Больше историй

19 мая 2018 г. 22:16

593

Женская душа – потемки…

Прообраз. Даже если душа принадлежит созданному фантазией гениального автора персонажу, разобраться в ней ни на йоту не легче. Тему эту уже затрагивал однажды в обсуждениях, но она по сей день не дает мне покоя. Причем большей загадкой для меня является не столько сам персонаж Миледи в книге Дюма, сколько ее экранное воплощение в лице Маргариты Тереховой. Я не знаю, кто больше других причастен к метаморфозам Миледи на экране, режиссёр фильма Георгий Юнгвальд-Хилькевич или автор сценария Марк Розовский, но созданный ими образ в большей степени отвечает заглавию этой истории.

Сомнения. Стоит начать с утверждения, что в фильме существует некая двусмысленность отношения Миледи к главному герою, юному гасконцу Д'артаньяну. С одной стороны она всей своей сутью выказывает ненависть к нему, а с другой - словами и делами проявляет симпатию. Истинные мотивы и чувства Миледи могут быть скрыты от зрителя под толстым слоем лжи и фальши, но это не мешает нам развивать мысль о возможной симпатии дальше. Достаточно вспомнить фразу Миледи в домике на побережье: "... я полюбила Вас еще тогда, на постоялом дворе, когда Рашфор издевался над Вашей лошадью...". Если хотя бы на мгновение предположить, что в этой фразе есть хотя бы доля правды, то симпатия или, если хотите, сочувствие Миледи могли зародится в самом начале и причина этого рождения могла проистекать из жалости. Зная короткую дорогу от жалости до симпатии, подобное развитие чувств вполне логично.

Эволюция. Но одной жалости недостаточно для движения дальше, нужен катализатор. У разных людей катализатором чувств могут выступать слова, события, эмоции, поступки, причем как позитивные, так и негативные их проявления. Что же касается Миледи, которая была посвящена во все тайны королевского двора, то единственные события, которые до нее могли дойти – это успехи гасконца при дворе, его слава и, конечно, отношения с Констанцией. То есть, ревность и зависть – единственные чувства, которые могли бы подпитывать собственные чувства Миледи. В теории зависть и ревность способны скорее охлаждать, чем воспламенять, но на память приходит другая история. Собакой на сене Лопе де Вега рассказывает, как ревность и зависть посеяли зерна интереса в душе Дианы к простому слуге Теодоро, которые проросли, выросли и созрели в нечто большее.

Дежа вю. Не знаю, покажутся ли Вам мои следующие слова случайностью или судьбой, но у меня от этой мысли мурашки. В 1977 году Ян Фрид снял фильм по мотивам пьесы «Собака на сене», где роль Дианы играла та же Маргарита Терехова, а роль Теодоро – тот же Михаил Боярский. И это было всего лишь за год до съемок и выхода на экраны «Д’Артаньяна и трех мушкетёров»! А теперь главный вопрос – была ли эволюция чувств Миледи задумана авторами фильма или она мигрировала вместе с актрисой из одного фильма в другой? Конечно, если только предположить, что черная кошка вообще была в темной комнате, прячась в душевных потемках противоречивого персонажа.

Цепочка. Двигаясь дальше по сюжетной линии не могу вспомнить никаких других чувств, кроме неумолимо преследовавших Миледи зависти и ревности. К какому чувству склоняли ее душу эти катализаторы?
Немного дополнил уже выстроенную однажды цепочку чувств, оставив однако место для Вашей фантазии…

равнодушие – жалость – симпатия – зависть/ревность – любовь – зависть/ревность – Х
где Х – любовь или ненависть, подставить по своему усмотрению

Комментарии


Какая прелесть. Вы молодчина, что оформили это в историю. Да, большую часть я помню из того, о чем говорили во флудилке. но там было разбросано и недоставало четкой стройности. А здесь как надо.