Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 марта 2014 г. 22:14

2K

5

Немыслимые образы теснились в ее мозгу - те призраки, что преследуют любую мать при вести об исчезновении любимого чада. Похитители, насильники, религиозная секта, работорговцы, садисты, убийцы - кто стоит за этим?

Страшно. Многовековая история человечества напрямую связана с накоплением способов его истребления. Цивилизация в этом смысле лишь означает, что эти способы становятся изощренней, уходят вглубь социальных групп, туда, где их непросто найти, где их не желают разглашать, туда, где соратники готовы их покрывать. Какая мать не перечислит в уме все те ужасы, что могут произойти с ее ребенком в современности при упоминании о его пропаже?! Вот то-то и оно. Зло мимикрирует, оно старо как мир, но оставаясь условно неприемлемым в социуме, оно столь же давно залегло на дно, и оттуда засылает своих эмиссаров.

Старая добрая Англия. Закрытые школы для детей сливок общества. Герметичный мир со своими порядками, своими законами, гласными и негласными. "Чужой" - здесь не пустое слово. Это глубокое, насыщенное смыслом понятие. Стать своим в то же самое время очень непросто. Даже право рождения не становится стопроцентной гарантией.

Элизабет Джордж потрудилась на славу. Это ее четвертая в серии о лейтенанте Линли и сержанте Хейверс работа, и ее мастерство, как и качество проработки материала, растет. Она действительно тщательно исследовала систему закрытых школ современной Великобритании, посетила ряд таких школ в самой стране, беседовала со школьниками и сотрудниками учебных заведений. В книге масса деталей, зарисовок, подробно представляющих вниманию читателей жизнь и быт обитателей школы Бредгар Чэмберс, где происходят основные события романа. Чувствуется, что автор держал в уме, пусть и собирательный, но от этого не менее реальный прототип школы.

Я не буду описывать сюжет книги. Ведь это же детектив. Скажу, что это настоящий детектив. Сложный, многослойный, завораживающий, вызывающий массу эмоций, от омерзения до грусти и соболезнования. Умное, тонкое раследование. Никаких чудес и мистики. Работа, шаг за шагом восстановление нити событий. Улики, гипотезы, анализ. Отсев гипотез, новые гипотезы, новый анализ. Число подозреваемых растет, число улик множится. Все очень не просто. Все не такое, каким оно кажется. И разгадка будет сродни самому объекту исследования. Закрытые школы на то и закрытые, что всяк входящий в них видит только то, что они позволяют ему увидеть.

Дальше...

Я люблю детективы Элизабет Джордж. Это случилось не сразу, хотя я сразу ее выделила как автора. Но теперь, к 4 книге, я уже могу и четко сформулировать, за что я люблю ее книги: 1) сюжеты. Жесткие, но соответствующие болевым точкам времени. Бьющие часто наотмашь, они заставляют задуматься, а не только "прожить" очередную загадку; 2) персонажи. В ее книгах их очень много. И фигуры главных, переходящих в рамках серии из книги в книгу, не заслоняют других человеческих судеб, что проходят перед читателем. Всем им автор уважительно уделяет время. Все они имеют право высказаться в ее книгах. Никакой картонности и заигрывания. Реальные люди. Реальная боль. Реальные, часто тщательно скрываемые, мотивы. Ни плохие, ни хорошие... Многогранные; 3) ход расследования. Его можно проследить. Он логичен. Он опять-таки очень реален. Расследование в ее книгах - это труд, а не геройские экзерсисы. Это труд, который в 90 процентов из 100 заводит в тупик. Одна надежда на оставшиеся 10. Линли и Хейверс не обладают ни невероятной интуицией, ни даром предвидения, ни обсессивно-компульсивными расстройствами, позволяющими педантично улавливать совершенно незримые детали. Их преимущество в том, что они - команда. Мне даже кажется, что они сами не представляют, насколько они команда. Ершистые по отношению друг к другу, но в то же время уважающие друг друга. Притерлись, но не потеряли границ. Труженики, убежденные в необходимости и значимости своей работы; 4) виновные. Мало сказать, что в книгах Джордж их сложно угадать. Не будет достаточным и утверждение, что это всегда тот, на кого не думаешь. Нет, оно не будет правильным. Потому, что это совершенно неважно. Важно, что даже тот, кто виновен, останется человеком. Или, если хотите, в нем останется что-то от человека. Что-то, что не растоптали, не растворили, не смешали, не стерли предрассудки, правила общественной морали, не погубила среда, в которой формировалась его личность.

И в этот самый раз по окончании книги я задумалась... Преступления, описанные Джордж, меняют жизнь всех, кто соприкоснулся с их совершением и расследованием даже косвенно... Даже читатели уже не будут прежними...

Post Scriptum, который я предпочла бы не писать.

Однако как бы мне не понравилась сама книга, я просто не могу не отметить важный негативный момент - неудовлетворительная редактура книги и сомнение в высоком качестве работы переводчика Л.Сумм. Опечаток было немало, хотя я, вероятно, заметила далеко не все. Что до перлов перевода, то выношу на суд общественности следующие замеченные мною фразы. При этом я очень прошу людей знающих прокомментировать, как такое возможно? Являются ли и эти случаи опечатками? Я очень сомневаюсь.

...Линли оставалось только получить "добро" от непосредственного начальника, суперинтенданта Уэбберли, чтобы раздобыться очередной работой... (Раздобыться... Прямо повеяло Каменным веком. Пошел, мамонтом раздобылся.)

А директор все токовал. Он старался успокоить ученика, ... (тосковал - совершенно не в контексте, толковал - не подходящее в этой ситуации слово. Директор здесь настаивал, наставлял, давил даже.)

...который уничтожит последний след его кратковечной, хрупкой прелести. (Только мне не нравится это слово?!)

Да уж, гробы повапленные, твердил он про себя, пробираясь по мощеной дорожке в сторону обеденного зала. (Это слова и мысли интеллигента-следователя Линли, шедшего в школьную столовую, чтобы вызвать на важный разговор одного из педагогов. Я трижды читала эту фразу. Я ничего не поняла. Вот совсем.)

- Звонили из Скотленд-Ярда. Велели им отзвонить. (Что они просили им отзвонить? И как это делается? Кто-нибудь понял?)

Дорогие соратники, друзья, спасибо за шанс прочитать то, что мне так хотелось! Юлечка, Medulla , спасибо тебе за эту книгу! Это ведь ты прислала мне ее, помнишь?! Вот и пришло ее время.

Ветка комментариев


Да, Настя. Это временами отвлекает и напрягает. Но согласись, это добавляет его облику человечности. Он не столько следователь, сколько человек в определенных обстоятельствах. Я ж, получается прочла, первые 3, кроме неизданной 3-ей в списке, а еще "Преследование праведного грешника", которая уже идет здорово позже. Там все не так критично, у Линли, а книга хорошо. На уровне "Школы".

А ты сериал смотрела "Инспектор Линли расследует"? Как тебе Линли и Хейверс?


Я не против того, что Джордж показывает личную жизнь героев. Тут я с тобой однозначно соглашусь - это здорово очеловечивает. Но меня сам формат отношений раздражает. Я книг 6-7 прочитала, потому и бросила, что личная жизнь начала занимать всё больше и больше страниц.

А сериал не смотрела, попадалась как-то одна серия. Линли в моё представление совсем не попал, но актёр хорош. А Барбару вообще не помню. А ты смотрела? Советуешь?


Актер не попал, да. Натаниэль Паркер играет хорошо, но образ... Тот же должен быть светловолосый. А у этого внешность очень смахивает на Киану Ривза, не могу от этого ощущения избавиться. Мне кажется, что в его роду (актера) были явно не только англичане, а ведь Линли потомственный сын своей страны.

Советовать не стану, по мне - книги лучше. Там сюжет очень сильно переиначен.


Да, там по лицу сразу видно, что кровей намешано немало, на аристократа актёр ну никак не тянет.
И Линли в сериале ещё, небось, встречается с Барбарой? :)


Нет, вот уж чего нет, слава Богу. Догадались этого не сделать)))) Но я поняла, почему ты так подумала. Не та это уже историю. Сериал сам по себе.


А ты знаешь, из них бы получилась колоритная парочка. :)) Ну мне просто дико не нравится то, какой личную жизнь Линли изобразила Элизабет Джордж.


Ну ты прямо сосватала))))


Я бы сосватала, да кто же меня послушает. :))