Больше рецензий

smereka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2011 г. 16:23

1K

5

Небольшая повесть "Хозяйка", написаная 26-летним Достоевским, мне видится стартовой площадкой к "прыжку титана", квинтэссенцией всего, что в дальнейшем Фёдор Михайлович дозированно ещё прольёт на наши умы и души.
Прежде всего, это – ставшая знаменитой нездоровая, чрезмерная экзальтированность главных персонажей, у которых постоянно "судорожная дрожь пробегала по всему телу", которые постоянно "рыдают", у которых "слёзы кипят" и "катятся" одновременно с "блуждающей улыбкой" на губах, у которых "в глазах лихорадочный блеск " или они "красны, как угли", а на лице "мертвенная синева".

разбитый, обессиленный восторгом, упал на колени. Рыдания судорожно, с болью прорвались наконец из груди его, и пробившийся прямо из сердца голос задрожал, как струна, от всей полноты неведомого восторга и блаженства

- это Главный герой – Ордынцев - знакомый всем типичный персонаж Достоевского, предтеча плеяды молодых интеллегентов-мечтателей, которые будут постоянно балансировать на грани фантазий, снов и реальности, подпитываясь собственным воображением, мистифицируя себя и превращая собственную жизнь в истерию.
Как не вспомнить здесь М.Климову, сказавшую, что

Достоевский -- это очень сильнодействующее средство; я бы отнесла его к психотропным препаратам, типа циклодола, вызывающего глюки: если читать его регулярно с самого детства, то психика у тебя сформируется определенным образом, и потом выправить ее будет очень сложно, практически невозможно. Поэтому читать Достоевского нужно точно так же, как применять сильнодействующие препараты – небольшими дозами и крайне осторожно.
Особенно внимательно я бы отнеслась к преподаванию Достоевского в школах: может, там его изучать рановато? В вузах – другое дело. Ведь не проходят же в школах маркиза де Сада, к примеру, хотя этот писатель, по сути, гораздо более безобиден.


Повесть, и в самом деле, погружает в особый опасный мир, то ли реальности, то ли мистификаций главного героя, где он сам не понимает, что явь, что сон, где любовь, а где наваждение, где истина, а где ложь, где осознанное, а где навязанное извне. Здесь есть атмосфера Петербурга и его типичные обитатели. Здесь есть убийства: реальные, предполагаемые и неудавшиеся. Здесь есть предательства и предполагаемый инцест. Здесь есть развившаяся впоследствие тема богоискательства. Здесь есть безисходность и потеря смысла бытия.

Но есть в "Хозяйке" и нечто уникальное: сказочно-фольклорное, передающееся в исповедальных речах героини Катерины, периодически впадающей в транс; налёт былинности и мистики в образе старика-раскольника-злодея, мужа-отца героини – его подчиняющая харизма.

Очень психологически насыщенное для столь малого объёма произведение.

Спасибо s-ruchkina за напоминание об этой повести.

Ветка комментариев


С вами не о чем.


А что со мной "не так"? )
Белинский в силу своего ухода из жизни не смог знать творчество Достоевского. Он судил по нескольким первым произведениям и только их имел ввиду. А мы знаем всё наследие Ф.М.Д., факты и особенности его личности, в том числе недоступные современникам. Я отталкивалась от этого.


Белинский в силу своего ухода из жизни не смог знать творчество Достоевского. Он судил по нескольким первым произведениям и только их имел ввиду. А мы знаем всё наследие Ф.М.Д., факты и особенности его личности, в том числе недоступные современникам. Я отталкивалась от этого.

Бесспорно. Но что это меняет? Ничего. Если вы раньше всегда писали прозой, после ещё лет 30 будете писать прозой, но сейчас, вы поэт, то какая разница в какой момент времени мы это воспринимаем, мы просто говорим, что есть временный отход, отскок, дабы лучше убедиться в своем предназначении.

А что со мной "не так"? )

Вы пытаетесь притянуть осла за уши... Все прекрасно понимают, зачем вы это написали в рецензии - красивое вступление, или что-то в этом роде, но не я виноват, что вышло нелепо.


ничего не поняла;
замечу только, что все "понимать" одинаково не могут; я же взвешиваю каждую мысль, когда пишу мнение о книге; за "красивое" - спасибо;