Toccata

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2010 г. 02:00

75

5

Куда приводят дурные пути

Таково название Части третьей данного произведения, а я так называю рецензию, потому что дурные пути в самом деле в конце концов к чему-то приводят героев романа: кого-то к смерти, кого-то к обогащению, кого-то к увольнению, а кого-то напротив к профессиональному росту. У Бальзака до того мной было прочитано три романа ("Шагреневая кожа", "Отец Горио" и "Гобсек"), и мне было действительно приятно встретить в "Блеске и нищете..." героев двух последних вышеназванных да еще - "Утраченных иллюзий": тут вам и злодей Вотрен, и поэт де Рюбампре, и дочь старика Гобсека Эстер, и чета Нусинген, адвокат Дервиль, а кроме друзья по пансиону Воке Растиньяк и Бьяншон... Радовалась знакомым именам, как старым товарищам, а ведь едва ли кто-нибудь из них человек добродетельный (разве что молодой врач). Забавно, что года четыре назад, еще будучи школьницей, я отложила эту книгу до лучших времен уже спустя пару десятков страниц. Теперь, с тремя курсами филфака за плечами, Бальзак уже не страшен, ха-ха, лучшие времена настали!..

Не буду очень уж раскрывать сюжета, ибо в его хитросплетениях вся соль этой бальзаковской книги. Некоторые отзываются о ней, как о детективе, - да, вполне. Великий создатель "Человеческой комедии" ставил перед собой задачу описания нравов различных слоев общества, это у него всегда получалось и получалось великолепно. В данном романе предметом - не побоюсь этого слова применительно к Бальзаку - исследования становятся две среды: светский мир, высшие чины Парижа, как это водится у писателя, и - мир уголовный, мир бывших, будущих и нынешних каторжан. Увлекательность произведению как раз и сообщает схватка Правосудия и Преступления: лучшие сыщики и значительнейшие должностные и светские чины французской столицы оказываются вовлечены в распутывание преступной авантюры, организованной бывшим каторжником Жаком Колленом, выступающим под маской священника и необыкновенно привязанным к тщеславному, но бедному молодому человеку. Не без куртизанок, конечно, но мне кажется, что роман должен был именоваться по-другому, как-нибудь "исходя из Вотрена", потому что на высоте именно его гений, злой гений. Заключительная часть называется "Последнее превращение Вотрена" - не слишком затейливо, но каковым это превращение получилось!.. Бальзак интригует так же, как бытоописует, - мастерски!

Ни одна из четырех прочитанных книг француза не стала у меня любимой, они, в общем-то, весьма похожи между собой, но почему к нему хочется возвращаться снова и снова? почему его перелистываешь так, будто смакуешь пирожное из лучшей парижской кондитерской?.. Да, и еще: меня искренне поражает то, как в этом самом высшем свете мужья и жены спокойно относятся к любовникам и любовницам друг друга! Госпожа Нусинген аж советовала господину Нусингену, как лучше принарядиться для предмета его страсти! Короче, ханжа во мне - поражена, а читательница - четвертый раз в хорошем смысле слова сыта Оноре де Бальзаком, истинно мастером своего дела и знатоком своего времени. Всем готовящимся к прочтению: bon appétit!

P.S. Бальзак заговаривает о словаре каторжан, сводит нас в романе с отменными полицейскими сыщиками - все это живо напомнило мне "Отверженных" Гюго. Только Вотрену далеко-далече до Вальжана, а Корантену порядочно - до Жавера.

Комментарии

Да, и еще: меня искренне поражает то, как в этом самом высшем свете мужья и жены спокойно относятся к любовникам и любовницам друг друга



насколько я могу судить по своему опыту "читателя", подобная нить прослеживается у всех французских авторов. они погрязли в развратах и пороках)) а по сабжу у меня более короткая запись была, в которой я только выразила негодование по поводу убийства люсьена и эстер, и возведения на первый план ненормального жака коллена. как будто бальзак забыл, о чем изначально хотел писать (все-таки, он этот роман много лет сочинял, хаха).

0 05.12.10

Линия прослеживается у всех, верно, и раз за разом меня поражает! Разврат всегда присутствует, но чтоб так явно, не "парясь" о приличиях хотя бы внешних... О_о

Люсьен мне не нравился совсем, но все равно жалко, да, а Эстер точно жаль. Я думала, что хоть линию Рюбампре Бальзак до конца романа доведет, раз уж девушку убрал... Видимо, много лет сочинял и вдруг передумал. =)

0 05.12.10

да знаете, и аристократия у них какая-то вшивенькая была) если есть деньги, можно было купить все что угодно, даже титул, что наглядно продемонстрировал Дюма в "Графе Монте-Кристо". революции одна за другой, вот и не осталось нормальных принципиальных аристократов))

0 28.10.11

Любопытное замечание, спасибо! :)

0 28.10.11

"Только Вотрену далеко-далече до Вальжана, а Корантену порядочно - до Жавера."
А всем им вместе взятым очень и очень далеко до их прототипа, а именно Видока. Я лично Бальзака и начала читать из-за того, что он рассказав Видока наслушался, только что-то он из них одну только грязь почерпнул, вот это-то и обидно. У Гюго Вальжан и Жавер частично списанные с Видока гораздо чище получились.
Выражаясь современным языков Бальзак не только своего Люсьена слил, но и Вотрена до ума не довел. То у него в отце Горио Вотрен себя пяткой в грудь бьет, что он де никогда никого не предавал, то после смерти этого сопляка как не фиг делать в полицию пошел.

0 21.12.14