Больше рецензий

roman_vi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2011 г. 14:02

807

3

Знаете, а ведь не читал я эту книгу в школе. И, думаю, ничего не потерял. Не потерял, потому что не имел обыкновения читать в том возрасте, потому что интеллектуально, да и психологически тоже, не созрел для таких произведений. А вот теперь я сделал это. Прочитал! :)

Подоплекой к прочтению стала беседа с одним приятелем, который очень яростно и жестко высказывался о романе и о Печорине в частности... Суть негодований была в том, что сие произведение следует исключить из школьной программы по причине его (Печорина и романа) аморальности, дурным ситуациям и проч.

Ну что же, пора бы высказаться... Меня роман не поразил, не вызвал ровным счетом никаких эмоций. Кроме гнева. Характер и личность Печорина, героя и нашего времени, настолько знакомы, что, собственно, удивляться нечему! Оглянувшись вокруг, посмотрев по сторонам, найдешь столько этих Печориных, что "мама не горюй"!

Да, внутри Печорин совсем другой, он понимает, что поступает не красиво, не к лицу ему такие поступки, не мужские они! (уж простите за банальности) Он совершенно здраво и по трезвому оценивает все события: отношение к женщинам, отношения с приятелями, окружением... Но, выходя из своей квартиры ведет себя, как паскудина! Именно так!

Я не верю, чтобы в человеке было столько противоречий. Зачем не быть, а казаться? Зачем весь этот пафос? Ведь понимает, паскудина, что возвращается ему все. Ни друзей, ни любимой рядом... Скитается по свету, как не прикаяный... Бессмысленно, гадко, противно от него.
От чего трепещут женщины? От красоты наружней? От размеров кошелька? Я уверен, что эти девушки (женщины) заслуживают именно того, что с ними происходит в романе. Это не любовь. Это либо влюбленность наивная, либо мерзость, диктуемая наружностями, а не внутренними порывами...

Это произведение поведало мне о том, что ни в коем случае, и не при каких обстоятельствах нельзя быть двуличным, мерзким, гадким паскудиной. О том, что все гады однозначно получат по заслугам и не надо питать иллюзий на счет "авось прокатит"! Нет!

Финал абсолютно справедлив! Только вот есть одно "но". И заключается оно в том, что слишком не справедливо закончилась дуэль, друзья! И так заканчиваются многие и многие дуэли в нашей жизни, когда по не понятным причинам их выигрывают паскуды! Видимо кому-то ближе именно они...

Комментарии


Очень экспрессивно!
<От чего трепещут женщины?> Старо, как мир - от того, что любят подлецов и "паскудин", с ними нескучно, а ещё любят боль. Поэтому, да-да, так им и надо, дурочкам влюбленным. :)


Я бы сказал они "думают", что любят боль и паскудин... Противоречит это природе человека. А связано это как раз с тем, что Печорины не извелись со света, наоборт -они процветают, и еще потому что прекрасных спутников на пути своем они не встречали...вот и любят гадов всяких...
В целом, спасибо за комментарий! ))


Меня роман не поразил, не вызвал ровным счетом никаких эмоций. Кроме гнева.

Гнев же вызвал.
Странно, вы оцениваете поведение героя книги, но почему-то не саму книгу-то) раз столько эмоций, то, наверное, все же хорошая книжка. Может смысл то как раз и был в том, чтобы вызвать гнев и чтобы люди не повторяли ошибок главного героя.


А ведь я рассуждал именно в контексте нужности данного произведения в школьной программе. А зачем не окрепшим умам этот негатив?? Я уже, слава Богу, чего-то понимаю, совсем чуть чуть... А что до 8-9 классника...


Всё равно довольно таки интересная позиция для рассуждения, нужно же было забраться так высоко, чтобы противопоставить себя всему ту пласту литераторов, которые составляют программу и преподают в школах...
Я вот просто боюсь судить, что именно им (школьникам) нужно, все же это во многом зависит от преподавателей... Вроде столько поколений читали, писали сочинения, а вы говорите - рано. .

А зачем не окрепшим умам этот негатив?

А зачем "Преступление и Наказание", "На дне" и прочее... Наверное, чтобы как раз окрепнуть. Все же в школе это не просто чтение - это разбор моментов книги от преподавателя, который, предполагается, научит ребят уму разуму... Я помню мы проходили Героя, и ничего, вроде нормальным стал) Жисть как жисть :(
Все же, стоит высказать благодарность за рецензию, но в контексте отвлеченного рассуждения.


Именно в таком ключе. Ведь как получается: существующие программы образовательные принимались еще "при царе горохе", с определенными целями, я в этом уверен. Ведь и литература тоже способ воздействия, согласитесь! И не потому ли в нашей стране все так депрессивно? Конечно, я не хочу спалить все на бедолагу Лермонтова, отнюдь! Здесь я говорю уже о целой образовательной программе. Ну, в целом это, конечно, тоже вопрос дискуссионный! Спасибо за ваши комментарии.. :)


Я заметила(и по посту, и по комментариям), что вы все восклицаете "это ненормально, нелогично". Но люди - это не роботы, и не все люди просты как табуретка. Просто совет учесть вам это на будущее =)

По поводу Печорина в школьной программе: сейчас очень много протестов против "тяжелых" книжек для школьников. Почему? аргументируют обычно так: "А зачем в их детские годы головки себе загружать". Абсолютно неправильная позиция.
Вот у нас, конечно, Печорина мало кто в классе прочитал. Но те, кто осилил это про-ие, у них не случился разрыв сердца. Наоборот, ребята начали обсуждать книгу, и этот разговор был очень интересным. О будущем,о том, как лучше прожить свою жизнь, о любви... По-вашему, обо всем этом детям думтаь не надо? Или лучше читать только "Сумерки"?


в книге есть очевидный негативный подтекст, который воспринимается на уровне подсознания и оседает там. Печорин - далеко не положительный герой, если хотите, такой же НЕ положительный герой и Онегин у Пушкина (на мой взгляд). И много таких вот героев в нашей классике! И все это нужно читать не добровольно, а принудительно! в противном случае - наказание в виде отрицательной отметки в дневник. вот так!
Я не предлагаю убрать из программы классику! А хотел бы, чтобы предоставляли ВЫБОР! что читать, а что не читать в таком возрасте! И только потом, когда мозги уже окрепнут, психика будет не расшатана (помимо книг депрессивных вокруг еще столько всего, что "мама не горюй") можно и Печорина и иже с ним.


ОК. Только, если вы боитесь, что вашим детям психику испортит книга, вы глубоко ошибаетесь. Подобные речи из той оперы, когда родители боятся, что телевизор плохо "воспитывает" их детей, к воспитанию которых руку не прилагают.

И в том возрасте, когда проходят "Героя..." дети уже прекрасно знают, какие плохие или хорошие бывают люди. О каких таких детях, выращенных в тепличных условия, вы говорите? смешно же читать =) Выбор есть. В нашей школе ребята, если не хотели читать книги, - не читали. Есть сокращенные варианты, перессказы и т.п. Прежде чем разводить полемику, вы бы глубже изучили вопрос. По школам походили, посмотрели, чем живет молодежь...


ах да, точно! можно же прочесть сокращенный вариант! пересказ! а еще можно послушать аудиокнигу (забыли?). только это не выбор. говоря о выборе я имею ввиду не способ донесения информации (в данном случае информация - это сам роман), а альтернативную информацию. но кажется это бесполезно дальше объяснять


Ой да. Печально это всё. По школам лучше не ходить. И вообще ППКС.


Проник:) Проанализировал:)
Скажу сразу. Ничего не имею против классической литературы, как отечественной, так и зарубежной!
Мое мнение - в школьной программе книга, потому что это классика!
В большинстве классика нравится читающим, потому, что это КЛАССИКА!
Книга шикарна, потому, что КЛАССИКА!!!!!!
Шедевр - а как иначе, КЛАССИКА ведь!!!
Конечно мы читаем - это КЛАССИКА!!!!!
Твой ответ очень субъективный!!!
И отличается! В основном ахи и вздохи со словами "Один словом КЛАССИКА". А у тебя вон оно как)))


По сути, я не претендовал на объективность моей рецензии! :))
Классика будет всегда и вечно. И пусть будет, хрен бы с ней!
Просто суть моего негодования в том, что не пора ли пересмотреть программу школьную-то? Кого мы хотим воспитывать: здоровых, умных, целеустремленных и нацеленных на результат детей? Или мы хотим растить своих детей на деперссивной классике?? Ее не нужно отменять, запрещать, уничтожать! НЕТ-НЕТ!
Просто не пора ли ввести в программу книги по личностному развитию, книги, рассказывающие о том, как стать успешным, как развиваться в разных направлениях... а?


А вы знаете, почему классику русскую любят не только у нас, но и зарубежом? Потому что она отличается гуманизмом. Эта традиция в ней к сожалению сейчас уже не так ярко выражена. Вы знаете, что такое гуманизм?

Вы хотите, чтобы дети в школе читали книги навроде "100 способов стать звездой" или "как выйти замуж за олигарха"?


Вы знаете, что такое гуманизм?

Аватар в таком контексте просто отпадный =) я валяюсь) только в России можно с топором на плече рассуждать о гуманизме=)


о хоспади. толпа такая толпа.
можно рассуждать о гуманизме, но не исповедать его.


о хоспади. толпа такая толпа.

Где увидели? или до одного считать не научились?

можно рассуждать о гуманизме, но не исповедать его.

Да много че можно, в принципе то... стоит ли об этом...


а вы думаете, вы единственный такой оригинал, которого очень заботят чужие аватарки?..

давайте не будем флудить =) без обид. Флудить ведь не можно.


а какой смысл о нем рассуждать? словоблудие? треп? по-сути - это и есть тот инстинкт "толпы" о котором вы же и говорите! вы, значит, и есть та толпа, которая только "рассуждает" и ничегошеньки не "исповедует"...


вот уж точно


если ваш кругозор ограничивается такими книгами для развития личности, о которых вы пишите, то, к сожалению мне вас жаль! поверьте, список гораздо больше, шире. а ваша "как выйти замуж за олигарха" - это, уж простите, даже не ирония, а полнейший бред.


Ага. Надо сразу детям в печатном виде паблик "Записки миллионера" предоставлять.


Во многом соглашусь, я, когда формулировал отзыв на эту книгу, высказался о Печёрине, как о злом сукине сыне, который со скуки творит всякое, что Бог на душу положит, а может и не Бог. Однако, книга не исчерпывается одним Печориным, немаловажно окружающее его - люди, события, обстановка. Он своей индивидуальностью как бы на контрасте раскрывает всё это, оттеняет и высвечивает: иди речь о обычаях Кавказа или причудах высшего общества.
Кстати, до вас Fermalion уже ратовал за исключение "Героя..." из школьной программы. А мне кажется, школьная программа должна быть разная. Лермонтов вообще специфичен, и для меня достаточно спорно стали бы вы читать его, если бы название не было на слуху. А на слуху оно из-за того, что включено в школьную программу.


Смешно, что когда я в свое время негативно отзывалась о Печорине, в советской -то школе, то учителя меня пытались переубедить, потому что известные критики взяли "героя" под крыло. Да, эгоист, мол, но ведь страдающий... И вот жизнь ему осточертела... Дык это неизбежно происходит со всеми эгоистами, о чем, собственно и пишет Лермонтов, который и сам альтруизмом не отличался. А книжка хорошая. Здорово показано, как легко мы, женщины, можем пойматься на жалость...


А зачем не окрепшим умам этот негатив?? Я уже, слава Богу, чего-то понимаю, совсем чуть чуть... А что до 8-9 классника...


Да нормально все! Еще как понимают! Они же это произведение на уроках обсуждают...
Не знаю, моя дочь , девятиклассница, правильно все поняла. Мы говорили с ней об этой книге. Почему эти люди такие: ни привязанностей у них, ни любви настоящей, ни других бескорыстных порывов, да просто добродушия... Откуда они берутся? Много ли таких вокруг? Как их распознать? Можно ли назвать их эгоистами или они не виноваты в том и тоже страдают?
А смысл изучения его в школе в том и состоит, чтобы меньше было таких дурочек, чтоб учились разбираться в людях!
Думаю, что дочка кое-что все-таки поняла, потому что в школе на уроке они писали сочинение на тему о противоречивости образа Печорина, и ее сочинение потом читали всему классу.)


отлично! :) молодец ваша дочка! и вы, как мама:) и преподаватель тоже, все вместе вы помогли разобраться и правильно расставить акценты! а много ли таких вот случаев? в нашей-то стране? увы, но не много..

так что я, как автор рецензии, хотел бы, чтобы таких случаев, как у вас, было как можно больше. иначе мы окончательно превратимся в страну Печориных (если уже не)


Выходит, что девятиклассница может понять всё правильно, а человек с высшим образованием -- нет. Это-то и грустно. Хотя... Естественный отбор, как говорится.


спасибо.)
Я часто вспоминаю Печорина. Такой образ... это архетип.
Вам тоже показалось, что Печориных стало больше? Мне иногда кажется, что кругом сплошь они. Время такое, такие кумиры. Вот Пелевин чем не ПЕчорин наших дней?)
Еще мне кажется, что такие люди в молодости похожи на Печорина, а потом становятся такими, как Рокантен, герой Сартра и их настигает тошнота.
Еще я думаю, что все мы бываем иногда на него похожи, на Печорина - кто в юности, кто в 30 лет, кто в 40. Периодами. А Вы никогда не находили в себе его черты?
Такие вот мысли...)


да, согласен! все мы немного Печорины! иногда получается так, что это диагноз! хронический ли или с обострениями, но диагноз.

а вообще - да ну его! лишь бы мы, как родители, а также педагоги могли правильно донести до своих детей, "что хорошо и что плохо"


я училась в одном из ведущих гуманитарных лицеев Москвы и в моем классе ни один не прочитал полностью это произведение. такая же примерно ситуация в остальных параллелях, если кто и прочитал, то для галочки. (учителя при этом у всех классов были разные)
да, до нас пытались донести, разбирали по абзацу, по слову, писали (списывали) гору сочинений. но где толк?
я считаю что для классики нужна основа. ведь сами, без разбора не поймут, а зачем что бы кто то объяснял, доносил, навязывал? каждый прочитав найдет свой смысл, свою истину. а слушать лекции Марь Петровны о том кто плохой, а кто хороший всё равно никому ничего не дадут!
что касается меня, я читала, но была из тех кто для галочки, чтобы поскорей прочитать и открыть интересную для меня книгу.
меня родители с 4ого класса заставляли читать каждый вечер, чтобы хоть как то повысить мою грамотность, что переросло в любимую привычку)
но ведь самое страшное что после таких книг, ещё сложных и нудных, после месяцев разбора по слогам желание читать у многих пропадает. книга, совершенно любая, но особенно классика, приравнивается к учебнику.
и я полностью согласна что программу нужно изменить, что бы такое читать, изначально нужно привить любовь к книгам
возможно мне просто не повезло с классом или учителем, но тем не менее...


спасибо за мнение! :)


а слушать лекции Марь Петровны о том кто плохой, а кто хороший всё равно никому ничего не дадут!

Так можно уроки литературы совсем отменять... куда ж это годится...


Зачем не быть, а казаться? Зачем весь этот пафос? Ведь понимает, паскудина, что возвращается ему все. Ни друзей, ни любимой рядом...


Так он именно и был таким. И не нужны были ему ни друзья, ни любовь.

Отрадно, что Печорин может вызвать такой протест в мужском сердце :)


благодарю за проявленный интерес к рецензии ;)


Вспоминаю как сейчас свое школьное сочинение "Образ Печорина"
Я разбила всю его браваду и тяжелие метания в пух и прах!
Написла что он просто самовлубленный эгоист. Что он походя не задумываясь ломает жизни людей. Прикрывается образом мрачного романтичного демона а на самом деле он пустышка. Обозвала его ненужным человеком!
Моя учительница была в шоке. Она зачитала мое сочинение перед классом и попросила обсудить. Это была хорошая учительница, она чувствовала что грядут перемены но еще не знала как к ним относиться. Ну и когда меня поддержало болшинство, она пала.