Больше историй

8 ноября 2020 г. 21:29

987

Человек не может «делать»

 


Для точного понимания требуется точный язык. 

Но обычный язык, на котором мы разговариваем и излагаем свои мысли,  даже отдалённо не годится для этого.

Слова слишком широки, расплывчаты  и неопределённы, они не могут нести в себе постоянного значения.


Неправильное употребление слов и внутренние свойства слов ,как таковых, делают их ненадёжным инструментом для точной передачи знаний и речи, не говоря уже о том, что у нас нет ни слов , ни выражений для обозначения многих идей, доступных нашему рассудку.

Если мы возьмем одно из часто употребляемых слов и рассмотрим насколько разное значение оно имеет, то поймём, почему мы не в силах выразить свою мысль точно и почему всё, чтобы думаем и говорим, оказывается столь неоднозначным и противоречивым. Помимо многозначности слов , ещё одной причиной этой путаницы является тот факт, что мы и сами  для себя никогда не определяем точного значения, в котором мы используем слово, а только удивляемся, почему другие люди не понимают того, что кажется столь очевидным для нас. 

Одним  и тем же словом мы с равной легкостью обозначаем целый ряд понятий, которые соотносятся друг с другом так же, как ничтожная часть соотносится со всем колоссальным целым.

Точная речь всегда должна достаточно конкретно указывать в каком отношении употреблено каждое понятие, что оно в себя включает.

Например, слово «человек».

Опять видим в нем всё то же  противоречие. Мы употребляем это слово , будто знаем, что оно означает.  Но в действительности все это слово понимают по-разному. 

Например : ученый-натуралист видит в человеке усовершенствованную породу обезьян, религиозная особа- видит в человеке бессмертную душу , экономист видит в человеке производителя и потребителя.

И все эти взгляды полностью противоречат друг другу. 

В рамках данного учения человек определен как существо, которое может «делать» - действовать осознанно, в соответствии с собственной волей. 

Человек отличается от животных своей способностью к осознанному действию , способностью к деланию. В личной, семейной и общественной жизни, в политике, науке, искусстве, философии и религии всё от начала до конца «делается». Никто не может ничего «делать».

Конечно, нам нужно должным образом прояснить, что означает «делание», сказав, что оно требует высокой степени  бытия и знания. Обычно мы даже не понимаем, что означает «делание», потому что и в нашем случае всё везде «делается» и всегда «делалось».

Фактически, человек не способен даже на малейшие независимые или спонтанные действия. Он весь - не более чем результат внешних влияний и впечатлений. 

Человек - это процесс, передаточный материал для сил. 

Если представить человека с самого детства ,не подверженного никаким влияниям и впечатлениям, то такой человек не будет способен ни на одно действие или движение. На самом деле, он по-просту не сможет жить. Если человек не подвержен внешним факторам, то всё это невозможно.

И конечно, он не сможет совершать действия, которые мы считаем произвольными и сознательными. 


Таким образом, с точки зрения позитивиста человек отличатся от животного только более сложными реакциями на внешние впечатления и более продолжительным интервалом между впечатлением и реакцией. Но точно так же, как и животное, человек не способен на своё собственное независимое действие и волю.


Мы - словно простейшие машины, механические игрушки, которые функционируют лишь до тех пор, пока заведена пружина внутри них, не способны добавить что-то к этой силе. Человек обладает великими возможностями - но такие, какие мы сейчас, мы не может претендовать на то, что являемся сущностями, обладающими независимостью и волей.