Больше рецензий

12 декабря 2011 г. 22:17

500

3

  Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны.
(Марк Твен. "Приключения Геккельберри Финна")



  Вот мой шеф, дядька безусловно, начитанный, как-то раз застал меня в обед за книжечкой. Естественно, поинтересовался что читаю. И после моего полного достоинства ответа "Стругацких" на его лице отобразилось одновременно удивление, разочарование и снисходительная ирония: "А, фантастика... Я-то думал, что-то серьёзное." И объяснить, что "Град обреченный" -- это серьёзно у меня так и не получилось.

  К чему это я? Стереотип о фантастике, как о чтиве чисто развлекательном, основан на книгах именно такого уровня, как "Левиафан". Напрягать мозги в поисках междустрочья, рассчитывать на непредсказуемость сюжета и ожидать сногсшибательного финала не приходится. И это очень даже хорошо. Именно такой, как по мне, и должна быть приключенческая фантастика для среднего школьного возраста.

  И всё же. Это не очередная эльфо-гномская мыльная опера Перумова и не шаблонно-космическая одиссея Хайнлайна, а вполне прогрессивная альтернативно-историческая фантастика. Меня к этой книге склонил тэг "стимпанк", хотя, строго говоря, стимпанком она не является -- характерные для "стима" паровые машины, как авангард прогресса, отсутствуют. Викпедия говорит что-то о "дизельпанке" и "биопанке", но из-за того, что подобные жанры только недавно зародились, критерии четко определить нельзя, так что пусть будет стимпанк да и всё.

  (Думаю, что спойлер двух первых страниц -- не тяжкое преступление, кто считает иначе -- простите.) Место -- Европа, время -- начало двадцатого века. Не изобретая велосипед, автор берет Первую Мировую войну и чуть-чуть, самую малость подправляет предпосылки и её ход. По его задумке, война произошла... между приверженцами разных технологий -- "жестянщиками" и "дарвинистами". По-детски наивно: немцы (и Австро-Венгрия за компанию), как лучшие инженеры, достигают небывалых высот в строении шагоходов и аэропланов, а англичане (а с ними французы и русские), верные заветам Дарвина и Гексли, расшифровывают ДНК и ставят на службу человекам тоже инженерию, но генную. И вот, на зыбкой почве взаимного презрения оппонентов и разгорается мировая война.

  Нифига себе, басню сократили! Неожиданный взгляд на историю, правда? Но автор и не стремился углубляться в политические нюансы и кулуарные секреты. Так же без изысков строится и сюжет: две параллельные линии по разные стороны фронта, сходящиеся в одну ближе к концу. Ярких и нетипичных персонажей тоже нет -- проверенные временем и тоннами макулатуры "мастер_на_все_руки_из_народа", "граф_ретроград_верный_сын_отечества", "женщина_ученый_хранитель тайны", "матёрый_грубиян_вояка_боцман" и прочие шаблонные красавцы, которых мы уже неоднократно видели-читали. Под стать второстепенным и главные герои -- двое подростков, из которых война сделала мужчин. Ну, по крайней мере, из одного =)

  Что же тогда остается? Почему не одна звезда из пяти и где вопли "шлак!", "ни в коем случае!.." и "зря потраченное время!"? Остается атмосфера и экшн, ради которых и читал, собственно. 70% книги занимают наземные и воздушные баталии и надо отдать автору должное: очень правдоподобно и динамично. Рев дизельных движков имперского штурмовика, теплая упругость обшивки живого воздушного судна, оглушительный лязг станкового пулемёта, неторопливая грация цеппелина и холодный зеленоватый свет люминесцентных червей ощутимы и нареканий не вызывают. Боевое маневрирование и тактические приёмы продуманны чуть слабее, но тоже вполне приемлемы. Откровенно порадовали языковой барьер, суровость "законов военного времени" и разница английской и метрической измерительных систем -- мелкие, но зачастую опускаемые авторами нюансы. Короче, пойдёт боевичёк. А, ещё порадовало послесловие, где автор спецом для любителей прогулять урок истории объясняет, что из написанного правда, а что -- фантазия =).

  Не понравилось: откровенные технические слабинки: например, на воздушном корабле, где подъемную силу обеспечивает водород, не используется сталь, открытый огонь и пороховое оружие. И если эти пункты Вестерфельд хоть как-то, да обошел (алюминий, люминесценты, пневматика), то о природе двигателей умалчивает (что мешало ввести электричество или вообще, двигатели, переводящие в механическую энергию химические процессы? жЫрно же получилось бы!) То же самое с вооружением: дарвинисты явно уступают, хоть вариантов биологического оружия -- хоть на зиму консервируй. Помимо техники есть небольшие лажи сюжета, нелогичности и подыгрывание автора "любимчикам". Но это мелкие недостатки, ну, по меньшей мере, для меня они такими показались в сравнении с куда более крупным: это сериал. Не длинный, всего три книги, но я жутко не люблю, когда в сериалах одна из частей обрывается на полуслове и ожидание развязки оборачивается разочарованием от недосказанности. Вроде как смотришь фильм и тут бац! -- по всему району свет отключили. Абыдна, да? Поэтому три, а могло бы быть и четыре.

Комментарии


шаблонно-космическая одиссея Хайнлайна


Полегче со стариком, попробуй почитать, например, "Чужак в чужой стране" или "Пасынки Вселенной" - на мой взгляд, неслабая социально-психологическая фантастика.


вот-вот! Меня тоже передернуло.


Полегче со стариком (теперь себя имею ввиду), меня не передяргивало.


о, хорошо, передернуло только меня, старушку )))


...и все передёрнули затворы с металлическим лязгом, дав понять: с нами лучше не связываться :)


* прищурился, как Клинт Иствуд *


Как раз хотел почитать - в книжном красиво стоит, манит. Эх, маркетинг..

Впрочем, судя по рецензии, от меня бы ниже 4-ёх звёзд книга бы не получила.


Вот-вот, я тоже на неё в книжном всё время засматриваюсь. Но раз это серия, точно буду терпеть до победного конца.


Вчера получил бумажную книгу и сразу стало понятно, почему у Вас всего "три звезды": потому что Вы не учли оформления бумажной книги, большого количества ч/б иллюстраций и прочих "вкусняшек", по мне так только за это можно смело еще две "звезды" прибавить


Видел я, правда не её, а следующую, "Бегемот", таки да, очень красиво. Может, сравнение некорректное, но когда я пью коньяк для меня гораздо важнее вкус, аромат и крепость, нежели диковинная бутылка и красиво оформленная этикетка.


но согласитесь, пить коньяк приятней в хорошей обстановке из бокала, а не под забором из баклашки :)


коньяк из бокала не пьют)
да и идёт он лучше всего на свежем воздухе))


Простите, пожалуйста, что вмешиваюсь, просто очень любопытно. А из чего пьют коньяк?


Вы же знаете)) и это не называется "бокалом")


Стыдно признаться, но не знаю. Правда. Ну или немного заблуждаюсь.


Вам не в чем признаваться. Это называется просто - "коньячный бокал", а это вы и так знаете.
Но на природе и из фляжки хорошо идёт:)


Ну... у него есть иностранное название, но все же это бокал для коньяка. И даже развитие и эволюция виноделия не заставили особо его измениться. Назначение и особенности остались прежними. Ну а коньяк на природе... Это, знаете ли, немного не но мне. Коньяк довольно благородный напиток и требует к себе трепетного отношения и, что немаловажно, обстановки.


Наверное, у него есть своё название, но везде называют просто коньячным, даже в книгах. Наверное, знатоки знают это слово, но к таковым себя не отношу. :)


Слышал, что его называют "снифтер", но мне не нравится.
А вообще мы здесь не для того собрались))) Прошу прощения за отвлечение)


Слышал, что его называют "снифтер", но мне не нравится.
А вообще мы здесь не для того собрались))) Прошу прощения за отвлечение)


Ого... развели полемику... На свежем воздухе коньяк пьется пластиковыми стаканчиками, в домашних условиях -- из того, что есть, в ресторациях да кафетериях -- прости, но бокалами. Стойкие -- пивными, менее опытные -- коньячными, слабаки запивают и закусывают. К вопросу "как приятнее пить?" -- абсолютно не играет роли обстановка, главное -- качество напитка и собутыльника (собокальника?)