Apsny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 января 2011 г. 22:37

304

1

Осторожно - СПОЙЛЕР!
Вот уже почти две недели, как я закончила эту книгу, но ощущение жути нисколько не оставляет меня. Из всех антиутопий, которые я прочла в своей жизни, эта оказалась безусловно самой страшной. Невыносимо страшной. Нет, в этом мире люди не живут в домах со стеклянными стенами и не получают розовых билетиков на секс, как у Замятина. Их не делят на касты и не воспитывают в них ненависть к прекрасному, как у Хаксли. За ними не следят денно и нощно и не пытают в подвалах Министерства правды, как у Оруэлла. Ничего такого ужасного, как можно! Их просто-напросто выращивают в пользовательных целях, как мы разводим скот для получения мяса, молока и шерсти. Правда, животным в нашем мире повезло больше - их всё же убивают быстро и по возможности безболезненно, а не отрезают от них по кусочку по мере надобности... Неудивительно и даже понятно, что эту книгу написал японец: именно в японской культурной традиции человеческая жизнь никогда не считалась чем-то особо ценным, что прекрасно доказывается всего тремя широко известными примерами: обычаем в древности отвозить стариков умирать на священную гору, древней же традицией харакири, а в наше время - самым высоким в мире числом самоубийств. Удивительно другое: ведь этот самый японец, автор романа, как сообщает биографическая статья, рос и учился в Англии, был социальным работником, стал магистром искусств, он выпускник литературного семинара... И для чего было всё это, если ничто из европейской гуманистической традиции, похоже, не заменило в сознании автора свойственного его народу покорно-фаталистического (приправленного сознанием своего долга и назначения, как в этом романе) отношения к "назначенной смерти"? Ведь можно же было сделать всё не столь бесчеловечным, всего лишь чуть изменив сюжет. Если описываемое общество достигло таких высот в генной инженерии - что мешало изменить немного генетический код и лишить эти создания возможности мыслить разумно? Тогда не потребовалось бы ни строить такие интернаты, ни развивать художественные способности учащихся... Хотя нет - ведь и у нас проводятся эксперименты по проигрыванию в коровниках класической музыки: говорят, от этого повышаются надои и якобы даже улучшается вкус мяса! Но автора не устроила, видимо, подобная идея: если героев сделать неполноценными умственно - как тогда расписывать оттенки их отношений и тонкие душевные переживания? Тонкие душевные переживания овцы, предназначенной на шашлык...
У меня, к сожалению, не получится порассуждать о литературных достоинствах этой книги. Меня настолько ошарашил сам её замысел, что подобные рассуждения сильно напоминали бы мне оценку с художественной стороны абажуров и сумочек из человеческой кожи, которыми промышляли фашистские умельцы в концлагерях Второй мировой. Дочитав роман и просмотрев рецензии, я попросила прочитать его свою подругу, мнение которой бесконечно уважаю. Она прочла, но сказала, что рецензию писать не будет, так как единственное, что она могла бы написать - это слово "мерзость".

Комментарии

Не соглашусь насчет европейской гуманитарной традиции. Книга "Биологический материал" написана совершенной европейкой, но смысл там практически тот же самый, разве что людей не выращивают, а пользуют в тех же целях после определенного возраста ввиду их бесполезности для общества.
Американский фильм "Остров" тоже не имеет никаких японских корней - а там вовсе то же самое, выращивание с нуля на органы.
Вообще эта тема довольно популярна в литературе, просто потому, что теоретически есть такая возможность. И не ухватиться за эту идею для написания очередной страшилки в нашем человеческом обществе невозможно)

+1 03.01.11

Как хорошо, что Вы мне назвали эту книгу! Чтоб я знала, что не читать. А фильмов и так почти не смотрю. Но тем не менее - европейский гуманизм признанно существовал, а о японском - я не слышала.

0 03.01.11

Просмотрела сейчас аннотацию к упомянутой книге, и несколько рецензий. Всё-таки там у людей был некоторый выбор, хоть и довольно жесткий - то есть они могли избавиться от своего мрачного будущего. А так, как тут... у разумных существ - и никакого выбора абсолютно.

+1 03.01.11

У автора не только с европейским гуманизмом плохо, но еще и со здравым смыслом и логикой. Самое грустное, это то что он не имеет ни малейшего представления о чем пишет, а именно о физиологии и генной инженерии. Весь этот бред о восстановлении доноров между выемками можно читать только если не имеешь ни малейшего представления об устройстве человеческого организма. Поначалу меня очень удивляло, что в книге совершенно не описывается устройство окружающего героев мира. Это как то не типично для писателя-фантаста. Потом я поняла, что автору это и не интересно. Весь алогичный мир создан был только как повод для его психологических, садистских фантазий. В общем, все было бы смешно, если бы не было так грустно.

+11 04.01.11

Да, мне вот тоже интересно было читать, про то, как человек, у которого уже вынули три каких-то жизненно важных органа, гуляет по романтичным туманным полям и предаётся не менее туманным размышлениям о собственном предназначении. Бред!

+8 05.03.11

нууу..... Думаю, не надо же так всё буквально воспринимать))) Это же не про нас с вами. Это же про вымышленный мир!)))

+2 05.03.11

хороший автор нарисует хорошо продуманный вымышленный мир, разве нет?

+7 07.03.11

Как я уже писала до этого и часто пишу во время обсуждений книг: вероятно, просто книга "не ваша", просто "не попала" в цель.
Я приняла этот мир, и меня его правдоподобность-неправдоподобность не беспокоила - я думала и переживала о другом.

-3 07.03.11

"Писхологические фантазии" - да, соглашусь, но почему же "садистские"???)))

-3 05.03.11

А я пожалуй прочту "Биологический материал". Хотя бы для сравнения.

0 04.01.11

Отличная рецензия, совершенно с вами согласна!

+2 05.03.11

Мне Ваша тоже понравилась, только что прочитала.

0 07.03.11

Да, вы написали очень интересно, я о многом задумалась......

Но... Просто обычно книга "попала" или "не попала". И если "попала", то ты воспримешь описанный мир как данность и поймешь, что тебе хотели сказать.
Если же "не попала", то найдешь миллион замечаний, несостыковок, противоречий и прочих минусов.
Лично мне она "попала". Считаю одним из сильных (и несколько необычных для меня) впечатлений последних читательских лет - и это без знака минус.

-2 05.03.11

Да, конечно, бывает просто "непопадание" книги. Но для меня это не тот случай всё-таки. Автор явно талантлив, и от этого ещё страшнее делается - что же у него в душе живёт, если он такое создал...

0 07.03.11

Даже если и творится - разве об этом речь?! Речь же о книге.

Ну, и раз вы признали его талант - то о чем еще спорить?!)))

-3 07.03.11

Согласна со всеми вашими словами) для меня книга попала. Мне кажется, мы привыкли восторгаться теми книгами, которые цепляют и поражают чем-то резко, берут за душу и вытряхивают эту душу сюжетом, действиями. Здесь же впечатляет сама атмосфера безысходности, само бездействие, обещание жизни, мечты о ней.

-3 20.03.12

Злой гений Кадзуо Исигуро с молоком японской матери впитавший идею самопоржертвования, с европейским воздухом вдохнувший атмосферу готического романа наполняет русские души возмущением.))))

+12 23.03.11

Да что Вы, далеко не все русские души - здесь у него гораздо больше поклонников, чем хулителей!

+1 15.04.11

А Вы не думаете, что автор намеренно создал эту отталкивающую реальность, чтобы люди после прочтения стали чуточку человечнее, добрее друг к другу? Задумались о жизни и душе?
Согласна, что созданный мир неизмеримо жесток, но думаю создан он не для того, чтобы потешить читателей или раскрыть свои садистские наклонности, а наоборот, показать насколько равнодушным может быть общество, какие ужасы может натворить человек в погоне за бессмертием, забывая о других людях! В этом мире научный прогресс и автоматизация дошли до такой степени, что люди потеряли свои души, стали словно роботы, в отличие от клонов, которых сами считают бездушными. И если книга произвела на вас такое сильное впечатление, хоть и негативное, думаю, автор достиг своей цели)

+9 12.04.12

Вот мне особенно жутким во всей этой истории показалось слово "выемка". Почему-то его применение меня ужасало больше, чем сама идея. Возможно, у автора именно такая цель и была - не оставить читателя равнодушным?) У меня тоже ощущения гадости и жути осталось надолго и читать азиатов не хочется совсем.
Вот я каждый раз, возмущенная (или задетая) сюжетом, борюсь сама с собой в желании поставить низкую оценку произведению только за это.

+1 18.01.17