22 августа 2017 г., 19:43

52K

Основные направления в литературе

189 понравилось 31 комментарий 136 добавить в избранное

o-o.jpeg Источник: канал @cultpop

Сегодня мы расскажем о том, что вряд ли у кого-то осталось в голове после школы (в школах об этом всегда рассказывали крайне нудно).

Поэтому постараемся максимально «сжать» эту обширную информацию и расскажем по каждому из литературных направлений только самое основное.

Так оно с большей вероятностью останется в памяти.

Поехали!

БАРОККО

Это направление было распространено в европейской культуре в XVI-XVII вв. (в России не пользовалось популярностью). Оно появилось в противовес возрожденческой традиции и связано с крушением идеи о человеке-полубоге с одной стороны, а с другой стороны отличительной чертой барокко было позиционирование человека как творца, который противопоставлен обезличенному миру природы.

Стилистика Барокко подразумевала обращение к словесной игре, интерес к парадоксам и обильному использованию метафор, и в то же время она была очень трагична по своей сути.

Яркие представители: Кальдерон , Грифиус , Гриммельсгаузен , Вуатюр, Марино и др.

КЛАССИЦИЗМ

Эпоха классицизма была долгой, и длилась она с середины XVII по начало XIX века. Главный акцент классицизма — разумность человека и его встроенность в рациональную систему мира. Практически отсутствовал акцент на внутреннем мире героя, значительно важнее были его деяния. Сам по себе человек воспринимался, как звено «разумной пирамиды мироздания».

Классицизм подразумевал строгую иерархию жанров, которые делились на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня).

Яркие представители: Корнель , Расин , Мольер , Лафонтен , Вольтер , Свифт , Фонвизин , Сумароков , Ломоносов , Державин .

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

Возник в европейской культуре в середине XVIII века и долгое время существовал параллельно с классицизмом. Сентименталисты обращались к внутреннему миру — их интересовали чувства и переживания человека. Также от классицизма его разительно отличала обращенность к жизни обычного обывателя. Впоследствии именно в рамках сентиментализма сложится оппозиция: «естественный человек» — «цивилизация», где цивилизация будет выступать в роли злого начала.

Яркие представители: Ричардсон , Томсон, Грей, Прево , Руссо , Карамзин .

РОМАНТИЗМ

Появление романтизма связывают с концом XVIII века. Как доминирующее литературное направление существовал очень не долго (всего около 30 лет), но в значительной степени изменил подход к восприятию человеческой личности, впервые заявив о её самоценности и самодостаточности. Отсюда культ свободы, которым славились все романтики: мир мыслей и чувств отдельного человека ставился намного выше всего общественного. Также романтизм ещё острее противопоставил цивилизацию и природу, и разделил действительность на два мира, предположив, что известная нам социальная реальность — не единственное, что доступно человеку.

Яркие представители: Байрон , Шелли , По , Лермонтов , Гюго .

РЕАЛИЗМ

Появился в 30-х годах XIX века. Принципиальным моментом было изображение героя «здесь и сейчас»: принято говорить, что реализм сблизил изображающего и изображаемое. Изначально своей целью преследовал максимально объективное изображение действительности. А впоследствии именно реализм осуществил настоящий прорыв в области восприятия героя — такой психологизации личности не было ни в одном направлении ранее. Именно на почве реализма «родились» такие авторы, как Достоевский и Толстой.

Впрочем, реализм — понятие очень широкое. В советскую эпоху, например, появился т.н. «социалистический реализм», сильно идеологизированная, заточенная на обличение буржуазной системы форма реализма, которая по сути мало имеет общего с литературой.

Яркие представители: Флобер , Стендаль , Толстой , Достоевский , Кафка , Ибсен и др.

МОДЕРНИЗМ

В рамках модернизма существует огромное множество направлений, объединенных, по большому счету, одной идеей: противопоставление классическому реалистическому искусству и попытка найти другой способ изображения действительности. Структурно определить модернизм не представляется возможным, часто используется формулировка: «модернизм» — это всё, что не «реализм» и не «постмодернизм». Понятно, что в этом случае критерии довольно условные.

Основные ответвления модернизма:

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление последней трети XIX — начала XX века. Целью ставило запечатление мира в его изменчивости и акцент на передаче мимолетных впечатлений. Как отдельное литературное направление так и не сложился, однако эстетика импрессионизма была позднее заимствована символистами и неореалистами.

Условно к импрессионистам можно причислить Бальмонта и Анненского .

СИМВОЛИЗМ

Очень обширное направление, начавшее складываться во Франции в 70-х гг XIX века, и очень быстро распространившееся по всей Европе (за исключением Италии — по непонятным причинам).

В русской литературе существует разделение на т.н. «старших символистов» и «младосимволистов». Для старших символистов было свойственно тяготение к идее одиночества, избранности поэта и раскрытие несовершенства мира. Младосимволисты изменили посыл, заявив, что поэт может быть пророком, а через пророческое слово (=слово поэта) можно изменить мир по эстетическому канону. Естественно, идеи символизма в какой-то момент потерпели крах, но литературе эпоха символизма очень много дала.

«Старшие символисты»: Брюсов , Бальмонт , Мережковский , Гиппиус , Сологуб .

«Младосимволисты»: Блок , Белый , Вяч. Иванов

АКМЕИЗМ

Возник в десятых года XX века в России. В каком-то смысле появился как реакция на кризис символизма. Если последний провозглашал «таинство слова», то акмеизм настаивал на точности и провозглашал материальность, отмечая самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. Образы акмеистов становились очень вещественны, в целом акмеизм — это культ конкретного, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов».

Яркие представители: Гумилев , Ахматова , Городецкий .

ФУТУРИЗМ

Футуризм зародился в Италии. Его «отцом» принято считать итальянского поэта и теоретика искусства Ф. Маринетти. Он предложил революционный подход к искусству, а именно: отказаться от духовности и любых словесных изысков. Сам подход футуризма предполагал эпатаж, поэтому его представители запомнились своими яркими провокационными работами. Футуризм ставил своей целью установку новых эстетических ценностей. Впрочем, эта попытка была обречена на провал.

Яркие представители: Маяковский , Хлебников , Кручёных , Елена Гуро , Бенедикт Лившиц .

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

В полной мере литературным направлением экзистенциализм назвать, конечно, нельзя. В первую очередь это философское направление, а если смотреть шире, то и вовсе концепция восприятия человека. «Отцом» экзистенциализма принято считать датского философа и писателе Сёрена Кьеркегора (1813-1855).

Экзистенциалисты настаивали на рассмотрении человека не «со стороны», как это принято в традиционной литературе, а совмещая объект и субъект повествование, — объясняя, что всё едино. Для экзистенциалистов крайне важен акцент на психологической жизни человека и подчеркивание всего иррационального. Свобода у экзистенциалистов, таким образом, воспринимается исключительно как личностный выбор из множества вариантов.

Яркие представители: Кьеркегор , Ницше , Камю , Хайдеггер , Симона де Бовуар .

СЮРРЕАЛИЗМ

Оформился в 1920-е гг. как леворадикальное движение. Авторы-сюрреалисты постановили целью освободить искусство от всех условностей. Особое внимание отводилось внезапным импульсам и случайным образам, которые затем подвергались тщательной художественной обработке. На формирование сюрреализма в значительной мере повлиял фрейдизм.

В литературе сюрреализм прижился значительно хуже, чем в живописи.

Яркие представители: Поль Элюар , Луи Арагон , Андре Бретон и др.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Мощнейшее литературное направление современности, крайне разношерстное, открытое к любым новаторствам и сложно классифицируемое. Объединяющим моментом во всех постмодернистских работах является отказ от любой иерархичности: нет «высокого» и «низкого» искусства, все жанры и подходы едины, равны и т.д. Постмодернизм не ставит целью сказать что-то новое о мире — это его ярчайшая отличительная черта относительно всех других направлений. Кроме того, для постмодернистов важен акцент на равенстве всех культур мира и подчеркивается бесконечность эстетического (т.е. всё, что угодно, может быть искусством).

Яркие представители: Воннегут , Гинзберг , Мураками , Ерофеев , Пелевин , Фаулз , Эко .

Источник: @cultpop
В группу Статьи Все обсуждения группы
189 понравилось 136 добавить в избранное

Комментарии 31

Полезная штучка. Однако Умберто Эко не гадкий постмодернист вовсе

AlexWolkow, Эко не гадкий, а очень хороший постмодернист :)

Bookvoeshka, Вообще постмодернизм в литературе это одна писательская и философская болтовня. В живописи другое дело, видно хоть какие-то внешние отличия

AlexWolkow, В общем, да, конечно, в литературе с этим сложнее. Но основные черты заметны: вторичность (отсылки к другим произведениям), смешение жанров и игровой характер. Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, это на мой взгляд основные черты. То, что заметнее всего.

AlexWolkow, Если владеть вопросом, то в литературе постмодерн прекрасно осязаем. Как и в живописи, там все наглядно. У одного автора ярче, у другого - менее заметно. Есть общие техники, приемы (интертекстуальность, пастиш, ирония/самоирония/черный юмор, пародия, фрагментирование и т.д.). Есть корпус канонических авторов, которые сами себя называли постмодернистами...
Какая еще болтовня?

AlexWolkow, Вы почитайте его "Заметки на полях "Имени розы". Не постмодернист )))

daos, Да все это слова одни, изобретения литературоведов. Модернизм и есть один модернизм, где все в одну кучу свалено - и Гарри Поттер, и Имя розы, если так кому-то хочется. С таким же успехом сюда можно втащить Гаргантюа, Гулливера и Алису в Зазеркалье. Потом защищать диссертации по всем этим - измам

AlexWolkow, Удобно жить в своей реальности, где хитрые литературоведы чего-то изобретают и описывают. И подтверждать свою точку зрения не надо - махнул рукой, "слова одни".

и Гарри Поттер, и Имя розы, если так кому-то хочется


Эко был вовсе не против назвать "Имя розы" постмодернистской прозой. Как один из основных теоретиков постмодернизма. ;)

Кафка реалист?

lastdon, Кафка - гиперреалист! Кстати, именно поэтому он так плохо читается! ну, а многие реалии межвоенного периода современному читателю просто малодоступны, поэтому и сложилось мнение о Кафке как авторе черных антиутопий.

RavshanNazarov, Ну я склонен верить и вам и статье. Только вот, понимаю это с трудом. Вот, например, в книге "превращение" ГГ превращается в насекомое. :)

lastdon, На самом деле, Кафка - модернист (это видно не только по его произведениям, но и по годам жизни, которые уже не соответствуют эпохи реализма). К тому же, его книги считают предтечией экзистенциализма.

Cygne, Безотносительно Кафки. Родившись в "эпоху" модерна, нельзя быть писателем-реалистом?

daos, Можно, конечно. Но время, в которое живет писатель/поэт/скульптор и т. д. очень ярко воплощается в их произведениях. То есть, тот или иной стиль литературы остается, но к нему обязательно примешивается что-то еще (например, как во времена советской власти существовал соцреализм - да реализм, но уже ведь совсем не тот, что раньше!). Да и сейчас большинство писателей, живущих в эпоху постмодерна, используют какой стиль? - правильно, постмодернизм. Найдете ли вы книгу в стиле постмодернизм с готическим/натуралистическим/футуристическим и др. звучанием? Пожалуй, таких существует немало (потому что постмодернизм состоит из того многого, что уже было до него, он впитал в себя все самое значительное своих стилей-предшественников). Но отыщете ли вы произведение, написанное истинно в традициях романтизма сейчас, в 21 веке? Не думаю.

Cygne, Да, мне казалось, что ближе к экзистенциализму.

Так и представляю себе автора, который сверяется с литературоведческими рамками своего направления и прилагает максимум усилий . чтобы им соответствовать. :D

nancyka, Да уж, если все время ориентироваться на образцы пожалуй и времени на творчество не останется!

nancyka, Там скорее другая ситуация, в каждом веке есть острые социальные и не только вопросы, которые висят в воздухе, а также главенствующие в данный момент философские взгляды и мнения о мире и роли человека, каждый автор выбирает что-то для себя и пишет об этом, поэтому их получается объединять в направления

Niarena, А как быть с теми авторами , которых не интересуют социальные вопросы окружающей их действительности ? Вы мне напомнили "социалистический реализм" и "искусство ради искусства" )))

Слишком тезисно, чтобы действительно остаться в памяти. Однако за сведение инфы воедино спасибо, можно использовать как шпаргалку, чтобы вспомнить смутные ориентиры, сохранившиеся со школьных времен.

"социалистический реализм", сильно идеологизированная, заточенная на обличение буржуазной системы форма реализма, которая по сути мало имеет общего с литературой." ))
Да уж почище-с постмодернистской ахинеи.
И барокко не прижился в России, потому, что в те века не занимались переобезьяниванием с Запада, а развивали свою культуру самобытно.

Sergej328, Отчего бы вам, батенька, не озвучить литературные да и любые другие культурные достижения России шестнадцатого века? Я вам назову лишь одно, и то технологическое - появление книгопечатания. И про развитие собственной культуры тоже охотно послушаю. Церкви и иконы не предлагать.

Отличная статья, но не хватает конкретных примеров. Не знаю, возможно ли это или нет, в качестве примера привести отрывки из текстов, где встречаются наиболее характерные черты (удобно было бы выпадающим меню, чтобы статья не разбухла в размерах).

Забыли написать про натурализм. А то фанатики Мартина постоянно путают реализм с натурализмом - фу, противные.

Хорошая статья, спасибо!

Кафка в принципе не соотносится ни с одним направлением.

Люблю такие статейки. Интересно почитать, что-то узнать, что-то вспомнить и разложить всё по полочкам.