего Полтавского полка, с которым впоследствии тайно поженились. Когда разгорелась Хмельниччина в 1648 году, Гриць ушел на войну, обещая вернуться.
Маруся ждала 4 года. Но когда Гриць вернулся в Полтаву, он уже забыл её, поскольку полюбил другую – Ганнусю из богатой полтавской семьи. Маруся не выдержала горя и решила отравиться зельем, которое тайно взяла у местной старушки-ведьмы. Но зелье по случайности выпил Гриць.
Летом 1652 года полтавский суд приговорил Марусю к смерти, но ее амнистировали универсалом Богдана Хмельницкого, который принес Искра, ей даровали жизнь «за заслуги ее отца и сладостные песни».
Для искупления Маруся ходила в паломничество в Киев, но вернувшись в 1652 или 1653 году в Полтаву умерла в возрасте 28-29 лет от туберкулеза. По некоторым версиям, Маруся осталась жива, но стала монашкой одного из украинских монастырей.
источник
Маруся Чурай (1625—1653) — ставшая легендой украинская народная певица времен Хмельниччины, которая, по преданию, жила в Полтаве. Ей приписывают авторство ряда песен: «Ой, не… Развернуть
Поль Таллеман, прозванный Младшим — французский аббат и писатель.
Кузен Таллемана Старшего, также академик и секретарь Академии надписей.
Хинес Перес де Ита (исп. Ginés Pérez de Hita; 1544(?), Мула(?), Мурсия, Испания — 1619(?), Барселона) — испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра исторического романа в Европе.
Точных данных о жизни писателя сохранилось немного. Хинес Перес де Ита родился около 1544 года. Он был родом из провинции Мурсия. По косвенным данным предполагают, что Перес де Ита появился а свет в городке Мула, где фамилия Ита была одной из самых распространенных. В 1569—1571 годах был участником подавления восстания морисков. Если верить его мемуарам, в этой истребительной войне Перес де Ита проявил большое благородство духа и гуманность. Позже он с гордостью вспоминал, что при разрушении испанцами города Феликс ему удалось спасти двадцать женщин и грудного ребенка. По окончании войны вернулся в Мурсию. В 1572 г. написал поэму (рифмованную хронику) «Книга о жителях и подвигах города Лорка». Широкой известности поэма не заслужила, в настоящее время рукопись хранится в Национальной библиотеке в Мадриде. Второй поэтический опыт — поэма «Семнадцать книг Дареса о Троянской войне». Это произведение является переложением испанской «Троянской хроники» Педро Нуньеса Дельгадо, которая сама была переложением латинской «Истории разрушения Трои» Гвидо делле Колонне (конец XIII века). Рукопись (предположительно, автограф) этой поэмы датируется 1596 годом и находится в той же Национальной библиотеке. «Троянская война» также не принесла автору особой славы. Однако напечатанная в это же время в Сарагосе прозаическая «Повесть о раздорах Сегри и Абенсеррахов» пользовалась огромным успехом. Уже к 1631-му году книгу издали 21 раз, а к концу XVII века известно 33 её издания. Эта повесть о последних годах гибнущей мусульманской Гранады, где уходящая рыцарская романтика сплеталась с мавританским колоритом и историческими описаниями Андалусии, является одним из первых (а, возможно, и первым) европейским историческим романом.
После этого Перес де Ита берется за свою последнюю книгу. Новое произведение во многом носит мемуарный характер и является уже не поэтической фантазией, а хроникой, повествующей о реальных событиях войны против морисков, участником которой был сам автор. Тем не менее, пользуясь успехом «Повести о Сегри и Абенсеррахах», автор называет свою хронику «Вторая часть гражданских войн в Гранаде», и с этих пор два разножанровых произведения существуют совместно как первая и вторая части книги «Гражданские войны в Гранаде». В предисловии к изданию «Повести» 1595 года говорится о предшествующем издании 1588 года, вышедшем в Алькале, а в некоторых документах начала XVII века упоминаются три части «Гражданских войн в Гранаде», однако о существовании более раннего издания (либо еще одного произведения) никакой достоверной информации нет.
Дата смерти Химена Переса де Иты неизвестна, предполагают, что он скончался около 1619 года.
Испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра исторического романа в Европе.
Точных данных о жизни писателя сохранилось немного. Хинес Перес де Ита родился около 1544 года. Он был родом из провинции Мурсия. По косвенным данным предполагают, что Перес де Ита появился а свет в городке Мула, где фамилия Ита была одной из самых распространенных. В 1569—1571 годах был участником подавления восстания морисков. Если верить его мемуарам, в этой истребительной войне Перес де Ита проявил большое благородство духа и гуманность. Позже он с гордостью вспоминал, что при разрушении испанцами города Феликс ему удалось спасти двадцать женщин и грудного ребенка. По окончании войны вернулся в Мурсию. В 1572 г. написал поэму (рифмованную хронику) «Книга о жителях и подвигах города Лорка». Широкой известности поэма не заслужила, в настоящее время рукопись хранится в Национальной библиотеке в Мадриде. Второй поэтический опыт — поэма «Семнадцать книг Дареса о Троянской войне». Это произведение является переложением испанской «Троянской хроники» Педро Нуньеса Дельгадо, которая сама была переложением латинской «Истории разрушения Трои» Гвидо делле Колонне (конец XIII века). Рукопись (предположительно, автограф) этой поэмы датируется 1596 годом и находится в той же Национальной библиотеке. «Троянская война» также не принесла автору особой славы. Однако напечатанная в это же время в Сарагосе прозаическая «Повесть о раздорах Сегри́ и Абенсеррахов» пользовалась огромным успехом. Уже к 1631-му году книгу издали 21 раз, а к концу XVII века известно 33 её издания. Эта повесть о последних годах гибнущей мусульманской Гранады, где уходящая рыцарская романтика сплеталась с мавританским колоритом и историческими описаниями Андалусии, является одним из первых (а, возможно, и первым) европейским историческим романом.
После этого Перес де Ита берется за свою последнюю книгу. Новое произведение во многом носит мемуарный характер и является уже не поэтической фантазией, а хроникой, повествующей о реальных событиях войны против морисков, участником которой был сам автор. Тем не менее, пользуясь успехом «Повести о Сегри́ и Абенсеррахах», автор называет свою хронику «Вторая часть гражданских войн в Гранаде», и с этих пор два разножанровых произведения существуют совместно как первая и вторая части книги «Гражданские войны в Гранаде». В предисловии к изданию «Повести» 1595 года говорится о предшествующем издании 1588 года, вышедшем в Алькале, а в некоторых документах начала XVII века упоминаются три части «Гражданских войн в Гранаде»[1], однако о существовании более раннего издания (либо еще одного произведения) никакой достоверной информации нет.
Дата смерти Химена Переса де Иты неизвестна, предполагают, что он скончался около 1619 года.
Хинес Перес де Ита (исп. Ginés Pérez de Hita; 1544(?), Мула(?), Мурсия, Испания — 1619(?), Барселона) — испанский писатель и хронист, один из основоположников жанра… Развернуть
Энтони Эшли Купер Шефтсбери — английский философ, писатель и политик, деятель Просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трёх томах «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», посвящённых этическим, эстетическим, религиозным и политическим проблемам.
Энтони Эшли Купер Шефтсбери — английский философ, писатель и политик, деятель Просвещения. Третий граф Шефтсбери. Автор работ, собранных в трёх томах «Характеристики людей,… Развернуть
Ян Янсен Стрёйс (также Стрюйс) — путешественник XVII века из Нидерландов, написавший книгу «Три путешествия» о своих путевых приключениях.
Ян Янсен Стрёйс родился в Амстердаме в 1630 году, получил домашнее образование, и с детства учился корабельному делу.
В 1647 году юный Ян Стрёйс сбежал от строгого отца, завербовавшись в Амстердаме как парусных дел мастер на судно «Святой Иоанн Креститель» для большого торгового плавания. Побывав в различных местах Африки (в том числе, в колонии Сьерра-Леоне), Юго-Восточной Азии (в том числе в Сиаме и на Суматре), на Тайване (Формозе) и в Японии, в 1651 году он вернулся в Голландию. Второе путешествие Стрёйс совершил в 1655 году в составе венецианского флота, ведшего войну с турками. Там он попал в плен, бежал и через 2 года вернулся домой, где остепенился, женился, но не удержался от очередного, 3-го путешествия. В 1668 году Стрёйс нанялся парусным мастером на корабль Орёл в «Московию», малоизвестную в Европе страну, только создававшую первые крупные мореходные корабли для плавания под своим флагом. В сентябре 1668 года иностранная делегация прибыла в Москву, где голландцы прожили почти десять месяцев.
Домой он вернулся в 1673 году, а перед тем пересек всю Россию по Волге от Новгорода до Астрахани на корабле, представленном московским правительством. Стрёйс стал свидетелем походов Степана Разина и даже лично встречался со знаменитым атаманом. Когда от походов и воровства Разин перешёл к восстанию, то, узнав о поражении царских войск, Стрёйс с группой товарищей бежал с корабля «Орёл», но на территории Дагестана был пленён уцмием Али-Султаном, подвергнут пыткам и продан в рабство. Его с помощью Людвига Фабрициуса выкупили уже в Персии, откуда Стрёйс добрался до Голландии.
В 1675 году Ян Стрейс написал увлекательную книгу о своих приключениях, в которой ярким и образным языком изложил детали быта, поведения, внешности людей в тех краях, где ему довелось побывать. Несколько глав книги посвящены описанию Москвы и русских нравов в XVII в. (см. «Из-за острова на стрежень»). При этом, некоторые исследователи отмечают, что в описаниях внутренней политики Московии, а также повседневной жизни, обычаев, нравов, торговли и пр. занятий ее жителей Стрёйс не совсем самостоятелен и следует своему основному источнику — описанию путешествия голштинского посольства в Россию в 1637, 1639 и 1643 годах Адама Олеария.
В том же 1675 году путешественник отправился снова в Москву в свите Кунраада фан-Кленка, посла Голландии в России, занимая в ней должность «конюха и пушкаря». Посол хлопотал перед русским царем о возмещении убытков, понесенных Стрёйсом на службе у царя, но была ли удовлетворена просьба — неизвестно. В следующем году Стрёйс вернулся домой и о дальнейшей его жизни известно мало. Известно только, что он жил в датском Дитмаршене, где и умер в 1694 году.
Ян Янсен Стрёйс (также Стрюйс ) — путешественник XVII века из Нидерландов, написавший книгу «Три путешествия» о своих путевых приключениях. Ян Янсен Стрёйс родился в… Развернуть