6 апреля 2018 г., 15:25

28K

Научат плохому: 6 старых сказок с очень странной моралью

205 понравилось 90 комментариев 56 добавить в избранное

Удивительно мрачные и жестокие выводы, которые мы можем сделать из давно известных сказок Андерсена и братьев Гримм.

До того как кинокомпания «Дисней» начала плодить свои яркие счастливые концовки и прочие радостные поющие чайники, сказки были тёмными и очень жестокими историями, которые рассказывали детям, чтобы они узнали о мире самое плохое. В старых сказках противные сводные сёстры отрубали себе пятку или пальцы, чтобы всунуть ногу в туфельку и получить шанс выйти за принца, а своенравные дети убивали пенсионеров в их собственных домах. (Надеемся, вы догадались, что речь о «Золушке» и «Гензеле и Гретель»?) Но есть истории похуже, которые, кажется, вообще ничему не учили, а просто были, с нашей точки зрения, совершенно аморальными.

1. Ганс Христиан Андерсен «Тень»

Мораль: зло всегда побеждает

картинка Arlett

История о писателе, который потерял свою тень. Спустя годы она к нему возвращается, но уже гораздо более умная и хитрая. Следующие несколько месяцев они живут вместе, при этом добрый писатель болеет и беднеет, а злобная тень становится всё могущественнее и богаче. На деньги тени они вдвоём отправляются отдыхать на курорт, где знакомятся с принцессой. Чтобы получить возможность жениться на завидной невесте, тень предлагает писателю… стать её тенью. Тот отказывается и хочет разоблачить своего плохого двойника, однако его арестуют и казнят, потому что тень к тому времени обрела слишком большую власть. Хороший человек умирает, а злой двойник становится членом королевской семьи. Очень приятно.

2. «Как Абу Хасан пустил ветры»

Мораль: унижение длится вечно

картинка Arlett

Боитесь опозориться на людях, да ещё так, что у кого-то из окружающих в руках будет смартфон и потом они выложат всё в Интернет? Так вот, ваши страхи давно устарели. В этой сказке из сборника «1001 ночь» герой по имени Абу Хасан слишком много съел и выпил во время свадебного пира в честь своей женитьбы. Потом он направился в опочивальню к невесте, но не утерпел и пустил громкие и вонючие ветры. Это услышали гости, и униженный Абу Хасан был вынужден бежать из дома. Десять лет спустя он наконец решился вернуться в родные места, надеясь, что история забылась. Как бы не так! Оказалось, что он вошёл в историю и стал национальным посмешищем. Не самая приятная мораль для детей: опозорьтесь хоть раз, и люди будут смеяться над вами вечно.

3. Ганс Христиан Андерсен «Аисты»

Мораль: если кто-то дразнит тебя, убей ребёнка

картинка Arlett

Эта сказка начинается в духе «Гадкого утёнка» – группа маленьких аистов учится летать, а соседские дети издеваются над ними и поют жестокие песенки. Добрая мать уговаривает аистят не реагировать на издёвки. Потом аисты вырастают. Казалось бы, теперь они могут взлететь выше былых обид. Думаете, они так и сделали? Нет. Оказывается, это те же самые аисты, которые приносят детей. А мать у них такая «добрая», что придумывает идеальный план мести. Своему главному обидчику они теперь принесут мёртвого братца – пусть поплачет, раз не знает, что грешно дразнить животных и птиц.

4. Шарль Перро «Синяя Борода»

Мораль: делай всё, что велит тебе твой муж

картинка Arlett

Мы все знаем эту историю. Девушка вышла замуж за парня с синей растительностью на лице, а тот сказал, что она может ходить в его доме куда угодно, кроме запертой комнаты. Как будто он не знал, что самый верный способ заставить кого-то что-то сделать – это попросить его этого не делать. Девушка, конечно, находит ключ, открывает заветную дверь и находит там останки бывших жён. Потом она чуть не становится новым экспонатом этой жуткой коллекции, но вовремя приезжают её братья и разбираются с мерзавцем. Инициатива наказуема, так и знайте. Нам лучше не лезть в старые тайны своих суженых, будь он хоть маньяк с топором. Неприятная мораль, разве не так?

5. «Молли Ваппи»

Мораль: давай платить за добро геноцидом

картинка Arlett

Старая шотландская сказка учит нас платить гостеприимным хозяевам массовыми убийствами. Молли и её двух сестёр родители выгнали из дому, потому что у них было слишком много детей. Девушки с трудом добрались до какого-то дома (в других вариантах – дворца) и попросились на ночлег. Открывшая им дверь женщина согласилась их накормить, но очень просила уйти, пока не вернулся её муж-великан. Когда чудище приходит домой, жена уговаривает его не трогать гостей. И чем отплатила Молли за такую доброту? Она ограбила этот дом, несколько раз обманула великана и хитростью заставила его убить своих дочерей, а потом и жену. Да, великан сам их чуть не сожрал, но причём тут его жена и дети?

6. Ганс Христиан Андерсен «Большой Клаус и Маленький Клаус»

Мораль: некрофилия спасёт вам жизнь

картинка Arlett

Андерсен – рекордсмен по количеству аморальных историй, но в этой сказке о враждующих фермерах он действительно превзошёл самого себя.

По причинам, слишком сложным для объяснения, Большой Клаус хочет убить Маленького Клауса. С этой целью он дожидается полуночи, влезает в дом через окно и рубит топором того, кто лежит на кровати. Однако план провалился – оказалось, что в свою постель Маленький Клаус положил мёртвую бабушку. Зачем? На этот вопрос Андерсен отвечает довольно странно: «авось отогреется и оживёт». Про поведение самого Маленького Клауса написано и того страшнее – «уселся в углу на стуле: ему не впервой так ночевать». Это уже какой-то Норман Бейтс из «Психо» Хичкока, который фанател от трупа матери! А нам его показывают как героя…

До новых книг!

Источник: Book24
В группу Статьи Все обсуждения группы
205 понравилось 56 добавить в избранное

Комментарии 90

Это всё на русский не переводилось.
Я уже неоднократно рассказывала, что первый опыт критического мышления мне пришёл от Андерсена в восемь лет, когда я поняла, что в сказке "Огниво" о том, как какой-то солдат с помощью дьявольских собак убивает законных короля и королеву и силком женится на их дочери, чтобы легамитизировать захват трона.

Я вообще не понимаю людей, которые читают Андерсена. Слышите, люди, я вас боюсь!

26 ответов

Почти ни одной сказки я не читала. Видно, у иностранцев другой менталитет. А вообще сказки писались не для детей. Сейчас же тоже пишут ужасы и где у них мораль?

17 ответов

На мой взгляд, именно такой дичью старые сказки и хороши. Потому как комнату с мёртвыми жёнами я помню вот уже больше десяти лет, а современная детская сказка, в которой всё мило и хорошо, забылась через месяц после прочтения.

Да? А слабо вспомнить про "Тома и Джерри", "Вуди Вудпекера", "Чилли Вилли", "Багза Банни" и т.п. - с моралью: "Будь подонком - это весело, долбани по башке наковальней - это офигенно". Гаже всех моральной точки зрения "Чилли Вилли", который не просто гадит по своей природе, а ещё разрушает нечто социально полезное.
Слабо вспомнить про "Рассерженных птичек", где птички ловят кайф, нахлебавшись мочи орла? Это до кучи к воинствующей пошлятине...
Слабо вспомнить "Рапунцель" - с моралью: наплюй на родителей, они просто тебя используют? Там, кстати, ещё учат бить по голове сковородкой. Хотя в реале за такое вот поведение будут просто судить. В лучшем случае -за превышение пределов необходимой самооброны.
Слабо вспомнить "Малифисенту" - с моралью: "Все бабы дуры, все мужики - козлы". Офигенная установка, кстати, для тех, кто только начинает жить.
Слабо вспомнить "Храбрую сердцем" - с моралью: "Если мамка тебя не понимает, отрави её кексиком. А если ты накосячила - не ссы: всё равно предки за тобой косяки разгребут и дерьмо подотрут"?
Слабо вспомнить "Приключения Десперо" с моралью: "Государство - зло, семья - зло, а вот к тому подонку, что на тебя с ножом напал, будь толерантней - его в детстве по ушам лупили"?
Но виноваты, конечно, народные сказки, да.
П.С. А сказка о Синей Бороде - это сказка про нарушение табу вообще-то.

2 ответа

Сколько можно! Ну ведь глупо рассматривать старинные сказки по правилам современной морали! Да, они жестокие, но они создавались в другой социокультурной ситуации. И потом, те выводы, которые сделаны в этой статье слишком поверхностны и даже иногда примитивны. Ну, например, очевидно, что сказка про Абу Хасана учит не обжираться, а сказка "Аисты" заставляет задумываться о последствиях своих поступков. "Тень", вообще, очень глубокое произведение, и ограничиться двумя словами как-то несерьёзно. А в общем-то всё в этой статье несерьёзно.

2 ответа

Сказки, как отражение реальности.

А в нашей сказке про то как мужик медведя обманул... Кому вершки, кому корешки. И что характерно, Медведь ведь трудился в поте лица!!! А этот мужик все сжирал... Хотя и не сеял, и не пахал, и не жал... Вообще, в сказках надо ревизию навести. Научат они нас лаптем щи хлебать.

2 ответа

Мы привыкли считать, что сказка доброму научит, хотя это представление о сказке как о некой простой истории, в которой всегда побеждает добро, сложилось только тогда, когда сказки стали активно записывать и пытаться вписать их в литературный контекст. На самом деле, сказка это прежде всего древнее представление о мире, где нет ни зла, ни добра, да даже персонажей в строгом смысле там нет. Бабу Ягу все дети считают неким олицетворением зла, но ведь ни в одной сказке она так и никого не убила, а часто, наоборот, она даже помогает героям. И то, что она засовывает детей в печку, это отголоски древних обрядов инициации.

Я вспоминаю Пушкина Руслан и Людмилу. Кто-то отрубил Русскому Богатырю голову и она осталась жить без рук и ног, и кто её накормит? А как Руслан обошёлся со старым человеком, хоть и похотливым колдуном. да и сама Людимла коров не доила, огород не садила, колорадских жуков даже не травила. Сказка о золотом петушке, который клюнул в темечко несчастного старика. А какие отношения сложились между Балдой и православным батюшкой, которого Балда прибил насмерть. Я уже не говорю о советских сказках про пионерпов героев-головорезов. Да если покопаться в сути любая сказа имеет аморальность и чёрный пиар аморалке.

Эта статья - всего лишь иллюстрация к фразе "Два разных человека, читающие одну книгу, прочтут две разных книги". Хотя больше похоже на первоапрельский текст, не доживший всего неделю до назначенной даты.

Я где-то читала, что Андерсен ненавидело детей. Может потому у него такие и сказки?))

На счёт Синей Бороды не согласна вообще. Сказка про нарушения запретов и табу - если тебе сказано "не лезь" - не лезь. А ещё про то, что любое тайное становится явным. Явным стала и ложь девушки, открывшей запретную дверь, и сама страшная комната.

А вообще, у сказок гораздо больше одного смысла, кажущегося очевидным.

Братцы, дети обожают страшные истории! Вспомним детство, вот и все. Пионерский лагерь, например. Страшные истории взращивают в человеке храбрость.

По поводу "Синей бороды" у меня еще в детстве было абсолютно другое мнение. Не "слушайся мужа", а что за каждое злодеяние в итоге прийдет рассплата, пусть и с опозданием.

Сказки- страшилки есть у всех народов ( иначе говоря у каждого народа "своя бабайка", чтобы заставить малявку хорошо себя вести ). Наши русские всегда умиляли меня количеством халявщиков и лодырей.
Кто только не работал за главного героя - щука ,золотая рыбка , серый волк , лягушка и т.д. Очень сомнительный воспитательный эффект.
Немецкие и др. европейские - золушка, ловкий подмастерье , король-дроздобород -все работают и не ждут халявы.

6 ответов

К сказкам всегда много вопросов))) Удивляешься, что эти ужасы детям читают, чтобы не расслаблялись и сразу были в курсе: жизнь -боль! )))

Сказки создавались для того, чтобы в символическом зашифрованном виде заложить в подсознание необходимые знания, которые автоматически будут подкидываться в сознание ( это можно назвать интуицией) в сложных или экстремальных ситуациях. В подсознании каждого имеется многовековая благодатная почва из символов и архетипов, мифов и традиций. Сознание в самом лучшем случае нарабатывается в течение жизни и то, не у всех. Чаще это прямое подражание, динамические стереотипы, автоматизмы. Умом всю глубину смыслов сказок не постичь. Особенно детским. Особенно плоским, прямолинейным и инфантильным. Но можно "прочувствовать", воспользоваться зачатками эмоционального интеллекта. Во все времена ругали учителей литературы за то, что из многомерного, атмосферного, многосмыслового произведения заставляли извлекать какой-то "сухой остаток", после чего послевкусие пропадало и подсознательная обработка заканчивалась не начавшись.
Очень жаль, что тупой прагматизм захватывает все больше умов, и не только интеллектуального пролетариата. Это деградация.
Сказки дают алгоритмы, о выборе, о табу, о законе бумеранга, о перерождении личности или ее потере... Они заставляют прислушиваться к собственной душе. А кто "все знает", громко и безапелляционно возмущается, - тот не слышит... А, может быть, это уже его Тень воспитывает его детей и пишет, пишет...

Про жен в кладовке, "Синяя борода", тоже на русском выходило в сборниках, да и про великанов тоже. Единственное за что не уверен, это за Абу-Хасана, не сталкивался.
Интересно иногда и такую точку зрения увидеть, потому что повторное прочтение даже знакомой книги может кардинально отличаться. Возраст, статус, интересы, все новые и новые фильтры информации :
P.S. Для галочки, в пункте №6 неувязочка, это не некрофилия, это некромантия скорее.

– …А потом Джек срубил бобовый стебель, добавив убийство и экологический вандализм к уже упомянутым краже, обольщению несовершеннолетней и незаконному вторжению на чужую частную собственность, но избежал наказания и жил долго и счастливо, не испытывая никаких угрызений совести по поводу свершенного. Это лишь еще раз доказывает: если вы – герой, вам все сойдет с рук, потому что никто не будет задавать неудобные вопросы.

("Санта-Хрякус", Терри Пратчетт)

1 ответ

Господа и дамы, вас пугают ЭТИ сказки? Это вы ещё не читали "Собака и Дятел" из коллекции Афанасьева.
Вот основная.
А вот - продолжение.

2 ответа

Хм, я читала "Синюю бороду" уже взрослой. И мне показалось, что это не история о нарушении табу. ВТам героиня вначале узнает тайну мужа, а потом все же выпутывается из ситуации и злодей несет наказание. Очень позитивный посыл, ИМХО.

3 ответа

Сказки - способ рассказать детям о реалиях жизни заранее, до того, как нечто подобное случится в их жизни. Для того и рассказываются, чтобы в какой-то момент они были во всеоружии. Польза от идеальных и добрых сказок в этом смысле нулевая.

Статья, призванная выехать на хайпе. "Тень", "Аист" и "Синяя борода" вообще не о том.

Я с 73-го года , моя мать коллекционировала книги сказок различных народов Мира ( в большинстве , конечно , издавалось разных народов населявших ссср ) и я их читал запоем ( начало 80-х) . Были и польские ( очень жестокие ) и русские НЕ лубочные ( очень много чертей ) , самые сложные и красочные - удивитесь ... азербайджанские . Так вот - уже тогда я удивлялся , иногда , отсутствием в них справедливости или очень жизненным выводам . Выигрывал не тот кто старался или трудился в поте лица , а самый хитрый и ушлый . В эвенских сказках истинность книги проверяли бросанием её в огонь - если она начинала гореть - значит в ней написана ложь . Во многих книгах поощрялось всякое разрушение ( возьмём так ненавистную мне Машу и Медведей ) и т.д....
А Аисты хорошая сказка - не плюй в колодец !

Во-первых, это все не ДЕТСКИЕ сказки ;) Это важно!
"Тень" сказка замечательная, философская, очень страшная, да - о дуальности души. О ее темной стороне.

"Синяя Борода", авторская сказка Шарля Перро, имела в основе своей прототипа, жестокого барона Жиля де Реца. Ну и конечно же, она отражает нравы того времени, рабскую зависимость жены перед мужем. Что ж, теперь давайте забудем? ;)

А вот вам странная сказочка "Крысолов"? Непонятная, жуткая, жестокая, несправедливая - такая, что не забудешь! Обманули крысолова жадные главы города, а расплатились все.

1 ответ