Андреас Грифиус (нем. Andreas Gryphius; настоящее имя Андреас Грайф, нем. Andreas Greif; 2 октября 1616, Глогау, Силезия — 16 июля 1664, Глогау, Силезия) — немецкий поэт и драматург эпохи барокко. Один из самых известных немецких сочинителей сонетов в XVII веке.
Сын лютеранского пастора из силезского города Глогау, Грифиус рано потерял отца; его мать повторно вышла замуж за гимназического учителя. В 1628 году в родной город Грифиуса пришла Тридцатилетняя война — в Глогау пришли иезуиты, и упорные протестанты, к которым относилась и семья Грифиуса, были вынуждены покинуть свои дома. В том же году умерла мать Андреаса. Как и полагается будущему барочному поэту и учёному, о смерти матери Грифиус сожалел едва ли больше, чем о большой отцовской библиотеке, которая растерялась во время бегства семьи из Глогау. Его отчим тем временем женился в третий раз и получил пасторскую должность в городе Фрауштадте. Тут во время учёбы Грифиус, играя в школьном театре, снискал лавры талантливого актёра и написал свою первую пьесу — «Детоубийца Ирод» (на латинском языке).
В 1634 году Андреас оказался в Данциге, который в то время был одним из крупнейших торговых, культурных и научных центров Европы. В Данциге он занимался у прославленного астронома и поэта Петера Крюгера (нем. Peter Krüger). Крюгер разъяснял своим студентам учение Коперника, Галилея и Кеплера, а кроме того, был последователем Мартина Опица и популяризатором литературы на немецком языке. В 1636 году Грифиус по настоянию отчима вернулся во Фрауштадт и несколько лет прослужил у юриста Георга Шёнборнера (нем. Georg Schönborner), автора неоднократно переиздававшихся трудов по государственному устройству. В 1638 году Грифиус стал студентом прославленного Лейденского университета. Он изучал юриспруденцию, медицину, посещал лекции известнейшего поэта и историка Даниэля Гейнзия. Очень привлекали Грифиуса в Лейдене анатомический театр и кунсткамера, в которой хранились «египетские мумии, голова слона, голова тигра, кровь крокодила, чучело животного, обитающего под землёй в Мексике, и змеиные яйца». В Голландии Грифиус завязал знакомство с Христианом Гофманом фон Гофмансвальдау (1617—1679), бреславльским патрицием, прославившимся позже своими галантными стихами.
По окончании учёбы Грифиус путешествовал по Италии и Франции, а в 1647 году вернулся в Силезию; два год спустя женится на Розине Дойчлендер, дочери фрауштадтского советника и зажиточного купца. В 1650 году Грифиус занял место синдика в Глогау. В этой должности Грифиус проявил недюжинный дипломатический талант, защищая протестантский город и его суверенные права от посягательств австрийской короны. Не оставлял Грифиус и занятий наукой. В 1658 году по приглашению своего друга Гофмансвальдау он приезжал в Бреслау, где на главной площади провёл публичное вскрытие мумий, хранившихся в одной из аптек.
Грифиус неожиданно умер в расцвете лет, 16 июля 1664 года во время заседания городского совета.
Андреас Грифиус написал и опубликовал при жизни пять трагедий, считающихся ныне вершиной немецкой барочной драматургии, несколько книг сонетов, од и эпиграмм. Обширное рукописное наследие Грифиуса издал его сын, учёный и поэт, Кристиан (1649—1706).
Мотив быстротечности жизни, непостоянства всего сущего, его обманчивость, словом, мотив vanitus (суеты), популярный в поэзии барокко, наполняется у Грифиуса особо трагической эмоциональной напряжённостью. В своей поэзии он прибегал к жанровым формам, разработанным в поэзии ренессанса, — к сонету и аллегории, одам и посланиям, которые, однако, под его пером подвергались трансформации.
В честь Андреаса Грифиуса назван астероид (496) Грифия, открытый в 1902 году.
Андреас Грифиус (нем. Andreas Gryphius; настоящее имя Андреас Грайф, нем. Andreas Greif; 2 октября 1616, Глогау, Силезия — 16 июля 1664, Глогау, Силезия) — немецкий поэт и… Развернуть
Граф Яков Вилимович Брюс (имя при рождении Джеймс Дэниэл Брюс, англ. James Daniel Bruce) - русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и учёный, один из ближайших и самых выдающихся сподвижников Петра I.
Генерал-фельдцейхмейстер (1711), генерал-фельдмаршал (1726), реформатор русской артиллерии. Руководитель первого в России артиллерийского, инженерного и морского училища. В московских преданиях за ним прочно закрепилась репутация чернокнижника, мага, «колдуна с Сухаревой башни» и первого русского масона.
Представитель знатного шотландского рода Брюсов, живших в России с 1647 года.
Заведовал российским книгопечатанием с 1706 года, когда в его ведение была передана Московская гражданская типография. Самым известным её изданием начала XVIII в. был так называемый Брюсов календарь, вышедший в свет в 1709 году (в год Полтавской битвы) и названный так оттого, что на всех книгах, издававшихся в Москве, стояла пометка, что они печатаются под надзором Брюса.
Принимал активное участие и курировал издание книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов».
Брюс был одним из образованнейших людей России, естествоиспытателем и астрономом, и владел весьма крупной для своего времени библиотекой, насчитывавшей около 1500 томов, почти исключительно научно-технического и справочного содержания. Он нигде не учился и всего добился самообразованием.
Он составил русско-голландский и голландско-русский словари, первый печатный русский учебник по геометрии, перевёл на русский «Космотеорос» Х. Гюйгенса. В 1696 году им была составлена «Карта земель от Москвы до Малой Азии». В период войны со шведами разработал скорострельные пушки и мощный порох, новые виды картечи и бомб. В 1702 Брюс году открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве, которой руководил. Школа помещалась в Сухаревой башне, построенной в 1695 году и сильно контрастировавшей с архитектурой патриархальной Москвы. Возможно, именно поэтому народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и чародея.
Свободно владел шестью европейскими языками, а его «кабинет курьёзных вещей» был единственным в своём роде в России и после смерти Брюса влился в кунсткамеру академии наук.
Граф Яков Вилимович Брюс (имя при рождении Джеймс Дэниэл Брюс, англ. James Daniel Bruce) - русский государственный деятель, военный, дипломат, инженер и учёный, один из… Развернуть
Жан-Франсуа Поль де Гонди, известен как кардинал Рец — архиепископ Парижа, выдающийся деятель Фронды, автор знаменитых мемуаров. Четвёртый подряд представитель итальянского рода Гонди на парижской епископской кафедре.
Внук маршала Гонди, герцога Реца — уроженца Флоренции, фаворита Екатерины Медичи. По желанию отца, Гонди поступил в духовное звание, к которому не имел ни малейшей склонности. Получив докторскую степень, Гонди в 1643 году был назначен коадъютором парижского архиепископа.
С помощью своих проповедей и щедрой милостыни он достигает значительной популярности, которою и пользуется для того, чтобы интриговать против Мазарини. Недовольная правительством парижская чернь, подстрекаемая Гонди, производит мятеж в августе 1648 года; Гонди удается добиться от королевы-регента Анны Австрийской некоторых уступок и успокоить народ. В следующем году Гонди устраивает союз фрондеров с Мазарини против принца Конде, за что Мазарини обещает выхлопотать ему кардинальскую шапку.
Обманутый в своих ожиданиях, Гонди скоро не только сам переходит на сторону Конде и «молодой фронды», но и привлекает к ней главу старой фронды, герцога Орлеанского, и парижский парламент. Этот новый союз продолжался недолго. Поссорившись с Конде, Гонди вооружает против него парламент и сам переходит на сторону двора, за что и получает, наконец, давно желанную кардинальскую шапку. В начале 1650-х гг во время временного отстранения Мазарини от власти был некоторое время главой правительства Франции.
Когда Мазарини в конце концов одержал верх над своими врагами, в числе последних пострадал и Гонди, несмотря на свои неоднократные услуги двору. Он был обвинен в сношениях с принцем Конде, схвачен и посажен в Венсенский, а потом в Нантский замок. Оттуда ему скоро удалось бежать, после чего он несколько лет скитался по Италии, Голландии, Фландрии и Англии. В 1661 году он вернулся во Францию, сложил с себя архиепископский сан и удалился в Аббатство Сен-Дени.
Большую литературную (не только историческую) ценность представляют мемуары кардинала де Реца, над которыми он работал в 1670-х годах и которые были впервые изданы посмертно, в 1717 году. Полное издание в одиннадцати томах вышло в 1870—1920 годах. «Мемуары» не следует воспринимать как объективную хронику — автор несколько приукрашивает свою роль в описываемых событиях.
Жан-Франсуа Поль де Гонди, известен как кардинал Рец — архиепископ Парижа, выдающийся деятель Фронды, автор знаменитых мемуаров. Четвёртый подряд представитель итальянского… Развернуть
Сёсан Сузуки - японский самурай, позже монах.
Сёсан первоначально был воином, воевавшим на стороне Токугава в сражении при Сэкигахара (1600) и участвовавшим в осаде замка Осака (1614—1615). В 1621 году стал монахом дзэн. Тем не менее, он не хотел примыкать ни к Риндзай, ни к Сото Дзэн. Сёсан отстаивал моральное учение дзэн, основанное на представлении о том, что ежедневная работа — если ее выполнять самоотверженно — является религиозной практикой, ведущей к просветлению. Эклектичный в своем подходе к буддизму, Сёсан также говорил о духовных выгодах декламирования нэмбуцу, практики повторения имени Будды Амиды, тесно связанной со школами буддизма Чистой Земли. Сёсан также полагал, что правительство обязано возродить в Японии истинный буддизм.
Сёсан является автором многочисленных произведений, в которых разъясняет свои взгляды.
Сёсан Сузуки - японский самурай, позже монах. Сёсан первоначально был воином, воевавшим на стороне Токугава в сражении при Сэкигахара (1600) и участвовавшим в осаде замка… Развернуть
Уи́льям Пенн — англо-американский политический, религиозный и общественный деятель, пацифист и проповедник веротерпимости. Один из отцов-основателей США и его первой столицы Филадельфии («город братской любви»). Автор множество произведений, в которых он призывал верующих присоединиться к духу первохристианства. :Его книга «Без креста нет короны», написаннпя им в тюрьме, стала классикой христианской литературы.
Уильям Пенн родился в семье аристократа-адмирала. Склонность к уединению, созерцанию проявлялась у мальчика еще в детские годы. Получив превосходное домашнеее образование, поступил в колледж, затем в Оксфордский университет. В студенческие годы его привлекло учение протестантского течения - квакерства, последователи которого отрицали официальную церковь, не признавали обрядовую сторону веры и считали высшим ее проявлением добродетель и внутренний свет. За увлечение квакерством Уильям был наказан изгнанием из дома.
В 1668 году Пенн становится проповедником на собранияхтогда же им была написана книга «Потрясение основ, или Отказ от воскресного богослужения». Следствием ее выхода стало 7-месячное заключение, но в этот период из-под его пера вышло сочинение, «Без креста нет венца». Когда Пенна выпустили на свободу, он не оставил проповеди, за что опять предстал перед судом, хотя на этот раз был оправдан присяжными.
Перед смертью отца в 1670 г. состоялось их примирение, и сын получил громадное наследство, которое направил на популяризацию квакерства. В отцовских документах Пенн обнаружил долговую претензию государству на огромную сумму и в счет долга получил от короля Карла II большие владения в Северной Америке. Так возникла Пенсильвания, а в 1683 г. - ее столица Филадельфия. Пенсильвания, по замыслу Пенна, должна была стать прибежищем для людей, которых преследовали за их религиозные убеждения, вне зависимости от вероисповедания и национальности. На эти земли быстро стекались новые поселенцы, и уже скоро население перевалило за 200 тыс. человек. Территория жила по собственной конституции и системе самоуправления.
Когда Пенн вернулся в Англию из Америки, Яков II отнесся к нему благосклонно, что впоследствии сыграло с ним злую шутку, когда Стюартов свергли. На какое-то время у Пенна отнимали управление колонией и несколько раз предъявляли обвинение в политических интригах, но оправдывали. В 1701 г. он на протяжении двух лет жил в Пенсильвании, при этом его расходы на территорию оказались просто огромными и превратились в долги: земля сначала была заложена, а в 1712 г. продана английскому правительству.
Уи́льям Пенн — англо-американский политический, религиозный и общественный деятель, пацифист и проповедник веротерпимости. Один из отцов-основателей США и его первой столицы… Развернуть
Чарльз Коттон — английский поэт.
Его сочинения — цинические подражания Вергилию и Лукиану, шуточное «Путешествие в Ирландию» и много мелких стихотворений. Его перевод «Опытов» Монтеня был интересен читателям на протяжении нескольких веков. Автор главы «Наставление как ловить форель и хариуса в прозрачной воде» в знаменитой книге Исаака Уолтона «Искусный рыболов или Досуг Созерцателя».
Чарльз Коттон — английский поэт. Его сочинения — цинические подражания Вергилию и Лукиану, шуточное «Путешествие в Ирландию» и много мелких стихотворений. Его перевод «Опытов»… Развернуть
Пётр Петрей де Ерлезунда — шведский дипломат и историк. Путешественник и писатель о России. Его книга рядом с заимствованиями из разных источников, в особенности из Буссова, представляет и самостоятельные сведения. Например о 3-м самозванце, к которому ездил с поручением. Кроме того она интересна ещё потому, что передаёт взгляд русских того времени на Иоанна IV Грозного.
Родился в семье Петра Бенедикта Петрея, ректора соборной школы, позднее епископа Вестероса и Линчёпинга. Мать — Маргарита Якобсдоттер. Молодой человек был хорошо образован, хотя его выгнали из университета. На государственной службе с 1595 года. Четыре года служил в России, затем в 1608 и 1611 годах ездил в Москву в качестве посланника шведского короля Карла IX. В 1615 году написал на латыни Regin Muschowitici Sciographia (или Muschowitiske Cronika), которую сам же перевёл её в 1620 году на немецкий язык.
Пётр Петрей де Ерлезунда — шведский дипломат и историк. Путешественник и писатель о России. Его книга рядом с заимствованиями из разных источников, в особенности из Буссова,… Развернуть
Гассенди, или Гассенд (фр. Pierre Gassendi, 22 января 1592, Шантерсье близ Диня в Провансе — 24 октября 1655, Париж) — французский философ, математик, астроном и исследователь древних текстов. Преподавал риторику в Дине, а позднее стал профессором философии в Экс-ан-Провансе.
Родился в провансальском местечке Шантерсье. С юных лет проявил недюжинные способности к науке, особенно к математике и языкознанию. Учился в коллеже в городе Динь, затем в университете Экс-ан-Прованса. С 1612 года преподавал теологию в Дине, с 1617 года возглавлял кафедру философии в университете в Экс-ан-Провансе.
Свой курс Гассенди строил таким образом, что сначала излагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. Открытия Коперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений Петра Рамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Гассенди в непригодности аристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение «Exercitationes paradoxicae adversus Aristoteleos» (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он должен был отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Джордано Бруно и др. Ещё раньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, где был каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездку в Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббсом и издал (1631) анализ мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда («Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R. Fluddi deteguntur»). Позже он написал критический анализ Декартовских размышлений («Disquisitio ad v ersus Cartesium»), приведший к оживленной полемике между обоими философами. Гассенди был одним из немногих учёных XVII века, интересовавшихся историей науки.
Гассенди скончался в Париже 24 октября 1655 года.
Информация из Википедии.
Гассенди, или Гассенд (фр. Pierre Gassendi, 22 января 1592, Шантерсье близ Диня в Провансе — 24 октября 1655, Париж) — французский философ, математик, астроном и исследователь… Развернуть
Карел ван Мандер - нидерландский художник, поэт, историк и теоретик искусства Северного Возрождения. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и переводчика. Но наибольший авторитет у современников он завоевал своей начитанносстью и эрудицией в области теории искусства и литературы. По образцу итальянского историографа Джорджо Вазари им была создана “Книга о художниках” (1604) - шеститомный труд, писавшийся в течение 20-ти лет и ставший главным делом его жизни. Наиболее ценной частью является свод жизнеописаний нидерландских и немецких мастеров, всемирно признанный важнейший источник для изучения европейского искусства XV-XVI вв. Как художник он был автором исторических, мифологических и жанровых композиций, которые стали частью общего потока художественной жизни Нидерландов второй половины XVI в.
Родился Ван Мандер в деревне, расположенной между городами Куртре и Брюгге. Он происходил из старинного дворянского рода, и многие его предки еще в XIII в. занимали в стране высокие духовные должности. Карел - второй ребенок в семье - с детских лет выделялся среди сверстников умом, живостью характера. его увлечениями были рисование и и сочинение стихов. Заметив литературные наклонности сына, родители оттдали его в латинскую школу.Для завершения художественного образования юноша был отдан в учение двум известным мастерам.
Вернувшись домой, стал заниматься театральными представлениями, для которых сочинял стихотворные пьесы и делал декорации. Особый успех имела его пьеса «Потоп». Затем он написал и поставил большие исторические пьесы «Навуходоносор» и «Посещение царицей Савской премудрого царя Соломона». Не менее успешно проявлял себя ван Мандер и как модный живописец, исполнявший религиозные и исторические картины для церквей, городских ратуш и частных собраний. В 1575 г. он отправился в Рим, где перенял у мастеров основы входившего в то время в моду маньеризма. Для этого направления характерны удаление от природы, неестественность форм и образов, чрезмерные изгибы человеческого тела и вычурная красочность изображений.
В 1577 г. ван Мандер работал уже в Базеле, но скоро переехал в Кремс и далее в Австрию. В Вене совместно со Спрангером он участвовал в оформлении триумфальной арки по случаю приезда в город императора Рудольфа II. Работа молодого художника понравилась, и ему даже предложили остаться на императорской службе, но звание придворного живописца его не прельстило. Он вернулся в свой родной город и с 1580 г. начался самый плодотворный период в его творческой жизни. Он пишет обнаженные фигуры Адама и Евы, картину «Потоп», создает надгробную композицию для Франсуа ван Мандера. Увлекшись красивой 18-летней деревенской девушкой, женится на ней и уезжает в Куртре. Но в 1582 г. в связи с эпидемией чумы ван Мандер вместе с женой и новорожденным сыном Питером вынужден был переехать сначала в Брюгге, а затем в Харлем. Там он прожил 20 лет и основал вместе с Х. Гольциусом и К. Корнелисом Академию искусства. В 1604 переехал в Амстердам, где через два года закончил свой жизненный путь.
Карел ван Мандер - нидерландский художник, поэт, историк и теоретик искусства Северного Возрождения. В нём соединилось несколько дарований: живописца, поэта, ученого и… Развернуть
Император и Самодержец Всероссийский. Государь, Царь и Великий Князь всея Руси
Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).
С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.
Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года (в 7180 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»):
«В нынешнем во 180 году Маия в 30 день, за молитв Святых отец, Бог простил Царицу Нашу и Великую Княгиню Наталию Кирилловну, а родила Нам сына, благовернаго Царевича и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России, а имянины его Июня 29 числа».
— Полное собрание законов, том I, стр.886
Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец Кремля[2], а согласно народным сказаниям Пётр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово.
Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. 29 июня в день св. апостолов Петра и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре (по другим данным в храме Григория Неокесарийского, в Дербицах), протопопом Андреем Савиновым и наречён Петром. Причина, по которой он получил имя «Пётр», не ясна, возможно, в качестве эвфонического соответствия имени старшего брата, так как он родился день в день с Фёдором[5][6]. Оно не встречалось ни у Романовых, ни у Нарышкиных. Последним представителем московской династии Рюриковичей с таким именем был Пётр Дмитриевич, умерший в 1428 году.
Побыв год с царицей, он был отдан на воспитание нянькам. На 4-м году жизни Петра, в 1676 году, умер царь Алексей Михайлович. Опекуном царевича стал его единокровный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич. Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас. Это было обусловлено тем, что тогдашний патриарх московский, Иоаким, в рамках борьбы с «латинизацией» и «иноземным влиянием» отстранил от царского двора учеников Симеона Полоцкого, который обучал старших братьев Петра, и настоял на том, чтобы обучением Петра занимались хуже образованные дьяки Н. М. Зотов и А. Нестеров. Кроме этого, Пётр не имел возможности получить образование у какого-либо выпускника университета или у учителя средней школы, так как ни университетов, ни средних школ во времена детства Петра в Русском царстве ещё не существовало, а среди сословий русского общества лишь дьяки, подьячие, духовенство, бояре и некоторые купцы были обучены грамоте. Дьяки обучали Петра грамоте с 1676 по 1680 годы. Недостатки базового образования Пётр смог впоследствии скомпенсировать богатыми практическими занятиями.
Император и Самодержец Всероссийский. Государь, Царь и Великий Князь всея Руси
Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725… Развернуть
Эрнст Браун, капитан артиллерии в Гданьске 1682 года. Автор первого качественного иллюстрированного учебника по артиллерийскому делу, переведенного на русский язык в 1709.
Мари-Жанна Леритье де Виллодон (Marie-Jeanne L'Héritier de Villandon) — французская писательница и поэтесса. Одна из зачинателей моды на сказки во французской и мировой литературе.
Псевдонимы: Mademoiselle l`H***
Родилась в Париже в семье придворного литератора. Отец, Николя Леритье де Виллодон, отслужил в мушкетёрах и стал королевским историографом, умер в 1680-м г. Таким образом, Мари-Жанна происходила из аристократической семьи неродовитого дворянства, сама тоже получила соответствующее образование, являлась племянницей известного сказочника Шарля Перро (двоюродный брат её матери), в литературе принадлежала к модному в то время во французских женских клубах прециозному направлению. Кроме Перро была в дружеских отношениях с известными тогда в Париже литераторшами: романисткой Мадлен де Скюдери, сказочницей Мари-Катрин д'Онуа и писательницей Генриеттой-Джули Де Мурат.
М.-Ж. де Виллодон известна как автор множества коротких стихов-буриме и нескольких сказок, которые она опубликовала в начале своей карьеры. Хотя она написала и не так много произведений, но свои сказки обнародовала за год до знаменитого сборника Перро «Сказки матушки Гусыни», сыгравшего переломную роль в становлении и признании сказки как жанра. Таким образом можно сказать, что она, как и знаменитый сказочник, и её подруги-писательницы, тоже приложила своё перо к моде, возникшей на сказки во французской, а потом и мировой литературе.
За год до публикации сказок, в феврале 1695 года Леритье де Виллодон публикует в журнале «Галантный Меркурий» поэму «Histoire de la Marquise-Marquis de Banneville» («История маркизы Банневиль»), за что получает премию Тулузских лантернистов — писательского общества, созданного для прославления короля. Правда, по другим источникам авторство поэмы может принадлежать аббату Франсуа-Тимоль он де Шуази или даже Шарлю Перро, а возможно, поэма может быть результатом сотрудничества всех трёх авторов.
В отличие от подруг, чья беспорядочная жизнь подвергалась критике, её манеры были безупречными, она жила на доход от своих литературных произведений и благодаря щедрости герцогини Лонгвиль, биографию которой она написала, а также герцогини Эпернон, которой писательница посвятила свою новеллу «Les Enchantements de l'Éloquence» («Очарование красноречия») в «Oeuvres meslées». Мадлен де Скюдери, которая, как и де Виллодон, никогда не была замужем, была ей наставницей, а в 1701 г. завещала Мари-Жанне свой салон, где, несмотря на его ограниченные средства, было полно народу.
Сама мадемуазель Леритье утверждает, что была предшественницей жанра сказок, хотя в отличие от некоторых из её подруг, она очень мало использовала свои собственные сказки. Получив тройную премию Тулузских лантернистов и приз Академия Палинод в Кане, она была принята в 1696 г. в Академию Jeux floraux в Тулузе, а в 1697 г. — в Академию Риковрати в Падуе. К концу жизни Леритье перевела Героиды Овидия (в 1728 г.).
После её смерти старейшее литературное и научное периодическое издание в Европе, Journal des sçavans, посвятило ей некролог на шесть страниц, чего обычно удостаивались лишь известные интеллектуалы.
Мари-Жанна Леритье де Виллодон (Marie-Jeanne L'Héritier de Villandon) — французская писательница и поэтесса. Одна из зачинателей моды на сказки во французской и мировой… Развернуть
Эмерик Крус (Эмерик де ла Круа) — французский философ, монах и учитель математики в парижском колледже. Автор трактата «Новый Киней, или Рассуждения о состоянии, представляющем возможности и средства для установления всеобщего мира и свободы торговли во всём мире. Монархам и суверенным правителям Европы», опубликованного в 1623 году в Париже. В трактате Крус провидчески сформулировал прообразы как бывшей Лиги Наций (Женева, Швейцария), так и её преемницы, Организации Объединенных Наций (ООН, Нью-Йорк, США).
Эмерик Крюс в трактате рассуждал о бессмысленности войн и предложил впервые в истории мирный план, направленный на установление прочного мира не только в Европе, но и во всем мире. Предусматривалось разрешать противоречия между странами путём создания специального органа — межгосударственной ассамблеи. Организовать дл этого постоянную встречу послов всех стран в Венеции, на которой будут урегулироваться споры правителей мирным путем и посредством арбитража. Кроме того, надо будет ввести всемирную валюту.
Примечание:
Кто такой Киний? Рассмотрим философское эссе Симоны де Бовуар, «Пирр и Киний» (Pyrrhus et Cinéas ), которое было опубликовано в 1944 году. В нём философское расследование человеческой ситуации путем аналогии из истории. Когда царя Пирра (319-272 до н. э.), великого полководца Древнего Мира, спросил его друг Киний, каковы будут его планы были после завоевания им следующей империи. Пирр признал, что после этого завоевания он будет отдыхать. Получив этот ответ, Киний спрашивает, почему Пирр не отдыхает сейчас, вместо того, чтобы пройти через все проблемы завоевания всех этих других империй, когда конечным результатом все равно будет отдых. Вопрос Киния означает своего рода бесконечный регресс, «а что потом?».
Эмерик Крус (Эмерик де ла Круа) — французский философ, монах и учитель математики в парижском колледже. Автор трактата «Новый Киней, или Рассуждения о состоянии,… Развернуть
Среди писателей-старообрядцев первого поколения обращает на себя внимание своим незаурядным талантом инок Епифаний — один из трех «соузников» протопопа Аввакума в пустозерской ссылке.
«Родился я в деревне, — рассказывает Епифаний в своей автобиографии, — и как скончался отец мой и мати моя, и аз грешный иде во град некий зело велии и многолюден». Семь лет прожив в этом «граде», Епифаний в 1644 г. принял монашество в Соловецком монастыре. В 1656 г., когда «воздвижеся гонение на православную христианскую веру», Епифаний ушел на реку Суну, где жил тогда инок Кирилл, основатель сунарецкой «пустыни». Здесь Епифаний, «поучая» и «попов с причетники» и «всех людей», вскоре приобрел славу «учителя». От Кирилла Епифаний перешел к Корнилию, знаменитому впоследствии во всем Поморье расколоучителю, и прожил с ним два года, сначала на реке Водле, а потом на Кятк-озере.
В 1666 г. Епифаний явился в Москву для обличения царя и обращения его «ко истинней вере Христове святой старой». 17 июля 1667 г. он был представлен на суд патриархов, подвергнут казни — ему подрезали язык — и вместе с Аввакумом и попом Лазарем отправлен в Пустозерск в ссылку. Здесь — в 1670 г. ему снова подрезали язык и отрубили четыре пальца на правой руке. 14 апреля 1682 г. он вместе с Аввакумом, Лазарем и диаконом Феодором был сожжен на костре.
В историю старообрядческой литературы XVII в. инок Епифаний вошел как автор собственного «Жития», написанного им незадолго до смерти, в пустозерской ссылке (вероятно, в 1675 или 1676 г.), по «повелению» Аввакума, который настаивал на том, чтобы Епифаний в назидание всем «чтущим и послушающим» непременно рассказал о себе «хотя немношко».
Среди писателей-старообрядцев первого поколения обращает на себя внимание своим незаурядным талантом инок Епифаний — один из трех «соузников» протопопа Аввакума в пустозерской… Развернуть
Антуан Фюретьер(фр. Antoine Furetière)-французский писатель и лексикограф 17века.
Антуан Фюретьер был родом из небогатой парижской буржуазной семьи.Учился юриспруденции,изучал античную культуру.
В 1645 году получил должность адвоката и эконома аббатства Сен-Жермен-де-Пре.
В 1653 году опубликовал стихотворный трактат Путешествие Меркурия.
В 1655 году сборник Различных стихотворений.
В 1662 году избран членом Французской академии.
В 1666 году написал Буржуазный роман.
Роман пародировал быт и нравы французской буржуазии 17 века.
В 1671 году вышли Моральные басни и новеллы, потвердившие демократические взгляды писателя.
В 1684 году началась борьба с Академией вокруг словаря французского языка.Антуан Фюретьер решил самостоятельно выпустить словарь,хотя в 1674 году Академия получила на него привелегию.
Антуана Фюретьера обвинили в плагиате и исключили из Академии.Составленный им Всеобщий словарь вышел посмертно в 1690 году.
Антуан Фюретьер(фр. Antoine Furetière)-французский писатель и лексикограф 17века. Антуан Фюретьер был родом из небогатой парижской буржуазной семьи.Учился юриспруденции,изучал… Развернуть
Народився в м. Судовій Вишні (нині Львівська область). Біографічні дані про Вишенського дуже скупі. Був високоосвіченою людиною свого часу. Молодим проживав якийсь час у Луцьку. Відомо, що в зрілому віці Іван Вишенський жив у містах Волині, Галичини і Поділля. Приблизно у 70-х рр. 16 ст., не мирячись із феодальним ладом Речі Посполитої, став ченцем Афонського монастиря в Греції, що був у ті часи центром православного чернецтва на Сході. Звідси він надсилав в Україну послання, в яких виступав проти окатоличення й ополячення України, переконливо заявляючи, що український народ ніколи не скориться кривавим гнобленням. Перебував у жвавих стосунках зі Львівським братством. Літературну діяльність почав одночасно з острозькою групою полемістів. Твори Вишенського виражали визвольні прагнення народу. На Афоні письменник прожив більше сорока років: мешкав у кількох монастирях, потім осів у скиті - невеликому житлі ченців-самітників, розташованому віддалік від основних монастирських будівель. Заховавшись від усього світу, він дав обітницю мовчання, проте не дотримався її: відчувши тугу за рідною землею й зваживши на заклики українських братств, у 1604 р. прибуває в Україну.
Прожив 2 роки у Львові, бо розійшовся поглядами з керівниками братства. Перебував в Унівському монастирі, звідки 1605 р. надіслав послання Домнікії, присвячене полеміці з впливовим членом львівського братства Юрієм Рогатинцем. Жив у Манявському скиті у Йова Княгиницького. 1606 р. повернувся на Афон. Тут він наказав замурувати себе в кам'яній печері. 1615—1616 рр. — останній відомий твір «Позопище мысленное». Він уперше в літературному творі показав життя нижчих верств суспільства — селянства. «Друге народження» Вишенському дав І.Франко. Сам Франко написав поему «Іван Вишенський».
Відомо всього 16 творів. У 1590-х роках були написані найвизначніші з них, спрямовані проти Берестейської церковної унії. 1598 року в острозькій «Книжці» надрукував послання до самого Костянтина Острозького та православних, написане Вишенським від імені монахів Святої Гори. Близько 1600 р. на Афоні він склав збірник — «Книжку», куди ввійшли «Извещение краткое», «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих», послання до князя Костянтина Острозького і до єпископів, крім того «Обличение диавола-миродержца», «Порада» та ін. В 1600—1601 рр. Вишенський написав «Краткословный ответ» Петру Скарзі.
У молитвах і роздумах приблизно в сімдесятирічному віці письменник помер.
Найвідоміші твори: "Послання до єпископів..." (усього написав 16 творів, із яких - 13 послань).
Твори Вишенського визначаються в українській полемічній літературі 16-17 ст. не лише винятковим літературним талантом автора, але і його своєрідною позицією. Вишенський не обмежувався боротьбою з католицизмом та унією. Виходячи з засад візантійського аскетизму, він гостро критикував увесь тодішній церковний і світський лад і вимагав простоти старохристиянського братства, як здійснення Царства Божого на землі. Вишенський відкидав, зокрема, світську освіту і народні старовинні звичаї, як поганські. Вишенський користувався формами церковних послань, діалогу і полемічного трактату, постійно поєднуючи ці жанри.
В своїх творах Іван Вишенський малював барвисті, часто гіперболічні, образи морального занепаду вищих верств, зокрема духовенства, протиставляючи їм «бідних підданих» і простих ченців. Зворушення, емоційне піднесення чергуються тут з гострою сатирою, сарказмом. Накопичення епітетів, порівнянь, запитань і закликів, іронічне представлення побутових деталей, багатство словника, використання живої народної мови надавало творам Вишенського яскравості й ефектності. Стиль Івана Вишенського, що походить від візантійської проповіді, але споріднений і з літературною манерою сучасних йому полемістів — українських (із острозького гуртка) і польських (П. Скарги, М. Рея) — «наближається до кращих взірців барокового стилю» (Д. Чижевський).
Вишенський Іван— демократ, палкий патріот, гуманіст. Часто під теологічною оболонкою проголошував ідеї соціальної рівності. В його світогляді помітні матеріалістичні тенденції. У своїх посланнях з Афону викривав православних єпископів-зрадників, римо-католицьке та уніатське духовенство, польських та українських феодалів-кріпосників, виступав проти покатоличення та ополячення трудящих мас України. Він вважав, що праця кріпаків є джерелом всього багатства панів, виступав проти визиску селян феодалами та духовенством. Оцінки В. подій та осіб кінця 16 — початку 17 ст. мають винятковий інтерес для історичної науки. В. — майстер ораторсько-викривального стилю. В його посланнях були зразки реалістичного зображення дійсності. Творчість В. вплинула на розвиток жанру сатири в українській літературі. Глибокий знавець творчості письменника І. Я. Франко написав поему «Іван Вишенський». Твори В. вивчали А. Кримський, М. Сумцов, М. Грушевський, М. Возняк.
Народився в м. Судовій Вишні (нині Львівська область). Біографічні дані про Вишенського дуже скупі. Був високоосвіченою людиною свого часу. Молодим проживав якийсь час у Луцьку.… Развернуть
Константейн Хёйгенс (Хёйхенс, Гюйгенс, Гёйгенс) — нидерландский поэт, учёный и композитор времён голландского «золотого века». Отец естествоиспытателя и математика Христиана Хёйгенса (Гюйгенса).
Сын дворянина-дипломата, был воспитан в строгом кальвинистском духе. Поступив на дипломатическую службу, много путешествовал по Италии и Англии. Был секретарём двух принцев Оранского дома: Фридриха Генриха Оранского и Вильгельма II Оранского-Нассау.
Писал главным образом дидактические стихи — на нидерландском, латинском, английском, немецком, французском, итальянском и испанском языках. Его многочисленные произведения носят отчасти автобиографический («Daghwerk», 1638, «Hofwijck», 1653 и «Cluyswerk», 1683), отчасти дидактический характер, как «Costelick mal» (1622) — едкая сатира на поэта Якоба Катса, пансионария Мидделбурга, или «Oogentroost» (1646), где Хёйгенс выводит типы «нравственно слепых»; в произведении «Zee-straet» (1666) описывает бедственное положение рыбаков и роскошь отдыхающей у морского берега публики; в «Zede-printen» (1625) дана характеристика всех сословий его времени (от короля и придворных до крестьян и нищих). Но наиболее ценны его пословицы и эпиграммы (свыше 3 000), собранные ещё самим автором под заглавием «Васильки» («Korenbloemen», 1672).
Играл на множестве инструментов (на лютне, гитаре, виоле да гамба, клавесине), для которых написал большое количество музыкальных произведений. Свои занятия музыкой считал более важными, чем литературные изыскания. По его словам, литературой он занимался лишь в немногие свободные часы. Был большим ценителем изобразительного искусства. В 1630-х годах поддерживал молодого тогда художника Рембрандта.
Имя Хёйгенса носит литературная премия (Constantijn Huygensprijs).
Константейн Хёйгенс (Хёйхенс, Гюйгенс, Гёйгенс) — нидерландский поэт, учёный и композитор времён голландского «золотого века». Отец естествоиспытателя и математика Христиана… Развернуть
Архимандрит Григорий (в миру Иоанн Миронович Неронов; 1591 — 2 (12) января 1670) — архимандрит Переславского Данилова монастыря, ранее протопоп. Противник реформ патриарха Никона, автор писем к царю Алексею Михайловичу, друг протопопа Аввакума.
Родился в 1591 году. Отец его был крестьянин по имени Мирон, а попросту Нерон. При крещении получил имя Гавриил. Родители крещёного Гавриила дали ему другое имя — Иоанн. В юношеском возрасте Иоанн оставил семью, ушёл в Вологду и далее в Устюг. Здесь он выучился читать.
Странствуя далее, Иоанн пришёл в город Юрьевец в село Никольское, где поселился у священника и стал изучать церковный устав. Женился на дочери священника Евдокии. Поссорившись с греховными священниками, Иоанн убежал из села в Троице-Сергиеву лавру. Здесь принял сан диакона, а через год (приблизительно в 1625 году) был поставлен во священника и вернулся в село Никольское.
Взяв жену, он перешёл в село Лысково викарным священником, а затем в Нижний Новгород. Здесь поселился при запустелой церкви и начал служить в ней, прославился проповедями и борьбой со скоморохами. Воевода Фёдор Шереметьев привлёк Неронова к суду, как виновника смятений, и посадил в тюрьму. Желая получить известность в глазах царя и патриарха, Неронов старался проповедовать своё мнение на Москве, за что был сослан его в Корельский монастырь. Здесь он снова стал обличать игумена и монахов. Сотворяя чудеса и избегая смерти от коварных врагов, получил прощение и вернулся в Нижний Новгород.
В это время царский духовник Стефан Вонифатьев и постельничий Фёдор Михайлович Ртищев упросили царя Алексея Михайловича утвердить в церквах единогласное пение вместо многогласного. Для воплощения реформы Неронова в 1640 году вызвали в столицу и сделали протопопом при церкви Казанской Богородицы на Красной площади. Пять лет Иоанн Неронов проповедовал здесь, принимал странников и больных.
1653, 1 августа — Неронов отправлен в ссылку.
Тем временем в Москве набирала силу реформа патриарха Никона. Неронов имел разногласия с Никоном, за что по решению собора был сослан в Новоспасский монастырь, потом в Симонов и в Спасо-Каменный. Тут его приняли как страдальца и предоставили удобную жизнь. Впрочем, и здесь Иоанн придирался к монахам, почему скоро надоел всей братии. Он продолжает писать челобитные царю. По жалобе насельников монастыря Неронова сослали в Кандалакшский монастырь под крепкий затвор.
По словам протопопа Аввакума, Григорий Неронов в это время был главой всего раскола.
1654, июль — Неронов переведён в Кандалакшский монастырь.
1655, 10 августа — Неронов решился на побег и уплыл в Соловецкий монастырь.
Архимандрит Илия, знавший Неронова и сам державшийся раскола, дал ему отдохнуть и снабдил припасами для пути в Москву. Дорога лежала через Архангельск и Переславль. Тут Неронов остановился в Данилове монастыре у архимандрита Тихона и жил тайно.
Монашество и смерть
1656, 25 октября — Неронов тайно пострижен в Данилове монастыре с именем Григория.
Боясь предстать перед патриархом в облике расколоучителя, Иоанн принимает постриг. В иноческом чине Неронов прибыл в Москву, где жил тайно, рассылал письма и проповедовал раскол.
1656, начало января — церковный собор в Москве постановил отлучить Неронова от церкви.
1657, 4 января — Неронов открылся патриарху Никону, а затем вернулся в Православие.
После изгнания патриарха Никона инок Григорий решил вернуться в раскол. Негодуя против никоновских порядков, Неронов снова пишет царю упрёки и доносит на епископов, за что получает ссылку в Вологду. По пути он ищет поводы к мятежу, отправляет царю свои жалобы.
1 июля 1666 года — собор ссылает Неронова в Иосифо-Волоцкий монастырь.
31 августа 1666 года — собор отлучил Неронова от священства и отдал под строгий надзор.
Теперь стало ясно, что даже без патриарха Никона другие епископы не допустят дерзостей Неронова. В это время для суда над Никоном прибыли Александрийский и Антиохийский патриархи. На суде, где патриархи разбирали дело Неронова, он покаялся и вернулся ко Православию.
1668, сентябрь — Неронова определили на испытание в Данилов монастырь.
В Данилове монастыре в это время не было настоятеля. Упросив братию отпустить его в Троице-Сергиеву лавру, Неронов пришёл туда через день после прибытия царя. В разговоре Неронов жаловался на несправедливые кары и просил простить его. Царь приказал ему идти в Москву и дожидаться решения.
2 октября 1669 года Неронов сделан архимандритом Данилова монастыря.
Управление его монастырём было образцовым, он служил и проповедовал каждый день. После литургии всем, бывшим в обители, давал обед. Архимандрит продолжал придирчиво следить за церковной службой. На шестое воскресенье после Пасхи он был в церкви Введения Пресвятой Богородицы в Рыбной слободе, стал делать свои замечания, но прихожане, помня его ссылку, просто выгнали Неронова из церкви.
Архимандрит Григорий Неронов умер 2 января 1670 года, имея 79 лет от роду, и погребён в паперти соборной церкви Данилова монастыря. Над его могилой в стене собора есть белокаменная плита.
Архимандрит Григорий (в миру Иоанн Миронович Неронов; 1591 — 2 (12) января 1670) — архимандрит Переславского Данилова монастыря, ранее протопоп. Противник реформ патриарха… Развернуть
Брат Лавре́нтий Воскресе́ния — монах-трудник, принадлежавший к Ордену босых кармелитов. Известен своими письмами и наставлениями, объединенными парижским священником Жозе де Бофором в книгу «Практика Божьего присутствия».
Брат Лавре́нтий Воскресе́ния — монах-трудник, принадлежавший к Ордену босых кармелитов. Известен своими письмами и наставлениями, объединенными парижским священником Жозе де… Развернуть
Джон Арбатнот, также известный как Доктор Арбатнот — шотландский врач, сатирик и эрудит. Наиболее известен своим вкладом в математику, членством в Scriblerus Club и выдуманным персонажем Джоном Буллем.
Джон Арбатнот, также известный как Доктор Арбатнот — шотландский врач, сатирик и эрудит. Наиболее известен своим вкладом в математику, членством в Scriblerus Club и выдуманным… Развернуть
Ричард Бакстер — известный пуританский богослов и общественный деятель.
Получил довольно незначительное образование, оставшись преимущественно самоучкой. В 1638 г. начал преподавать в начальной школе в Дадли, там же был рукоположён во священники. Сначала был проповедником в Киддерминстере. Прогнанный в начале гражданской войны из своего прихода, он примкнул в 1642 г., в качестве полевого священника одного индепендентского полка, к парламентской армии. В 1649 г. он вернулся к своей прежней общине; но когда (в 1662 г.) появился известный act of uniformity, Бакстер, вынужденный оставить свою должность, удалился в Актон (ныне в составе Лондона). Индульгенция 1672 г. (Declaration of indulgence) дала ему вновь возможность выступать публично в качестве проповедника. Он отправился в Лондон, но на основании некоторых мест из его «Парафраз Нового Завета» был привлечен к судебной ответственности и приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу. Только с вступлением на престол Вильгельма III (1689) водворившаяся терпимость ко всем протестантским конфессиям дала Бакстеру желанный покой, которым он пользовался оставшееся до смерти недолгое время.
Его значение состоит частью в том, что благодаря ему в английскую теологию был проведен более мягкий, в духе М. Амиро, кальвинизм, названный бакстерианизмом и проповедующий, правда, предназначение известного числа смертных ко спасению, но не допускающий вперед предопределенной отверженности для ищущих спасения. Созданный им в его сочинении «Евангелический священник» идеал проповедника он осуществил, кажется, в своей деятельности. Ср. в книге Г. Вейнгартена[de] «Die Revolutionskirchen Englands» (Берлин, 1868) и в биографии Бакстера, написанной Дж. Бойлом.
Сочинения Бакстера изданы в Лондоне (1830), затем в 1847 году в 4 томах, избранные сочинения на немецком языке О. Герлахом (1882). Его автобиография издана М. Сильвестром под заглавием: «Reliquiae Baxterianae» (Лондон, 1696). Сочинения Бакстера много раз переводились на русский язык: «О вечном покое праведников» (1881), «Возвание к необращенным» (1835), «Реформированный пастор» (2010).
Интерес к трудам Бакстера усилился в XX веке благодаря тому, что его учение стало одним из предметов анализа Макса Вебера в труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).
Ричард Бакстер — известный пуританский богослов и общественный деятель. Получил довольно незначительное образование, оставшись преимущественно самоучкой. В 1638 г. начал… Развернуть