Больше историй

24 июня 2017 г. 18:06

650

О фильме "Сквозь темное стекло" Ингмара Бергмана 1961 г.

«Сквозь темное стекло»- один из самых гениальных фильмов, что я когда-либо видела. Это необычайно сложный и глубокий рассказ, который раскрывает творчество Бергмана, как подлинное откровение.

Это первая картина так называемой «Трилогии веры» в творчестве Ингмара Бергмана, продолжившейся лентами «Причастие» и «Молчание». Режиссер неоднозначно и глубоко подавал тематику веры и неверия. Некоторые исследователи считают, что Бергман разрешил для себя вопрос существования Бога в духе Ивана Карамазова. Название фильма происходит от библейского выражения (1-е послание к Коринфянам, 13), означающего неполноту нашего знания о Боге в этом мире.

картинка Beatrice_Belial

Лента затрагивает сложные и болезненные темы, такие как: одиночество, поиски веры, любовь, инцест и безумие. В картине поднимается и тема значения искусства, его подлинной ценности и того, чем стоит или не стоит ради него жертвовать.

Как и главная героиня «Отвращения» Полански, юная Карен страдает от психического заболевания, которое становится источником страданий не только для нее самой, но и для ее близких. Каждый герой фильма по-своему одинок: муж Карен Мартин от безысходности своей любви к ней и собственного бессилия; её 17-летний брат от неуверенности переходного возраста и из-за отсутствия отцовской заботы, а отец этого семейства от невозможности помочь детям, своей неискренности и неумения любить.

Этот фильм вообще во многом схож с «Отвращением». Снова мы видим необычную главную героиню, за сложным и странным психологическим и духовным состоянием которой очень интересно наблюдать. Снова зритель едва ли сможет однозначно ответить на вопрос о том, безумна ли эта девушка, или, напротив, ее странное поведение становится не более чем нормальной реакцией на этот мир. Снова рядом с героиней оказывается искренне влюбленный в нее мужчина, который страдает из-за уникальности своей возлюбленной, будучи не в силах ее понять. И снова в фильме присутствует странный эротизм, парадоксально воплощающийся в сверхсексуальности главной героини, которая в силу своих психологических проблем отстранена от темы секса.

Но данная картина интересна еще и тем, что в ней мы видим взаимодействие членов семьи. Крайне необычна структура взаимоотношений героев, выстроенная Бергманом в фильме - одна единственная женщина находится в окружении трех неравнодушных к ней мужчин: отца, мужа и брата. Недопонимание, обиды, боль - все это пронизывает внешний уровень общения героев, а на внутреннем уровне суть картины вертится вокруг вопросов веры. В такой ситуации именно Бог мог бы стать спасением для героев и, как кажется, на него то они и уповают, но в итоге Карен находит Его в виде пытающегося проникнуть в неё паука, ее муж становится атеистом, а младший брат пребывает в отчаянии из-за случившегося между ним и его сестрой.

История отца героини и вовсе сложна, как и его поиски веры. Что герой обрел и что потерял в финале? Нормальные отношения с сыном, который в финале картины восклицает: «Он говорил со мной!» или очередное заблуждение о любви?

Потрясающе тонкий, сложный и красивый фильм, который (несмотря на тяжелые темы, в нем рассматриваемые) не оставляет чувства психологического дискомфорта, а напротив, воспринимается на удивление легко. Отдельно хочу отметить актерские работы. Поразила и игра актрисы, исполнившей роль Карен, и мужского актерского состава. Такие разные мужчины (и по возрасту, и по статусу) каждый великолепно справились со своими ролями, продемонстрировав зрителям сложную гамму чувств их героев. Бергман проделал в данной картине какую-то удивительную вещь, когда толком не можешь понять, что так тебя тронуло, но буквально чувствуешь это при просмотре, как… чьи-то прикосновения.

Комментарии


Спасибо за замечательный разбор фильма.
Это самый любимый мной фильм у Бергмана. Без слёз ( пусть и нравственных, его нельзя смотреть).
И снова у режиссёра присутствует тема Достоевского. Тема кошмара Свидригайлова, только усугублённая и приближенная трагизмом личного : в комнате, на том свете, вместо бога, героиню встречает паук...
Ужасно застрять меж двух миров, и не иметь возможности полноценно опереться на небо и землю. Они мучительно сплетаются и просачиваются меж пальцев ( не сквозь, а именно "меж"), ибо это призрачная жизнь.
А какое томление Эроса в героине? Это мука безысходности и безумия самой любви на земле.


Очень интересно было бы прочесть твою рецензию-историю на этот фильм. Как ты заметил, я лишь пробежалась по вершкам и не стала писать о действительно важном, потому что этому следовало бы посвятить отдельное исследование. Ты бы мог очень занимательно об этом фильме написать.
Я же задумала большую работу на всю трилогию и плюс отдельной главой разобрать тему присутствия Достоевского в творчестве Бергмана. Но на это нужно время, теперь в творческих планах)

А какое томление Эроса в героине? Это мука безысходности и безумия самой любви на земле.

Там о любви вообще очень глубоко, очень. Взять хоть финальный диалог героев (отца и сына)


Ох, о таких глубоко запавших в душу произведениях трудно писать. Сама знаешь. Во всяком случае, ты напишешь об этом лучше меня.)
Ого! Отличная мысль с трилогией и темой о Достоевском. Славная мысль!
Последний диалог отца и сына - это апокриф евангельской встречи сына человеческого, заблудшего, надломленного, заброшенного в одиночество , и Отца.


Мне такое пишут на сайте "Ты напишешь точно лучше меня", когда хотят отделаться от моей просьбы написать на какую-то конкретную тему:)) Отлыниваете)) Но это нормально, ведь каждый сам выбирает себе темы для работ.


Знаешь, Ольга, я иногда искренний до идиотизма) Я искренне, а не ради "отделаться" говорю о том, что у тебя выйдет лучше меня. Да спроси кругом, и тебе подтвердят.
Я уже утомил тут многих своим душевным эксгибиционизмом) А тут, думаю, дело может зайти ещё дальше...
Ладно, галочку в уме поставлю. Сама тема интересная и важная для меня. Может и напишу однажды.


Отличная история о гениальном фильме талантливейшего Бергмана! Спасибо, Оль, забрала в избранное)


Спасибо) Очень рада, что ты тоже любишь творчество Бергмана)