Больше рецензий

marfic

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2012 г. 16:53

1K

5

Отзыв на три тома трилогии.

Робин Хобб - литература под маской фэнтези.

Она как-то стыдливо пытается прикрыть свои бриллианты и изумруды невероятной чистоты и величины унылыми одежками жанра (уж простите меня, почитатели).

Существование автора в этом жанре - только нелепый каприз судьбы или веление внутреннего ребенка, который хочет писать сказки, а в результате все равно пишет суровую реальную прозу:

о становлении личности.
о ее эгоизме.
о предательстве.
о потерях.
о том, что на смену им не приходят приобретения, и если ты умудрился что то просрать, то вселенная не принесет тебе на блюдечке новый, еще более замечательный подарок.
все будет только хуже - если ты этого заслужил.
но надо идти, и надо бороться, потому что есть силы, потому что есть долг, потому что ты еще не всё умудрился просадить на "зеро".

Для тех, кто уже читал. Не то чтобы спойлеры, но слишком изнутри текста, чтобы представлять интерес, для тех, кто еще не прочел

Я ненавижу Фица Чивела. Его слишком многие любили, чтобы он смог стать хорошим человеком. Да, его можно оправдать, сказав, что его слишком сильно била жизнь , именно поэтому он "такой". Но это не правда, это всего лишь оправдание. А правда в том, что на протяжении трех книг - это капризный ребенок, отталкивающий всех, кто его любит и заботится о нем, ломающий все сердца, как игрушки, лишь бы добраться до сути, не прислушивающийся ни к чьим советам. Истеричный, саморазрушающий, эгоистичный. Прям как я. Ненавижу его.

Умнеют ли, взрослеют ли такие люди? Или так и идут по жизни лишь разрушая и разграбляя, не давая ничего взамен?

Да, в финале он доказал, что способен на отдачу. Но лишь актом саморазрушения, финальным аккордом реквиема.

Я всему верю в этой книге, кроме любовной линии. Я воюю с каждым, кто делит любовь на настоящую и ненастоящую. Доказываю, что есть сотни ликов любви, и как бы они не были исковерканы или уродливы, каждый из них - настоящий. Но как тогда объяснить то, что я не верю в любовь Фитца к Молли, не изменяя при этом своим убеждениям о сотнях ликов любви? Не знаю. Я знаю только, что я не могу постигнуть такой любви. Любви-предательства, любви-непонимания, любви-вранья и тайн, любви - только слова. Фитцу нужен смысл, нужна опора и эту нелегкую ношу столпа для жизни убийцы взяла на себя Молли. Но у меня и жалости к ней нет, ведь она осталась для меня мертвым персонажем. Старлинг, шут, Кетриккен - кого угодно я легко и достоверно представляю себе возлюбленной Фитца больше, чем чужая и неразделяющая с ним ничего, кроме постели Молли. Но наконец в финале автор устами Кеттл признается, что она и сама не считала их чувства любовью. Молодец, Р. Хобб. Правдива и искренна до последней строчки.

Спасибо vittorio за этот совет на флэшмобе 2012 и особенно - за подаренное шикарное издание.

Ветка комментариев


Так это же вы начали с "литературы под маской фэнтези", "унылых одежек жанра", "литературы второго сорта".



Поясняю: литература (для меня!) - о людях. Фэнтези - о магических приключений.
Поэтому формулировка "литература под маской фэнтези", то есть - под прикрытием из приключений - литература о людях и их душах, судьбах.

Поэтому с чего начала, тем и закончу. Возможно, я подобрала не самый приятные эпитеты для описания своей позиции, тем не менее она неизменна.

Почему вы воспринимаете фэнтези как "литературу об экшене"? Робин Хобб у вас оставила благоприятное впечатления; Мартина, как я вижу, вы тоже читали; любите Дяченок; вам понравился фэнтезийный МИФический цикл Асприна. Так откуда пренебрежение?



Пренебрежения нет, я люблю этот жанр таким, какой он есть - как жанр магических приключений. Может я не права, может этот жанр о чем-то другом? Расскажите, если я не права. И Мартин, и Дяченки и Асприн это только подтверждают, хоть я их и люблю.
А вот Хобб и подтверждает и - в то же время - дополняет. Своей психологичностью. За что и вызывает восхищение.

Ведь из вашей же рецензии следует, что не жанр, а именно писатель определяет качество прозы



Именно. Как раз это и было главным посылом рецензии. Жаль, что в итоге вышло так спорно и неоднозначно.


Ну слушайте, если подходить так буквально, у того же Мартина фактически нет никаких "магических приключений", а фактор "волшебности" происходящего не является ключевым. Я не понимаю, как это можно считать книгой о магических приключениях. По-моему, Мартин - ярчайший образец масштабной и мощной литературы о людях и судьбах, о выборе, о семье, об этических ценностях и человеческих пороках и о многом другом. Ведь не про яйца же драконьи он исписал сотни страниц, в самом деле.

Вы можете пояснить, чем, с вашей точки зрения, условный вымышленный герой А, действующий в реальном Петербурге, принципиально отличается от условного вымышленного Тириона Ланнистера, действующего в выдуманном Вестеросе, если оба они ведут себя психологически достоверно во внутренне непротиворечивой книжной реальности? У Тириона Ланнистера нет никаких магических способностей, он никуда не несет Кольцо всевластья и не ищет Бузинную палочку, он не вызывает демонов и не болтает с Воландом. В чем разница?

На мой взгляд, хорошие книги в жанре фэнтези точно так же пишутся о людях, их проблемах, их мировоззрении, их выборах, их страданиях, их горе, их счастье. И происходит это вовсе не вопреки жанровым особенностям. Иначе получается, что "Гарри Поттер" - книга о волшебных палочках, а "Мастер и Маргарита" - про задолбавшего всех чувака из ада.

Извините, если немного поднагнал пафоса. :)


При все любви к Мартину, не увидела в нем

литературы о людях и судьбах, о выборе, о семье, об этических ценностях и человеческих пороках и о многом другом.

. Все это вроде бы и есть но не глубоко, галопом по европам. Может как раз из-за масштабности? Приключения, события, экшн. Вот каков Мартин. Может я и не права. Прочла ведь пока только одну книгу. Но глубины человеческих характеров, душ и их метаний не увидела. А уж тем более психологизма.

чем, с вашей точки зрения, условный вымышленный герой А, действующий в реальном Петербурге, принципиально отличается от условного вымышленного Тириона Ланнистера, действующего в выдуманном Вестеросе, если оба они ведут себя психологически достоверно во внутренне непротиворечивой книжной реальности


Тирион, конечно, психологически достоверен в своей книжной реальности, но при этом основное - события внешние, в то время как у героя А в Петербурге - внутренние. Магии у Мартина почти нет, его я бы весьма условно вносила в жанр фэнтези... Скорее эпическое полотно в условной реальности... Но такого жанра нет, для упрощения его и отнесли к фэнтези.
Вообще деление на жанры довольно условно, вам не кажется?


Жаль, что не увидели или посчитали поверхностным. Все это там, по-моему, есть - и очень хорошо проработано. Ну и вряд ли Мартин сумел бы впечатляюще о себе заявить, если бы гнал обычный незатейливый приключенческий экшен.

Тирион, конечно, психологически достоверен в своей книжной реальности, но при этом основное - события внешние, в то время как у героя А в Петербурге - внутренние.



Если писатель не насилует читателя 150-страничным внутренним монологом персонажа, это не значит, что он думает исключительно о приключениях тела. Герои сплошь и рядом в литературе раскрываются через поступки, в этом нет ничего низкожанрового и мастерства писательского это требует не меньшего.

Вообще деление на жанры довольно условно, вам не кажется?



Пожалуй. В принципе, я придерживаюсь позиции, которую уже озвучил выше: жанровая принадлежность не определяет литературную ценность произведения. Поэтому мне, строго говоря, не важно, детектив, исторический роман, НФ, фэнтези, реалистическую книгу я читаю - лишь бы автор имел что сказать и хорошо писал. И поэтому я не считаю, что какие-то жанры по умолчанию имеют преимущества над другими.