Больше историй

27 февраля 2017 г. 11:53

2K

Розанов о Гоголе, Тургеневе и Л. Толстом.

Я нахожу замечания В.Розанова о великих писателях из данной его книги весьма любопытными. С какими-то из них я могу согласиться, а с какими-то нет. Но нельзя отрицать, что выдающийся философ глубокого и вдохновенно анализировал творчество этих писателей.

Самым спорным и неоднозначным является мнение о Гоголе. Сразу после выхода книги «Легенда о Великом инквизиторе» оно вызвало множество споров и немалую критику в адрес Розанова. Не стану давать никаких личных комментариев, скажу лишь, что мне было крайне интересно рассмотреть это мнение.

Мертвым взглядом посмотрел Гоголь на жизнь и мертвые души только увидал он в ней. Вовсе не отразил действительность он в своих произведениях, но только с изумительным мастерством нарисовал ряд карикатур на нее: от этого-то и запоминаются они так, как не могут запомниться никакие живые образы. Рассмотрите ряд лучших портретов с людей, действительных в жизни, одетых плотью и кровью, — и вы редкий из них запомните; взгляните на очень хорошую карикатуру, — и еще много времени спустя, даже проснувшись ночью, вы вспомните ее и рассмеетесь. В первых есть смешение черт различных, и добрых и злых наклонностей, и, пересекаясь друг с другом, они взаимно смягчают одна другую, — ничего яркого и резкого не поражает вас в них; в карикатуре взята одна черта характера, и вся фигура отражает только ее — и гримасой лица, и неестественными конвульсиями тела. Она ложна и навеки запоминается. Таков и Гоголь.
И здесь лежит объяснение всей его личности и судьбы. Признавая его гений, мы с изумлением останавливаемся над ним, и когда спрашиваем себя: почему он так не похож на всех, что делает его особенным, то невольно начинаем думать, что это особенное — не избыток в нем человеческого существа, не полнота сил сверх нормальных границ нашей природы, но, напротив, глубокий и страшный изъян в этой природе, недостаток того, что у всех есть, чего никто не лишен. Он был до такой степени уединен в своей душе, что не мог коснуться ею никакой иной души: и вот отчего так почувствовал всю скульптурность наружных форм, движений, обликов, положений. О нем, друге Пушкина, современнике Грановского и Белинского, о члене славянофильского кружка в лучшую, самую чистую пору его существования, рассказывают, что "он не мог найти положительного образа для своих созданий"; и мы сами слышим у него жгучие, слишком "зримые" слезы по чем-то неосуществимом, по каком-то будто бы "идеале". Не ошибка ли тут в слове и, подставив нужное, не разгадаем ли мы всей его тайны? Не идеала не мог он найти и выразить; он, великий художник форм, сгорел от бессильного желания вложить хоть в одну из них какую-нибудь живую душу. И когда не мог все-таки преодолеть неудержимой потребности, — чудовищные фантасмагории показались в его произведениях, противоестественная Улинька и какой-то грек Констанжогло, не похожие ни на сон, ни на действительность. И он сгорел в бессильной жажде прикоснуться к человеческой душе; что-то неясное говорят о его последних днях, о каком-то безумии, о страшных муках раскаяния, о посте и голодной смерти. Какой урок, прошедший в нашей истории, которого мы не поняли!
Гениальный художник всю свою жизнь изображал человека и не мог изобразить его души. И он сказал нам, что этой души нет, и, рисуя мертвые фигуры, делал это с таким искусством, что мы в самом деле на несколько десятилетий поверили, что было целое поколение ходячих мертвецов, — и мы возненавидели это поколение, мы не пожалели о них всяких слов, которые в силах сказать человек только о бездушных существах. Но он, виновник этого обмана, понес кару, которая для нас еще в будущем. Он умер жертвою недостатка своей природы, — и образ аскета, жгущего свои сочинения, есть последний, который оставил он от всей странной, столь необыкновенной своей жизни. "Мне отмщение и Аз воздам" — как будто слышатся эти слова из-за треска камина, в который гениальный безумец бросает свою гениальную и преступную клевету на человеческую природу.

Любопытно узнать, найдутся ли люди, которые будут абсолютно согласны с Розановым в его мнении о Гоголе?

Далее следует замечание о Тургеневе и вот тут я могу сказать, что полностью согласна с Розановым.

Было бы анахронизмом в настоящее время разбирать характеры, выведенные, напр., Тургеневым, хотя со времени их создания прошло немного лет: они ответили на интересы своей минуты, были поняты в свое время, и теперь за ними осталась привлекательность исключительно художественная. Мы их любим, как живые образы, но нам уже нечего в них разгадывать. Совершенно обратное мы находим у Достоевского: тревога и сомнения, разлитые в его произведениях, есть наша тревога и сомнения, и таковыми останутся они для всякого времени.
Как и всегда, Тургенев в "Нови" ответил текущим стремлением времени и только смягчил их несколько и ограничил. Разносторонность и широта его образования, отсутствие первородной крепости и хоть невысказанное, но ясное безразличие ко всему, кроме искусства, — все это заставило его и теперь, как прежде, попытаться войти в круг идей и стремлений, с которыми, очевидно, у него не было ничего родственного. Он, однажды высказавший, что в Венере Милосской есть нечто более несомненное и вечное, чем в принципах первой французской революции, на склоне лет своих и вопреки всему, чему отдавал жизнь, захотел войти во вкусы людей, для которых весь мир красоты и искусства не заключал в себе никакой значительности и смысла. Но эта противоестественная попытка, как и можно было ожидать, вышла до того вымученною и жалкою, что все, для кого он был дорог своими прежними произведениями, не могли смотреть на нее иначе, как с чувством глубочайшей печали. Эту печаль, это сожаление о себе не мог не ощутить и сам творец, и она именно придала оживление и особый колорит его самым последним произведениям. Каждый, как человек, так и писатель, в дарах природы своей несет и горечь и сладость своей жизни. Тургеневу первому из наших писателей привелось снискать европейскую известность; и когда он достиг ее и уже не было времени стремиться еще к чему-нибудь, он вдруг увидел, что достиг чего-то самого малого: все же значительное и ценное от него ускользнуло.

И мнение по поводу романа Л. Толстого «Анна Каренина».

В "Анне Карениной" с недосягаемым совершенством формы соединилось глубокое и строгое содержание. Более, нежели в "Войне и мире", над всеми группами выведенных лиц здесь господствует мысль художника, это теснее сжимает их и придает всему произведению больше единства и цельности. Группы и сцены менее широко разбрасываются, не так свободно живут, все устремляется как будто к одному невидимому центру, который впереди. Взамен эпического спокойствия, которое царит в "Войне и мире", придавая всем событиям и лицам этого романа размеренную неторопливость, в "Анне Карениной" мы ощущаем присутствие чего-то встревоженного и ищущего. Это сообщает всему произведению лиризм. Оставляя "Войну и мир", читатель испытывает ясное удовлетворение; напротив, окончив "Анну Каренину", он чувствует себя встревоженным и смущенным. Ощущение горести, душевного ужаса, ненависти к жизни и жалости к судьбе человека — все это смешивается в нем, становится невыносимо; и, не имея силы бороться с собою, он ищет помощи у великого художника, который так возмутил его покой. И этот последний не заставил долго ожидать своего слова; "Анна Каренина" оказалась только великим прологом к учению, которое то прямо, то в аллегориях вот уже десять лет развивает ее автор. Переходя от сомнения к вере и из веры падая опять в сомнение, твердый только в отрицаниях и колеблющийся в утверждениях, он всем рядом своих последних трудов как бы олицетворяет ищущий разрешения скептицизм: "Что я верю в какого-то Бога, это я чувствую; но в какого Бога я верю — вот что темно для меня", — как будто говорит он всем смыслом своих последних трудов.

Комментарии


У меня к Гоголю подобное отношение. Он пугает и немного отторгает, в его произведениях чувствуется чужеродность автора в этом мире, трагедия непонятой и одинокой личности, обида что ли какая-то. Не углубляясь в подробности личной жизни Гоголя, можно по его произведениям предположить наверняка, что был он глубоко несчастен и одинок. При этом гениальность его неоспорима, и не потому что общепризнана, а опять же по моим личным читательским ощущениям.


Спасибо за мнение:) Могу сказать, что эти слова Розанова меня лично удивили тем, что немного приоткрыли причины того, почему мне всегда было несколько сложно и несколько странно воспринимать гоголевских героев (несмотря на весь мой интерес и любовь к ним).


Вам спасибо за интересные истории. Вспомнила, что давно хотела почитать о Гоголе какую-нибудь книгу из серии ЖЗЛ например. Ибо обещала своей коллеге попытаться понять его таинственную душу))


Я тоже вчера как раз после этой книги Розанова задумалась над тем, что нужно подыскать какую-то хорошую биографию Гоголя и прочесть. Точно будет интересно, Гоголь -уникальная личность, в этом нет сомнений:)


Только сегодня видела новость на либе, что по Гоголю сериал хотят снять.)


Я на днях видела в сети трейлер этого ужаса. Там такое они наснимали, бедный Гоголь... Просто чудовищное неуважение к великому писателю.


Да уж... современники...


Они там изобразили Гоголя, как Э. А. По. Ну и сделали мощный закос под "Сонную лощину" и фильм "Ворон" (был такой как раз про По). Еще и в кино собираются пару серий показать. Зачем? Фиг их знает:))


Ого... маразм крепчал... деревья гнулись... и Гоголь плакал у ручья...
почему-то так подумалось...)


Здорово, очень в тему:)))


А о Великом инквизиторе-то он что-нибудь написал?..


Да, очень много чего:)) Эта книга- превосходный философский анализ этой главы. Я подумываю написать на нее рецензию, но одних цитат выбрала столько, что даже не знаю, как все это уместить, что конкретно выбрать:)

Книга достойная, советую.


Спасибо, может быть, прочитаю. У меня, вон, Сараскина в очереди, так что Розанову придётся подождать :)
Лучше вашу рецензию прочитаю, думаю, этого мне достаточно будет :)


У меня к Розанову неоднозначное отношение. Эту книгу не читала, но читала о декадентах. Тогда отношение к его книге удалось выразить парой четверостиший. Если интересно будет, то посмотри вот тут.


Я пока у Розанова читала только две книги -"Апокалипсис нашего времени" и "Легенду". Могу сказать, что его философия сама по себе крайне неоднозначна, таким уж он был человеком, но конкретно эти две книги хорошие. Какие-то другие пока читать не планирую, даже не знала, что у него есть работа о декадентах:)


Все три высказывания интересны на свой лад. Однако, та проблема, с которой столкнулся Гоголь при попытке изображения положительного, она, конечно, куда глубже, чем ее изобразил Розанов. Положительные герои органично прописываются в приключенческой литературе, а в литературе более реалистичной, положительность оказывается чем-то куда более сложным, трудно изображаемым и неоднозначным. Ведь и Достоевский столкнулся с той же самой проблемой - как изобразить "положительно прекрасного человека", то есть и он однозначно понимал это как проблему, и находил очень мало материала для решения этой проблемы во всей мировой литературе.


А как ты считаешь, Достоевскому удалось таки изобразить положительно прекрасного человека? У тебя есть самый самый любимый герой из всех произведений Ф.М?


Нет, не думаю, что удалось. Мой любимые герои у Достоевского - это Раскольников, Ставрогин и Фома Опискин, но не как положительно прекрасные люди, конечно:)


Представление о положительно прекрасном человеке у каждого свое. Я считаю, что Достоевский сумел подняться гораздо выше уровня "положительно прекрасный человек" и изобразить куда более важное и значительное.