Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2009 г. 07:06

71

3

Мало найдётся романов, в которых название до такой степени было бы связано с содержанием. Всё у Достоевского вертится вокруг предтупления и наказания, причём преступники у него совершенно разные, разное они в итоге и получают. Вот Соня Мармеладова - преступница поневоле, без вины виноватая. Пожертвовала собой ради других, а значит преступление её заслуживает только божьего суда (неслучайно Соня в романе главный проводник христианских идей) и наказание будет милосердным. Вот Родион Романович, который, каких бы оправданий он себе не измышлял, убил по собственной воле, для себя. А значит, должен в конце покаяться и наказание получить вполне конкретное - в Сибирь, в Сибирь! Но, как мы знаем, он не потерян для новой жизни - в конце происходит прозрение и возрождение. И наконец те, кто толкает на преступление других, как старик Мармеладов. Его ждёт самое суровое наказание - смерть. Жестоко, но - в системе ценностей Достоевского - справедливо. Каждому воздастся по делам его.

Комментарии


А Катерина Ивановна?
А Лизавета?

Смерть в мире Достоевского - не самое жестокое.


Ну, я ж не говорю, что в романе всё исчерпывается одной темой - преступления и наказания:) О жертвах разговор особый и тема отдельная.
Что касается смерти, то несчастные люди часто говорят "лучше умереть, чем так жить", но как дело доходит до смерти, песня сменяется на "вот бы пожить ещё немножко, неважно как"


Абсолютно согласна с countymayo!
Кроме того Катерина Ивановна - чья, простите, жертва? Самодурства своего?
По поводу вашего "вот бы пожить ещё немножко, неважно как" - есть разные сорта людей. Не только безвольные приспособленцы.
А Родион наказан не Сибирью. Отнюдь. Он туда приезжает практически "на лечение". Так же как больной Мармеладов Достоевским почти отпускается.
И во всех ваших суждениях вы упускаете одно - СОВЕСТЬ.


И у кого ж вы эту Совесть увидели? Уж не у убийцы ли, который только и переживает, что о том не оправдал собственных надежд? Больше слушайте, что вам в школе рассказывают.


Не вам упрекать меня в школярском узколобии! Вы вообще рассуждаете здесь как продукт пропаганды "правового государства". Вы вероятно забыли,что Достоевский христианин. Или считаете что это не факт, а просто "в школе рассказывают". Прежде чем рассуждать о литературном произведении неплохо бы представить для начала внутренний и окружающий мир писателя, а не выдавать плоды собственной рефлексии за подлинный смысл произведения.


Хочу заметить, что практически все русские писатели были христианами, и отразилось это в их творчестве абсолютно по-разному. Фантазировать на тему "внутреннего мира писателя" можно сколько угодно. Есть текст - и там всё написано.
А то, что вы собственных мыслей боитесь (видимо, за неимением оных), так это по вашим "рецензиям" заметно, лишний раз повторять необязательно.


У вас то "в системе ценностей Достоевского", то "Фантазировать на тему "внутреннего мира писателя" можно сколько угодно".
В том только и дело, что есть текст и в нем всё написано - c этим я согласна. Но читаем мы с вами по разному.
Просто есть христианская система ценностей.
Как она построена, вы, как человек эрудированный, себе вероятнее всего представляете. Особенно коль скоро рассуждаете о Божьем суде.
И заметьте, Мармеладов при смерти думает о других(о детях в частности). Ну я согласна, что думает он мелко и даже жалко. Его пряник, и "босенькая" - ну как то скрючено выглядят. С другой стороны это жалкие зачатки - пьянице под стать. Но тем не менее. Также он причащается.
Катерина Ивановна же, которая кстати сказала Соне: "...чего беречь? Эко сокровище!" (и именно ей Соня приносит первые деньги), умирает в нераскаянной гордыне, безумии, промотав, как и Мармеладов последние крохи, но не на выпивку а на потеху гордости своей. Так вот её предсмертные слова: "На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить." И отказывается от посещения её священником. Сейчас - легко понять её отказ, но тогда просто даже потому, что это было общепринято, а К.И. не была носителем революционных идей - странно. А, между тем, первейшие христианские ценности - смирение(которое предполагает сознание своей греховности и недостоинства) и покаяние. Вряд ли Достоевский этого не знал. Или так - "когда дело касается литературы, убеждения - в топку!"?
Да ну конечно жалко её. А христианам вообще всех, кстати жалко.
Ну и кроме всего прочего христиане считают СОВЕСТЬ барометром в житейском море. Потому она не может отсутствовать. Может быть повреждённой, больной, изуродованной, но отсутствовать не может.

А Раскольников - тут скорее не его судит Ф.М. а саму его идею. И не только его идеи.Чему доказательство - Лебезятников - коммунист и жалкий клоун. Родион убивает не ради себя, а ради идеи. Так потом у большевиков было принято - ну как минимум официально. Но и при этом он выглядит низко и глупо. Ну и не даром загнанный в угол Родион приходит не в полицию, а к Соне. И читают ему там не приговор.( чтение "одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова") Тут момент истины. А как потом он попадает в сибирь - детали.
Единственный, кто получает от Достоевского - Свидригайлов. Т.к. его жребий позорен - самоубийца. Причем его то жертвой назвать трудно.
Тут позволю себе высказать чисто субъективное мнение - Достоевский, возможно, стрелял в тёмную сторону себя.


Безусловно, я предпочла бы, чтобы дискуссия велась в другом тоне, но поскольку вы так сильно любите Достоевского, отвечу.
Итак, говоря о системе ценностей Достоевского я имею в виду систему, предлагаемую конкретно в этом романе (которая собственно выводится из текста), а не его систему ценностей вообще (особенно если учесть, сколь радикально она менялась в течение жизни) и уж тем более не "общехристианскую" систему ценностей.
Ещё раз повторю - из того, что сам Достоевский христианин вовсе не следует, что он пишет именно христианский роман с христианскими ценностями. И даже огромное количество цитат и аллюзий ничего здесь не решает (возьмите того же "Мастера").
Судить идею отдельно от человека - это чистой воды идеализм. Не идея берёт в руки топор и идёт убивать. И не у какого-то абстрактного человека родилась эта идея, а у конкретного Раскольникова. Многие злодеи оправдывались благими намерениями.
А вообще вы излишни серьёзны. Единственное, что я сделала, рассмотрела (и то в общих чертах, пардон, формат не позволяет) один единственный, показавшийся мне любопытным, аспект романа. И, заметьте, нигде не говорила, что этим весь его смысл исчерпывается.


O,k. Будем считать, что каждый остался при своём мнении.
Но "Мастер" - это совсем другое.