Больше рецензий

osservato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2013 г. 00:30

183

5

Я не очень люблю рецензии на голых эмоциях, но тут кроме них ничего не напишешь. Меня накрыло Боргеном так, что я не смогу, пожалуй, в ближайшее время что-то читать. Черт возьми, я даже не знаю, стоит ли вообще дальше читать. Как будто тебя накрыло огромной волной, из-под которой еле выбрался, ты отплевываешься, одновременно хватаешь ртом воздух, пускаешь пузыри и сопли и думаешь "Герасим, почто?!". Это история одного отдельно взятого человека и одновременно мощная симфония смуты, безвременья, беды и победы. Метания двуликого сволочно-прекрасного человека, его тонкий нервный путь по канату, щедрая на плевки и сокровища судьба. Виновен ли гг в своем раздвоении, в своей невозможности достичь простоты? Стоила ли та простота чудовищной за нее цены? Герой, изначально казавшийся умненьким избалованным куском говна, вырос за трилогию в сверхчеловека - изгоя, талантливого, проницательного, взлелеявшего свое жестяное одиночество. Вышедшего со своим слабым человеческим умишком и тельцем за грань добра и зла, где смертным не место, где они сплющиваются в лепешку и стираются в пыль. Эпилог - свирепая помесь катарсисного ликования победы и постсуицидального отчаяния - просто выносит и так слабые мозги.
Роскошным языком перевода захлебываешься почти также, как и языком Томаса Вулфа (постоянно вспоминала о Юджине Ганте). Теперь я считаю, что до прочтения Боргена норвежскую литературу я просто не знала. Юхан Борген - гений.

Нечеловеческая благодарность mary_sand за совет в флэшмобе'2012.

Ветка комментариев


Блин, я и "Взгляни на дом свой" не читала. Но Боргена как-нить попробую.


Ну, у Вулфа есть достойный ученик - Брэдбери, по его текстам очень угадывается влияние. А у Боргена, пишут, одним из примеров для подражания был Гамсун (он даже в тексте появляется), но тут уж я никак подтвердить не могу, пушо Гамсуна не читала.


Кстати, насчёт Гамсуна согласна, что-то есть такое.


Еще из предисловия:

У него есть точки соприкосновения с Томасом Манном , который, как известно, проявлял интерес к норвежской литературе, творчески воспринимая опыт норвежских классиков. Так, его роман "Будденброки" был написан под непосредственным влиянием истории о норвежском торговом доме "Гарман и Ворше", рассказанной в цикле романов А. Хьеллана. По-своему преломились в творчестве Боргена искания таких сложных европейских художников, как Джойс и Пруст. Из современных писателей особенно созвучно Боргену творчество Макса Фриша - оба писателя постоянно "продумывают и проигрывают" жизненные возможности своих героев, стремятся запечатлеть трудноуловимую, изменчивую сущность современного человека, убеждены, что в конечном счете человек сам творит свою судьбу.

Если бы мне сказали, что Борген похож на Т.Вулфа, то я бы точно не стала спешить Лорда читать и Борген простоял бы у меня на полке ещё 20 лет. Это я к тому, что Вулф не произвёл на меня впечатления, а Боргена я не отрываясь за 3 дня прочитала.


Честно говоря, когда впервые Вулфа читала - это был "Домой возврата нет", то он тоже не произвел на меня впечатления. Хочу попозже перечитать и сравнить.


Вот это как раз единственное, что я у него читала и - мимо... Читала из уважения к Брэдбери.


Я уже не помню как так получилось, что я решила еще что-то почитать у ТВ, но когда прочла "Взгляни на дом свой, ангел", стала собирать все его книги. Из уважения к Брэдбери у меня уже пару полок забито, не только Вулфом.


Да? Попробую ещё его почитать. Я не спорю, он хороший писатель, но как-то я не затрепетала. Может, правда, не с той книги начала.