Больше рецензий

karolenm

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 декабря 2011 г. 16:05

1K

5

Книга А. Л. Дворкина “Сектоведение” сразу приобрела статус базового учебника на Теологическом факультете при Уральском Государственном Профессионально-Педагогическом Университете, который открыла Екатеринбургская епархия

Что же, учебник - отличный. Исходя хотя бы из того , что объясняет , что такое Секта, в чем отличие Церкви (религиозной конфессии) и секты, внутреннее устройство Сект, и различия в самих сектах, а также приводит сжатые описания учений и способов достижения "благодати" (Небес, состояния "бога", или причисления к числу Избранных). В число рассматриваемых сект входят самые известные за рубежом , и "заселяющиеся" (заселившиеся) в России организации:
Мормоны, "Свидетели Иеговы", "Сайентология", Движение Сан Мен Муна, псевдоиндуизм и гуруизм, "Трансцентендальная медитация", "Семья" (Дети Бога), "Церковь Христа", "Неопятидесятники, "Богородичный центр", "Белое Братство", Движение "Нью Эйдж" и тп. и тд.
Я, как человек религиозно необразованный, с удивлением читала многие постулаты. И поражалась - как могут взрослые люди искренне поверить в то , что впереди их ждут , к примеру- "Небесные врата", или они станут Богами на другой планете (правда после смерти на этой), или вот еще : кто-то покажет Истинный путь, и еще много всякого подобного...
Очередной раз уверилась - нельзя никак реагировать на приглашения, предложения и всяческие зазывания со стороны любого религиозного образования , кроме официальной Церкви. Очень страшно, на мой взгляд , то , что работа с неофитами проводится на профессиональном уровне - обработка подсознания, использование психологических, физиологических и нетрадиционных методик, зомбирование.
В свете широко распространенной моды на здоровый образ жизни очень легко не заметить , что организация , проводящая занятия "особой йогой", или по "новейшей методике очищения организма", или "методы усваивания вселенской энергетики" - всего лишь поверхностное прикрытие одной из многочисленных сект.
В учебнике содержатся доступные для понимания обывателя признаки тоталитарной секты, смертельно опасной для своих членов (можно вспомнить Джонстаун - 912 жертв - самоубийц ; " Небесные врата" - 39 жертв- самоубийц; или печально известная зариновым терактом в Токийском метро "Аум Сенрике" - 12 умерших, более 5000 жертв). Описанные признаки должны вызывать подозрение, настораживать и быть побудительным призывом к тому чтобы: а) бежать и/или б) обратиться за помощью.
Удивительно, что по какой то странной причине (конечно - не из за денег )) наши органы государственной власти непозволительно мало обращают внимания на секты, не проводят даже никакого мало-мальского предупредительного обучения в образовательных учреждениях. Цитата от руководства одной из сект на вопрос: "Почему Вы не проводите работу в своей родной Польше?" Ответ : “Ой, не говорите, Польша такая ужасная страна — там одни католики, очень трудно работать. У вас нам гораздо приятнее. И результативнее”.
Конечно, результативнее. Потому как в России испокон веку много "обиженных Господом и Царем", обездоленных, и болезных. Зато в наличии огромный опыт, впитавшийся в кровь и кости, нахождения в тоталитарном режиме и полного подчинения. Для собственного образования просто необходимо ознакомиться с данным учебником, а еще желательно о нем рассказать, и дать почитать знакомым.

Ветка комментариев


Вы прочитайте


Думаю, что не буду. В моем вузе и да и вообще среди моих знакомых религиоведов читать Дворкина - моветон.

у и признаки, как таковые есть. Или Вы думаете беспрекословное подчинение лидеру - не признак секты?


К чему вы это? Вообще-то, беспрекословное подчинение лидеру - атрибут практически любой религии;)


С обожествлением верующими живущего человека - лидера?
Можно попросить рекомендацию на книги у Вас? меня очень интересует тема сект, а литературы найти не ориентируясь в том , что действительно стоящее - тяжело.


С обожествлением верующими живущего человека - лидера?


Ага. Хотите на вскидку скажу сразу трех: Иисус Христос, пророк Мухаммед, Сидхартха Гаутама ака Будда.;)

Можно попросить рекомендацию на книги у Вас?


Первое - откажитесь от тотального употребления слова "секта", так как не "все то злато, что блестит".
Во-вторых, настоятельно рекомендую сначала ознакомиться с историей различных религий, чтобы быть хотя бы примерно подкованы в этом вопросе и понимали "откуда у кого ноги растут". Иначе легко впадать в заблуждения и поддаваться провокациям подобных книг. (Возьмите, например, Элиаде или Меня)
В-третьих, если уж очень хотите о нетрадиционных религиях, то возьмите Балагушкина "Нетрадиционные религии в современной России".Там во многом можно поспорить, но там хотя бы четкая структура и система, по которой можно увидеть, как проходит выделение и анализ "сект".


Нисколько не против дальнейшего ознакомления. В отношении подбираемого слова Секта - если рассматривать эту книгу как пособие для обучения - то именно так все указанные организации в нем и называются.И выглядят именно так. Но это на мой не очень изощренный взгляд.
Христос, Будда, пророк Мухаммед - не ныне живущие. А вот гуру всех указанных - вполне. Несколько странно видеть Учителей, не придерживающихся своих принципов, и обучающих им других. Историю религий изучала в университете, но то , что дается в ВУЗе несколько не соответствует фактам (хотя бы из указанных в сети и в СМИ).
За рекомендованную литературу - огромное спасибо, обязательно прочитаю.


В отношении подбираемого слова Секта - если рассматривать эту книгу как пособие для обучения - то именно так все указанные организации в нем и называются.И выглядят именно так. Но это на мой не очень изощренный взгляд.


Так на это дядя Дворкин и рассчитывает. Логическим завершением его "теории" является "секта - все то, что не православие". Поэтому-то его так РПЦ и двигает.

Христос, Будда, пророк Мухаммед - не ныне живущие. А вот гуру всех указанных - вполне. Несколько странно видеть Учителей, не придерживающихся своих принципов, и обучающих им других.


Но они когда-то были ныне живущими, так что только вопрос времени. Если же про ныне живущих, то не забывайте, что Папа Римский, например, считается наместником бога на земле- с огромнейшими возможностями. Так что тут надо разбираться в проблеме и видеть корень, а не слепо верить Дворкину.

Историю религий изучала в университете, но то , что дается в ВУЗе несколько не соответствует фактам (хотя бы из указанных в сети и в СМИ).


Это проблем многих вузов, когда я был вынужден был перейти в другой вуз, то там историю религии преподавали в том числе и по Дворкину, а это как я уже писал постом выше - на мой взгляд неадекват.


Святитель Феофан Затворник -единственная из отрецензированных Вами книг относящихся к религии. А из указанных прочитанных - "Религия древних кельтов" и "Охота на ведьм" - скорее научно - популярная литература, чем труды религиоведов. Да, о Вашем ВУЗе написано в рецензии к книге "Изысканный труп" Поппи Брайт...

Так на это дядя Дворкин и рассчитывает. Логическим завершением его "теории" является "секта - все то, что не православие". Поэтому-то его так РПЦ и двигает.


Могу привести цитату из самого учебника Дворкина, который Вы не читали, но ругаете -"моветон"

Но тем не менее, если, скажем, Римо-католическую церковь или протестантские деноминации можно обличить в целом ряде еретических заблуждений , то никак нельзя сказать, что, скажем, лютеране или баптисты — члены тоталитарных сект или деструктивных культов.

, соответсвенно получается- Дворкин против деструктивных культов, а не против иных религий как таковых.


Святитель Феофан Затворник -единственная из отрецензированных Вами книг относящихся к религии.


Потому что я не заношу учебную литературу в списки, но мнение об этой книги мне надо было буквально "слить" куда-нибудь - ЛЛ показалось мне подходящим местом.

А из указанных прочитанных - "Религия древних кельтов" и "Охота на ведьм" - скорее научно - популярная литература, чем труды религиоведов.


Это научная литература, но по истории культуры и религии. У нее совсем другие задачи и методолгии.

Могу привести цитату из самого учебника Дворкина, который Вы не читали, но ругаете -"моветон"


Изначально я ругал ваши же выдержи из Дворкина - есть повод задуматься.

, соответсвенно получается- Дворкин против деструктивных культов, а не против иных религий как таковых.


Из приведенной вами цитаты можно сделать лишь вывод, что Дворкин со снисхождением относится к этим конфессия. Особенно должна покоробить фраза "бличить в целом ряде еретических заблуждений" - а какую же религию нельзя в этом обвинить?


Обвинять можно все. Только Дворкин то как раз и не обвиняет. Он приводит факты. Много фактов, имеющих подтверждение. По поводу моих выдержек - задумалась. Подумав говорю - мое мнение неизменно.


Уговорили почитать сей опус, но уже в следующем году.
Не только выдержек из рецензии, но и в комментариях - если это слова из книги, то они в большинстве своем пропитаны недоброжелательностью и высокомерием.
Похоже, вы все-таки ищите что-то свое- "ненаучное"- в этой тематике. Что же...уверен вы это найдете.


Любезный друг, не подскажете ли, с каких пор магометане и буддисты стали обожествлять Магомета и Будду, соответственно?


Муххамед - начиная от написания имени, кончая Сунной, так что давно, но точно я этим вопросом не интересовался.
С Буддой сложнее - так как скорее обожествляется само понятие, чем конкретный человек. Но с эволюцией понятия (особенно касательно Будды-Майтрейи) на лицо все признаки обожествления. ))


Простите, насчёт имени и сунны не понял. Где там атрибутация божественности?
Про Майтрею глянул википедию, просветился. К сожалению, статья ссылается на материалы рериховского центра, что меня нимало не убеждает. Хотелось бы услышать мнение ортодоксального буддиста.


Насчет имени и сунны: понятно, что в рамках самого учения Мухаммед предстает именно как пророк, но в отправлении культа, а затем и в общей культуре часто распространен феномен мифологизации и обожествления героя(что характерно для большинства верований и культур - то о чем я и пытался написать изначально). Имя Мухаммеда отдельно и в привязке с Аллахом используется в лигатурах, которые широчайше представлены в арабском искусстве - начиная от надписей на пергаменте или посуде и заканчивая архитектурными орнаментами. Эти лигатуры очень часто носят, как мистический, так и магический и божественный смыслы. Т.е. имя выступает в роли самодостаточного магического или божественного символа.
Сунна, как книга высказываний и действий пророка, тоже в определенной степени показывает процесс обожествления, ибо де-факто пророк лишь ретранслятор учения всевышнего. А Сунна поднимает его на новый уровень, так как получается, действия и слова пророка священны уже только потому, что это действия пророка. Составление Сунны шло уже после его смерти (что тоже показывает начавшийся процесс мифологизации) и со временем информация стала носить все более сакральный смысл (что-то типа заветов) - т.е. процесс сакрализации и обожествления образа и жизни Мухаммеда. Потом были большие "тёрки" между суннитами и шиитами в том числе и по поводу значимости этих текстов. Как вы прекрасно знаете на сегодняшний день подавляющее большинство мусульман - сунниты.
_________________________________________________
К тому же я все-таки рассматриваю вопросы божественности и религии в культурном плане,где есть свой методический аппарат и своя проблематика, выходящие за рамки религиоведения.
Вообще во всех этих вопросах надо разбираться не в комментариях ЛЛ, в соответствующих сообществах или специализированных местах, так как мне достаточно сложно и неудобно строчить все здесь и надо постоянно уточнять и ссылаться на материал. Думаю, вы найдете интересующий вас материал, так как интернет большой, а у меня не будет в скором времени отвечать такими комментариями.
_________________________________________________________
Насчет Будды. Где найти вам "ортодоксального" буддиста - ума не приложу.) Опять же здесь сложно ограничиваться строго рамками религиоведения и надо брать весь культурный пласт. понятно, что в Буддизме с понятием божественности вообще все сложно и непонятно, с их колесницами и страданиями. Но по мере распространения буддизма его воспринимали другие народы, имеющие понятие о божественном. К тому же разные слои населения всегда имели свою трактовку понятий и норм. Поэтому наряду с "должностью" Будды (т.е. любого, кто достиг просветления) существует и Будда, как элемент почитания и обожествления. Это все видно по искусству (статуи, храмы,литература и т.д.) и по отправлению культа у многих народов (хотя бы тот же Индокитай, который любил обожествлять и буд, и бодхтсатв).
В исследований подобных вопросов надо, как мне кажется, отталкивать от социо-нацио-культурных аспектов, а не только религиозных. Тогда картина будет более многогранна и будут видны параллели и в других культурах.
Вообще это очень обширная тема для исследования и дискуссий, которую невозможно вести в здешних рамках. Я по мере своих сил и скромных знаний, отразил примерное видение собой этой безграничной темы. Понимаю, что сейчас на меня полетят палки и шишки, в том числе и от разных ретроградов. Но я лишь повторяю, что цепочки вере-религия-культура, я рассматриваю самое широкое понятие "культура", так как по моему мнению подобные аспекты и вопросы жизни и религии сложно умещаются в рамках заданной дисциплины.
Как-то так.:)


Ну не знаю, от меня количество палок только уменьшается по мере того, как Вы яснее свою позицию излагаете. Впрочем, Ваши смыслы, вкладываемые в понятие «обожествление» разительно отличаются от моих и, полагаю, от смыслов автора рецензии. Наверное, ни один магометанин или буддист в здравом уме не назовёт ни Аллаха, ни Будду Богом. В это же время, в сектах именно такое отношение к «гуру» вполне имеет место быть. А уж остальное — это отличия поклонения от почитания. Не так ли?


Впрочем, Ваши смыслы, вкладываемые в понятие «обожествление» разительно отличаются от моих и, полагаю, от смыслов автора рецензии

Совершенно верно, Вы точно поняли что я имела ввиду.

В это же время, в сектах именно такое отношение к «гуру» вполне имеет место быть. А уж остальное — это отличия поклонения от почитания

- и это - тоже.


Во-первых, утверждение "у нас читать Дворкина - моветон" - это не научный, а почти гуруистический подход: "наша среда (единоверцы), наши преподаватели (гуру) не приветствуют отклонения от генеральной линии." :))) Учёный - хоть религиовед, хоть физик, хоть историк - должен в первую очредь ознакомиться со взглядом, а потом уже делать выводы. В данном случае просто идёт речь не о методологическом атеизме, принятом в академической религиоведческой среде (ну у меня бывшая жена - религиовед, мы с ней об этом говорили :)), и даже не о методологическом агностицизме, а о конфессиональном подходе, который тоже вполне имеет право на существование в определённых сферах религиоведения.


Исходя из вашего подхода можно так относится ко всему и в том числе в вашему комментарию. Вам (гуру) не понравилось мое мнение (отличное от генеральной линии) и вы решили поставить на место "заблудшую овцу".
И вы сами прекрасно знаете, что объективного знания не существует, а все базируется на субъективизме и авторитетах.
Я за плюрализм мнений, но позволяю себе, как не религиоведу, придерживаться своей собственной на этот счет. А также я прекрасно вижу, как религиозными взглядами и знаниями играют в России, медленно но верно скатываясь в религиозную диктатуру и фашизм.


) мне - гуру? я отстаивала собственное мнение, а не "геральную линию", почему по -Вашему мое не имеет право на существование? и вот с этим -

религиозными взглядами и знаниями играют в России, медленно но верно скатываясь в религиозную диктатуру и фашизм



согласна.
Ставить кого - либо и на какое -либо место также не собираюсь. "На вкус и цвет...".
Кроме того - попросила у Вас совета , что еще почитать , чтобы не опираться лишь на Дворкина , не вспоминая об универе, и то, что прочитала в сети. Это ли не есть плюрализм?


) мне - гуру? я отстаивала собственное мнение, а не "геральную линию", почему по -Вашему мое не имеет право на существование? и вот с этим -


Это ответ не вам, а Авис авис. Может ветка некорректно отображается?

Кроме того - попросила у Вас совета , что еще почитать , чтобы не опираться лишь на Дворкина , не вспоминая об универе, и то, что прочитала в сети. Это ли не есть плюрализм?


Это и есть плюрализм, просто в определенных моментах, да и по другим вашим ответам в комментариях, не совсем понятно - вы интересуетесь темой, как научной дисциплиной или вы ищите какие-то свои оправдания или догадки насчет сект? Потому что во втором случае я вам не помощник.


Может ветка некорректно отображается?

Наверно, у меня видно, что ответ -мне.
Может быть неясно выразилась, но - меня интересует именно как дисциплина. Почитала и на сайтах ( которые нашла) тех организаций , которые указаны у Дворкина. И еще продолжу читать то, что найду. Специально делала подборку даже с художественной литературой (отражение темы Секта). Не хватает рекомендаций, поэтому и Вас спросила, как человека обучающегося в ВУЗе , где есть такой курс. Возможно по прочтению приду и для себя к какой то точке отсчета, кто есть кто.


У меня полностью сбилась вся ветка ответов, что нахожу - туда отвечаю.

Я, как человек религиозно необразованный


Вы сами написали это. Так что я не меня нет желания больше с вами спорить. Просто прошу, как человек "обучающийся в вузе" (хотя это сюда не имеет никакого отношения и не может иметь) сначала подковать себя в вопросах традиционных религий, а уж потом заниматься сектами. Дворкин, как один из авторов среди многих (при наличии у вас базы) специфичен (лично мне неприятен), но допустим. Дворкин, как базис от которого отталкиваются - это путь в никуда. (мое сугубое мнение).


Принято к сведению. Спасибо за высказанное суждение.


Тем не менее, Дворкин своих целей своей книгой достигает.


Достигает. И учебник меня заинтересовал. Почитаю еще у других, рекомендованных здесь авторов.


=Думаю, что не буду. В моем вузе и да и вообще среди моих знакомых религиоведов читать Дворкина - моветон.=

вы уверены, что ваши знакомые религиоведы вообще что-то смыслят в религии? простите, что так жестко, но я встречал много умников, называющих себя и социологами религии и консультантами по религиозным вопросам и пр. пр., однако, ни один из них не понимал ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ ВООБЩЕ. нет, конечно, они помнили определения из учебников, но по слову Сергия Булгакова были как бы евнухи, стерегущие чужой гарем. понимаете о чем я? когда человек не в теме, когда он на религию смотрит со стороны, никогда он не скажет о ней что-то действительно ценное и правильное.

=К чему вы это? Вообще-то, беспрекословное подчинение лидеру - атрибут практически любой религии;)=

а вот эта фраза как раз и доказывает полное незнание религии. вы, наверное, спутали христианство и ислам и их сектантскими преломлениями. не помешпет прочесть "Сектоведение")


Мне не о чем с вами говорить. Вы не готовы разделять религиозные чувства и науку. В себе и в моих знакомых и учителях я уверен, и в нашем знании тоже. А вот о вашем понимании и компетентности по данному вопросу я глубоко сомневаюсь.


все, кто думает иначе, чем вы и ваши учителя - мракобесы. вы настоящий ученый!)) действительно, нам не о чем говорить.


Глупости пишите. Я готов рассматривать многое в рамках научного, а не псевдонаучного и религиозного подходов.
Я не ученый. А вы слишком много на себя берете своей писаниной.
Прощайте.