Больше историй

17 июня 2023 г. 23:09

88

/полевые заметки/
Сейчас будет жёсткий спойлер. Вся необычность и смысловая составляющая картин Босха в том, что он просто изображал ад, чистилище, рай. Всё это библейские мотивы. Разве что для более глубокого понимания можно прочитать библию. Вот и всё, хах))
В принципе, следуя написанному в книге, можно смело понимать во всех работах разных художников, написанных до появления Зигмунда Фрейда, что всякая изображённая непонятная дичь - это ад, демоны, монстры, бесы и тд. И занимательно, что у некоторых художников получается мощно и красочно рисовать ад, а вот рай у них выглядит тускло (у Босха в том числе). А есть художники, у которых райские библейские мотивы выглядят потрясающе, божественно в прямом смысле слова, а вот ад получается тусклым и невзрачным. Думаю, что те кто больше фанател по изображению ада - хоррор-художники (извините), так что Босха вполне можно отнести к этому определению)))
Но вообще книгу стоит прочесть, к каждой картине есть много пояснений, много интересных приколюх, так что это не только ведёт к пониманию картин Босха, но и вообще к понимаю искусства и художественных основ.
Период жизни Босха приходится на позднее Средневековье. Об этом можно сказать, что изображение библейских мотивов, рисование для церквей - было первостепенным способом самореализации для художников, да и именно религия тянула развитие художников многие века после наскальной живописи, так что за это её нужно уважать, даже будучи атеистом.
Вообще во многих картинах помимо ада и рая, библейских историй у Босха есть и "жиза" (извиняюсь, аллегория), но только своего времени, средневековая. Убогость, коварство, подлость, низость, обманы, мерзость изображены на его картинах, к примеру те же средневековые инфоцане (где якобы врачи тупым людям прокалывают на лбу дыру и от этого они становятся ещё тупее, но изначально они это приподносят как целительное средство от тупости) и средневековый скам (где пока фокусник что-то показывает, то его сообщник вытаскивает у зрителей кошельки) и ещё сюжет с сеном, мне очень понравились возможные трактовки этого мотива, касательно интерпретации в современный мир это скорее выглядит как "пыль, пыль в твоих глазах, кораблик уплыл, уплыл, а ты остался в дураках в день сурка" (Крематорий), то есть как пустая трата времени, мб те же лайки и соцсети, ненужные вещи, появившиеся в современном мире, за которыми все гонятся.
Ещё в книге написано, что секс считался жутким грехопадением и вообще смертногреховным ужасом вплоть до 20 века, что ярко прослеживается в картинах Босха, категорически осуждающего подобные греховные действия. В принципе, респектую))
И главное, что всех (и меня в том числе) так привлекает в картинах этого художника - изображение чудовищ. Тогда не было фотобаша и книги Джеймса Гарни "Как нарисовать то что не существует" (извините), всё же Средневековье, как-никак, так что придумать настолько необычных монстров и визуально читаемо их изобразить в больших количествах в объёмных картинах - очень удивляющие вещи, и очень жаль, что в книге вообще даже нет догадок, какими именно средствами он мог дойди до придумывания такого. Наверное, к нему ещё можно дополнить биографию как "первый концепт-хоррор-художник по персонажам и окружению" (извините), что несомненно восхищает...
картинка bloody_shemesh