Опубликовано: 22 августа 2017 г., 19:43 Обновлено: 30 августа 2017 г., 01:15

54K

Основные направления в литературе

189 понравилось 31 комментарий 135 добавить в избранное

o-o.jpeg Источник: канал @cultpop

Сегодня мы расскажем о том, что вряд ли у кого-то осталось в голове после школы (в школах об этом всегда рассказывали крайне нудно).

Поэтому постараемся максимально «сжать» эту обширную информацию и расскажем по каждому из литературных направлений только самое основное.

Так оно с большей вероятностью останется в памяти.

Поехали!

БАРОККО

Это направление было распространено в европейской культуре в XVI-XVII вв. (в России не пользовалось популярностью). Оно появилось в противовес возрожденческой традиции и связано с крушением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны отличительной чертой барокко было позиционирование человека как творца, который противопоставлен обезличенному миру природы.

Стилистика Барокко подразумевала обращение к словесной игре, интерес к парадоксам и обильному использованию метафор, и в то же время она была очень трагична по своей сути.

Яркие представители: Кальдерон , Грифиус , Гриммельсгаузен , Вуатюр, Марино и др.

КЛАССИЦИЗМ

Эпоха классицизма была долгой, и длилась она с середины XVII по начало XIX века. Главный акцент классицизма — разумность человека и его встроенность в рациональную систему мира. Практически отсутствовал акцент на внутреннем мире героя, значительно важнее были его деяния. Сам по себе человек воспринимался, как звено «разумной пирамиды мироздания».

Классицизм подразумевал строгую иерархию жанров, которые делились на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).

Яркие представители: Корнель , Расин , Мольер , Лафонтен , Вольтер , Свифт , Фонвизин , Сумароков , Ломоносов , Державин .

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Возник в европейской культуре в середине XVIII века и долгое время существовал параллельно с классицизмом. Сентименталисты обращались к внутреннему миру — их интересовали чувства и переживания человека. Также от классицизма его разительно отличала обращенность к жизни обычного обывателя. Впоследствии именно в рамках сентиментализма сложится оппозиция: «естественный человек» — «цивилизация», где цивилизация будет выступать в роли злого начала.

Яркие представители: Ричардсон , Томсон, Грей, Прево , Руссо , Карамзин .

РОМАНТИЗМ

Появление романтизма связывают с концом XVIII века. Как доминирующее литературное направление существовал очень не долго (всего около 30 лет), но в значительной степени изменил подход к восприятию человеческой личности, впервые заявив о её самоценности и самодостаточности. Отсюда культ свободы, которым славились все романтики: мир мыслей и чувств отдельного человека ставился намного выше всего общественного. Также романтизм ещё острее противопоставил цивилизацию и природу, и разделил действительность на два мира, предположив, что известная нам социальная реальность — не единственное, что доступно человеку.

Яркие представители: Байрон , Шелли , По , Лермонтов , Гюго .

РЕАЛИЗМ

Появился в 30-х годах XIX века. Принципиальным моментом было изображение героя «здесь и сейчас»: принято говорить, что реализм сблизил изображающего и изображаемое. Изначально своей целью преследовал максимально объективное изображение действительности. А впоследствии именно реализм осуществил настоящий прорыв в области восприятия героя — такой психологизации личности не было ни в одном направлении ранее. Именно на почве реализма «родились» такие авторы, как Достоевский и Толстой.

Впрочем, реализм — понятие очень широкое. В советскую эпоху, например, появился т.н. «социалистический реализм», сильно идеологизированная, заточенная на обличение буржуазной системы форма реализма, которая по сути мало имеет общего с литературой.

Яркие представители: Флобер , Стендаль , Толстой , Достоевский , Кафка , Ибсен и др.

МОДЕРНИЗМ

В рамках модернизма существует огромное множество направлений, объединенных, по большому счету, одной идеей: противопоставление классическому реалистическому искусству и попытка найти другой способ изображения действительности. Структурно определить модернизм не представляется возможным, часто используется формулировка: «модернизм» — это всё, что не «реализм» и не «постмодернизм». Понятно, что в этом случае критерии довольно условные.

Основные ответвления модернизма:

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление последней трети XIX — начала XX века. Целью ставило запечатление мира в его изменчивости и акцент на передаче мимолетных впечатлений. Как отдельное литературное направление так и не сложился, однако эстетика импрессионизма была позднее заимствована символистами и неореалистами.

Условно к импрессионистам можно причислить Бальмонта и Анненского .

СИМВОЛИЗМ

Очень обширное направление, начавшее складываться во Франции в 70-х гг XIX века, и очень быстро распространившееся по всей Европе (за исключением Италии — по непонятным причинам).

В русской литературе существует разделение на т.н. «старших символистов» и «младосимволистов». Для старших символистов было свойственно тяготение к идее одиночества, избранности поэта и раскрытие несовершенства мира. Младосимволисты изменили посыл, заявив, что поэт может быть пророком, а через пророческое слово (=слово поэта) можно изменить мир по эстетическому канону. Естественно, идеи символизма в какой-то момент потерпели крах, но литературе эпоха символизма очень много дала.

«Старшие символисты»: Брюсов , Бальмонт , Мережковский , Гиппиус , Сологуб .

«Младосимволисты»: Блок , Белый , Вяч. Иванов

АКМЕИЗМ

Возник в десятых года XX века в России. В каком-то смысле появился как реакция на кризис символизма. Если последний провозглашал «таинство слова», то акмеизм настаивал на точности и провозглашал материальность, отмечая самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. Образы акмеистов становились очень вещественны, в целом акмеизм — это культ конкретного, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».

Яркие представители: Гумилев , Ахматова , Городецкий .

ФУТУРИЗМ

Футуризм зародился в Италии. Его «отцом» принято считать итальянского поэта и теоретика искусства Ф. Маринетти. Он предложил революционный подход к искусству, а именно: отказаться от духовности и любых словесных изысков. Сам подход футуризма предполагал эпатаж, поэтому его представители запомнились своими яркими провокационными работами. Футуризм ставил своей целью установку новых эстетических ценностей. Впрочем, эта попытка была обречена на провал.

Яркие представители: Маяковский , Хлебников , Кручёных , Елена Гуро , Бенедикт Лившиц .

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В полной мере литературным направлением экзистенциализм назвать, конечно, нельзя. В первую очередь это философское направление, а если смотреть шире, то и вовсе концепция восприятия человека. «Отцом» экзистенциализма принято считать датского философа и писателе Сёрена Кьеркегора (1813-1855).

Экзистенциалисты настаивали на рассмотрении человека не «со стороны», как это принято в традиционной литературе, а совмещая объект и субъект повествование, — объясняя, что всё едино. Для экзистенциалистов крайне важен акцент на психологической жизни человека и подчеркивание всего иррационального. Свобода у экзистенциалистов, таким образом, воспринимается исключительно как личностный выбор из множества вариантов.

Яркие представители: Кьеркегор , Ницше , Камю , Хайдеггер , Симона де Бовуар .

СЮРРЕАЛИЗМ

Оформился в 1920-е гг. как леворадикальное движение. Авторы-сюрреалисты постановили целью освободить искусство от всех условностей. Особое внимание отводилось внезапным импульсам и случайным образам, которые затем подвергались тщательной художественной обработке. На формирование сюрреализма в значительной мере повлиял фрейдизм.

В литературе сюрреализм прижился значительно хуже, чем в живописи.

Яркие представители: Поль Элюар , Луи Арагон , Андре Бретон и др.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Мощнейшее литературное направление современности, крайне разношерстное, открытое к любым новаторствам и сложно классифицируемое. Объединяющим моментом во всех постмодернистских работах является отказ от любой иерархичности: нет «высокого» и «низкого» искусства, все жанры и подходы едины, равны и т.д. Постмодернизм не ставит целью сказать что-то новое о мире — это его ярчайшая отличительная черта относительно всех других направлений. Кроме того, для постмодернистов важен акцент на равенстве всех культур мира и подчеркивается бесконечность эстетического (т.е. всё, что угодно, может быть искусством).

Яркие представители: Воннегут , Гинзберг , Мураками , Ерофеев , Пелевин , Фаулз , Эко .

Источник: @cultpop
В группу Статьи Все обсуждения группы
189 понравилось 135 добавить в избранное

Комментарии 31

Полезная штучка. Однако Умберто Эко не гадкий постмодернист вовсе

7 ответов

Так и представляю себе автора, который сверяется с литературоведческими рамками своего направления и прилагает максимум усилий . чтобы им соответствовать. :D

3 ответа

Слишком тезисно, чтобы действительно остаться в памяти. Однако за сведение инфы воедино спасибо, можно использовать как шпаргалку, чтобы вспомнить смутные ориентиры, сохранившиеся со школьных времен.

"социалистический реализм", сильно идеологизированная, заточенная на обличение буржуазной системы форма реализма, которая по сути мало имеет общего с литературой." ))
Да уж почище-с постмодернистской ахинеи.
И барокко не прижился в России, потому, что в те века не занимались переобезьяниванием с Запада, а развивали свою культуру самобытно.

2 ответа

Отличная статья, но не хватает конкретных примеров. Не знаю, возможно ли это или нет, в качестве примера привести отрывки из текстов, где встречаются наиболее характерные черты (удобно было бы выпадающим меню, чтобы статья не разбухла в размерах).

Забыли написать про натурализм. А то фанатики Мартина постоянно путают реализм с натурализмом - фу, противные.

Хорошая статья, спасибо!

Кафка в принципе не соотносится ни с одним направлением.

Люблю такие статейки. Интересно почитать, что-то узнать, что-то вспомнить и разложить всё по полочкам.

Историко-литературный процесс куда сложнее и разнообразнее, чем представленная здесь - весьма общая, сухая и условная - схема. Так, совершенно ничего не сказано об эпохе Просвещения, которая была соединительным звеном между классицизмом, сентиментализмом (он был разновидностью просветительской эстетики) и романтизмом (последний, отрицая идеологию Просвещения, тем не менее восходит к нему многими чертами, и прежде всего идеей единства религиозно-этического и эстетического). Например, русский романтизм представлял собой весьма сложную эстетическую систему, которая непротиворечиво сочетала в себе черты многих предшествовавших (и существовавших параллельно с ней) систем, таких как упомянутые классицизм (Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, Херасков), Державин (Просвещение, уходящее корнями в классицизм) и даже барокко (да-да, русское барокко существовало, и одним из ярчайших его представителей в литературе был Симеон Полоцкий). Не будем забывать, что историко-литературный процесс един, при всей его многоликости и разнообразии, и его изучение не терпит школярского, "табличного" подхода. Кем были величайшие литературные корифеи человечества - Шекспир, Гете, Пушкин? Просто "реалистами"? Да помилуйте... Куда уместнее говорить об их художественном универсализме, проявлявшемся, разумеется, совершенно по-разному.

Схема бедновата:) Где ориентализм (Пильняк, Роберт Ирвин), декадентство, ДаДа, театр абсурда, "новый роман", неоромантизм (Александр Грин, Гессе, Джозеф Конрад - хотя эта ветка отчасти ответвление модернизма), постэкзотизм (Антуан Володин), УЛИПО (Перек, Кальвино, Рубо, Кено), магические реализм (он, конечно, действует по аналогичной схеме, что и постмодернисты, то есть идет сдвиг в сторону онтологии объекта, но эстетически это совсем другое), авангард (с тех пор как зародились модернистские течения в противопоставление им зародился Авангард, который также как и реализм противостоял модернизму, причем он до сих пор есть), истерические реализм (ДВУ, Франзен, Зэди Смит), постпостмодернизм, и т. д.

А натурализм (Золя, Доде)?