Больше историй

6 февраля 2022 г. 12:48

170

но зачем же ты бегаешь без ботинок, Шия?

Книга написана очень просто, именно поэтому ее тяжело читать.

В книге часто автор возвращается к теме Холокоста:

В школе мы учим, что Бог ниспослал Гитлера, чтобы наказать евреев за просвещение. Он пришел, чтобы вылущить нас, чтобы уничтожить всех ассимилировавшихся евреев, всех фрайе йидн (идиш— свободные евреи), которые сочли, что могут освободиться от бремени избранности. Теперь мы искупаем их грехи.

Глупо считать, что мы на что-то влияем, говорит она. Но она не говорит об этом в присутствии Зейде (идиш — дедушка), который уверен, что Сатмарский Ребе может спасти нас от чего угодно.  Все-таки Ребе и сам чудесным образом спасся из концлагерей, и теперь мы каждый год отмечаем этот день как праздник.
Еврейство—это то, что не сотрешь, даже Гитлер это знал

Автор описывает историю, как мальчика-негра избивала еврейская полиция Сатмарской общины, посчитав, что он украл столовое серебро у семьи-члена общины, без доказательств прямых.  И этот факт отсылает к истории, к Хрустальной ночи 1938года, к истории Гершеля Гриншпана, который был еще подростком, когда его родителей вместе с другими евреями выселили из Германии, из своих домов, после чего была неоднозначная история убийства фом Рата, которую немецкий нацистский режим использовал как предлог для еврейского погрома.

Автор подводит всячески к тому, что женщины в общине вынуждены  жить во лжи, скрывая свое лицо за тщательно сконструированной маской

Иногда я боюсь, что Зейде, с его пронизывающимиголубыми глазами и серебристо седой бородой, видит меня насквозь,что его дарованная Богом интуиция проникает под мою тщательно сконструированную маску. Узнай он правду обо мне, сердце мое было бы разбито. Я совсем не эйдел мэйдл (идиш — благородная девица) — скромная девочка, которую он так старательно растил"

Автор борется с идеей коллективной ответственности,  с идеей избранности. Показывает как нелепо все выглядит если человек слепо следует за мнением большинства, например, тот же эпизод с мальчиком, которого схватили посреди ночи и избили (может он виновен, а может и нет,  но факт: украденного при нем не было):

Отец топает по ступеням и громко стучит к нам в дверь.
—Мама! — зовет он, задыхаясь от восторга. — Ты видела? Видела, что случилось?
Когда Баби (бабушка) открывает дверь, я вижу отца в мятой грязной пижаме, его тело ходит ходуном, пока он переминается с одной босой ноги на другую.
—Я гнался за ними! — торжествующе объявляет он. — Я был там, когда их поймали.
Баби вздыхает:
— Но зачем же ты бегаешь без ботинок, Шия?
Кровь сочится из его пальцев на половик у двери, и отец выглядит рассеянно, лицо светится идиотическим энтузиазмом.

Автор передает вот в этом предложении очень правильно эмоции, которые переживает родственник, который видит, что его близкий ведом другим человеком, прикрывающимся именем Бога. Читать нужно тексты,  обсуждать их, аргументировать, но не слепо верить словам других людей. Чтобы не повторялись ситуации когда избивают невиновных, бездоказательно и несправедливо осуждают кого-то ( не зная). Нужно слушать свой внутренний голос,  анализировать, хорошо знать, что хочешь и не быть ведомым другим человеком.