26 февраля 2018 г. 21:07
489
3.5
Камерная история из жизни двух супругов - Джано и Клариссы. Оба изменяют, оба знают об изменах, оба молчат. Молчат упорно и местами почти патологически, хотя все свидетельствует о том, что им хочется открыться друг другу. Они "недостаточно циничны, чтобы посвящать друг друга в свои грехи", но и, как оказалось, недостаточно циничны, чтобы спокойно сносить молчание.
Джано начинает писать роман, больше похожий на дневник, где рассуждает о поведении Клариссы и об ее изменах, а заодно и делится подробностями своих отношений с Валерией. Ключевой момент этой ситуации заключается в том, что Джано даже не пытается прятать такой, казалось бы, опасный блокнот, отчасти полагаясь на равнодушие Клариссы, а отчасти - на свой совершенно нечитаемый почерк. Настоящая же причина подобной небрежности, надо полагать, кроется совсем в другом. Кларисса начинает читать и убеждается не только в неверности мужа, но и в том, что ему все известно о ее любовнике. Джано же в свою очередь по некоторым признакам замечает, что Кларисса читает его роман... Так образовывается зеркальная галерея взаимных отражений, где уже не всегда ясно, что является догадкой, а что - ее подтверждением. Роман подтверждает реальность или реальность - только подтверждение романа? Джано всего лишь описывает жизнь Клариссы или создает ее? В общем, у книги вырастают маленькие такие постмодернистские ушки, которые мне, например, только мешали. С другой стороны, какие еще уши могли вырасти там, где один из главных персонажей занимается деконструктивной урбанистикой?
История-то хорошая. Об одиночестве, о молчании, о страхе все разрушить словами. О понимании, что рушить уже почти и нечего, что сердцевина выгнила и высохла полностью, осталась только хрупкая оболочка, которую как раз ничего не стоит обрушить малейшей откровенностью. История о том, как все запуталось, как широкие взгляды и свободные браки превратились в пустыни. История о видимости, об идеальном для стороннего глаза супружеском союзе, внутри которого оба даже не то чтобы остро несчастны, но совершенно потеряны - и для себя самих, и друг для друга.
В целом мне понравилось, но хотелось больше психологической углубленности и меньше игр с текстом и читателем.
Убила. :))
По форме очень напомнило "Ключ" Танидзаки - там жена и муж вели свои дневники, читали дневники друг друга. И опять же возникал вопрос: насколько текст отражает реальность, а насколько моделирует её. Но у Танидзаки эта мысль очень органично выглядела.