Больше рецензий

2 сентября 2012 г. 23:21

722

4

Замечательный образец художественного апокрифа.

Attention! Под катом вас ожидает довольно многословная и в меру серьёзная (ну я старался, во всяком случае) простыня. Если вы не готовы к чтению многабуковенной серьёзности, то не открывайте кат.

Я вас предупредил.

Личность Иуды настолько противоречива, вызывает столько споров вокруг себя, что практически любое произведение на подобную тематику интересно по определению, если в нём присутствует оригинальная точка зрения.

Не раз и не два писатели, историки и богословы (последним, впрочем, это удавалось хуже всех, хотя бы исходя из их странной профессии) пытались дать свою оценку и самому Иуде, и всем событиям небезызвестной всем книги, пытались логически обосновать абсолютную нелогичность и безалаберность всё той же сакральной писанины. Не стоит забывать и о целом религиозном течении, которое подарила нам личность Иуды — широко известной ещё со времён древности секте каинитов, которые почитали мифическое Евангелие от Иуды (именно этот документ и послужил источником вдохновения Панасу, думается мне).

Не остался в стороне от всей этой веселухи с Иудой, Иисусом и прочими товарищами и Генрик Панас.

Книга оформлена в виде воспоминаний старого и дряхлого Иуды, которые он излагает в письме какому-то своему римскому товарищу.
Что ж, вполне себе стандартный ход. Единственная его нестандартность заключается в отчётливой и ясной не евангеличности подобной формы повествования. Но это выигрышный ход, который придал книге потрясающую художественность, цельность и правдивость.

В книге Иуда предстаёт образованнейшим человеком, получившим классическое образование, разбирающимся в греческой и римской философии, но при этом прекрасно владеющим знаниями о родной религии, так как по праву своего рождения он мог при определённых обстоятельствах, которые включали в себя довольно большую взятку и плетение тонкой вязи интриг, стать первосвященником; поэтому, благодаря такой подкованности, ни один соферим не мог с ним сравниться в толковании Торы. В этом он шёл по стопам Филона Александрийского, пытаясь привнести в метафизику иудаизма платонизм (что вышло только у крючкотворов-христиан, но они-то знатные вруны и мистификаторы, которые крутили фактами и идеями по своему усмотрению). Именно это (и кое-что ещё, о чём речь пойдёт ниже) и привело Иуду (молодого и богатого человека, наследника семейного бизнеса, который охватывал широчайший круг деятельности — от банковского дела до логистики и маркетологии) в шайку, следующую за Ииисусом. Ведь в отличии от многочисленных "пророков", влючая небезызвестного Иоанна Златоуста, Иисус проповедовал не Бога-Возмездие, а Бога-Любовь (лишённого, к тому же, антропоморфности), что полностью совпадало с эллинистическими гуманистическими идеями Иуды.

Что же до второй (и главной) причины того, что Иуда примкнул к Иисусу, то она стара, банальна и прекрасна. Любовь. И любовь, как вы уже, наверное, догадались, к Марии, к той самой Марии Магдалине. И эту любовь, на которую Мария так и не ответила взаимностью, Иуда смог пронести сквозь всю свою (весьма долгую, надо заметить) жизнь.
Вот что он пишет о Марии и о своей к ней любви:

Ведь женщины, тем паче блудницы, способны на идеальное чувство, встреться в жизни человек выдающийся, только беда тому, кто ответит взаимностью.

Удивительное дело: одно-единственное лоно, не желающее нас принять, вдруг становится целым миром с сонмом всех возможных божеств.

Я удалился, кощунствуя в душе, твердо порешив вычеркнуть из жизни все напоминающее об этой блуднице. Да что поделаешь: меня коснулась истинная любовь, дорогой друг, а посему и все решения были бесполезны.

Противоречиво, не правда ли? В книге довольно много подобных моментов. И именно эта противоречивость по отношению к Марии (и заметьте: ведь Иуда писал эти строки в уже крайне преклонном возрасте) и доказывает искренность и истинность чувств, испытываемых Иудой.

В книге довольно много как умных, так и довольно нелепых сентенций, размышлений. Вот хотя бы один пример (а уж к какой именно группе этот размышлизм относить — решайте сами для себя):

Причина метаморфозы: прирожденная вера в непознаваемое и у основ мира видимого, и у основ мира идей — безусловное свойство нашего разума. Не нуждайся мы в императивных поисках логической и математической гармонии, никогда и не открыли бы, что гармония заложена в природе вселенной. Внутренняя нужда в вере — видимый мир-де в подчинении у иного, совершенного мира, и пусть не у мира Абсолюта, а просто Логоса {Здесь в переносном значении: божественная сила (греч.).}, — равно сильна и безапелляционна у всех, кто ее изведал. А коли наш духовный поиск уходит за горизонты видимого мира, отчего ж сие не имеет означать: и невидимый мир существует? Впрочем, все естественные науки, на коих держится любой атеизм, а также и агностицизм, единственно достоверно утверждают то, что есть, и не вправе судить о том, чего нет; и все же повторяю: утверждая существующее, исходят из аксиом, сиречь постулатов веры. Так ли, иначе ли, без веры не обойдешься, а за сим следует — не обойдешься и без религии. Я же полагаю: нужда в вере и религии, прирожденная нашему мыслящему естеству, присуща человеку не затем, чтобы он устремился познать невидимый мир и сделать его познаваемым и видимым, а затем, дабы поступал достойно, то есть постепенно приближался бы к идеалу. Ведь сознание того, что реальный порядок вещей — не бытие окончательное, но только первая ступень вселенской лестницы, дает все основания заключить: жить стоит наперекор всему опыту наблюдений над животным миром, ибо опыт этот у существа мыслящего рано или поздно убивает стремление жить, порождает пессимистическую картину мира и проистекающее из нее стремление к смерти.

Как видно из одной этой цитаты, порой Иуда оперирует терминами весьма необычными для человека из первого века нашей эры, пусть и весьма образованного. Также довольно часто попадались откровенно современные речевые обороты, довольно странные исторические ляпсусы и т.д. Сначала я недоумевал по этому поводу, пока до меня не дошло, что таким образом Панас и хотел показать, что перед нами настоящий апокриф, ведь любая, пусть даже очень качественная мистификация никогда не обходится без различных помарок, погрешностей и ляпсусов. Следовательно это — ещё один художественный ход Панаса.

В общем и целом могу сказать, что книга у Генрика Панаса вышла отличная. В ней есть всё: художественная сторона представлена линией любви Иуды и самой формой повествования, историческая — антуражем, беглыми замечаниями "современника" эпохи и всей своей атмосферой; и, наконец, философская — рассуждениями Иуды как об учении Иисуса, так и о многих современных на тот момент религиозных и философских течениях.

Ну и раз пошла такая пьянка, то закончить свой отзыв я хочу характерно:
Et nunc, et semper, et in saecula saeculorum. Amen.

Комментарии


Очень советую на эту тему повесть "Иуда Искариот" Леонида Андреева, если еще не читал.
Рецензия годная, заинтересовал.


Андреева бесконечно уважаю, но до Иуды ещё не добрался. Жду подходящего момента для распечатывания недавно приобретённого собрания сочинений.


Собрание Андреева! Везука тебе =)


Андреева тоже советую.
И ещё Иллюзиониста Аниты Мейсон - там про то что параллельно и чуть позже происходило: очень чётко про Симона Волхва и как он с Петром и Павлом полемизировал и что из этого вышло


Я как-то интересовался распространением христианства на запад и в Рим, а потом случайно наткнулся на конспирологическую версию содержания "Малхолланд драйв" Линча - что фильм на самом деле о Симоне, Нероне и ап.Павле, и о том, как последние двое сочиняли новый завет. До чертей интересно, вот и "Иллюзионист" потом попался под руку


А я всё равно не смотрел ^___^


Ну, безотносительно всего.. Малхолланд драйв всётки..
В общем, не знаю, как люди без Линча живут


Что любовь, что страх - это все операции с подсознанием.


Да и жизнь — лишь ненужное приложение к эмбриональному периоду, да.


Лишняя информация - да, безусловно усложняет жизнь


Я знаю, всегда мы друг друга поймём! (с) Псой Короленко


А за что этот мой опус отправили в неформат, лол?


Или завистники, или люди, которые всерьёз недоумевают "а чего это Маркуша написал не смешно". Но вроде в формате.


Точно, уже в формате. Но был в неформате, мамой клянусь!
ЗЫ: какие завистники, лол?


Ну наверняка есть те, на кого ты сворой нападал и те, кто завидует твоему успеху у здешних женщин, нет?


А, ну если только, лол. :D


Ах ты, пользуешься успехом у женщин! Неформат тебе, ёба! Что ты на это скажешь?
Возможно, занеформатили православные.


отвечу, что мне горько и обидно!
православные - они такие, да...


Я три раза подряд использовал слово "лол". Мой словарный запас потрясает воображение, лол.