6 апреля 2018 г., 15:25
28K
Научат плохому: 6 старых сказок с очень странной моралью
Удивительно мрачные и жестокие выводы, которые мы можем сделать из давно известных сказок Андерсена и братьев Гримм.
До того как кинокомпания «Дисней» начала плодить свои яркие счастливые концовки и прочие радостные поющие чайники, сказки были тёмными и очень жестокими историями, которые рассказывали детям, чтобы они узнали о мире самое плохое. В старых сказках противные сводные сёстры отрубали себе пятку или пальцы, чтобы всунуть ногу в туфельку и получить шанс выйти за принца, а своенравные дети убивали пенсионеров в их собственных домах. (Надеемся, вы догадались, что речь о «Золушке» и «Гензеле и Гретель»?) Но есть истории похуже, которые, кажется, вообще ничему не учили, а просто были, с нашей точки зрения, совершенно аморальными.
1. Ганс Христиан Андерсен «Тень»
Мораль: зло всегда побеждает
История о писателе, который потерял свою тень. Спустя годы она к нему возвращается, но уже гораздо более умная и хитрая. Следующие несколько месяцев они живут вместе, при этом добрый писатель болеет и беднеет, а злобная тень становится всё могущественнее и богаче. На деньги тени они вдвоём отправляются отдыхать на курорт, где знакомятся с принцессой. Чтобы получить возможность жениться на завидной невесте, тень предлагает писателю… стать её тенью. Тот отказывается и хочет разоблачить своего плохого двойника, однако его арестуют и казнят, потому что тень к тому времени обрела слишком большую власть. Хороший человек умирает, а злой двойник становится членом королевской семьи. Очень приятно.
2. «Как Абу Хасан пустил ветры»
Мораль: унижение длится вечно
Боитесь опозориться на людях, да ещё так, что у кого-то из окружающих в руках будет смартфон и потом они выложат всё в Интернет? Так вот, ваши страхи давно устарели. В этой сказке из сборника «1001 ночь» герой по имени Абу Хасан слишком много съел и выпил во время свадебного пира в честь своей женитьбы. Потом он направился в опочивальню к невесте, но не утерпел и пустил громкие и вонючие ветры. Это услышали гости, и униженный Абу Хасан был вынужден бежать из дома. Десять лет спустя он наконец решился вернуться в родные места, надеясь, что история забылась. Как бы не так! Оказалось, что он вошёл в историю и стал национальным посмешищем. Не самая приятная мораль для детей: опозорьтесь хоть раз, и люди будут смеяться над вами вечно.
3. Ганс Христиан Андерсен «Аисты»
Мораль: если кто-то дразнит тебя, убей ребёнка
Эта сказка начинается в духе «Гадкого утёнка» – группа маленьких аистов учится летать, а соседские дети издеваются над ними и поют жестокие песенки. Добрая мать уговаривает аистят не реагировать на издёвки. Потом аисты вырастают. Казалось бы, теперь они могут взлететь выше былых обид. Думаете, они так и сделали? Нет. Оказывается, это те же самые аисты, которые приносят детей. А мать у них такая «добрая», что придумывает идеальный план мести. Своему главному обидчику они теперь принесут мёртвого братца – пусть поплачет, раз не знает, что грешно дразнить животных и птиц.
4. Шарль Перро «Синяя Борода»
Мораль: делай всё, что велит тебе твой муж
Мы все знаем эту историю. Девушка вышла замуж за парня с синей растительностью на лице, а тот сказал, что она может ходить в его доме куда угодно, кроме запертой комнаты. Как будто он не знал, что самый верный способ заставить кого-то что-то сделать – это попросить его этого не делать. Девушка, конечно, находит ключ, открывает заветную дверь и находит там останки бывших жён. Потом она чуть не становится новым экспонатом этой жуткой коллекции, но вовремя приезжают её братья и разбираются с мерзавцем. Инициатива наказуема, так и знайте. Нам лучше не лезть в старые тайны своих суженых, будь он хоть маньяк с топором. Неприятная мораль, разве не так?
5. «Молли Ваппи»
Мораль: давай платить за добро геноцидом
Старая шотландская сказка учит нас платить гостеприимным хозяевам массовыми убийствами. Молли и её двух сестёр родители выгнали из дому, потому что у них было слишком много детей. Девушки с трудом добрались до какого-то дома (в других вариантах – дворца) и попросились на ночлег. Открывшая им дверь женщина согласилась их накормить, но очень просила уйти, пока не вернулся её муж-великан. Когда чудище приходит домой, жена уговаривает его не трогать гостей. И чем отплатила Молли за такую доброту? Она ограбила этот дом, несколько раз обманула великана и хитростью заставила его убить своих дочерей, а потом и жену. Да, великан сам их чуть не сожрал, но причём тут его жена и дети?
6. Ганс Христиан Андерсен «Большой Клаус и Маленький Клаус»
Мораль: некрофилия спасёт вам жизнь
Андерсен – рекордсмен по количеству аморальных историй, но в этой сказке о враждующих фермерах он действительно превзошёл самого себя.
По причинам, слишком сложным для объяснения, Большой Клаус хочет убить Маленького Клауса. С этой целью он дожидается полуночи, влезает в дом через окно и рубит топором того, кто лежит на кровати. Однако план провалился – оказалось, что в свою постель Маленький Клаус положил мёртвую бабушку. Зачем? На этот вопрос Андерсен отвечает довольно странно: «авось отогреется и оживёт». Про поведение самого Маленького Клауса написано и того страшнее – «уселся в углу на стуле: ему не впервой так ночевать». Это уже какой-то Норман Бейтс из «Психо» Хичкока, который фанател от трупа матери! А нам его показывают как героя…
До новых книг!
Комментарии 90
Показать все
Почти ни одной сказки я не читала. Видно, у иностранцев другой менталитет. А вообще сказки писались не для детей. Сейчас же тоже пишут ужасы и где у них мораль?
SantelliBungeys, Точно - забыла. Но как-то в детстве, читая сказку, я не задумывалась над тем, каким образом спаслись козлята, а главное было, что спаслись. И дочке своей, читая сказку, как-то прошла мимо кровавая сцена сказки.
Хотя сегодняшние дети воспринимают наши сказки и мультики по-другому - видно, эволюционируют...
SantelliBungeys, уже не одна знакомая рассказывает мне про своего сына, как он воспринимает Ну погоди или Простоквашино. Зайца воспринимают как отрицательного героя, который сам задевает волка. А Дядя Федор вообще из дома убежал. Мы этого как бы не замечали.
SantelliBungeys, я не знаю, какие мультики он любит смотреть, но по-моему, сейчас среди детей популярны не Том и Джерри или Вуди. Я просто констатировала как факт, что сегодняшние дети по-другому воспринимают наши советские мультики, которые я до сих пор люблю и считаю, как и вы, самыми гуманными и добрыми. И со своей дочкой с удовольствием смотрели и смотрим сейчас.
oxana84, ни-ни, у меня есть старая книжка русских народных сказок и там одна другой страшнее. вот стишок оттуда для настроения)
скырлы, скырлы,
На липовой ноге,
На березовой клюке.
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит —
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядет,
Мое мясо варит.
DaryaLopes, Так я и говорю, что сказки сочинялись для взрослых. Это уже потом многие были адаптированы для детей. Мне как-то показалась книга сказок не адаптированная. И они точно не детские.
DaryaLopes, Я в детстве обожала эту сказку, хоть и считала ее страшной, но это не мешало мне просить бабушку рассказать мне ее на ночь :D
Там только первые три строчки отличались в стишке.
DaryaLopes, Она была у меня в сборнике детских сказок! видимо, тот же самый=)
DaryaLopes, Так народные сказки (и многие более поздние - литературные, конечно же) - вообще не для детей складывались. Это сакральные штуки, в которых передавалось множество сакральных же знаний о мире , который был для наших предков отнюдь не малиновым джемом намазн.
DaryaLopes, Пинежские Сказки без лит. обработки таковы, что создатели фильмов ужасов могли бы задохнуться от зависти.
Да? А слабо вспомнить про "Тома и Джерри", "Вуди Вудпекера", "Чилли Вилли", "Багза Банни" и т.п. - с моралью: "Будь подонком - это весело, долбани по башке наковальней - это офигенно". Гаже всех моральной точки зрения "Чилли Вилли", который не просто гадит по своей природе, а ещё разрушает нечто социально полезное.
Слабо вспомнить про "Рассерженных птичек", где птички ловят кайф, нахлебавшись мочи орла? Это до кучи к воинствующей пошлятине...
Слабо вспомнить "Рапунцель" - с моралью: наплюй на родителей, они просто тебя используют? Там, кстати, ещё учат бить по голове сковородкой. Хотя в реале за такое вот поведение будут просто судить. В лучшем случае -за превышение пределов необходимой самооброны.
Слабо вспомнить "Малифисенту" - с моралью: "Все бабы дуры, все мужики - козлы". Офигенная установка, кстати, для тех, кто только начинает жить.
Слабо вспомнить "Храбрую сердцем" - с моралью: "Если мамка тебя не понимает, отрави её кексиком. А если ты накосячила - не ссы: всё равно предки за тобой косяки разгребут и дерьмо подотрут"?
Слабо вспомнить "Приключения Десперо" с моралью: "Государство - зло, семья - зло, а вот к тому подонку, что на тебя с ножом напал, будь толерантней - его в детстве по ушам лупили"?
Но виноваты, конечно, народные сказки, да.
П.С. А сказка о Синей Бороде - это сказка про нарушение табу вообще-то.
PrekrasnayaNeznakomka, > П.С. А сказка о Синей Бороде - это сказка про нарушение табу вообще-то.
А про аиста - "как аукнется, так и откликнется".
А про человека, пустившего ветры - учит хорошим манерам, потому что без преувеличения ребенок не поймет почему так делать не надо.
Там все сказки такие. Просто надо ХОТЕТЬ прочитать в них мораль, а не надругательство, как тсейчас модно.
prikhodko, А про тень - вообще многопланова:
бойтесь своих желаний - они могут сбыться;
не идите на поводу у зла даже ради инстинкта самосохранения - сперва низведёте себяя до тени, затем потеряете жизнь;
эрудиция - не всегда мудрость;
мир жесток, и, увы, выбираются на верх не те, кто пишет о любви, добре и красоте, а те, кто знает, по каким законам устроен этот мир. Тень, к примеру, в нём прекрасно ориентируется. А учёный так и не смог стать миру полезным - с чисто практической точки зрения.
А учёного всё равно жалко.
Кстати, искать надругательство модно сейчас почему-то только в старых сказках.
А не в новых, которые куда более аморальны.
Сколько можно! Ну ведь глупо рассматривать старинные сказки по правилам современной морали! Да, они жестокие, но они создавались в другой социокультурной ситуации. И потом, те выводы, которые сделаны в этой статье слишком поверхностны и даже иногда примитивны. Ну, например, очевидно, что сказка про Абу Хасана учит не обжираться, а сказка "Аисты" заставляет задумываться о последствиях своих поступков. "Тень", вообще, очень глубокое произведение, и ограничиться двумя словами как-то несерьёзно. А в общем-то всё в этой статье несерьёзно.
Bookvoeshka, Ага, иногда ужасает вот такой поверхностный разбор сказок с претензией на что-то там умное.
Сказка - это выражение бессознательного народа, культуры. В ней, как во всяком бессознательном или сне, прорвавшегося наружу, есть много тёмного и светлого, их борение, другое дело, что иногда "жуткие сказки" прошлого предсказывают моральные установки некоторых сегодняшних стран, словно бы явившихся ( в смысле тех кто ими правит) из этих жутких сказок.
Про Тень согласен. Совершенно достоевское произведение по глубине.
Bookvoeshka, Как вы здорово сказали! Браво. Хотела о том же написать, не буду повторяться.
Андерсена с детства терпеть не могла, а в изложении автора данной статьи вдруг увидела в его сказках глубокие мысли. Например, сказка под номером 2 - о том, что у всего есть последствия. Мысль схожа с русской пословицей "как аукнется, так и откликнется" или "не плюй в колодец"... Похоже, по мнению автора, дети - примитивные роботы и все понимают буквально, причем сразу идут и повторяют за героями сказок все без разбора. По поводу 3-ей сказки, тоже вывод своеобразный. По мне так эта сказка - о невоздержании (и правда, не надо жрать как свинья в день собственной свадьбы), а то, что все об этом не забыли и через 10 лет - нарочитое преувеличение с целью усилить посыл.
Даже не знаешь, раздражаться или смеяться такому анализу.
А в нашей сказке про то как мужик медведя обманул... Кому вершки, кому корешки. И что характерно, Медведь ведь трудился в поте лица!!! А этот мужик все сжирал... Хотя и не сеял, и не пахал, и не жал... Вообще, в сказках надо ревизию навести. Научат они нас лаптем щи хлебать.
SaliyaMesser, ага, медведи вообще мученики русских сказок(
DaryaLopes, А волки в сказках - уж такие злобные идиоты, что прозреваешь только с думанием о природной гармонии, а еще глубже - только в бессилиии сжимая кулаки (или сердце?) под "Охоту на волков" Высоцкого.
Но если думать только так, то и "Волк и лиса" не заставят улыбнуться изобретательности лисы, а ведь что народ заметил, то и воплотил в сказке.
Мы привыкли считать, что сказка доброму научит, хотя это представление о сказке как о некой простой истории, в которой всегда побеждает добро, сложилось только тогда, когда сказки стали активно записывать и пытаться вписать их в литературный контекст. На самом деле, сказка это прежде всего древнее представление о мире, где нет ни зла, ни добра, да даже персонажей в строгом смысле там нет. Бабу Ягу все дети считают неким олицетворением зла, но ведь ни в одной сказке она так и никого не убила, а часто, наоборот, она даже помогает героям. И то, что она засовывает детей в печку, это отголоски древних обрядов инициации.
Я вспоминаю Пушкина Руслан и Людмилу. Кто-то отрубил Русскому Богатырю голову и она осталась жить без рук и ног, и кто её накормит? А как Руслан обошёлся со старым человеком, хоть и похотливым колдуном. да и сама Людимла коров не доила, огород не садила, колорадских жуков даже не травила. Сказка о золотом петушке, который клюнул в темечко несчастного старика. А какие отношения сложились между Балдой и православным батюшкой, которого Балда прибил насмерть. Я уже не говорю о советских сказках про пионерпов героев-головорезов. Да если покопаться в сути любая сказа имеет аморальность и чёрный пиар аморалке.
Это всё на русский не переводилось.
Я уже неоднократно рассказывала, что первый опыт критического мышления мне пришёл от Андерсена в восемь лет, когда я поняла, что в сказке "Огниво" о том, как какой-то солдат с помощью дьявольских собак убивает законных короля и королеву и силком женится на их дочери, чтобы легамитизировать захват трона.
Я вообще не понимаю людей, которые читают Андерсена. Слышите, люди, я вас боюсь!
angelofmusic, Андерсен «Тень» и «Большой Клаус и Маленький Клаус» переводились точно, у меня том его сказок, старое издание, выходило в серии "библиотека всемирной литературы", если я ничего не путаю - там они есть. И "Аисты", кажется, тоже, я припоминаю что-то про мертвого братца.
SvetlanaKrasulya, Ужис!
С другой стороны, в восемь лет я бросила читать Андерсена и знакома только с "основным" сводом))
angelofmusic, я прочитала Андерсена всё, что у нас издавалось на русском. В детстве. С тех пор я ненавижу сказки. И, ксатит, приведённое тут - одно из малого. Литература прежних эпох вообще отличается весьма странной моралью на взгляд современного человека. Мир изменился, мораль изменилась...
Для нас сомнение в наличии души у дикаря кажется чудовищным, а для них это было нормой. Я надеюсь, что доживу до того времени, когда столь же чудовищным станет сомнение в наличии т.н. "души" у животных. Мышлением они обладают, чувствами - тоже. Они так же оплакивают умерших (про погребальные церемонии у слонов и сурикатов читали все) и т.д. Но сейчас не о животных, впрочем.
О морали: почитайте - Чарльза Диккенса, Андерсен покажется цветочками.
Даже моральные установки ряда произведений начала прошлого века кажутся довольно сомнительными.
angelofmusic, В смысле - не переводилось?? А что же я тогда читала, начиная с пяти лет? (я 76го года рождения, если что).
А Андерсен грустный, но добрый и мудрый. Просто читать нужно уметь.
Manona, Я не хочу "уметь читать"! Если я читаю и вижу какашку, я не хочу учиться видеть вместо какашки розу. Потому что по реальности какашка останется какашкой, даже если я буду рядом тянуть носом и приговаривать "Ах, какой аромат!".
angelofmusic, на вкус и цвет.... Андерсен прекрасно даёт понять, что не всё в жизни цветочки. Только в столь юном возрасте не так это понимаешь и не очень пугаешься, а если и пугаешься, так пугаться даже здорово тогда было. Сейчас можно к каждой сказке предъявить претензии, но ведь автор не обманул. Никто же не станет говорить ребёнку, да мир жесток и если ты простой солдат и хочешь многого добиться, то вполне возможно при участии сильных и страшных покровителей.
angelofmusic, "Маленький и большой Клаус" точно переводился, потому что стоит у меня на полке.
Но я с вами согласна, у Андерсена изуверские сказки...
Кстати, упомянутая часть сказочки - это так, цветочки. Дольше в ней внучок использует труп бабушки, чтобы обвинить соседа в убийстве и его шантажировать. А в конце зашивает соседа в мешок и сбрасывает с моста в реку. С камнями.
Мораль? Нет, не слышали!
Melkij_Parazit, Это, видимо, я сплоховала. Не видела этих "Клаусов" среди сказок. Но, говорю, бросила читать Андерсона довольно рано.
Меня интересует, что не так с людьми. Ну, народные сказки - да, их менять - только портить. Но ведь мы о литературных. Из некоторых авторов куют священных коров. У Андерсена больное отношение к женскому полу и героиней является та, кто больше всех страдает. Но попробуй произнеси это вслух. Забьют сапоги, потому что говорить про Андерсена нечто, кроме "Чудный! Чудный!" - табу.
Лучшим выразителем всего Андерсена является сказка "Голый король". Отлично относится к нему самому.
angelofmusic, Ну, многие классики литературы становятся "священными коровами". Обидеть не моги, только возноси молитвы.
А ведь как детский писатель Андерсен ужасно депрессивен. Может, стоит читать его во взрослом возрасте, но я не рискну... У меня психологическая травма от Клаусов!
)))
Melkij_Parazit, А у меня - от "Огниво"))