10 сентября 2020 г. 09:51

331

5

Том Стоппард. "Аркадия"

На всякую волю есть ньютонов детерминизм, милорд.

Про Гильденстерна и Розенкранца я уже писала, но не могу удержаться и не написать ещё и об Аркадии. Вряд ли обойдусь без того, чтобы залить всё сиропом восхищения. Прощенья просим, это ж один из моих любимых авторов. И драматургов... И режиссёров... Том Стоппард. Именно благодаря его пьесам я выныриваю из состояния интоксикации женскими романами, неловкими детективами, бездарной прозой, всех книг, которые не подходят лично мне чисто физиологически.А он - как ушат холодной воды в закопчённой бане, как нырок головой в сугроб после пятидесятиградусной жары. Всё ставит с ног на голову, всему придаёт другой смысл или вообще лишает смысла что бы то ни было: исторические реалии, логику поступков героев, незыблемость…

Развернуть
Harmony176

Эксперт

Мои мысли - мои скакуны...

1 декабря 2019 г. 23:50

485

4 Важно – не важно, не важно – важно…(с)

Очень всё похоже на спор: «что было раньше: курица или яйцо, яйцо или курица?!» Своеобразный исторический детективчик на тему: «а был ли Байрон?». Не в смысле вообще – был или нет, а - был ли в определенный момент времени, в определенном месте, и делал ли то, что логически вытекает из тех исторических данных, которые накопали искатели литературных исторических сенсаций. Параллельно идет вольное или – невольное открытие научных истин в параллельном историческом – повествовании… Вообще, впечатление какой-то сумятицы, нагромождения данных, действующих лиц, недосказанностей, открытий-заблуждений и открытий-удивлений… Что-то в этом есть, а чего-то в этом нет… Такая словесная игрушка-загадка-калейдоскоп… А вообще, как пьеса «Аркадия» написана здорово, прекрасно всё представляется, как бы было…

Развернуть
Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

7 января 2019 г. 01:25

577

5

Ну мы же знаем, что означает "Аркадия", почему я и думала, что от чего-то подобного и будем отталкиваться, но нет, промелькнувшая картина в усадьбе лорда с участием учителя и его ученицы-подростка навевают - особенно с учетом 1809 года, в коем это происходит - больше что-нибудь из Мольера или Филдинга, но только этой сценкой не ограничась. После чего сцена являет уже происходящее спустя чуть не аж 2 столетия. И вот - перед нами рассыпали пазлы и спрашивают - составим цельную картину? да и ответа, собственно, не ждут. Зато друг за дружкой быстро выкладывают такие кусочки, знаменующие собой факт, событие или что-то спорное, но отсылающее как раз к тому прекрасному или не очень дню, которым и открывается пьеса.

Эх, а что может быть заманчивее, чем складывание-перекладывание того, что имеет…

Развернуть
Chiffa_Jay

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2018 г. 20:39

425

3.5

Короткая и многогранная пьеса.

Одно и то же место действия. Две линии событий с разницей в пару сотен лет. Хозяева дома и гости занимаются своей жизнью, любовные похождения с намеком на дуэль, дурацкий обманутый муж, а был ли Байрон, гениальная девочка-математик, философские рассуждения, смесь времен в конце, сплав прошлого и настоящего... я хочу посмотреть это на сцене!

Прекрасный слог, легкость чтения, и всё же какая-то нотка грусти во всем этом...

nastena0310

Эксперт

Записки Графомана

26 июля 2018 г. 20:25

1K

3

Очень необычно написанная пьеса. Все события происходят в одной и той же комнате, но они при этом разделены более чем сотней лет между собой. Представители одного и того же семейства и их гости занимаются своей жизнью, а она у них разнообразна и насыщенна, тут и математика с физикой, и любовные похождения с намеком на скорую дуэль, и приближающееся празднование с размахом, и попытки раскрыть тайны Байрона, и многое другое. А в конце уже и вовсе начинается какое-то сумасшествие: времена смешиваются, герои пересекаются, время будто бы застывает, не уходя ни в один из двух веков, о которых шла речь ранее.

Но! Прочла и в голове как-то пусто. Вроде и слог хороший, и юморок неплохой, периодически улыбалась происходящему, и прием художественный основной здесь мне очень понравился, а по итогу…

Развернуть

20 февраля 2018 г. 11:16

653

5 Ах, как прекрасно!

Сказать, что мне понравилось, - это ничего не сказать! Надо, конечно, понимать, что я предвзята, влюблена и вообще неразумна и неадекватна, но как же это прекрасно!))

Стоппард - мастер, гений!

Во-первых, отличная идея: один дом, несколько столетий разницы, пересечения судеб, линий, героев. При этом степень проникновения и переплетения невероятна. Профессионализм попадания яблока, папок и прочего из одного времени в другое, эта тонкость - просто нет слов!

Во-вторых, великолепнейшие персонажи: отстроумные, заносчивые, гениальные, скучные, заурядные, необычные, грубые, чуткие, всякие! Каждый - особенный. Знаете же эту мысль о том, что в хорошей книге (повести, пьесе, etc.) можно закрыть имена героям и все равно угадывать, кто это произносит? Вот тут так. И не за счет жаргонных словечек, а за…

Развернуть

27 апреля 2015 г. 19:27

312

5

Возможно, спойлеры

Нам не дано заранее узнать Как мысль, чувство обернутся дальше, Когда рисуем графики в тетрадь, Или отшельника в сад-эрмитаже.

100 с лишним лет. Не так короток срок, Чтоб не успели факты исказиться, И вот две сцены видим, как урок: В одной - как есть, в другой - слух, небылица.

Учёный был по имени Бернард. Себя считая байронистом ярым, Он сплетню в мир пустить был очень рад, Что погубил дуэлью Эзра Байрон.

Он личность не учёл в своей душе, А только образ, что держал поныне, Насмешкой было, вместо Солоуэй Его сперва представили Павлини.

Но два секрета всё же здесь найти Сумели Валентайн Каверли и Ханна, Что не были скандально велики, Зато и взор не скроет стыд туманно.

И пусть порой слог пьесы грубоват И слишком взросл, но нет здесь негатива, Поэтому читателя найдёт, А может…

Развернуть

20 марта 2014 г. 04:56

318

5

Arcadian tales are hard-luck stories too

Прекрасная пьеса, с остроумными диалогами, которые напоминают о существовании риторики и философии. Что целью речи иногда бывает наслаждение от правильно найденных слов и лаконично переданного смысла. Где две емких фразы ценней мысли растекшейся по древу. Стоппарду удается помирить в двух действиях литературу, естественные науки, карнальные объятия и ландшафтный дизайн. Строгие формы классицизма проигрывают страстному хаосу новых веяний. Совершенству классической геометрии на смену приходят приближенные вычисления. И второй закон термодинамики под три четверти наносит смертельный удар ньютоновскому детерминизму. У Стоппарда цель - тривиальна, потому что мы в итоге придем к нулю, к пеплу, к замерзшему аду. Но важен путь которым мы туда идем,…

Развернуть

24 августа 2013 г. 19:02

531

4

Замечательная пьеса про время, безжалостный водоворот которого играет с судьбой человечества. Так великое открытие, свершенное гениальной девочкой, затеряется и забудется на пару столетий, зато в шутку нацарапанный ею рисунок в будущем послужит почвой для серьезных научных изысканий.

Вроде бы коротко, а успеваешь и посмеяться над глуповатым обманутым мужем, и восхититься прелестью гениального ребенка, сочетающего в себе научный пыл и детскую дурашливость, и порадоваться авторским ремаркам, и пофилософствовать, и вообще.

Прочитано в рамках флэшмоба "Дайте две", седьмая волна, книга из моего вишлиста по выбору irok

Напишите рецензию!

Текст вашей рецензии...

Популярные книги

Всего 697

Новинки книг

Всего 241