Больше историй

31 января 2020 г. 04:34

1K

Ирэн Форсайт-Красота,скрывающая Уродство.

Данный текст является дополнением вот к этой рецензии,в которую он не вместился.А ещё он содержит очень серьёзные спойлеры.

картинка HullettWoofy

Самый мерзкий персонаж саги,портящий впечатление от чтения,вызывающий желание выкинуть книгу в окно,или,на крайний случай,швырануть её в стенку,персонаж от которого внутри всё просто кипит, от негодования и возмущения,который вызывает самую сильную ненависть,которую способен вызвать придуманный герой-это Ирэн Форсайт/Эрон.Она и Боссини единственные персонажи,чьи чувства никак не были затронуты,они показаны глазами каких-то других героев.Основная проблема для меня заключается в том,что эти действительно гнилые люди преподносятся автором как образец подражания,идеал искренности и свободы воли.И если Форсайтов Голсуорси понимал-это то общество,внутри которого он вырос и долгое время жил,а Джолион младший-его альтер-эго(я искренне верю,что писатель намного приятнее персонажа,которого он создал по своему образцу),то прообразом Ирэн стала Ада Голсуорси,которую писатель любил до безумия,не мог ничего делать,нигде находится без неё.Он причислял ей все свои читательские достижения.Судя по сведениям современников,любовь прозаика была болезненной и нездоровой,скорее зависимостью и преклонением,что определённо находит отражение в его творчестве.Ада,манипуляторша,требующая заботы и опеки-компенсации за годы лишения этого,притворяющаяся слабой и донельзя хрупкой-властная,сильная и жёсткая на самом деле женщина,она стремилась всегда быть с мужем,чтобы все его помыслы были на ней.Говорят,её навязчивость и требовательность душили Голсуорси,за что он чувствовал себя виноватым перед эти небесным,добрейшим созданием и старался подарить ей еще больше ласки и преданности.Муж видел Аду такой,кокой она ему себя демонстрировала,она была для мужа идеалом,тайной,которую он не понимал,чем-то внеземным,совершенным.Он не мог смотреть на неё хоть сколько-нибудь отстранённо,он не мог смотреть отстранённо даже на созданную по её типу героиню(Ирэн-это отражение того,как её создатель видит жену).Писатель даже представить не может,что кто-то может испытать к ней иные чувства.Видно,как он старается сделать всесторонний обзор,вложить разные мнения,но всё равно ни один персонаж не устоял перед мисс Эрон,хотя видно,что они,выходящие из-под ига автора,очень старались.Это не соответствует личности,характерам героев,кажется насилием над ними,они будто превращаются в этот момент в деревянных марионеток,чувствуется фальш,становится так за них обидно-с появлением этой женщины все будто разом сходят с ума.Ни на одного человека не будет такой реакции абсолютно у всех.Голсуорси попытался сделать Ирэн символом Красоты,Свободы и Женственности.Красоту,вещает писатель,невозможно постичь полностью,ей невозможно владеть,нужно покоряться,преклоняться,служить ей и быть на седьмом небе от счастья того,что вообще её лицезреешь.Лично для меня проблемой является уже эта позиция автора,у которого красота-это именно физическое явление,эстетизм.Я отнюдь не считаю,что это главное в жизни.Ирэн-это полупрозрачный сиреневый цвет,неуловимый запах гардений,шелк медовых волос,большие глубокие глаза цвета шоколадного бархата,нежная кожа,излучающая тепло и ласковый свет,скрытая любовь и страсть,плавная воздушная походка,сосредоточие неисполнимых желаний,шорох легкой ткани,невесомость,зыбкость,мягкость,изящество,хрупкость,непознаваемость и недоступность.И это нежное,сладкое,цветочно-карамельное имя,звучащее по-английски как «Айрини».Основная же трудность заключается в том,что Ирэн не образ,не призрак,не сильф,не мечта,она-живая женщина.А чувств,характера ей писатель не дал.Он её вообще не понимает(как,по большей мере,и Боссини),принимает как данность,верит в неё и навязывает своё не совсем адекватное видение читателям.Она красивая картинка,ускользающее эфемерное явление,но не настоящий человек.Так как такое,естественно,невозможно:люди не могут быть символами чего-то,они намного сложнее и многограннее,то персонаж Ирэн приобретает качества,которые автор совсем не задумывал.Возможно,он вложил черты своей жены(хочу заметить,что не считаю,будто все качества Ирэн имели отношение к Аде или были в ней настолько сильны),которые сам не мог и,главное,не хотел расшифровать,а людям посторонним-многим читателям,становится всё понятно,видна истинная суть героини.Я до самого конца ждала,что она проявит хоть каплю человечности,хоть что-то осознает,но она какая была в самом начале,такой и ушла со сцены.Персонаж создаёт огромный диссонанс между её описанием,внешностью и таким содержанием.Я много раз видела в рецензиях,что её называют куклой,и,честное слово,лучше бы она такой и была.Однако на самом деле она настоящий нарцисс,глупая и недальновидная,но хитрая манипуляторша,скрытый агрессор,энергетический вампир,абсолютно пассивное,всех вокруг обвиняющее плывущее по течению бревно с сильнейшим синдромом жертвы,неспособное ни принять какое-либо решение,ни взять на себя ответственность хотя бы за саму себя.Все обязанности,весь груз вины она перекладывает на окружающих.Это человек с удивительной силой лицемерия,эгоизма и самовлюбленности.Холодная,расчётливая,равнодушная.Она не способна на любовь,на дружбу,даже на сочувствие,может лишь позволять(крайне немногим,избранным людям) любить и заботиться о ней и считает это великим даром.Не просто же так у неё,такой великолепной,никогда не было подруг.Она окружала себя мужчинами,которые будут восхищаться ей,ходить за ней с поджатым хвостом,ловить её взгляды,угождать ей,ловить каждое её оброненное раз в пару часов слово(на большее мозгов не хватает).Ей нравится,когда её превозносят,но нужно вместе с этим,чтобы ей давали полную свободу,чтобы от неё ничего не требовали,предоставляли ей всё просто так,по своему желанию,решали её проблемы и помалкивали о своих.А ещё рядом с собой она позволит быть только творческим,экспрессивным и возвышенным личностям,а политикой и экономикой занимаются только грубые,мало развитые и скупые люди.Нет,её партнёр должен вообще не думать о деньгах,тратить из без колебаний,да он может быть хоть нищим,ец это не важно,но при этом,естественно,содержать её по высшему разряду.Ирэн тщеславна:ей нужно,чтобы ей постоянно восхищались,дарили комплименты,чуть ли не молились на неё.Единственные девушки,с которыми она общалась-это мачеха,на которую у неё обида за то,что та не стала содержать её,девятнадцатилетнюю девицу,после смерти отца,подруга,которую она предала,и падшие женщины,которые ужасно благодарны ей,испытывают перед ней благоговение,и на фоне которой она выглядит образцом красоты и непорочности,а также добра и непредвзятости.Делать Ирэн ничего,кроме игры на пианино(это Голсуорси взял от Ады,как и «преследование» своей героиней Немезидой:так звучит второе имя его жены),не умеет и,очевидно,не хочет.Она вышла за мужчину,которого не то что не любила-он был ей неприятен.Вышла она за него якобы по нужде,но,как выяснилось позже,эта независимая и самостоятельная женщина вполне могла зарабатывать себе на жизнь,квартиру и служанку преподаванием игры на пианино и,видимо,у неё таки было какое-то небольшое наследство.Так что объясняется её принужденное замужества тем,что она,не падкая на богатство и способная жить в бедности,просто не хотела снижать планку своих ежедневных затрат,а тут ещё повернулся такой без памяти влюбленный в неё богач,который ещё и согласился её отпустить,если она «постарается,но не сможет стать хорошей женой».До этого он делал ей предложение еще четыре раза и получал неизменный жёсткий отказ,но тут,похоже,её уже мачеха прижала.В итоге,над мужем Ирэн три года издевалась,полностью игнорировала всё,что он говорил и пытался наладить беседу,узнать,что она хочет,чем она недовольна-в ответ молчание и уход из комнаты,когда он трогал её,подходил к ней,просто двигался,она дергалась,замирала и смотрела на него глазами затравленного зверя,с истинным страхом,хотя тот её в жизни не то,что не ударил,голос на неё особо не повысил.Но всё это время она «старалась»-терпела этого тирана рядом,и вот её терпению пришёл конец,она напоминает об обещании.Нет,не развода она,конечно,хочет,а чтоб мужчина её оставил в покое и проспонсировал дальнейшую безбедную жизнь-это само собой разумеющееся.Только вот делать этого никто не собирается,предъявляя вполне обоснованное возражение,что она своё обещание тоже не выполнила.Трагедия,насильная жизнь(просто уйти то она,понятное дело,не может) с маньяком,подлецом,лгуном,который даже комнату ей отдельную выделять отказывается.Поэтому она выпихнула его из их общей спальни-просто закрыла дверь на ключ и тихо сидела там как мышь,боявшаяся быть обнаруженной совой.Мужа она своего так ненавидит,так презирает,так боится(последнее,скорее,чтобы просто его извести) и так всё это демонстрирует,будто он всю её семью перерезал и систематически её зверски насилует и избивает.С другими девушка изображает страдалицу,умирающего лебедя,чья жизнь хуже смерти.В итоге,она уводит(нет,не уводит,а соглашается почтить его своей благосклонностью) жениха своей единственной подруги,которая вечно её жалела,утешала и вообще всячески искала выходы из её ситуации и поддерживала.Отчасти это была своеобразная месть за то,что с помолвкой Джун стала уделять больше времени своему жениху и их совместной жизни,чем проблемам Ирэн.В любом случае,совести у неё ещё меньше,чем у Боссини,потому что она не только преспокойно смотрит своей подруге в глаза,скрывая от неё подобные вещи,зная,что та обо всем догадывается,делает вид,что та ведёт себя грубо и обижает бедняжку,а уже при однозначной ситуации,холодно насмехается,выражает своё презрение(преданный человек переступил через себя и то подал руку,но Ирэн выше этого!) и обвиняет ту в том,что она же как бы сама хотела,чтоб эта примадонна бросила своего мужа.Когда же её обвиняют в жестокости,спрашивают,за что она так поступает,Эрон предпочитает молча удалиться с видом оскорбленной добродетели.С любовником своим они ни от кого ничего не скрывают,Ирэн демонстративно светится счастьем перед мужем и смотрит на него с пренебрежительным злорадством.Она ждёт,когда её архитектор станет богаче и известнее,чтобы со спокойной душой к нему уйти,возмущается и обвиняет в подлости супруга,который подает в суд на любовника жены,который,как я писала выше,у него ворует,чтоб тот вернул деньги,которые потратил сверх максимальной оговоренной цены.Кончилась вся эта история тем,что муж,минимум полгода терпевший всё это откровенное издевательство и при этом сохранявший верность своей жене,ночами сидевший под её(на самом деле,как бы его) дверью на лестнице,однажды,благодаря забытой открытой двери,воспользовался супружеских правом(не нравится мне это выражение,но не очень представляю как это ещё назвать) без желания Ирэн.Ни в коем случае не оправдывают его поступок,но такой исход был логичен.Насколько я знаю героиню,и основываясь на очень поверхностном описании,можно сделать вывод,что физически она не сопротивлялась,но всем своим видом показывала,что ей это безумно противно.После этой ночи она таки уходит к своему любовнику,жалуется ему,естественно,не замечает,что состояние у него при их расставании далеко не адекватное(настолько,что даже циничный и,в общем-то,равнодушный ко всем Джордж Форсайт замечает,и начинает беспокоится-это насколько надо было выпасть из реальности?).Когда Боссини погиб из-за несчастного случая,Ирэн,обвиняя во всём мужа,окончательно ушла от него.Далее идёт совершенно отвратительная интерлюдия,в котором Джолион старший просто сходит с ума,у него,видимо,начинается старческий маразм(это единственное оправдание,которое я могу ему дать),и он начинает испытывать к Ирэн какие-то очень странные чувства...В общем-то они довольно однозначные,но дедушке восемьдесят шесть годиков!Вместо того,чтобы провести свои последние месяцы,а,может,и годы в спокойствии и умиротворении,у него происходит страсть,волнение...и инфаркт,что логично.При этом очень чувствуется,что автор считает такой исход лучшим из возможных,якобы он познал Красоту и умер,когда она к нему спешила.Проблема.В том.Что.Ирэн.Женщина!!!А не образ! Это совсем не одно и то же,даже не приблизительно.Голсуорси в этой интерлюдии просто уничтожил во мне практически всё уважение к старшему Джолиону.Он так в первом романе любил свою внучку,а здесь,стоило ему раз увидеть Ирэн,как всё:она прекрасна,она не может содержать зла,не может быть неправа,никто ему больше не нужен,Джун обязана принять Ирэн с распростертыми объятьями(а если ей что-то не нравиться,то она уже взрослая-пусть сваливает),более того-радоваться ей,она сильная девочка-переживёт,а это хрупкое создание,живущее в недостойных её условиях(тоже самое позже будут повторять его сын и её муж...многие мечтают о таких недостойных условиях) требует любви и заботы.И значительной части его состояния,за чем обязан следить его сын.Вот тут со стороны Ирэн было прекрасно продемонстрировано,как она годами страдала,живя в одиночестве и посещая чуть ли не каждый день концерты и выставки.И вообще жизнь для неё закончена,сообщает она с томным видом,имея при этом вид профессиональной модели на съёмках.И тут же умильно спрашивает,простила ли её Джун.Ведь все эти годы она так об этом переживала,ага.Во втором романе за Ирэн бегает её муж и попечитель,который,подобно отцу,полностью забивает на своих детей.Героиня вечно жалуется,что бывший супруг её преследует(хотя это на тот момент это было не так,человек хотел попросить прощения и забыть об этой истории,добиться развода и жить дальше,но Ирэн такое не устраивало,ей нужно было продолжить игру в жертву-мучителя(лично я считаю,что роли как-то неправильно распределены,на самом деле,всё наоборот),что ей страшно,и ля-ля тополя,Джолион,будьте рядом и защищайте меня.Ну,то есть,она,конечно же,говорит прямо противоположное,но всем своим видом показывает,что ей нужна опека(но не контроль!).Джолион признавался,что понимает,что жертва в этой ситуации муж,но при этом ничего с собой поделать не может-кузен ему противен,а его молодая жена вызывает горячие жалость и сочувствие.В общем,несмотря на то,что изменила мужу Ирэн,она же от него ушла и ни за что не собирается возвращаться,ей на репутацию всё равно,а муж работает на престижной должности и не может позволить себе какие-то скандалы в биографии-несмотря на всё это,Ирэн нужно от бывшего прятать и защищать,заставлять делать это преданную ею Джун,а бедный мужчина,если он хочет развода,пусть говорит,что изменял он,он же мужик,а у хрупкой девушки нервы и алиментов иначе не будет.Очень противный был момент,когда Джолион получил известие о смерти сына,которого он не отговорил идти на войну,так как был с молодой возлюбленной в Париже,и Ирэн,явно будучи крайне недовольной тем,что его от неё отвлекают показывается,как она,благородная,разрешает ему уехать,и как она от этого страдает.На самом деле,трудно объяснить,насколько это лживый и бесячий персонаж.Выйдя замуж за отца своей бывшей подруги и даже поплакав над тем,что та её простила(чтоб казаться новому мужу ещё более нежной и возвышенной),женщина начинает вести семейную жизнь:вкушать плоды заботы Джолиона,путешествовать(без сына,естественно,за детьми де ещё ухаживать надо,потакать их желаниям там,а ей как бы хочется,чтоб в этом плане ребёнком была она),играть иногда на пианино,сидеть на диване и услаждать всех своей красотой...Меня всю книгу поражало(хотя я и понимала,что дело а предвзятости автора,которая способна испортить любую историю),что абсолютно все персонажи(даже те,которые должны её ненавидеть),восхищаются Ирэн,жалеют её, хотят,считают идеальной женой и матерью,невиннейшим и прекраснейшим созданием.По внутренним качествам она просто убожество,всю жизнь копила в себе ненависть и презрение к бывшему мужу,абсолютно хладнокровно ему об этом говорила,хотя прекрасно знала,что он её любит до потери разума,что внушала ей ещё большее отвращение.Вместо того,чтобы перелистнуть эту страницу своей жизни она стремилась вечно выставлять его перед всеми монстром.Вторая интерлюдия довела меня до нервного тика,потому что на месте дела оказался маленький мальчик,сын Ирэн.Автор окончательно свихнулся на этой теме?!Это просто отвратительно!Ещё и отец его ревнует жену к сыну совершенно не как муж жену к ребёнку.В последнем романе миссис Форсайт опять строит из себя жертву и плетёт интриги,потому что её сын(свобода воли?К нему это не относится) в,о ужас!дочь человека,которому она сломала жизнь,но которого она ненавидит.Нет,ей будет слишком плохо находиться с ним рядом.К тому же,ей хочется в глазах сына быть хрупкой,нежной и самоотверженной,зная,что это на него содействует,в отличие от насилия и открытого конфликта,поэтому она будет с болью улыбаться,противиться «всем сердцем,но молча».К тому же Ирэн стыдно.Нет,не за измены,развод и предательство подруги,а за то,что вышла за такого человека.И так как она боится,что сын её возненавидит,то подбивает мешать влюблённым и выглядеть плохим мужа,а ещё полностью одобряет его письмо,в котором она показана ангелом,бывший супруг-помешанным на ней маньяком,тираном,зверем и насильником,дочь его имеющей все предпосылки отца,а ещё там содержится укор сыну,что не может же он быть таким подлым и бессердечным,бросить мать(не будет де она с ним рядом,если он свяжет себя узами с этой семейкой!),разбить ей и так исстрадавшееся сердце,оставить беззащитную в полном одиночестве,ведь отец скоро умрёт(высший уровень манипуляции) от болезни,которую он долгое время от них скрывал,и он ничего не замечали,а вот первая его дочь,как странно!заметила за два дня.Отдав записку,мужчина сразу же умирает,от наигранного,тщательно продуманного горя Ирэн просто тошнит-она явно надеется на реакцию сына,любуется собой,такой красивой,в горе и жалеет себя,несчастную.Сын страдает,не может нарушить последнюю волю отца,бросить мать,он переживает такие тяжёлые эмоции,что не может даже в стране оставаться.Последней каплей становится ситуация,когда бывший преданный,многократно облитый помоями муж Ирэн отбрасывает ради дочери все обиды и приходит к этой женщине,прося ее не портить жизнь детям,и она,зная,что сын смотрит и желая,видимо,ещё раз кольнуть пришедшего мужчину начинает трястись и смотреть затравленным взглядом, когда тот протягивает ей руку,хотя за секунду до этого она стояла совершенно холодной и спокойной,прекрасно понимая,что даже если бы стоящий перед ней пожилой мужчина действительно был таким,каким она его описывает,то в её доме он бы не смог ничего ей сделать.Естественно,любящий сын не может это терпеть,выгоняет гостя из дома и рвёт все связи с возлюбленной(которой эта ситуация тоже является своеобразным наказанием за эгоизм,когда она обвиняет отца в том,что Ирэн его ненавидит,потому что это мешает её личной жизни,и манипуляциями заставляет его унижаться и идти к этой женщине).А Ирэн торжествует,понимая,что сын уже сдался,говорит красивые слова,вроде:«Не думай обо мне,думай о себе.Это твоё решение»,разрешает ему ехать за границу без неё, если он не хочет её видеть.На самом деле,она как бы не очень против,она же любит быть одна,жить для себя,а тут страдающий сын.Она рада,что отстояла своё.Вот и кто здесь собственник?Самое ужасное,что у этой женщины нет честности даже с самой собой.Она не просто нарцисска,эгоистка и лицемерка,но ещё ханжа и святоша.Мужа своего она обвиняла в насилии,вместо того,чтобы признать,что вышла за него по расчёту.Ирэн даже не пыталась не то что сама наладить с ним отношение,а хотя бы пойти ему навстречу,когда он это делал Потому что ей нравиться страдать и жалеть себя, она нашла человека,на которого может свалить свою внутреннюю гниль.Она вообще решила обвинять его во всех своих бедах,потому что его это задевает,и он её любит,поэтому стерпит и вернётся,и эта садо-мазо снова почувствует себя жертвой.К тому же,он сильный и сдержанный человек,прямо наслаждение его выводить.Да ещё,по тем же самым причинам:он сильный,сдержанный,практичный мужчина,а она хрупкая красивая девушка с оленьими глазами,ей достаётся всеобщее сочувствие и симпатия.Она вообще всегда умеет вызывать у людей жалость и желание защитить,даже если зло причинила она:в ситуациях с мужем,с Джун,с сыном.Только сам бывший супруг видит её сущность,и то не до конца-он считает её демоном,а она просто ничтожество,никто и никогда не обратил бы на неё внимания без её внешности,а будь эта история реальной,за ней бы всё так бегать не стал,её хотели бы,конечно,но на этом всё.Ну кто-то,конечно,влюбился бы в образ,но большинство,особенно женщины,послали бы её куда подальше.
Ради более менее объективного взгляда скажу,что в общем её неприязнь и холодок к мужу понятны(но не ненависть,призрение,издевательства и просто свинское,неблагодарное отношение):он вызывал у неё отвращение,когда дело касалось сексуальной жизни.Я не знаю,была она в курсе того,что муж и жена делают вместе в постели,или нет:в то время,могла и не знать.Естественно,при таких обстоятельствах,каким бы человек не был замечательным,к нему не могут не возникать некоторые негативные эмоции.А насчёт измен,я думаю,она размышляла так,что,раз муж не выполнил обещание-не отпустил её,то она тоже ему ничего не должна.

Комментарии


Как вовремя ваша рецензия и история появились,на самом деле хочется обсудить это произведение,поделиться мнением.Я разделяю вашу точку зрения по поводу этой"героини". Хочу отметить вот еще что. Эта леди ничего ни для кого никогда не делала,за исключением небольшого эпизода помощи падшим женщинам,после спасения одной из них от возможного самоубийства. Но самое интересное,когда у Ирен появилось наследство-о помощи уже не было сказано ни слова.Так вот и жила страдалица одна,музицировала и наряжалась.Казалось бы-теперь то можно заняться реальной благотврительностью ,но нет...


Да всё с ней ясно;)


всех вокруг обвиняющее плывущее по течению бревно с сильнейшим синдромом жертвы,неспособное ни принять какое-либо решение,ни взять на себя ответственность хотя бы за саму себя
плюсую! самая бесячая "жертва" среди встречаемых героинь.


Прямо в точку! Спасибо, прочитала с удовольствием про Ваше отношение к этой красотке! Ваши слова отлично характеризуют Ирэн, согласна с каждой буквой этой характеристики!