Больше историй

25 марта 2013 г. 11:53

109

Метаморфозы

Ни сама книга, ни автор не являются любимыми. Тем не менее, с завидным постоянством я перечитываю АК (последние 10 лет – каждый год). Мне интересно наблюдать за собственными метаморфозами в восприятии всего романа в целом и каждого из героев в частности, любопытно предпринимать попытку за попыткой постичь написанное. Намеренно не пишу «понять» - не уверена, что сумею понять до конца.
В 15 лет неокрепшей детской душой я не смогла даже на 10% осознать (уж не говоря про понять) всю глубину творения Толстого. Но даже тогда, сколько ни пыталась, так и не поняла почему Анну преподносят как жертву несчастной любви, обстоятельств, вероломства Вронского, равнодушия и жестокости Каренина. Как-то это не соответствовало тому, что я прочитала у Толстого. Вронский в тот момент не вызвал у меня ни глубокой симпатии, ни глубокого отвращения. Это был один из самых мутных персонажей для меня, который я тогда не смогла до конца разглядеть.
Единственный кто завоевал мою мгновенную симпатию,- Алексей Каренин. Даже в 15 лет я не понимала, почему его обвиняли в том, что случилось с Анной. Лично для себя я не нашла в Каренине ни равнодушия, ни жестокости по отношению к Анне (да и не только к ней) и ко всему случившемуся. У меня как раз сложилось абсолютно противоположное впечатление.
В 25 лет, более осознанно перечитав роман, я утвердилась во мнении, что Анна совсем не жертва. Мне претил и ее поступок, совершенный пусть и во имя любви, как мне тогда казалось, и сама Анна не вызывала сильной симпатии и сочувствия. Но опять меня не покидало ощущение, что я где-то что-то пропустила и недопоняла. Вронского мне тогда было жаль, но я не могла связно объяснить себе почему. Мои симпатии к Каренину остались неизменны.
В 35 лет я считала Анну истеричкой и непроходимой дурой, она зверски меня раздражала, особенно к финалу. Я наконец-то разглядела Вронского и даже стала ему симпатизировать, к концу романа появилось что-то похожее на сочувствие. И еще больше влюбилась в доброго и порядочного Каренина.
Что я сейчас думаю о романе и его героях, можно прочитать в моем отзыве.Хотя, конечно, писать отзыв на классическое произведение - дело неблагодарное...

И еще. Я глубоко убеждена, что АК в принципе нечего делать в школьной программе. Не по причине глупости или неготовности детей. АК – это ни разу не детское чтение. И уж если совсем честно, то изучение АК в школе я считаю настоящим издевательством над детьми. Кому будет интересно – прочитают сами, а насильно пытаться впихнуть за пару уроков в детские умы то, над чем Толстой работал без малого 10 лет – это верный путь навсегда привить отвращение не только к конкретному произведению, но к литературе и чтению книг в целом. И в этом, надо сказать, российская образовательная система в лице нашей школы преуспела отменно. К огромному моему сожалению.
К слову сказать, я до сих пор помню предостережение моей учительницы литературы о моем взгляде на роман. Из лучших побуждений, зная мою "горячую" натуру, безбашенную манеру говорить не думая, она порекомендовала мне придерживаться все же официального толкования характеров героев. И выразила надежду, будучи, кстати, согласной с моей точкой зрения, что когда-нибудь наступит время, когда можно будет говорить об Анне все, что я думаю и чувствую на самом деле. Мне тогда (а я закончила школу 25 лет назад) просто повезло, что "Анна Каренина" в школах изучалась за рамками школьной программы, факультативно на так называемом внеклассном чтении. Иначе, мне просто было бы не сносить головы)))ибо кривить душой не в моем характере.

Комментарии


В 2002-2003 АК была уже внеклассным чтением. У нас, по крайней мере. Единственное произведение из огромного списка на лето, которое я не прочла. Ну ты в курсе ;) Нам наша учительница на лето составила расписание с указанием конкретных дат, чтобы мы осилили объемную программу 10 класса заранее, а не пытались это сделать в течение учебного года. А там, если ты помнишь, ВиМ, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Тургенев. Я даже Чернышевского осилила ))) В до АК не добралась - пришлось ей пожертвовать, чтобы вписаться в расписание.

Учительница у нас была блестящая! Но и времена несколько другие )) Помнится, мы обсуждали "Чайку", она попросила всех мальчишек выйти из класса, а девчонок написать на листочке, кого бы из мужских персонажей они выбрали на месте Ларисы.

А про Наташу Ростову тоже говорила совершенно мне тогда непонятное, что в семейной жизни страсть и бури эмоций - явления проходящие, а важнее в конечном счете обнаружить, что живешь с близким тебе по духу человеком, другом ))) Вот какие у нас обсуждения были ))


так и у меня АК была внеклассным чтением, это было в 87-м году, в 9-м классе)))а Гончарова у меня не было, точно помню, я его сама читала. Я уж не говорю о поэзии "серебряного" века - только Блок и Есенин, да и те...
просто сейчас где-то ее изучают в рамках программы. наравне с ВиМ, кстати. бедные дети. но тут, видимо, от учителя что ли зависит...хз. у моих, слава богу, нет в программе АК))))))иначе б я поседела)))мне и так им ВиМ пересказывать)))и объяснять)))уже грустно от перспективы)))
а вот про "Чайку" и Ларису я не поняла...???
про Наташу Ростову...ха! про ВиМ я тоже могу говорить часами)))про то, как меня Наташа бесит. я ее, кстати, еще в школе терпеть не могла)))и таких как у вас, у нас обсуждений не было :( мы потом с учительницей литературы это тет-а-тет обсуждали)))
у меня и о письме Татьяны Лариной был в школе совсем другой взгляд)))да я вообще была этаким подростковым диссидентом местного разлива)))
как меня наша учительница литературы выносила - не представляю)))помню, она меня всегда перед сочинением просила написать как НАДО, а не ЧТО я думаю)))и это всегда было для меня мучением, приходилось выбирать нейтральные темы, типа "Изображение Петербурга в романе Достоевского "ПиН"))))))))ибо, как уже сказала, кривить душой было просто выше моих сил)))


Нам в этом отношении больше повезло. Серебряный век шел очень подробно! Фактически, весь 11 класс мы им и занимались. Ну я уж молчу про МиМ!

У нашей учительницы еще была фишка - при обсуждении ВиМ, она темы про войну заставляла отвечать девочек, а про любовь - мальчиков ;)))

А про "Чайку" учительница спросила - а кого бы из мужских персонажей выбрали вы ))

Не, я в школе была не настолько свободно мыслящей ))) Но это, м.б., и хорошо в моем случае, так как не создавало помех медальному сочинению :Р


какой МиМ????!!!!!))))) про Булгакова и МиМ я в 9 классе не знала-не слышала. ну, ты ж читала мою историю знакомства с романом?)))

у нас по ВиМ было все стандартно, без открытий. бррррр.

да не, я поняла, что спросила учительница. Только я не поняла, она по "Чайке" задавала вопрос или кого бы выбрала Лариса??? потому как в Чайке-то Ларисы какбэ нет...вот я и не пойму)))

я не то, чтобы свободно мыслила...я по-другому просто воспринимала прочитанное)))а экзаменационное сочинение у меня точно бы не создало помех медали, если бы я на нее уговорилась)))на нас начали экспериментировать и все 3 темы сочинения были свободные. Но если первые две были все же с конкретикой - привязка к литературе 19 века (по-моему, там был Пушкин), а вторая - по современной литературе (ну, на момент 88-го года))), то третья была - по произведениям о ВоВ)))вот я по третьей и писала - мои взгляды от общепринятых тогда не отличались. но таки и тут я умудрилась выпендриться)))до сих пор помню свое сочинение (ну не дословно, конечно, но общую идею)))из двух классов выпускных в итоге я единственная 5 баллов получила)))а уж сколько выслушала в свой адрес восхищений от учителей...до сих пор краснею, вспоминая)))но реально классное сочинение написала)))


в "Чайке"? Лариса?
либо Нина в "Чайке", либо Лариса в "Бесприданнице", либо мне пора к доктору... :)))


это, наверно, описка)))но я так и не поняла какая именно)))


наверное...
но все равно одинаково непродуктивный вопрос. :(
Ни у Нины в "Чайке", ни у Ларисы в "Бесприданнице" - никакого реального выбора не было. Мужчины всё решили за них...


у преподавателя свой взгляд


Ксюш, описка в названии пьесы )


Нет, вам не пора к доктору )))) Конечно, имела ввиду "Бесприданницу" )


ты там жива, цветочная моя?)))


полностью с тобой солидарна, что АК в школьной програме не место. У нас, впрочем, её и не было. И у ребенка моего, по счастью, тоже. :)


у меня была по внеклассному. что будет у детей - хз. старшему ВиМ в 10-м поставили.