Больше историй

30 октября 2018 г. 17:53

967

Борьба хорошего с лучшим.

Перечитала повесть "Ключ без права передачи", она включена в этот сборник. Перечитала - и вспомнила свой первый выпуск, где ребята были младше меня всего на четыре года, а выглядели многие значительно старше. Да, мне тоже удалось тогда подружиться со своими старшеклассниками, они опекали и любили меня так, как никогда больше ученики не любили меня потом - уже такую знающую, взрослую, обладающую кучей "компетенциий". До "стандарта педагога" мне добраться так и не удалось, но то, что на уроке литературы иногда приходится заниматься неинтересными вещами и готовить детей к экзаменам по заданным шаблонам, мне пришлось усвоить. С первым моим выпуском все было иначе... 
Когда я болела гриппом, то в классе тут же составлялся график - когда и кто меня посещает, какое варенье приносит, какие стихи выучивает, чтобы меня порадовать... В повести Полонского, как может показаться современному читателю, анализ школы такой "беззубый"... Все учителя по - своему хорошие люди, просто одни пришли в школу по призванию, а другие попали не на свое место, в этом их проблема. Любимая учительница оказывается виновата в "страшной" вещи - обсуждает со своими школьниками недостатки коллег. (Оно бы и не стОило, конечно!) Но директор отнесется с пониманием (спасибо, спасибо, мой уважаемый, мой дорогой В.Байер) - и вот уже проблема решена, а ключ, который без права передачи, остается у молодой талантливой "Мариночки" ( так ее называют школьники). 
Марина не жалеет своего времени на "внеклассную работу", которую даже и работой не считает, а просто общением с юными друзьями. В молодую умницу влюблен один из десятиклассников, но у советского школьника это все на уровне взглядов и вздохов, хотя даже это справедливо тревожит маму ученика. 
Иногда у родителей возникает и другая ревность к этой учительнице - дети уделяют девушке больше времени, чем маме и папе, а главное разговаривают с ней по душам. Да, Марина "комкает" школьную программу и дает старшеклассникам невозможные темы сочинения... слишком раскрывающие личность. Как я теперь понимаю, нельзя было настаивать, чтобы все ученики раскрывали душу - у детей разный темперамент, разный жизненный опыт, и иногда у них этого "жизненного опыта" гораздо больше, чем у доверчивой девочки, которая не знала в своей жизни ничего, кроме дома, книг и театра. 
Еще раз скажу : повесть наивна и простодушна. Но я готова подтвердить, что так оно бывало. Хотя бы иногда. История Марины - это во многом моя история. Поэтому я ставлю этому произведению четыре ярких звезды.