Больше историй

14 августа 2014 г. 11:37

372

Единственное точное описание шахмат в русской литературе

В «Школе злословия» от 6.02.2005 был интересный диалог Авдотьи Смирновой и Василия Аксенова о его рассказе «Победа».

А. С.: Василий Палыч, у меня к Вам давно есть такой вопрос. Есть у Вас такой рассказ ранний — «Победа» — про гроссмейстера, играющего со случайным попутчиком в поезде. Мой муж — шахматный тренер в прошлом — утверждает, что это единственное правильное и точное описание шахмат в русской литературе.

В. А.: Потрясающе.

А. С.: Но на самом деле, в том числе, набоковское описание того, как происходит шахматное мышление, оно не точное, потому что Набоков был «задачник». А вот то, что на левом фланге пахнет тряпками, сортиром и коммуналкой и чем-то еще, и что ферзя он спрятал на веранде, среди…

В. А.: А сам на корточках присел.

А. С.: А сам на корточках присел. И то что сверкающие линии, которые могли бы быть у ферзя, т. е. то что шахматисты мыслят ассоциативно: запахами, цветами, картинками и т. д. Вот он говорит, что это единственное абсолютно точное описание шахмат. В связи с этим он уверен, что Вам это рассказал Таль.

В. А.: Нет, никто.

А. С.: Сами придумали?

В. А.: Просто никто не рассказал. Я могу Вам коротко генезис этого рассказа рассказать. Это было в Дубулты в Доме творчества писателя. И передо мной все время двое писателей играли в шахматы друг с другом — Борис Балтер и Анатолий Гладилин. И так играли они, играли в шахматы, иногда начинали ссориться над шахматами. И я сел писать юмористический рассказ, как вот два писателя играют в шахматы и потом вдруг начинают друг другу хамить, что-то такое. И вдруг это все вышло из-под контроля. И стал возникать вот этот рассказ, который я написал за одну ночь. Клянусь. Это абсолютное какое-то наитие шахматное. Я сам никогда в шахматы не играл.

А. С.: Вообще не играли?

В. А.: Нет, играл, но на уровне третьеразрядника.

А. С.: Т. е. это прозрение такое…

В. А.: Да. Что-то особенное было той ночью, я не знаю, в чем дело.

Вспоминая тряпки и сортир, Авдотья Смирнова имела в виду следующий абзац из рассказа:

Игрa Г.О. порaжaлa и огорчaлa гроссмейстерa. Нa левом флaнге фигуры столпились тaким обрaзом, что обрaзовaлся клубок шaрлaтaнских кaббaлистических знaков. Весь левый флaнг пропaх уборной и хлоркой, кислым зaпaхом кaзaрмы, мокрыми тряпкaми нa кухне, a тaкже тянуло из рaннего детствa кaсторкой и поносом.

А вот про ферзя и веранду:

Г.О. сделaл свою зaветную «вилку». Гроссмейстер спрятaл ферзя в укромный угол зa террaсой, зa полурaзвaлившейся кaменной террaсой с резными подгнившими столбикaми, где осенью остро пaхло прелыми кленовыми листьями. Здесь можно отсидеться в удобной позе, нa корточкaх. Здесь хорошо; во всяком случaе, сaмолюбие не стрaдaет. Нa секунду привстaв и выглянув из-зa террaсы, он увидел, что Г.О. снял лaдью.

На мой взгляд, рассказ «Победа» гениальный. Но я могу оценить его лишь эмоционально и лингвистически, посколько третий юношеский не позволяет прочувствовать его с точки зрения шахмат.

Интересно было бы услышать мнение заядлых шахматистов по поводу ассоциативного мышления.