Больше историй

15 декабря 2015 г. 02:31

2K

Про забор и чувство гордости

Это произведение мы проходили в десятом классе. Тогда у нас было всего лишь два урока белорусской литературы в неделю. И до конца четверти нужно было успеть прочитать еще и Мележа, и Шамякина, и еще кого-то... Наша учительница - у нее было обидное прозвище Тетя Лошадь - похоже, не питала иллюзий относительно заинтересованности физико-математического класса в белорусской литературе. Больше всего ее волновал вопрос, как пройти произведение за два урока. Потому она даже не требовала прочитывать всю книгу полностью, в лучшем случае просила дома просмотреть две-три главы. На уроке она задавала вопросы исключительно по этим главам. Если ты на них правильно отвечал, в журнале появлялась хорошая оценка, и считалось, что ученик успешно освоил программу.
Для меня это издевательство над книгами было невыносимым. И я (в семье не без урода), хотя и училась в физмате, гнула свою линию. Весь класс уже читает Шамякина, а я прихожу на урок и заявляю: "Я еще Мележа не дочитала". Класс уже Короткевича проходит, а я снова: "Я еще Шамякина читаю".
Я была одной из лучших учениц в классе и вообще в школе, участвовала в олимпиадах по языкам, вместе с другими ребятами писала в школьный литературный альманах... Тетя Лошадь была непрошибаема: на каждом уроке она мне ставила в журнал единицу (ручкой!). На каждом! Единицу! (Да у меня по литературам никогда в жизни не было оценки ниже 8!)
На последнем в четверти уроке я тоже получила единицу - не успела написать сочинение по "Каласам пад сярпом тваім", потому что не успела дочитать, как обычно. Книга-то вон какая толстая! Тетя Лошадь подозвала меня к учительскому столу, указала на "забор" - в каждой клеточке стоял кол! - и равнодушно спросила: "И что мы с этим делать будем?"
Мне первый раз в жизни захотелось расплакаться из-за оценок. То есть нет, не из-за оценок, я знала, что директор школы не позволит поставить мне 1 в четверти. Просто мне стало ужасно обидно: мои экстремально умные однокласснички-математики не прочли целиком ни одной книжки, но получили заслуженные 7, 8 и 9, А Я ВЕДЬ ВСЁ ЧИТАЛА!!! Я так и сказала Тете Лошади: "За что единицы? Я же все книги целиком читала!"
И Тетя Лошадь задала решающий, обезоруживающий вопрос: "ЗАЧЕМ? Я же не задавала!"
Я до сих пор порой задумываюсь над тем, как надо было ей ответить. Тогда я выпалила какую-то банальность про то, что мне было интересно прочитать все, а не кусок...
Сейчас, наверное, я сказала бы, что это просто стыдно и отвратительно - "изучать" ключевые произведения национальной литературы какими-то ущербными обрывками.
К Тете Лошади за четвертной оценкой я пришла через пару дней, когда дочитала Короткевича. Я пересказала ей всю книгу в мельчайших подробностях (подозреваю, о многих она сама не помнила).
Недовольно поджав губы, она исправила все единицы на десятки.
Только мне обидно до сих пор. За такое отношение к литературе и за такое мнение о тех, кто - подумать только! - читает книги, а не кладет их на стол перед собой только для вида.

Ветка комментариев


У меня так с Быковым было. Когда я училась, он как раз ушел из жизни. И примерно в эти годы, точно уже не помню, был переход с одной программы по бел. литературе на другую. И наша учительница под свою ответственность выбрала ту, в которой еще был Быков. В журнале она писала, что мы проходили какие-то другие произведения, но на уроках мы обсуждали Быкова. Причем долго. Так благодарна ей за это.