6 апреля 2018 г., 15:25

28K

Научат плохому: 6 старых сказок с очень странной моралью

205 понравилось 90 комментариев 56 добавить в избранное

Удивительно мрачные и жестокие выводы, которые мы можем сделать из давно известных сказок Андерсена и братьев Гримм.

До того как кинокомпания «Дисней» начала плодить свои яркие счастливые концовки и прочие радостные поющие чайники, сказки были тёмными и очень жестокими историями, которые рассказывали детям, чтобы они узнали о мире самое плохое. В старых сказках противные сводные сёстры отрубали себе пятку или пальцы, чтобы всунуть ногу в туфельку и получить шанс выйти за принца, а своенравные дети убивали пенсионеров в их собственных домах. (Надеемся, вы догадались, что речь о «Золушке» и «Гензеле и Гретель»?) Но есть истории похуже, которые, кажется, вообще ничему не учили, а просто были, с нашей точки зрения, совершенно аморальными.

1. Ганс Христиан Андерсен «Тень»

Мораль: зло всегда побеждает

картинка Arlett

История о писателе, который потерял свою тень. Спустя годы она к нему возвращается, но уже гораздо более умная и хитрая. Следующие несколько месяцев они живут вместе, при этом добрый писатель болеет и беднеет, а злобная тень становится всё могущественнее и богаче. На деньги тени они вдвоём отправляются отдыхать на курорт, где знакомятся с принцессой. Чтобы получить возможность жениться на завидной невесте, тень предлагает писателю… стать её тенью. Тот отказывается и хочет разоблачить своего плохого двойника, однако его арестуют и казнят, потому что тень к тому времени обрела слишком большую власть. Хороший человек умирает, а злой двойник становится членом королевской семьи. Очень приятно.

2. «Как Абу Хасан пустил ветры»

Мораль: унижение длится вечно

картинка Arlett

Боитесь опозориться на людях, да ещё так, что у кого-то из окружающих в руках будет смартфон и потом они выложат всё в Интернет? Так вот, ваши страхи давно устарели. В этой сказке из сборника «1001 ночь» герой по имени Абу Хасан слишком много съел и выпил во время свадебного пира в честь своей женитьбы. Потом он направился в опочивальню к невесте, но не утерпел и пустил громкие и вонючие ветры. Это услышали гости, и униженный Абу Хасан был вынужден бежать из дома. Десять лет спустя он наконец решился вернуться в родные места, надеясь, что история забылась. Как бы не так! Оказалось, что он вошёл в историю и стал национальным посмешищем. Не самая приятная мораль для детей: опозорьтесь хоть раз, и люди будут смеяться над вами вечно.

3. Ганс Христиан Андерсен «Аисты»

Мораль: если кто-то дразнит тебя, убей ребёнка

картинка Arlett

Эта сказка начинается в духе «Гадкого утёнка» – группа маленьких аистов учится летать, а соседские дети издеваются над ними и поют жестокие песенки. Добрая мать уговаривает аистят не реагировать на издёвки. Потом аисты вырастают. Казалось бы, теперь они могут взлететь выше былых обид. Думаете, они так и сделали? Нет. Оказывается, это те же самые аисты, которые приносят детей. А мать у них такая «добрая», что придумывает идеальный план мести. Своему главному обидчику они теперь принесут мёртвого братца – пусть поплачет, раз не знает, что грешно дразнить животных и птиц.

4. Шарль Перро «Синяя Борода»

Мораль: делай всё, что велит тебе твой муж

картинка Arlett

Мы все знаем эту историю. Девушка вышла замуж за парня с синей растительностью на лице, а тот сказал, что она может ходить в его доме куда угодно, кроме запертой комнаты. Как будто он не знал, что самый верный способ заставить кого-то что-то сделать – это попросить его этого не делать. Девушка, конечно, находит ключ, открывает заветную дверь и находит там останки бывших жён. Потом она чуть не становится новым экспонатом этой жуткой коллекции, но вовремя приезжают её братья и разбираются с мерзавцем. Инициатива наказуема, так и знайте. Нам лучше не лезть в старые тайны своих суженых, будь он хоть маньяк с топором. Неприятная мораль, разве не так?

5. «Молли Ваппи»

Мораль: давай платить за добро геноцидом

картинка Arlett

Старая шотландская сказка учит нас платить гостеприимным хозяевам массовыми убийствами. Молли и её двух сестёр родители выгнали из дому, потому что у них было слишком много детей. Девушки с трудом добрались до какого-то дома (в других вариантах – дворца) и попросились на ночлег. Открывшая им дверь женщина согласилась их накормить, но очень просила уйти, пока не вернулся её муж-великан. Когда чудище приходит домой, жена уговаривает его не трогать гостей. И чем отплатила Молли за такую доброту? Она ограбила этот дом, несколько раз обманула великана и хитростью заставила его убить своих дочерей, а потом и жену. Да, великан сам их чуть не сожрал, но причём тут его жена и дети?

6. Ганс Христиан Андерсен «Большой Клаус и Маленький Клаус»

Мораль: некрофилия спасёт вам жизнь

картинка Arlett

Андерсен – рекордсмен по количеству аморальных историй, но в этой сказке о враждующих фермерах он действительно превзошёл самого себя.

По причинам, слишком сложным для объяснения, Большой Клаус хочет убить Маленького Клауса. С этой целью он дожидается полуночи, влезает в дом через окно и рубит топором того, кто лежит на кровати. Однако план провалился – оказалось, что в свою постель Маленький Клаус положил мёртвую бабушку. Зачем? На этот вопрос Андерсен отвечает довольно странно: «авось отогреется и оживёт». Про поведение самого Маленького Клауса написано и того страшнее – «уселся в углу на стуле: ему не впервой так ночевать». Это уже какой-то Норман Бейтс из «Психо» Хичкока, который фанател от трупа матери! А нам его показывают как героя…

До новых книг!

Источник: Book24
В группу Статьи Все обсуждения группы
205 понравилось 56 добавить в избранное

Комментарии 90

Это всё на русский не переводилось.
Я уже неоднократно рассказывала, что первый опыт критического мышления мне пришёл от Андерсена в восемь лет, когда я поняла, что в сказке "Огниво" о том, как какой-то солдат с помощью дьявольских собак убивает законных короля и королеву и силком женится на их дочери, чтобы легамитизировать захват трона.

Я вообще не понимаю людей, которые читают Андерсена. Слышите, люди, я вас боюсь!

angelofmusic, Андерсен «Тень» и «Большой Клаус и Маленький Клаус» переводились точно, у меня том его сказок, старое издание, выходило в серии "библиотека всемирной литературы", если я ничего не путаю - там они есть. И "Аисты", кажется, тоже, я припоминаю что-то про мертвого братца.

SvetlanaKrasulya, Ужис!
С другой стороны, в восемь лет я бросила читать Андерсена и знакома только с "основным" сводом))

angelofmusic, я прочитала Андерсена всё, что у нас издавалось на русском. В детстве. С тех пор я ненавижу сказки. И, ксатит, приведённое тут - одно из малого. Литература прежних эпох вообще отличается весьма странной моралью на взгляд современного человека. Мир изменился, мораль изменилась...
Для нас сомнение в наличии души у дикаря кажется чудовищным, а для них это было нормой. Я надеюсь, что доживу до того времени, когда столь же чудовищным станет сомнение в наличии т.н. "души" у животных. Мышлением они обладают, чувствами - тоже. Они так же оплакивают умерших (про погребальные церемонии у слонов и сурикатов читали все) и т.д. Но сейчас не о животных, впрочем.

О морали: почитайте - Чарльза Диккенса, Андерсен покажется цветочками.

Даже моральные установки ряда произведений начала прошлого века кажутся довольно сомнительными.

angelofmusic, В смысле - не переводилось?? А что же я тогда читала, начиная с пяти лет? (я 76го года рождения, если что).
А Андерсен грустный, но добрый и мудрый. Просто читать нужно уметь.

Manona, Я не хочу "уметь читать"! Если я читаю и вижу какашку, я не хочу учиться видеть вместо какашки розу. Потому что по реальности какашка останется какашкой, даже если я буду рядом тянуть носом и приговаривать "Ах, какой аромат!".

angelofmusic, на вкус и цвет.... Андерсен прекрасно даёт понять, что не всё в жизни цветочки. Только в столь юном возрасте не так это понимаешь и не очень пугаешься, а если и пугаешься, так пугаться даже здорово тогда было. Сейчас можно к каждой сказке предъявить претензии, но ведь автор не обманул. Никто же не станет говорить ребёнку, да мир жесток и если ты простой солдат и хочешь многого добиться, то вполне возможно при участии сильных и страшных покровителей.

angelofmusic, "Маленький и большой Клаус" точно переводился, потому что стоит у меня на полке.
Но я с вами согласна, у Андерсена изуверские сказки...
Кстати, упомянутая часть сказочки - это так, цветочки. Дольше в ней внучок использует труп бабушки, чтобы обвинить соседа в убийстве и его шантажировать. А в конце зашивает соседа в мешок и сбрасывает с моста в реку. С камнями.
Мораль? Нет, не слышали!

Melkij_Parazit, Это, видимо, я сплоховала. Не видела этих "Клаусов" среди сказок. Но, говорю, бросила читать Андерсона довольно рано.

Меня интересует, что не так с людьми. Ну, народные сказки - да, их менять - только портить. Но ведь мы о литературных. Из некоторых авторов куют священных коров. У Андерсена больное отношение к женскому полу и героиней является та, кто больше всех страдает. Но попробуй произнеси это вслух. Забьют сапоги, потому что говорить про Андерсена нечто, кроме "Чудный! Чудный!" - табу.
Лучшим выразителем всего Андерсена является сказка "Голый король". Отлично относится к нему самому.

angelofmusic, Ну, многие классики литературы становятся "священными коровами". Обидеть не моги, только возноси молитвы.
А ведь как детский писатель Андерсен ужасно депрессивен. Может, стоит читать его во взрослом возрасте, но я не рискну... У меня психологическая травма от Клаусов!
)))

Почти ни одной сказки я не читала. Видно, у иностранцев другой менталитет. А вообще сказки писались не для детей. Сейчас же тоже пишут ужасы и где у них мораль?

oxana84, Это вы забыли про нашу сказку "Волк и семеро козлят" с местью милой козочки...

SantelliBungeys, Точно - забыла. Но как-то в детстве, читая сказку, я не задумывалась над тем, каким образом спаслись козлята, а главное было, что спаслись. И дочке своей, читая сказку, как-то прошла мимо кровавая сцена сказки.
Хотя сегодняшние дети воспринимают наши сказки и мультики по-другому - видно, эволюционируют...

oxana84, Вы думаете по другому?) А в чем же разница - мы в детстве не замечали и они тоже...

SantelliBungeys, уже не одна знакомая рассказывает мне про своего сына, как он воспринимает Ну погоди или Простоквашино. Зайца воспринимают как отрицательного героя, который сам задевает волка. А Дядя Федор вообще из дома убежал. Мы этого как бы не замечали.

oxana84, А давайте зайдем с другой стороны) какие мультик он смотрит? Советские, по моему мнению, самые гуманные. Вспомните Том и Джерри или про жутко хохочущего Вуди - это то что смотрят с самого малюпусечки.

SantelliBungeys, я не знаю, какие мультики он любит смотреть, но по-моему, сейчас среди детей популярны не Том и Джерри или Вуди. Я просто констатировала как факт, что сегодняшние дети по-другому воспринимают наши советские мультики, которые я до сих пор люблю и считаю, как и вы, самыми гуманными и добрыми. И со своей дочкой с удовольствием смотрели и смотрим сейчас.

oxana84, А меня всегда напрягал Джерри, который делал гадости Тому, да и от зайца из Ну погоди я тоже не была в восторге...

oxana84, хм. не очень любила Ну погоди, потому что заяц не дружил с волком. и да, дядя Федор убежал из дома, так думала))) и если под 84, ваш год рождения, то я немногим, но старше.))

oxana84, почему не замечали? у меня в детстве была мечта: поймать мерзкого зайца и подарить непутёвому волку хоть немного покоя. И американский мульфильм про кота и мышь вызывал такие же чувства (котика было очень жалко).

oxana84, ни-ни, у меня есть старая книжка русских народных сказок и там одна другой страшнее. вот стишок оттуда для настроения)
скырлы, скырлы,
На липовой ноге,
На березовой клюке.
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит —
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.

DaryaLopes, Так я и говорю, что сказки сочинялись для взрослых. Это уже потом многие были адаптированы для детей. Мне как-то показалась книга сказок не адаптированная. И они точно не детские.

DaryaLopes, Я в детстве обожала эту сказку, хоть и считала ее страшной, но это не мешало мне просить бабушку рассказать мне ее на ночь :D
Там только первые три строчки отличались в стишке.

DaryaLopes, Она была у меня в сборнике детских сказок! видимо, тот же самый=)

DaryaLopes, Так народные сказки (и многие более поздние - литературные, конечно же) - вообще не для детей складывались. Это сакральные штуки, в которых передавалось множество сакральных же знаний о мире , который был для наших предков отнюдь не малиновым джемом намазн.

DaryaLopes, Пинежские Сказки без лит. обработки таковы, что создатели фильмов ужасов могли бы задохнуться от зависти.

На мой взгляд, именно такой дичью старые сказки и хороши. Потому как комнату с мёртвыми жёнами я помню вот уже больше десяти лет, а современная детская сказка, в которой всё мило и хорошо, забылась через месяц после прочтения.

Да? А слабо вспомнить про "Тома и Джерри", "Вуди Вудпекера", "Чилли Вилли", "Багза Банни" и т.п. - с моралью: "Будь подонком - это весело, долбани по башке наковальней - это офигенно". Гаже всех моральной точки зрения "Чилли Вилли", который не просто гадит по своей природе, а ещё разрушает нечто социально полезное.
Слабо вспомнить про "Рассерженных птичек", где птички ловят кайф, нахлебавшись мочи орла? Это до кучи к воинствующей пошлятине...
Слабо вспомнить "Рапунцель" - с моралью: наплюй на родителей, они просто тебя используют? Там, кстати, ещё учат бить по голове сковородкой. Хотя в реале за такое вот поведение будут просто судить. В лучшем случае -за превышение пределов необходимой самооброны.
Слабо вспомнить "Малифисенту" - с моралью: "Все бабы дуры, все мужики - козлы". Офигенная установка, кстати, для тех, кто только начинает жить.
Слабо вспомнить "Храбрую сердцем" - с моралью: "Если мамка тебя не понимает, отрави её кексиком. А если ты накосячила - не ссы: всё равно предки за тобой косяки разгребут и дерьмо подотрут"?
Слабо вспомнить "Приключения Десперо" с моралью: "Государство - зло, семья - зло, а вот к тому подонку, что на тебя с ножом напал, будь толерантней - его в детстве по ушам лупили"?
Но виноваты, конечно, народные сказки, да.
П.С. А сказка о Синей Бороде - это сказка про нарушение табу вообще-то.

PrekrasnayaNeznakomka, > П.С. А сказка о Синей Бороде - это сказка про нарушение табу вообще-то.
А про аиста - "как аукнется, так и откликнется".
А про человека, пустившего ветры - учит хорошим манерам, потому что без преувеличения ребенок не поймет почему так делать не надо.
Там все сказки такие. Просто надо ХОТЕТЬ прочитать в них мораль, а не надругательство, как тсейчас модно.

prikhodko, А про тень - вообще многопланова:
бойтесь своих желаний - они могут сбыться;
не идите на поводу у зла даже ради инстинкта самосохранения - сперва низведёте себяя до тени, затем потеряете жизнь;
эрудиция - не всегда мудрость;
мир жесток, и, увы, выбираются на верх не те, кто пишет о любви, добре и красоте, а те, кто знает, по каким законам устроен этот мир. Тень, к примеру, в нём прекрасно ориентируется. А учёный так и не смог стать миру полезным - с чисто практической точки зрения.
А учёного всё равно жалко.
Кстати, искать надругательство модно сейчас почему-то только в старых сказках.
А не в новых, которые куда более аморальны.

Сколько можно! Ну ведь глупо рассматривать старинные сказки по правилам современной морали! Да, они жестокие, но они создавались в другой социокультурной ситуации. И потом, те выводы, которые сделаны в этой статье слишком поверхностны и даже иногда примитивны. Ну, например, очевидно, что сказка про Абу Хасана учит не обжираться, а сказка "Аисты" заставляет задумываться о последствиях своих поступков. "Тень", вообще, очень глубокое произведение, и ограничиться двумя словами как-то несерьёзно. А в общем-то всё в этой статье несерьёзно.

Bookvoeshka, Ага, иногда ужасает вот такой поверхностный разбор сказок с претензией на что-то там умное.
Сказка - это выражение бессознательного народа, культуры. В ней, как во всяком бессознательном или сне, прорвавшегося наружу, есть много тёмного и светлого, их борение, другое дело, что иногда "жуткие сказки" прошлого предсказывают моральные установки некоторых сегодняшних стран, словно бы явившихся ( в смысле тех кто ими правит) из этих жутких сказок.
Про Тень согласен. Совершенно достоевское произведение по глубине.

Bookvoeshka, Как вы здорово сказали! Браво. Хотела о том же написать, не буду повторяться.
Андерсена с детства терпеть не могла, а в изложении автора данной статьи вдруг увидела в его сказках глубокие мысли. Например, сказка под номером 2 - о том, что у всего есть последствия. Мысль схожа с русской пословицей "как аукнется, так и откликнется" или "не плюй в колодец"... Похоже, по мнению автора, дети - примитивные роботы и все понимают буквально, причем сразу идут и повторяют за героями сказок все без разбора. По поводу 3-ей сказки, тоже вывод своеобразный. По мне так эта сказка - о невоздержании (и правда, не надо жрать как свинья в день собственной свадьбы), а то, что все об этом не забыли и через 10 лет - нарочитое преувеличение с целью усилить посыл.
Даже не знаешь, раздражаться или смеяться такому анализу.

Сказки, как отражение реальности.

А в нашей сказке про то как мужик медведя обманул... Кому вершки, кому корешки. И что характерно, Медведь ведь трудился в поте лица!!! А этот мужик все сжирал... Хотя и не сеял, и не пахал, и не жал... Вообще, в сказках надо ревизию навести. Научат они нас лаптем щи хлебать.

SaliyaMesser, ага, медведи вообще мученики русских сказок(

DaryaLopes, А волки в сказках - уж такие злобные идиоты, что прозреваешь только с думанием о природной гармонии, а еще глубже - только в бессилиии сжимая кулаки (или сердце?) под "Охоту на волков" Высоцкого.
Но если думать только так, то и "Волк и лиса" не заставят улыбнуться изобретательности лисы, а ведь что народ заметил, то и воплотил в сказке.

Мы привыкли считать, что сказка доброму научит, хотя это представление о сказке как о некой простой истории, в которой всегда побеждает добро, сложилось только тогда, когда сказки стали активно записывать и пытаться вписать их в литературный контекст. На самом деле, сказка это прежде всего древнее представление о мире, где нет ни зла, ни добра, да даже персонажей в строгом смысле там нет. Бабу Ягу все дети считают неким олицетворением зла, но ведь ни в одной сказке она так и никого не убила, а часто, наоборот, она даже помогает героям. И то, что она засовывает детей в печку, это отголоски древних обрядов инициации.

Я вспоминаю Пушкина Руслан и Людмилу. Кто-то отрубил Русскому Богатырю голову и она осталась жить без рук и ног, и кто её накормит? А как Руслан обошёлся со старым человеком, хоть и похотливым колдуном. да и сама Людимла коров не доила, огород не садила, колорадских жуков даже не травила. Сказка о золотом петушке, который клюнул в темечко несчастного старика. А какие отношения сложились между Балдой и православным батюшкой, которого Балда прибил насмерть. Я уже не говорю о советских сказках про пионерпов героев-головорезов. Да если покопаться в сути любая сказа имеет аморальность и чёрный пиар аморалке.

Эта статья - всего лишь иллюстрация к фразе "Два разных человека, читающие одну книгу, прочтут две разных книги". Хотя больше похоже на первоапрельский текст, не доживший всего неделю до назначенной даты.