1 января 2011 г. 22:37
304
1
Осторожно - СПОЙЛЕР!
Вот уже почти две недели, как я закончила эту книгу, но ощущение жути нисколько не оставляет меня. Из всех антиутопий, которые я прочла в своей жизни, эта оказалась безусловно самой страшной. Невыносимо страшной. Нет, в этом мире люди не живут в домах со стеклянными стенами и не получают розовых билетиков на секс, как у Замятина. Их не делят на касты и не воспитывают в них ненависть к прекрасному, как у Хаксли. За ними не следят денно и нощно и не пытают в подвалах Министерства правды, как у Оруэлла. Ничего такого ужасного, как можно! Их просто-напросто выращивают в пользовательных целях, как мы разводим скот для получения мяса, молока и шерсти. Правда, животным в нашем мире повезло больше - их всё же убивают быстро и по возможности безболезненно, а не отрезают от них по кусочку по мере надобности... Неудивительно и даже понятно, что эту книгу написал японец: именно в японской культурной традиции человеческая жизнь никогда не считалась чем-то особо ценным, что прекрасно доказывается всего тремя широко известными примерами: обычаем в древности отвозить стариков умирать на священную гору, древней же традицией харакири, а в наше время - самым высоким в мире числом самоубийств. Удивительно другое: ведь этот самый японец, автор романа, как сообщает биографическая статья, рос и учился в Англии, был социальным работником, стал магистром искусств, он выпускник литературного семинара... И для чего было всё это, если ничто из европейской гуманистической традиции, похоже, не заменило в сознании автора свойственного его народу покорно-фаталистического (приправленного сознанием своего долга и назначения, как в этом романе) отношения к "назначенной смерти"? Ведь можно же было сделать всё не столь бесчеловечным, всего лишь чуть изменив сюжет. Если описываемое общество достигло таких высот в генной инженерии - что мешало изменить немного генетический код и лишить эти создания возможности мыслить разумно? Тогда не потребовалось бы ни строить такие интернаты, ни развивать художественные способности учащихся... Хотя нет - ведь и у нас проводятся эксперименты по проигрыванию в коровниках класической музыки: говорят, от этого повышаются надои и якобы даже улучшается вкус мяса! Но автора не устроила, видимо, подобная идея: если героев сделать неполноценными умственно - как тогда расписывать оттенки их отношений и тонкие душевные переживания? Тонкие душевные переживания овцы, предназначенной на шашлык...
У меня, к сожалению, не получится порассуждать о литературных достоинствах этой книги. Меня настолько ошарашил сам её замысел, что подобные рассуждения сильно напоминали бы мне оценку с художественной стороны абажуров и сумочек из человеческой кожи, которыми промышляли фашистские умельцы в концлагерях Второй мировой. Дочитав роман и просмотрев рецензии, я попросила прочитать его свою подругу, мнение которой бесконечно уважаю. Она прочла, но сказала, что рецензию писать не будет, так как единственное, что она могла бы написать - это слово "мерзость".
Комментарии
У автора не только с европейским гуманизмом плохо, но еще и со здравым смыслом и логикой. Самое грустное, это то что он не имеет ни малейшего представления о чем пишет, а именно о физиологии и генной инженерии. Весь этот бред о восстановлении доноров между выемками можно читать только если не имеешь ни малейшего представления об устройстве человеческого организма. Поначалу меня очень удивляло, что в книге совершенно не описывается устройство окружающего героев мира. Это как то не типично для писателя-фантаста. Потом я поняла, что автору это и не интересно. Весь алогичный мир создан был только как повод для его психологических, садистских фантазий. В общем, все было бы смешно, если бы не было так грустно.
Да, вы написали очень интересно, я о многом задумалась......
Но... Просто обычно книга "попала" или "не попала". И если "попала", то ты воспримешь описанный мир как данность и поймешь, что тебе хотели сказать.
Если же "не попала", то найдешь миллион замечаний, несостыковок, противоречий и прочих минусов.
Лично мне она "попала". Считаю одним из сильных (и несколько необычных для меня) впечатлений последних читательских лет - и это без знака минус.
Согласна со всеми вашими словами) для меня книга попала. Мне кажется, мы привыкли восторгаться теми книгами, которые цепляют и поражают чем-то резко, берут за душу и вытряхивают эту душу сюжетом, действиями. Здесь же впечатляет сама атмосфера безысходности, само бездействие, обещание жизни, мечты о ней.
А Вы не думаете, что автор намеренно создал эту отталкивающую реальность, чтобы люди после прочтения стали чуточку человечнее, добрее друг к другу? Задумались о жизни и душе?
Согласна, что созданный мир неизмеримо жесток, но думаю создан он не для того, чтобы потешить читателей или раскрыть свои садистские наклонности, а наоборот, показать насколько равнодушным может быть общество, какие ужасы может натворить человек в погоне за бессмертием, забывая о других людях! В этом мире научный прогресс и автоматизация дошли до такой степени, что люди потеряли свои души, стали словно роботы, в отличие от клонов, которых сами считают бездушными. И если книга произвела на вас такое сильное впечатление, хоть и негативное, думаю, автор достиг своей цели)
Вот мне особенно жутким во всей этой истории показалось слово "выемка". Почему-то его применение меня ужасало больше, чем сама идея. Возможно, у автора именно такая цель и была - не оставить читателя равнодушным?) У меня тоже ощущения гадости и жути осталось надолго и читать азиатов не хочется совсем.
Вот я каждый раз, возмущенная (или задетая) сюжетом, борюсь сама с собой в желании поставить низкую оценку произведению только за это.
Не соглашусь насчет европейской гуманитарной традиции. Книга "Биологический материал" написана совершенной европейкой, но смысл там практически тот же самый, разве что людей не выращивают, а пользуют в тех же целях после определенного возраста ввиду их бесполезности для общества.
Американский фильм "Остров" тоже не имеет никаких японских корней - а там вовсе то же самое, выращивание с нуля на органы.
Вообще эта тема довольно популярна в литературе, просто потому, что теоретически есть такая возможность. И не ухватиться за эту идею для написания очередной страшилки в нашем человеческом обществе невозможно)