Больше рецензий

Kastigar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2023 г. 01:29

369

3 Абсолютной свободы не существует, есть только освобождение от собственных иллюзий...

Эпилог. Очень давно хотел прочитать книгу и слишком долго откладывал знакомство с ней. Как известно, длительное ожидание прямая дорога к разочарованию. Странная история не стала исключением из этого правила. Начать стоит пожалуй с того, что на мой скромный взгляд чтения последней главы «Исчерпывающее объяснение Генри Джекила» вполне достаточно для ознакомления с произведением. Все остальные главы по большей степени особого значения для общей картины не имеют. Цель их была вероятно поместить читателя в саспенс, но вот реализация оставляет желать лучшего. Быть может разница в эпохах тому причина, книга была написана в бесконечно далеком 1886 и безусловно производила на читателя конца 19 века иное впечатление чем на изощренного современника. Другой причиной может быть недостаточное умение Стивенсона манипулировать эмоциями читателя в процессе создания напряженного состояния чем, к примеру, в совершенстве владел его предшественник По. Посему мой совет для тех, кто хочет ознакомится с книгой, но не находит для этого времени, выделить час времени для прочтения одной только последней главы.

Фэнтези. Несмотря на заявленную классификацию произведения как фантастику, я, к своему величайшему сожалению, не нашел в нем научную составляющую. Посему предлагаю переложить книгу на соседнюю полку. Попытки автора апеллировать к ученому миру не убедительны, любые научные аллегории выглядят жалобно, позиционирование героев как ученых абсолютно условно. То есть, расскажи Стивенсон историю волшебника, экспериментирующего над заклинанием абсолютной свободы, категорически ничего в произведении не изменилось бы.

Рабство иллюзий. Заклинание абсолютной свободы было выбрало мной не случайно. Именно этой чаше Грааля и посвящены мытарства доктора Джекила. Меня всегда удивляло фатальное стремление человечества в целом и практически каждого его представителя в частности к некой иллюзорной свободе. Подобно глупому и наивному мотыльку, летящему на свет, лучшие представители рода человеческого направляли свои взоры к звездам. Желание оторвать ноги от бренной земли и воспарить над облаками являлось венцом романтизма. То были первые предвестники, глашатаи крестового похода за свободой. Но со временем безобидные устремления обросли трехдневной щетиной, озлобились и сделали пирсинг. Рамки приличия, культура и мораль, совесть и скромность, воспитание и образование – стали для них оковами, удерживающими вольный дух в плену цивилизации. По сути Стивенсон нарисовал свой портрет Дориана Грея, хотя правильней будет сказать, что Оскар Уальд создал своего собственного Хайда несколькими годами позже. Настолько идентичны и вместе с тем диаметрально противоположны представления обоих авторов об абсолютной свободе, которой, к слову, нет, а есть только освобождение от собственных иллюзий.

Рекомендации. Не смотря на то, что странная история меня разочаровала, поставил книге три звезды скорее за другие или более удачные попытки автора покорить читательское сердце. А посему я с большим желанием порекомендовал бы их или другие и более удачные истории об абсолютной свободе. Но если вы по какой-то загадочной причине, как когда-то ваш покорный слуга, все же решились взять эту книгу в руки, мой вам совет, ограничьтесь последней главой.

Аудио. Слушал книгу в исполнении Алишера Канаева поскольку к сожалению не смог найти альтернативного исполнения. Почему к сожалению? Я обычно стараюсь не критиковать исполнителей аудио-книг дабы не обидеть нежные чувства собратьев звуковой литературы. Посему мой комментарий тут будет коротким и сдержанным. Если у вас будет шанс прослушать книгу в любом альтернативном исполнении, смело берите именно его. Ибо странные, однообразные и нередко неподходящие повествованию интонации Канаева могут и вам испортить впечатление от аудио-книги.