zalmasti

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2024 г. 18:29

124

5 скромное обаяние ироничного постмодерна

соблазнилась тем, что Русский Букер и не зря - написано умно и ехидно, хороший язык, отличная пародия на попытку критика пропариаться на авторе, выдавая свои гримасы демонстрации интеллектуального превосходства за квазифилософию. При этом постмодернистким приёмом "посмотри с другой стороны" Елизаров владеет в совершенстве. Поиск скрытого второго (да что там, и третьего, и четвёртого,... да какого угодно!) дна сказок, детских мультиков и фильмов удался. Мне особо понравились "Муха 1" и "Муха 2" (при том, что этот древний и, откровенно говоря, проходной ужастик уже заслуженно забыт), тот случай, когда рассуждение о фильме намного сильнее, интереснее и глубже, чем сам фильм.

цикл "Города" по-своему лиричен и тоже иронично-меток. "Берлин" мне показался грустно-трогательным, вызвав щемящее…

Развернуть

30 января 2024 г. 11:07

88

4 Провокационно, но занимательно

Мне сразу напомнило Священных монстров Эдуарда Лимонова, и нате – в середине Бураттини имя Лимонова и прозвучало.
Но в отличие от Лимонова, который честно выдает свое кардинально отличающееся от общепринятого мнение по базовым вопросам истории и культуры, Михаил Елизаров в предисловии обозначает, что это лишь монологи героев из ненаписанных книг. Мол, мое это или персонажей, постирония, стёб или настоящая михаилзадорновщина, сами думайте.

7 января 2024 г. 21:35

96

5

Сборник эссе Елизарова, посвященных известным мультфильмам, фильмам, сказкам, авторам, получился ничуть не слабее романов и рассказов писателя. Язык остроумный, точный, мысли прелюбопытные. Где-то автор просто дурачится, выискивая, например, сексуальные подтексты мультфильма "Ну, погоди!", а где-то явно говорит о том, что ему очень дорого, о том, что многократно обдумано и перечитано — такова глава об Аркадии Гайдаре. Тут и об алхимическом следе в сказке "Снежная королева", и о масонах в русской литературе, и о метафизическом противостоянии России и Запада в сказе о Левше. Культурологические рассуждения перемежаются ностальгическими зарисовками из жизни Елизарова.

Обнаруживаются в этих эссе и чувство юмора Елизарова, и его широкий гуманитарный кругозор, и даже гражданская позиция. В…

Развернуть
alexdel

Эксперт

<- Это неправда

9 декабря 2023 г. 20:52

159

4

Очень занятно. Философские разборы мультфильмов и фильмов в хулиганской манере Елизарова очень иронично напоминают авторефераты кандидатских диссертаций, которые пачками "на серьезных щах" защищаются на советах по филологическим и философским наукам.


9 октября 2022 г. 22:31

649

3.5 ...И тачка матрица, и сам ты — матрица

По словам МЮ, фашизм действительно прошёл, только речь об этом шла в его каком-то давнем интервью, данная тема никакого отношения к книге не имеет. В чём же тогда семантика названия? Всё просто – небольшая заманушка для фанатов Елизарова, потому что исключительно на них был направлен меркантильный интерес этого авторского сборника. Если верить Пелевину, времена смыслов давно ушли, а мы живем в поле дискурса, собственно, этому самому дискурсу и посвящён сей структуралистский анализ.

Рассмотрим содержание. Если говорить языком открытым, то это просто набор забавных наблюдений по поводу культурных артефактов около-советского времени. Все монологи, целью которых является шутливое (или не очень) раскрытие подтекста фильма или мультфильма, воспринимаются, скорее, в виде тренировочного…

Развернуть
Animula

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июля 2022 г. 12:07

718

5 Игры с формой

Этот сборник эссе начинается со структуралистского разбора советских мультфильмов, потом идут фильмы, которые увидеть можно было разве что в видеосалоне в бесславные девяностые, потом автор добирается до сказок. И это въедливый, детальный формалистский разбор. Например, автор с самым серьезным видом находит гностическую подоплеку в "Снежной Королеве" или масонов в "Черной курице". Или фашистов в "Золотом ключике" (Не спойлер, с такой-то обложкой).

Читатель, которому довелось читать Проппа и Бахтина, кивает и улыбается, отгоняя навязчивое: "Ну ты же шутишь, да, дорогой автор? Шутишь?" В том и удовольствие от этой книги, что Елизаров блестящий стилист и умеет быть смертельно серьезным.

Потом идут несколько текстов о мире детства, о мире предметов и фантомов, любопытное эссе о Гайдаре - все…

Развернуть

23 января 2022 г. 13:31

608

2 Ниочем, читать не надо

Первая и похоже единственная для меня книга Елизарова.
Изначально Елизаров был рекомендован, как что-то среднее между Пелевиным и Сорокиным. По факту для меня он стал писателем ниочем. Книгу до конца прочитал только потому, что она короткая, так бы бросил в начале.
Первая часть состоит из опусов латентного шизофреника, которых и так полно в интернете, при том зачастую более оригинальных или забавных. Правда про Колобка, если честно, понравилось - такая стилизация под готическую легенду.
Далее идут  оценочные суждения автора через призму пережитого, переходящие в автобиографические воспоминания.
Интересно для жителей и приблеженных мирка, создаваемого этой самой "богемкой". Остальным читать совсем не обязательно.
Читая книгу для себя понял два момента:
1. Если такой бред публикуют и у этого…

Развернуть

9 сентября 2021 г. 06:37

810

3.5 Неожиданные смыслы проскальзывают

С Михаилом Елизаровым обязательно надо знакомиться! Но желательно начать с других произведений, ибо если начнёте с этого,вам может показаться, что автор немного не в себе, а издательства публикуют разную ерунду, хотя, конечно, это совсем не так

В моём сердце Михаил поселился после романа Михаил Елизаров - Земля , и плотно закрепился после Михаил Елизаров - Мультики теперь я тщетно питаю свои надежды ознакомиться со всем его творчеством

Этот сборник эссе позволил найти подтексты, где на первый взгляд их вообще быть не могло. Так автор предлагает посмотреть с другой стороны на с детства знакомые нам вещи, в том числе на курящего волка из «ну, погоди!», на Кая и Герду Ханса Андерсенада , на Незнайку, да что там, даже на булгаковское собачье сердце, которое , кажется, вдоль и поперёк было…

Развернуть

4 сентября 2021 г. 22:52

756

5 Сказка — ложь, да в ней намек: как читать фольклорные тексты?

Елизаров окончил филологический факультет Харьковского университета (1996). В Германии учился в киношколе (2001–2003). Его проза пронизана мистикой, инфернальщиной и тонким антилиберальным стёбом. Одна из тем его творчества — чудо или, как минимум, что-то необычное, что ждёт человека за поворотом: книги забытого советского писателя, прочитав которые залпом, обретаешь сверхспособности («Библиотекарь»); оживший культурный монстр, которого предстоит побороть («Pasternak»); два не совсем здоровых мальчика, что верят, будто можно съесть чужие ногти и напитаться его силой («Ногти») и т.д.

«Бураттини» — это не художественная проза, а сборник весёлых постмодернистских статей, где Елизаров препарирует русские и европейские сказки, советские мультфильмы и т.д.

Вот, например, эссе о «Колобке».…

Развернуть

Напишите рецензию!

Текст вашей рецензии...

Популярные книги

Всего 728

Новинки книг

Всего 241