Больше историй

21 июля 2017 г. 14:59

347

Мне иногда снятся чужие сны.
Иные из друзей рассказывают мне свои сны, а я их потом "досматриваю", с некой оскоминкой эстетического стыда, словно подсмотрел чужую душу, подсмотрел чужие сны.
Но чаще всего мне снятся творческие сны, сны героев любимых книг, апокрифические сны, которые мне почему-то хочется потом показать, рассказать другим.

Одним из последних моих снов был сон Ипполита Терентьева из "Идиота" Достоевского, в котором страдающий чахоткой и, фактически приговорённый жизнью к смерти Ипполит, помышляющий о самоубийстве, оказался в одной комнате с чудовищным пауком.
Итак, декорации моего сна состояли из большой, тусклой комнаты, с мрачной картиной Ганса Гольбейна "Мёртвый Христос в гробу" на стене, из старой кровати под этой картиной, на которой небрежно лежал зелёный платок Сонечки Мармеладовой, из трёхногого стула возле кровати, обоев, чуть выцветших, с райской, изумрудной вязью виноградной лозы.
В комнате было два человека : Кафка ( он сидел на кровати, поджав колени к подбородку), и я ( сидящий на стуле со спущенными ногами).
Кафка сидел облокотившись о стену, и с грустной, жутковатой улыбкой тихо раскачивался, бросая бисерный взгляд то на меня, то на закрытую дверь, с сизой, острой полосой света под ней, похожей на лезвие прибоя невыносимо медлящего появления дня.
За дверью чувствовалось чьё-то присутствие. Порой слышался шёпот дыхания, да прозрачная лужица тени словно бы протекала тонкой, пугливой струйкой под дверь, но сразу же высыхала, впитывалась в песок ( ибо вместо пола был тот уставший, перетёртый ветром и солнцем степной и бледный песок Сибири, в котором водятся тарантулы и фаланги).
Я не видел кто это был, но я чувствовал, знал, что это был Свидригайлов. Облокотившись на трость, похожую на долгий, тёмный луч с янтарным, лунным набалдашником с заключённым в него жутким насекомым, он временами усмехался, мотал головой, прищурив глаза и что-то шептал.

Да, забыл упомянуть ещё об одной странной детали комнаты. На противоположной от кровати стене, над которой висела картина, было расположено маленькое окно, с каким-то отцветшем пейзажем луны, хилой веточкой дерева, с бледным туманцем лёгких цветов, и грустной горсточкой огней далёкого города.
С прозрачным, тусклым звуком об окно бился жёлтый мотылёк, словно бы стремясь вырваться из этой комнаты.

картинка laonov
Гюстав Доре - Арахна ( иллюстрация к "Аду" Данте)

Продолжение

Вдруг, дверь приоткрылась, бледно зевнула, и сразу захлопнулась.
Сначала стояла гнетущая, леденящая тишина, но почти сразу тишина стала подтаивать, мрачно оживать шелестом движения.
Что-то проникло в комнату.
Я посмотрел на Кафку. Он раскачивался ещё сильнее - неким живым маятником часов,- шептал что-то на немецком о загнанной, чахоточной лошади, о подмастерье художника, перетирающего краски, и пальцем проводящего красный крест у себя на лбу... Кафка резко замер, уставившись взором на стену перед собой, медленно закрыл ладонями лицо ( так дети натягивают на лицо одеяло боясь чудовищ в темноте), и жутко рассмеялся.
Возле окна, со словно бы бредящим и бьющимся в судорогах крыльев мотыльком, сидел огромный паук с белым крестом на спине.
Но странным было то, что этот паук ( в его кротких движениях было нечто женственное) словно бы стыдился себя, своего ужасного вида.
Он медленно засеменил к окну, переступив через обморочного мотылька, тихо ударившегося о стекло, за которым словно бы прозрачно вспыхнула звёздная пыльца.
Паук... нет, это был не совсем паук. В инфернальной орнитологии его можно было бы охарактеризовать как гремучую смесь скорпиона, змеи и тарантула. Спереди он походил на трезубец, похожий на трезубцы у древних хтонических богов, или на трезубец в одной из многочисленных рук Шивы.
Этот паук сначала хотел проскользнуть под мой стул в центре комнаты, но он, словно мелом, был очерчен световой чертой круга от маленькой люстры в виде венка из цветов надо мной.
Уставившись на меня острым, тёмным блеском своих размноженных в каких-то зеркалах ада, глаз, паук грустно засеменил под кровать, с перепуганным до смерти Кафкой на ней.

В какой-то миг, хрустальные цветы люстры темно заморгали, заслезились тусклым светом, и погасли.
В накренившейся темноте были слышны лишь бледные, обморочные касания мотылька об окно, бредящий шёпот Кафки, скрип кровати и липкий, крадущийся шелест, наполнявший всю комнату.
Это было невыносимо! Казалось, что тебя в темноте касаются той жуткой, багровой улыбкой касаний, которые чеширски мелькают в ночи нашей жизни, и мы чувствуем причинённую нам боль страха смерти, тянущейся к нам из цветов, которые мы срываем, не замечая в них змеи, из бледного и жаркого тумана ласк женщины, искушающей нас наслаждением надеждой на жизнь вечную, вечно-земную...
Невозможно было отличить мотылькового касания наслаждения, доверия, помощи, от тёмных касаний боли и зла.
Чем победить, преодолеть эту боль страха? Наслаждением от боли? Своей, чужой? Сотворить такую танталову надежду, что она будет невыносимо разбавленной болью ( боль, словно бог, будет везде!) ожидания жизни, словно мы уже умерли, или ещё и не жили?
Множеством рук тянулись ко мне касания ада и рая. Эти касания словно бы размножились в разбитом и сошедшем с ума зеркале в какой-нибудь палате № 6..

Если бы Кафка не закричал, как кричит приговорённый к казни, перед невыносимо медлящим над ним палачом с занесённым топором; если бы он не закричал от холостой боли страха, ожидания, темно провернувшейся в нём, оперевшись о бледную пустоту, сравнимую со смертью, но более густую, оледеневшую, ибо её можно коснуться... если бы Кафка не подбежал к запертой двери и не застучал в неё руками и ногами - причём, в свете снова замигавших, заикающихся словно бы от страха цветов люстры, он походил с тенями удвоенных рук и ног, на огромного паука, ползущего по стене,- я бы сошёл с ума.

В этом клаустрофобическом, безнадёжном мраке пространства, человек был доведён до того, что превращался в насекомое, в паука!!
Не в силах этого вынести, я бросился к окну. Я попытался разбить его рукой, но... лишь повредил кисть руки, разбив её в кровь, ибо окно было ложным, и пейзаж жизни за окном был лишь нарисован, возможно, сошедшим с ума художником, томившимся в этой комнате-палате до меня.

На этом месте я проснулся в слезах среди ночи. Мою правую руку тепло лизала моя собака, грустно поскуливая.
За окном быстро светало, и тень люстры в форме цветов, прозрачно засеменила пауком к двери.
И тут я вскрикнул, ибо вспомнил, что моя собака уже давно умерла.
Я всё ещё спал, и проснулся лишь во сне, и не мог допроснуться дальше, ибо осознал, что сплю.
Я заблудился в лабиринтах ложных пробуждений, чьи бледные коридоры были испещрены роковым пасьянсом открываемых и закрываемых дверей, откуда доносились нечеловеческие крики.
Моя жизнь была сном, или сон, был всего лишь жизнью? - так змея кусает себя за хвост, пожирая себя же.
И тут я проснулся окончательно, да, кажется, окончательно. Ведь я проснулся, скажите мне ради бога, проснулся?

Комментарии


Проснулся? Хороший вопрос. Я то откуда знаю?)

Смелая история, Саша, наполненная массой символов и тайных знаков. Интересно, кому было бы под силу разгадать их все? Подпишусь на комментарии к этому посту, почитаю.


Проснулся? Хороший вопрос. Я то откуда знаю?)

Спасибо Оль, умеешь успокоить)

Подпишусь на комментарии к этому посту, почитаю.

А ты оптимист))


Да ладно тебе) Сам же знаешь, что история крутая, просто народ стесняется комментировать, тут как обычно )


Нет, ну по идее один коммент ещё должен быть. Посмотрим)


Я совершенно не удивлена, что вы внедрились в сон Ипполита Терентьева - одного из главных самоубийц в мире Достоевского, хотя самоубийство совершить ему не удалось, но сама идея суицида была у него идеей фикс.
В страшный сон вы совершили свой побег. Зачем? Почему?
Если это действительно был сон, за скобками комментарий, а я не очень в это верю, и совсем не меняет дело, если это взорвался фантом вашей фантазии, воображение выстелило красную дорожку для дефиле, за скобками комментарий, все едино. Такие «сны» и мысли, и подсознание имеет свой подклад. Свою обложку. Значит, живет скорпионообразное чудище в вашем, извините, терентьевском подсознании.

Однако могу отметить: ваша история, описанная в более зловещих тонах, нежели у Достоевского, имеет свою собственную светлую душу, и ваши ухмылки, и смешки, и подмигивания, видны и гримасничают всюду.

Порой слышался шёпот дыхания, да прозрачная лужица тени словно бы протекала тонкой, пугливой струйкой под дверь, но сразу же высыхала, впитывалась в песок ( ибо вместо пола был тот уставший, перетёртый ветром и солнцем степной и бледный песок Сибири, в котором водятся тарантулы и фаланги).

У Достоевского, извините, все проще.
Прелестная дверь, которая не пугает.

Вдруг, дверь приоткрылась, бледно зевнула, и сразу захлопнулась.

И маленькое окно, которое одаривает нас надеждой и чуть радостью.

маленькое окно, с каким-то отцветшем пейзажем луны, хилой веточкой дерева

Этот паук сначала хотел проскользнуть под мой стул в центре комнаты, но он, словно мелом, был очерчен световой чертой круга от маленькой люстры в виде венка из цветов надо мной.


Спас Гоголь!!!

Уставившись на меня острым, тёмным блеском своих размноженных в каких-то зеркалах ада, глаз, паук грустно засеменил под кровать…


Помните ли вы изображения ангела смерти?
Он сплошь покрыт глазами. Он слетает на землю, чтобы разлучить душу человека с его телом. Иногда он дарит свои глаза, и тогда наделенный новым зрением, человек внезапно начинает видеть сверх того, его новые видения кажутся нелепыми, фантастическими, галлюцинациями расстроенного воображения. И, кажется, что еще немного и наступит безумие, то безумие, за которое сажают в желтый дом. Такое новое зрении Лев Шестов находит у Достоевского, а Виктор Ерофеев доносит до нас.
Не поняла, зачем в вашей компании был Кафка. Вы внедрились в сон Ипполита, взяв собой Кафку, «только» лишь для того, чтобы он не дал вам сойти с ума? А большая широкая, покрытая зеленым шелковым стеганым одеялом кровать… одеяло заменено платком Софьи Мармеладовой. Зачем?
Вопросов много, и все они оттого, что написано сильно, многоярусно, сверх зрения Достоевского, новым взглядом и с новыми ожиданиями. Главное, чтоб не с привидениями. Хотя, знатоки утверждают, что и они бывают добрыми.


В страшный сон вы совершили свой побег. Зачем? Почему?

Нина, да просто в одной беседе речь зашла об этом сне Ипполита, пришлось его перечитать и высказать своё мнение. А ночью мне приснился этот сон, но не совсем такой, как в истории. Там был Кафка, я на стуле и темнота... А потом мне показалось интересным художественно развить, "досмотреть" этот сон, обыграв многие моменты из Достоевского и не только.

ваша история, описанная в более зловещих тонах, нежели у Достоевского, имеет свою собственную светлую душу, и ваши ухмылки, и смешки, и подмигивания, видны и гримасничают всюду.

Ну, про зловещие тона" это как-то само собой у меня получается) Но вы правы в том, что капелька надежды и света в истории есть. Только они мучительны. Про ухмылки и смешки... ну да, а куда без этого))

И маленькое окно, которое одаривает нас надеждой и чуть радостью.

Мотылёк в это верит) Ему виднее.

Спас Гоголь!!!

Гоголь многих спасает. Но иногда, довольно жутко, так жутко, что и не знаешь что тебя спасают.

Помните ли вы изображения ангела смерти?

Нина, вот именно этот образ у меня и проносился в мыслях ( я уже писал о нём в какой-то рецензии) при создании своего образа паука.
Помните сон Свидригайлова о пауках? О том, что может "того" мира и нет, а так, тёмная банька и пауки в ней... Этот страх и Достоевского и потом уже Бергмана о том, что, быть может, и бога, рай то нет, и они могут оказаться лишь "пауками". Это глубинный и кошмарный, инфернально-орнитологический кошмар всего человечества.
И вот мне подумалось, а что, если бы ангел смерти был подобен этому пауку? некое жуткое слияние в одно кошмарное целое бога, смерти и страха смерти? Смерть и пустота, пожирающая и жалящая человека приходит к нему, и дарует ему частичку себя - боль жизни и боль страха смерти, и человек... сам становится чуточку частичкой смерти, пауком. Это жутко.
Мне интересно другое : как вы умудрились подсмотреть этот мой "сон", что докопались до этого весьма призрачного образа в истории?

Не поняла, зачем в вашей компании был Кафка. Вы внедрились в сон Ипполита, взяв собой Кафку, «только» лишь для того, чтобы он не дал вам сойти с ума?

Вы все сговорились что ли так думать о Кафке в моей истории?)
Ну разумеется не для этого. Помните мысль другого самоубийцы из Бесов Достоевского, Кириллова, с его идеей определения бога как "боли страха смерти", которую я обыграл и в истории? Он размышлял о преодолении бога и победе над страхом боли, о сверхчеловеке и человеко-боге ( в замен богочеловеку), который займёт место бога. Вот образ красного креста на лбу, о чём бредил Кафка у меня в истории, и является символом желания стать "человекобогом", сверхчеловеком, пройдя сквозь кровь и жертвы. Это почти кафкианский абсурд превращения человека в насекомое, в паука.
Далее, я инфернально вывернул наизнанку определение Кирилловым бога "боль страха смерти" - "наслаждение надеждой на вечную жизнь, вечно-земную".
Тут уже определение не бога, а жизни без бога и дьявола, нечисти и бесовщины потусторонней, ставших жизнью, смешавшихся в её безнадёжном мраке её понять и принять. Это определение души мятущейся и жизни оставленной богом, но одновременно и символ того, что в каком бы раю не оказалась душа ( утвердив его на земле ли, спустив ли "небо" на землю или наоборот), она не будет до конца уверена, что это не ад, что это не иллюзия сверкающей паутины, заманивающий нас дальше в ад в образе ангела ли, бога, красоты женщины, искусства...
В этом смысле отсылка в истории к Палате №6 служит очередным инфернальным зеркалом того, что и бог может поменяться с человеком местами, сойдя в его безумный мир, и уже не имея возможности его покинуть : на земле обычно убивают богов, или сводят с ума.

А большая широкая, покрытая зеленым шелковым стеганым одеялом кровать… одеяло заменено платком Софьи Мармеладовой. Зачем?

Тут нужно сразу уточнить, что всё происходящее в истории - это апокрифический сон нераскаявшегося и мучающегося Раскольникова в Сибири. Потому и песок сибирский вместо пола, и Сонечкин зелёный платок на кровати, как символ милосердия и богоматери ( вы не читали древние византийские апокрифы о схождении богоматери в ад? ), ставших почти бесполезных. Тут символично то, что этот образ богоматери, подобно Пьете находится под картиной с мёртвым Христом ( а этой картине, ка вы знаете, Достоевским уделено много места в Идиоте).
Но символично что и окно жизни ( как почти трагическое и абсурдное отражение картины, с её "веточками-руками", луной, отражающей зашедшее солнце - умершего бога) находится напротив картины.

Главное, чтоб не с привидениями. Хотя, знатоки утверждают, что и они бывают добрыми.

Это вам лучше спросить у Свидригайлова. Не случайно же он оказался в истории)
Вот такой беглый "сонник" расшифровывающий некоторые места моей истории-сна у меня получился...


Очень интересный сонник с любопытными драматическими расшифровками, я бы даже назвала это продолжением истории.
Спасибо за подробности...
И все же любопытно, был ли сон ?


Я же сказал, что сон был, но не столь "подробный", да и навеян он был беседой с одним человеком. Так что, не беспокойтесь, Нина, ничего "терентьевского" во мне нет. Просто такие сны у Достоевского - роскошь искусства. Искусства сна.


И все же , какое облегчение, что терентьевского в вас нет.
Согласна, что такие сны - роскошь искусства.
Спасибо !!!


Нина, а скажите честно, вам не показалось, что Кафка несколько раз перечитывал этот сон Терентьева перед созданием своего "Превращения"?


Пока ответить на этот вопрос не могу. Во-первых, не задумывалась .Во-вторых, для ответа требуется перечитать Кафку. Непременно это сделаю, но под настроение...
Пока настроения нет.