Больше рецензий

malasla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2011 г. 22:20

427

3

Признаюсь, давно мне уже не попадала книга, читая которую, меня с первой и до последней страницы не покидала одна только мысль, один вывод:

ИДИОТЫ

А я в таких идиотов не верю:

ни в детей, которые из кожи вон лезут, пытаясь казаться не собой, вместо того, чтоб найти кого-то своего круга интересов и сплотиться в маленький союз, как это происходит в настоящей жизни;
ни во взрослых, которые молчаливо соглашаются со всем, лишь бы дите не выбивалось из общей серой толпы;

Словом, не верю, так что и книга прошла как-то мимо.

Запомнилась она только общей своей неадекватностью.
И это печально.

Комментарии


А мне книга очень понравилась! Да, в большой мере это гротеск, но механизм "стадности" именно такой, и не только у детей. Начинается как раз лет с 10-12-ти.


Это слишком гротеск, чтоб иметь хоть какое-то действие.


А я не соглашусь. Во-первых, очень хорошо помню себя в том возрасте, и как раз переезжали три раза, сначала когда мне было 11 лет, потом в 12, потом в 13. И всякий раз на новом месте я начинала играть новые роли. А во-вторых, имею удовольствие наблюдать сейчас воочию этот возраст, дочери 12 лет, и уж такие у них тоже коллизии! Причем поскольку тоже житейская жизнь у нас не очень обычна, то имею возможность наблюдать в разных обстоятельствах.

Могу допустить, что невероятной совершенно история может показаться людям, все свое детство (ну, хотя бы период от 9 до 16 лет) на одном месте, где уже если "однажды я разбил окно", то ... ну и далее по тексту.


Вам кажется совершенно настоящим, что не сговариваясь много взрослых людей ничего не говорят детям, которые так себя ведут?
Совершенно настоящим выглядит и хорохоренье, от которого за километр несет фальшью?

Все детство на одном месте я не провела, и все равно не верю в эту историю.


Нет, не кажется ненастоящим. Совпадений много, на то и книга, но психологизм убедительный, в каждой абсолютно ситуации скрупулезно описано почему именно так получилось, что взрослые оказались до поры до времени в стороне.

Почему от хорохоренья несет фальшю? Дети встраиваются в окружающую ситуацию очень и очень естественно, именно потому, что в этом возрасте наиболее актуальна социализация. У меня был период в таком возрасте, когда, встраиваясь в компанию, я взяла на себя роль той еще оторвы, например, организовала месть ненавистной учительнице, это же не означает, что эта роль была фальшивой. Или наоборот, тихая в предыдущем месте девочка внутри была такой вот бандиткой? Очень я этих ребят понимаю.


Так взрослые же в стороне не были - они с самого первого дня знали, в чем дело и каждый из них согласился с тем, что деточке стоит продолжать бить фонари и пить по подворотням.

А месть учительнице в 13 - это одно дело. Но - поножовщина? Алкоголь? У каждого в кармане есть сигареты?

Нет, вот в это не верю.
Если бы они были старше - тогда ладно, чего не бывает, но при 13-летних героях выглядит все это фарсом.


Поножовщина и алкоголь у 14-летних там. А каким образом детишки из благополучных более-менее семей в такие вещи втягиваются? Вот именно по этому механизму.

Семьи и родители, соответственно, в повести разные, поэтому и методы у всех показаны разные, в одной семье папаша не разбираясь выпорол, в другой бабушка пытается внука понять и не подставить - тоже очевидно, ну уж а Оля - это вообще такой очень харАктерный персонаж.

Еще не читали "Правда или последствия"? - там тоже описан механизм, как девочка, чтобы в компанию попасть, начинает сигареты под видом что маме покупает, туда таскать, курить и т.д. 12 лет. Швеция. А все то же. В том-то и дело, что механизм этого вот стадного чувства не так-то легко за хвост поймать, и чисто со стороны просто остается как правило одно недоумение - как такие в целом хорошие ребятки ТАК опустились.

Чем хороша повесть Сотника, что тут все-таки намеренный спектакль, и поэтому хотя бы не так грустно все это.

А в жизни-то бывает, когда это заигрывание приводит не туда.


Но механизмы ведь показаны вовсе не разные. Выпороли младшего мальчика, который и в истории-то участия особого не принимает. А старшие: бабушки Леши одобрили, дедушка и мама Оли одобрили, мама Миши одобрила и стала покрывать его от нападок папы, родители Феди и Нюры тоже одобрили. Все, главные персонажи закончились.


Про механизм я подразумеваю тот, который действует на подростковую компанию.
Про родителей написала ниже, никакого диссонанса с действительностью в их поведении не вижу совсем.


А что, кстати, по-Вашему, родители сделать-то могли? Ничего сделать невозмодно практически, разве что под домашний арест посадить.
Я с ужасом думаю о том, каково было моим родителям, когда их тихая скромная девочка вдруг превратилась в непонятно что, красящееся, ругающееся матом и постоянно шляющееся где ни попадя допоздна. Меня с 13-ти лет года на полтора снесло с катушек основательно, хорошо, братишка был маленький, да и другие всякие житейские вещи, отвлекающие мою бедную маму.


Родители в ситуации, описанной у Сотника должны в первую очередь защитить. Ведь детьми тут движет не желание быть своим, а страх оказаться за бортом. Напомню, что все происходит в незаселенном до конца доме, и множество жильцов еще не приехало.
Остается, собственно, единственный двигатель поступков - страх.
И родители разрешают детям так себя вести в первую очередь соглашаясь с этим страхом, вроде: не будет такими, как он, его ножом пырнут.
Так вот родители для того и существуют, чтоб не было такого страха.


Я читала в детстве, лет в 11 - оооооочень тогда понравилась. И не только мне - с подружками обсуждали потом.
Сейчас - не знаю как пошла бы, не перечитывала с тех пор.


Да, думаю, это из тех книг, которые нужно читать в соответствующем возрасте)


Моей 12-летней дочери понравилось, читали вместе, обсуждали, я специально ее читала с ней, потому что те же проблемы все, хочется ей все время показывать, каков механизм этих стайных отношений, к чему может приводить, ну и какую-то альтернативу разрабатывать подспудно.


Сотника не перечитывала с детства, и желания ни разу не возникло. Что, думаю, показательно


О его малой форме я слышала много хорошего. Так что думаю возьмусь как-нибудь еще.
Все-таки очень забавно, что почти весь советский детлит прошел мимо меня в свое время(


А я напротив приобщилась к нему по самое "не могу"
Да, рассказы Сотника забавны, но, на мой вкус, в детлите советских времён есть много более достойных и интересных авторов. Тот же Радий Погодин или Николай Фёдоров.