Больше историй

23 сентября 2016 г. 16:50

222

О скульптуре в музее будущего.

– Перед вами, – объявлял Собрайл, – экспонат из музея будущего. В российских музеях выставляются уже не скульптуры и керамика, не копии из гипса и стекловолокна, а демонстрируются такие вот световые изделия.
А. Байетт "Обладать".

Не знаю, возможно, в Грановитой палате так оно и есть, но там быть не довелось, и единственное голографическое изображение, которое повидала — корона российских императоров в Михайловском замке Петербурга. И вправду, дивной красоты и варварского великолепия вещь.
картинка majj-s
Но знаете, где такого рода изображения были бы не просто уместны — совершенно незаменимы? В Государственном Музее Изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Не знаю, сколько это стоит, должно быть, дорого. Но у государства не может не быть достаточно средств на то, что является предметом его престижа, а титульные музеи, как парижский Лувр, мадридский Прадо, питерский Эрмитаж, московские Третьяковка и ГМИИ именно таковы. Не просто объекты культуры, она везде по остаточному принципу, но фасад, символ, гордость.

Потому что копии и слепки знаменитых скульптур, выставленные в заглавном музее страны, как-то, воля ваша, выглядят не вполне респектабельно. Ну да, конечно, искусствоведов устраивает, а приехала провинциальная тетка, и не может своего веского «Фе» не сказать. Да нет же, я в совершенном восторге от богатства экспозиции и прекрасно осознаю ценность вещей, которые кропотливый труд многих людей дал мне возможность увидеть воочию. Я просто говорю о том, что нынче не то время, когда слепок и гипсовая копия были единственным способом спознаться с великими скульптурами. Никому в голову не придет воспользоваться сегодня пейджером или послать телеграмму: «Прилетаю четверг зпт мама тчк»

Представьте, только представьте себе, насколько великолепным и впечатляющим мог бы быть роденовский «Мыслитель» или «Лаокоон», или, о, Боже — «Ника», если бы взглядам посетителей предстали парящие над пьедесталами изображения, в точности повторяющие оригинал. И мы этого достойны: прийти в XXI веке в заглавный музей страны и увидеть лучшие скульптуры мира, хотя бы даже и скопированные, но средствами не позапрошлого века.
картинка majj-s
Но это я так, брюзжу помаленьку. На деле впечатления превзошли все ожидания. А понравились больше всего "Танцоры Мориски", это скульптурная группа, первоначально из шестнадцати фигур, созданная баварцем Эразмом Грассером для мюнхенской ратуши. Там, в Музее истории Мюнхена, и хранится теперь деревянный подлинник. В Москве слепок, и до наших дней дожили лишь десять фигурок, но они потрясающе хороши.
картинка majj-s

картинка majj-s
Композиция изображает средневековый карнавальный танец, персонажи которого надевали необычные наряды и старались превзойти друг друга, выделывая поражающие воображение коленца в борьбе за благосклонность прекрасной дамы. Центральные фигуры интриги: Дама, Музыкант и Шут, к сожалению, утрачены. Ах да. По преданию Дама всем претендентам предпочла шута.