Рецензии

Оценка Eco99:  5  
О любви иным языком

Когда читал, было много ярких, глубоких и интересных мыслей. Слова выверены, глубоко проникают, затрагивают широкий спектр души и жизни. Требовалось «поймать волну», войти в текст, после, читалось интуитивно. От автора требовались только намеки и необязательность договаривать. Некоторые части текста с удовольствием перечитывал по несколько раз, каждый раз открывая новое.
В аннотации заинтересовало, как ученики могут предать учителя? Хотелось увидеть это в трактовке автора.

Образ учителя интересный, мне понравился своей силой, упорством, устремленностью, знанием того к чему направляет детей. Если это трагедия, то трагедия общества, проявляющаяся на стойких людях. Жизнь её трагична, не более чем трагична жизнь тех, кто живет впуская в себя все подряд, без способности оценить качество.… Развернуть 

Рецензия экспертаСтервятник, вдыхающий дым горящего поля
Дополнительные действия
Оценка Velociraptor627:  1.5  

Что ж, мои положительные ожидания на счет этой книги не оправдались. Произведение рассказывает про СССР-овскую школу с английским уклоном. Основное место автор выделяет для девочки, в ней учащейся и учительницы, именуемой “Ф.” Ф. – учительница английского языка, любящая произведения Шекспира. Какого-то определенного сюжета я тут не проследила. Просто, есть какие-то события, описания, в какие-то моменты нас закидывает в прошлое девочки, от лица которой повествование и идет. В общем и целом, как-то не интересно. Много неточностей. Раздражали постоянные “они”, “их”, “эти”, “им” и тому подобное, из-за чего я не всегда угадывала, о ком идет речь, а также сокращения, типа Б.Г., Ф. и А.Н. Серьезно, впервые вижу, чтобы наиболее часто упоминающихся персонажей называли просто аббревиатурой (я… Развернуть 

Оценка nad1204:  3  

Очень странное впечатление оставила после себя эта книга. Я не могу сказать, что она мне совсем не понравилась, но и положительно оценить ее рука не поднимается. Сюжет достаточно прост: в элитную школу приходит преподаватель английского языка. Умная, талантливая, из разряда людей, которые сделали себя сами. Помимо прекрасных уроков она создает в школе театр, где под ее руководством дети играют Шекспира на английском языке. Ученики ее обожают, несмотря на требовательность и некую надменность, многочисленные делегации (в том числе и иностранные) поражены высоким качеством преподавания, руководство школы буквально ее боготворит. Все замечательно. Но ведь так неинтересно, кто же будет читать такое?! Вот и начинается вымучивание страданий героини-школьницы, от лица которой ведется… Развернуть 

Оценка missis-capitanova:  3  
... Не сотвори себе кумира...

Книги Елены Чижовой производят на меня странный эффект. Мне от них становится физически дурно. Так было с "Время женщин" и так повторилось с "Крошками Цахес". И если с первой книгой я обосновываю такой эффект тяжелейшим сюжетом, после которого буквально грудь сковывает чем-то и кажется, что ни вдохнуть, ни выдохнуть, то в "Крошках" скорее всего виной был слог. Язык этой книги для меня стал такой себе весенней распутицей. Я буквально продиралась через него. Ставлю ногу - и грузну. С громким чавкающим звуком вытягиваю ее чтобы сделать еще шажочек - и снова увязаю. И так из предложения в предложение. Такое ощущение, что кто-то строго ограничил автора в количестве слов на всю повесть и она их оооочень экономила! Предложения были какие-то рваные, рубленные, комканные, брошенные читателю как… Развернуть 

Оценка annetballet:  4  

История одной любви

Строгая учительница Ф., завоевавшая внимание всего класса, всех в школе, создает уникальный «шекспировский» театр. В ее постановках хотят участвовать все. Даже бывшие ученики, даже учителя, и даже американские учителя по обмену. Постановки Джульетты, Королевы Элинор, Двенадцатой ночи и сонетов сводят с ума иностранных гостей, изгрызающих свои носовые платки в хлам и готовых аплодировать стоя.

Элитная ленинградская английская школа примерно 70-х годов включает в себя следующие составляющие: первое – учительница; второе – визиты иностранцев и третье – класс. Но сначала то, как это все сервировано и подано. Рассказ ведется от безымянного лица сорокалетней женщины, ученицы Ф. и жертвы любви к учительнице, стиль ее очень простой, как для себя. Текст пестрит местоимениями и… Развернуть 

Оценка Altabek:  4  

Это роман - путешествие. Путешествие по разным местам, по жизни. Эту книгу нужно читать медленно, "кусочками", как философский трактат.
Такие книги надо выпускать со страницами, напечатанными с одной стороны, чтобы ее всю разрезать на цитаты!
Захватывающего сюжета в этой книге нет, да он и не нужен!
Есть некоторые моменты алкоголического бреда, но это не мешает, это все в тему.

Это странная книга, понимаешь ли.... даже не поймешь, о чем она. Вроде ни о чем. Как бы и содержания нет, и мысли. Обо всем сразу! Она обволакивает тебя, как облако.
Оценка Penelopa2:  2.5  

Казалось бы, мне должна понравиться эта книга.

И я, как и героиня книги, училась в «школе с преподаванием ряда предметов на английском языке». Элитная? Нет, просто в соседнюю районную (и тоже спецанглийскую!)) меня не захотели брать из-за «славы» старшего брата, умного, но как все мальчишки дерзкого и непокорного. А в остальном очень похоже. Но все же возник червячок недоверия. Умный нестандартный автор моментально скатился до банальных и что хуже, общественно-приветствуемых штампов – раз спецшкола, значит элитные детки из «крутых семей», папа-мама по заграницам катаются, дети – юные снобики, класс делится на «высших» - экономическая и управленческая элита, «средних» - дети технарей и «низших» - живущие в микрорайоне школы дети рабочего класса. Штамп на штампе. И ни один не совпадал с… Развернуть 

Оценка Shishkodryomov:  0  
Ода неформату

О, наистрожайший из самых неоплачиваемых вахтеров, да войдет тебе ручка от швабры извращенным способом в твою мясистую часть тела с двумя выступающими мышцами и будет там содрогательно перемещаться туда-сюда много-много раз до скончания веков, пока телекоммуникационные сети наши не истлеют и не обратятся в прах! Хочу, чтобы тебе никогда не было скучно на посту, чтобы болел ты только самыми тяжелыми заболеваниями, чтобы тщедушное тело твое покрылось гнойными язвами, чтобы вывернуло тебя на изнанку и веселые боты долго бы прыгали по твоим обнаженным внутренним органам. Да будешь ты пенетрировать со многими заковыристыми словами бесконечно, потому что во главе них стоит сам, ОН, не то, что ты думаешь, совсем не ПЕНИС, а великий и могучий русский язык. И забьется он в твой многострадальный… Развернуть 

Оценка kandidat:  3  

Второе произведение Чижовой, которое я прочла.
Сильное, даже аскетичное....
Проникающее глубоко, бьющее по каким-то далеко и давно сокрытым "клавишам" души.
Мы все родом из детства. Разного, не обязательно такого же, но и в нашей жизни были учителя. И среди них были натуры увлеченные, живущие своим делом. Это им пришлось пережить наше перерождение из "подающих надежды" в обычных обывателей. НЕ всех и не ВСЕГДА.
Но читаешь об этом, как о чем-то знакомом.

Но оценила я роман не слишком высоко, это правда. Скажу теперь о своей мотивации.
Не смотря на то, что я люблю текст а-ля "поток сознания", здесь меня что-то постоянно заставляло спотыкаться о смену действующих лиц и описаний от третьего лица. Некоторая "безликость" начала заставила прочесть его несколько раз по мере прохождения через… Развернуть 

Оценка lessthanone50:  1  

Я не за систему, я не против системы, я вне системы. (с)

Каюсь, не дочитала. Прочла 152 страницы из 637-ми. Не могу больше. Это тот случай, когда личность рассказчика полностью ассоциируется с личностью автора. О, не хотела бы я иметь беседу с Ингой Петкевич!..
События разворачиваются в небольшом коллективе редакции при военной типографии. Впрочем, никаких событий и не происходит: автор просто берет по очереди каждую работницу и вываливает на читателя кучу сведений о её судьбе, внешнем виде, характере, выходках... И такие они все отвратительные получаются!.. Все пьющие, гулящие, глупые, запущенные... К чему, думаю, вся эта грязь? А вот к чему. На 151-й странице Петкевич проводит аналогию между тремя своими коллегами (уничтожающе описанными выше) и ... советской властью. Чего и следовало… Развернуть 

Рецензия экспертаИзлишне эмоциональный любитель почитать
Дополнительные действия
Оценка Marshanya:  3  
Прививать, а не навязывать

Не зашло и не тронуло. Чижова красиво пишет, и здесь она себе верна, но вот "начинка" меня не купила совсем. Я тоже жила в это время и в этой стране, и у меня была учительница, которая стала для нас всем. Только вела она себя иначе, Ф. своё мнение навязывает, считая его единственно верным, а нам давали говорить, спорить и думать, потому что "правильный" учитель даст тебе возможность самому дойти до истины, аккуратно поддерживая тебя под руку, а не вложит тебе в голову свою правду. У нас тоже бы театр, правда, не шекспировский и не по-английски, но для детей 5-6-7 класса "Тень" Шварца и "Король Матиуш 1" были, на мой взгляд, значительно большей пищей для размышлений, чем "Ричард 3".
Дети - предатели? О, да, это открытие))) Вот только нельзя считать попытку сделать что-то свое, пусть… Развернуть 

спойлер
Оценка arhiewik:  2  
Кусочек чужой жизни

"Драмма! Предательство! Осталась рядом лишь одна!" -Боже, какая чушь! Книга вообще не об этом. Такое чувство, что героине просто очень нужно было выговориться. Но воспоминания её сумбурны и проникнуться ими со стороны совсем не просто. Это как чужой фотооальбом: "Вот тут мы пришли в английскую школу. Тут играем Шекспира. Тут Федя забыл театральные штаны и я дала ему свои синие колготки на замену. А вот наша дорогая Ф. лежит в кровати после инфаркта". Ты не знаешь этих людей и бесконечно далек от их судеб. Может, будь я лет на 10 постарше, словила бы сопереживание на фоне личного, но мой школьный опыт был другим. Тоже, к слову, с любительскими постановками, но без надрыва.
Иногда Чижова находит проникновенные слова, как в случае с провальной сценой из "Ромео и Джульетты". Тогда сюжет… Развернуть 

Оценка margo000:  3.5  

(Простите за многословие и сумбур. Хотелось бы вживую обсудить, да где ж мне вас выловить?!)

Какая неожиданно необычная книга, вызвавшая у меня противоречивые впечатления.

Тема школы, тема взросления - это у меня в любимых. И роман "Крошки Цахес" читала с большим интересом и увлеченностью.
Но вот что удивительно: читая книгу, я вдруг ощутила какое-то идейное, морально-этическое неприятие некоторых поворотов сюжета, некоторых поступков, некоторых позиций. То есть меня сначала удивила, а потом и стала коробить непривычная для меня позиция автора, непривычная точка отсчета, скажем так. Как будто полюс в мире этой книги чуть смещён.
Попробую объяснить, но не очень понимаю, как словами выразить то, что испытываю интуитивно и не очень явственно.

Дальше...

Я ни в коем случае не считаю, что все… Развернуть 

Оценка majj-s:  5  
НеЦахес
Прекрасно было яблоко, что с древа
Адаму на беду сорвала Ева.
Шекспир, Сонет 93 в пер. С.Я.Маршака

Вселенная отвечает, руководствуясь принципом контекстной рекламы, не нужно даже формулировать задание, как при запросе в поисковик, стоит поинтересоваться чем-то и высказать интерес вслух - voila, спустя очень небольшое время приходит ответ: получите, распишитесь. Дня два назад зашла речь о сонетах Шексира и гипотетической возможности их чтения в оригинале, я тогда ответила, что нипочем не рискнула бы. Хотя переводы Маршака люблю всем сердцем. И стала держать в голове, что возьму однажды, как посоветовали: оригинал-перевод, попробую читать, не пытаясь объять необъятного, но вслушиваясь в мелодику и ритм. А тем временем начала вовсе даже не Шекспира, но "Крошек Цахес" Чижовой, давно хотела… Развернуть 

Оценка Natalli:  4  

Когда начала читать – глазам своим не поверила: совсем другой язык, иной стиль повествования, не тот, что в романе "Время женщин". Это удивило и обрадовало - будто попадаешь в другой мир. Мир одного класса элитной английской школы Ленинграда 70-х годов прошлого века.

Каждый учитель, если он настоящий, – личность. Это в полной мере можно сказать о Ф., их учительнице английского. Какие она ставила с ними спектакли, как они декламировали Шекспира! Мы видим Ф. глазами героини, ее ученицы, которая, вглядываясь в прошлое, с восторгом и трепетом вспоминает ее слова, поступки. Она и читателю видится в возвышенно-романтическом ореоле, почти лишенная земных черт и недостатков. А может, она и была такой в самом деле? Преданная своему делу, искусству. литературе, она стремилась укрыться в… Развернуть 

Оценка Amaya_ib:  2  

Мне не везет на «школьную» тему в последнее время. Так уж вышло, что за короткое время попались почти подряд две истории, сулившие по аннотации что-то интересное (и, можно сказать, на одну тему – авторитарные педагоги), но не пошла ни одна, ни другая. И если Мисс Джин Броди в расцвете лет вызвала просто отторжение и отвращение, то с Крошками Цахеса – впечатления не лучше, но с немного другим оттенком.

Представьте себе, что у вас есть бабушка – бывшая актриса, скорее всего, супер-интеллигентная, скорее всего, из Петербурга, следящая за собой, с поставленной речью, вполне возможно, даже с дворянскими корнями (а может, и придумывает, кто сейчас докажет). И вот она ударилась в воспоминания о молодости, а вы не можете ее перебить, потому что уважаете бабушку, да и отношения с ней важны для… Развернуть 

Оценка Landnamabok:  5  
«О, дивный новый мир!»

Очередное беспрецедентное попадание … книжкой … в темечко… Елена Чижова умудряется оказаться на моей поляне, второй раз, подряд. Проблема наставник–наставляемый актуальна художественно, философски и практически, всегда актуальна. Всё врут аннотации - не об элитной советской школе эта книга и не о деспоте-преподавателе, и даже не о предательстве. Она – о понимании, о поле мысли, в котором ты либо есть, либо тебя нет.

В книге всё безупречно – выверенный минималистичный сюжет, аскетичный язык, аскетичные персонажи, атмосфера тревоги и очень тонкий юмор, ещё капельку – и порвётся. Одна сюжетная линия, одна локация, одна нота. Настроение книги по духу мне очень напоминает поэзию «Парижской ноты».

Описание своих персонажей автор растягивает на всю книгу, добавляя по штришочку, по… Развернуть 

Оценка telans:  2  

Флэшмоб 2011,совет от Lena_Ka
Даже не знаю,с чего начать...Абсолютно не моя книжка - герои все до одного на удивление не симпатичные,сам слог и стиль письма-жесть(постоянные повторения слов в рядом стоящих предложения,запутанные построения...Уф!)
Учительница Ф.-вообще не понимаю из чего тут было создавать кумира и приводить аналогии со сказкой Гофмана.Человек,от лица которого ведется повествование,своим словотворчеством создает о себе впечатление особы недалекой и состоящей в какой-то секте,в которой известную заповедь"Не сотвори себе кумира"трактуют уж очень извращенно.
Одним словом,простите за сумбур,и спасибо за знакомство с новым автором и новой для меня сказкой Гофмана,которая и дала название сему творению,кое мне так не пришлось по вкусу. Развернуть 

Оценка Oldie:  5  
Прекрасный и ужасающий слепок времени

Елена Чижова, "Крошки Цахес"

Очень сильно. Театр и дети, любовь и насилие, взросление и смерть, вера и предательство. Точный язык, острые метафоры, поэтический слог, не утративший жесткости. Прекрасный и ужасающий слепок времени.
Буду читать Чижову дальше, раньше как-то упустил.

Оценка Krysty-Krysty:  3.5  

Текст как кислый муравьиный сок - результат работы эндокринной интеллектуальной системы.

Посмотреть под ноги, а затем в небо – вот первый научный метод.

Нет, это еще не постмодернизм - интеллигентская (можно путать с интеллектуальной) (пост)советская эссэистическая проза (удачный образ у самого Битова - галстук и набедренная повязка). Пищеварение фактов мозговым соком и выделение мыслей, секретизация своими железами полученной от внешней мира химии - и есть эссе. Химия мысли = постановка вопроса. Это не так и много - вопрос. Это - весь человек. Вопросительный знак Бога.
При чем тут Бог?..
В начале был эпиграф. "Два человека вошли храм..." И это не только автор и кто-то второй (собеседник, читатель?). ПП. ДД. Это сам автор, раздвоенный, мытарь и фарисей одновременно, вечный оглашенный,… Развернуть 

Оценка Artevlada:  5  

Начиная читать роман с таким названием, ожидала найти в нем уродливых телом и косноязычных героев, пользующихся чужими заслугами, но попала в атмосферу советской элитной ленинградской школы с изучением предметов на английском языке. Другое дело, что некоторые «интеллигентные» персонажи романа подчас видят мир глазами уродливого карлика. Школа – «блаженный островок показухи» - гордость района, с потоком иностранных делегаций, с демонстрацией бесчисленным комиссиям того, как советские школьники читают в оригинале литературу чуть ли не лучше самих англичан. Талантливая учительница английского языка руководит школьным шекспировским театром.

“СССР. Indeed. Крошка Цахес. СССР — Крошка Цахес".

Так считает учительница. И уводит своих подопечных в мир гармонии сонетов и пьес Шекспира и не может… Развернуть 

Оценка Lena_Ka:  4  

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после. (Валентин Распутин)

Читая книги об учителях, понимаешь, что школа и тот человек, который прошёл с тобой этот школьный путь (да не просто прошёл, а пытался вести тебя за руку, опасаясь, что сам ты можешь заблудиться, подавал руку помощи, когда ты пробирался через, казалось бы, непреодолимые преграды), сыграли в твоей дальнейшей жизни очень важную роль.

Героиня книги Елены Чижовой это понимает и осмысливает уже через двадцать лет после окончания школы, после смерти любимого учителя. Она возвращается всё время к одной ситуации, которая во многом изменила её жизнь. Книга написана от первого лица и это делает её очень… Развернуть 

Оценка fyzzyf:  3  

Хосспади Боже ж мой...Во бред-то! Сивой кобылы. И еще стОит 103 гривны в бумажном варианте!(нехило!) В таких случаях по Закону о потребителях надо бы просить замены товара или возврата денег, но,увы, на книги Закон не распространяется.

Описываемая эпоха - СССР времен застоя, тогда не было компьютерных игр, в которых можно строить виртуальных человечков по своему желанию, (под "строить" я подразумеваю не в смысле "строить в шеренгу"или "строить из отдельныхдеталей, ручек и ножек, а "строить " в смысле командовать ими по своему усмотрению). Вот и учительница Ф., видать, не имела возможности наиграться, потому и манипулировала школьниками, как ЕЙ было угодно, чтоб они не только делали всё по ее указке, но и думали, как она, и чувствовали , как она.И всё это при условии молчаливого и… Развернуть 

Рецензия экспертаЭксперт Лайвлиба (Я только учусь)
Дополнительные действия
Оценка linc055:  4  

Она любила их особой любовью. Той, которая бьёт, значит любит.
На тех, не "её" учеников, она смотрела с нежностью и делала им снисхождения. А "своим" доставались презрение и холодный взгляд.
Тех она прощала и делала поблажки. А этим, достаточно было короткого колючего взгляда, чтобы захотелось провалиться сквозь землю.
Она выбрала их потому, что ей нужны были "её" дети.

Они её ненавидели и боялись, но каждый мечтал стать её фаворитом, чтобы в конце концов предать с холодной улыбкой возмездия на устах. И лишь одна из них, которая осталась верна ей до конца, была благодарна за тот кнут презрения и холодности, который подготовил её ко взрослой жизни.

Оценка lyrry:  3  

Мне непонятно, для чего была написана эта книга. В ней нет ни внятного сюжета, ни ярких героев. За всем происходящим наблюдать неинтересно, сопереживать им - не хочется. В целом впечатления - как в тумане. А то что непонятно, не может нравиться. А так сплошные вопросы: зачем? для чего?
Во-первых. Конфликт произведения. На мой взгляд, он здесь совсем не убедительный.
Советское время, элитная школа, где среди равных есть те, кто равнее. Наша героиня из тех, кто в эту элиту не входит, так - Серая Мышка. Но однажды в ее жизни случается нечто важное. Новая учительница по английскому делает из нее звезду школьного театра. Авторитета ей это в глазах одноклассников не добавляет, зато она получает объект поклонения, верность которому сохранила на долгие годы. Именно из-за этого случился… Развернуть 

1 2 3