Больше историй

17 июня 2023 г. 02:27

206

Хотела написать отзыв, а получилось целое сочинение. Я сама читаю отзывы в том числе и на прочитанные книги, когда хочется сравнить свои впечатления и эмоции с чьими-то еще. И тут не обойтись без спойлеров.

«Вера» – второй роман Элизабет фон Арним, прочитанный мной после «Колдовского апреля». Хотя аннотация и предупреждала о том, что главную героиню ждут впереди какие-то разочарования, я почему-то настроилась на то, что в итоге история будет жизнеутверждающей. Но получила драму, а по нагнетанию обстановки повествование тут можно сравнить не то что с «Ребеккой» и «Грозовым перевалом», а с «Коллекционером» Фаулза.

Начну сразу с Веры. Несмотря на «ореол загадочности» ее личности и смерти, все указывает на то, что Вера бросилась из окна. И если вначале еще остаются сомнения, что у нее была своя тайна, не связанная с характером Уимисса, то во второй части книги все эти сомнения развеиваются.

Карикатурное изображение Уимисса в первой части, кстати, очень хорошо усыпляет бдительность читателя. А он представляет собой реальную опасность.

Интересно, насколько все-таки Вера пыталась противостоять Уимиссу. То, как она описана на портрете, говорит о том, что у нее был ум и характер, с трудом переносящий несвободу. К тому же она была примерно одного возраста с Уимиссом и, видимо, не могла предположить такой диктат с его стороны, который со временем только усиливался. Она продержалась 15 лет.

Тетя Дот, впадая в крайность (надеюсь), предрекает, что Люси столько не продержится.

Что касается мисс Энтуисл – тети Дот. Не то чтобы тетушка поступила очень разумно, высказывая «родственнику» все, что она о нем думает. Но, скорей всего, это одна из немногих ситуаций (а может быть, первая) в ее жизни, когда прозвучал ее собственный голос, собственное «я», скрытое за стереотипами «старой девы» и правилами поведения.

В сцене конфликта тети Дот с мужем племянницы уже ждешь, что история окончательно перейдет в триллер, тетушка будет убита и закопана. Но тут самое грустное, что Уимиссу не нужно даже совершать что-то из ряда вон выходящее. Он пользуется авторитетом хозяина дома, законного мужа, солидного респектабельного господина – и выставляет тетушку за дверь среди ночи. Нельзя сказать, что его очень любят в обществе, но и исключить из него не могут, если только Люси не выбросится из окна в ближайшее время.

Почему-то мне кажется, что с Люси этого не случится. Тут мы не знаем, насколько много успел вложить в нее отец, например, способность думать и оценивать.

С большой вероятностью, Люси приспособится, будет во всем угождать мужу, находя минуты отдыха и время для книг. Такое развитие событий я предполагаю исходя из того, что Люси не делала попыток рассказать при встрече с тетей хотя бы частично, что она испытала.

Или Люси, все-таки воспитанная умным человеком, начнет думать и понимать, во что может превратиться ее дальнейшая жизнь и она сама – и попытается вырваться. Уимисс, конечно, не даст ей развод, и единственный выход – только уехать куда-то с тетей. Вот тетя после эпизода в финале как раз будет способна предпринять все, чтобы спасти племянницу, даже оставить свою уютную квартирку.

Надежду на будущее для Люси дает тот факт, что она мысленно обращается к Вере за помощью. В ее вещах, в книгах, оставшихся в гостиной, можно найти подсказки. В этом романе, в отличие от «Ребекки», присутствие Веры – это то, что может спасти Люси.

По поводу сравнений с «Грозовым перевалом». «Грозовой перевал» упоминается в самом повествовании (это одна из книг Веры) и по идее должен вносить легкий оттенок трагизма.

Но в романе Эмили Бронте все вовсе не так безысходно. Там героини умирают от «горячки», загадочных недомоганий и своего характера, но никто не бросается из окон. И все персонажи друг другу под стать. Ни Люси, ни Вера не обладают таким характером, как девушки из «Грозового перевала».

Специально перелистала «Перевал». Найти сходство можно только в том эпизоде, когда Изабелла Линтон (второстепенная героиня) приезжает в усадьбу и обнаруживает контраст между ожиданиями и реальностью, а потом в эту же обстановку уже не по своей воле попадает младшая Кэтрин. И у героинь романа Бронте было преимущество: им было хотя бы против кого бороться, так как хозяин не скрывал своей ненависти к ним. А в «Ивах» Люси приходится наблюдать жуткие по своей нелепости склоки со слугами и тут же выслушивать уверения в любви и упреки в невнимательности.

А вот оттенок триллера впервые появляется в эпизоде, когда Уимисс, спокойно глядя на фотопортрет умершей жены, говорит примерно: «Скоро мы закажем и твой снимок». Что-то общее с персонажем из «Коллекционера» есть у Уимисса, когда он впадает в ханжество при виде Люси, спустившейся к нему в одеяле. И в том, как он игнорирует болезнь Люси, так что начинаешь ждать какого-то совсем уж грустного финала. Но нет, Люси выздоравливает, мисс Энтуисл добирается до станции, финал открытый…