Больше историй

25 октября 2015 г. 23:11

539

Пресс-конференция в книжном магазине "Буквоед" с участием Януша Вишневского, Бронислава Виногродского и других

картинка Solnechnaja2201

В пятницу (9 октября 2015г.) мне довелось побывать на пресс-конференции «15 лет книжной эволюции Санкт-Петербурга», устроенной организаторами Петербургской книжной сети «Буквоед» в честь пятнадцатилетия со дня открытия их первого магазина. Для начала всех желающих пригласили на экскурсию по одной из самых больших и необычных площадок – «Парку культуры и чтения», расположенному по адресу Невский пр., 46.

Желающих ознакомиться с интересностями «Буквоеда» - прошу под кат. Ну а я перехожу собственно к пресс-конференции…


картинка Solnechnaja2201
Слева направо: Януш Леон Вишневский, Бронислав Виногродский, Денис Котов, Вадим Левенталь, Михаил Иванов, Галина Щербинина

О состоянии петербургской книготорговли и читательских предпочтениях рассказал генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Алексеевич Котов.

Он вспомнил о том, как в 2000-м году на улице Пестеля, на 100 кв.м. проклюнулся «первый росток» «Буквоеда». С тех пор общее количество книжных магазинов в Петербурге значительно сократилось, однако «благодаря замыслу, идее «Буквоед» показывает противоположную тенденцию». «Миссия компании – культурное развитие общества и удовлетворение его информационных, интеллектуальных и эмоциональных запросов», а потому сеть растёт и развивается.

Крупнейшим центром является, разумеется, «Парк культуры и чтения», работающий 24 часа в сутки и совмещающий в себе самые современные научно-технические разработки и непрерывный поток «книжных» событий.

В советские годы около 80% населения активно читали книги. Сейчас этот показатель колеблется на уровне 50%, так что «недостающий элемент в развитии стратегии чтения – само общество». «Книжную культуру сеет вокруг себя каждый книжник, но не каждый читатель», поэтому сотрудники сети принимают активное участие в литературной жизни и всячески поощряют читателей к диалогу – друг с другом и со всем миром. Существует даже такая предварительная идея, как создание премии «книжник года» за несение факела книжной культуры в массы.

Несколько слов об изменении читательских предпочтений за последние 10 лет. «Буквоед» неоднократно проводил исследования – какие авторы в книжных магазинах Санкт-Петербурга являются самыми покупаемыми. И если в начале 2000-х гг. рейтинг популярности авторов выглядел так: Дэн Браун - Пауло Коэльо - Джоан Роулинг - Сергей Лукьяненко - Оксана Робски», то статистика 2014-2015 года показывает следующий топ-5: «Рэй Брэдбери - Борис Акунин - Эрих Мария Ремарк - Фёдор Михайлович Достоевский - Стивен Кинг».

Генеральный директор крупнейшей на Северо-Западе книжной сети не обошёл вниманием вопрос сосуществования больших и малых магазинов. «Когда в городе мало книжных магазинов – это отсутствие смелости», нежели какие-то объективные сдерживающие факторы. «Сейчас мы [«Буквоед»] конкурируем с телевидением (которое в жизни россиян ежедневно занимает около 2-х часов), интернетом (45 минут) и алкоголем (не определено) за время наших читателей», которые за книгой в среднем проводят не больше 15 минут в день.

Интересный вопрос возник в связи с названием сети. Не все знают, что означает слово «буквоед». Многие считают, что так называют любителя книг, который «поглощает буквы». Однако словарь даёт нам совсем другое определение: «Тот, кто придает важное значение внешней стороне дела в ущерб смыслу; формалист». «Из педанта и формалиста мы превратились в читающего человека», и это замечательно – говорит Денис Алексеевич.

«Буквоед – это вообще не работа, это – диагноз» - слова Галины Щербининой, сотрудника «Буквоеда».

Галина Щербинина больше 13 лет работает в книжной индустрии. Сначала это был «Дом военной книги», из которого несколько сотрудников переехали в новую, делающую первые шаги книжную сеть.

«Читать стали, конечно, много», причём по самым разным причинам. «Не очень нравится, когда читают «50 дней до моего самоубийства» , но, в целом, со стороны работника книжного магазина взгляд на развитие индустрии весьма позитивный. Также Галина Щербинина отметила, что «антиреклама действует лучше, чем реклама», и, как только проходит слух, что какую-то скандальную книгу читать не рекомендуется, её тут же сметают с прилавков.

О проблемах «бумажной книги» высказался Бронислав Виногродский.

У мыслителя и переводчика Бронислава Виногродского «нет вообще никакого беспокойства по поводу того, перестанут ли читать книгу». Неважно, какие носители использует для чтения современное общество, будь то бумага или электронные устройства – книжная индустрия всё равно будет развиваться. Всяческие медийные средства увеличивают активность читателя, расширяют его возможности по взаимодействию с литературным произведением.

«Люди должны передавать опыт из поколения в поколение». И книги, по мнению говорившего, пишутся с целью не развлекать, а способствовать воспитанию человека. Так что любые книжные магазины выполняют именно эту функцию: они дают читателям возможность «соединиться со знанием».


картинка Solnechnaja2201
Слева направо: Александр Малич, Януш Леон Вишневский, Бронислав Виногродский, Денис Котов, Вадим Левенталь

Непростого вопроса об изменениях в издательской отрасли коснулся Вадим Левенталь.

«Нехорошо на праздничной встрече говорить о грустных вещах», но в издательском деле поводов для веселья мало. Какие-то издательства за последние 15 лет канули в лету, другие – вроде «Амфоры» - отказались работать с «элитарной, интеллектуальной» литературы в пользу пособий вроде «101 способ сварить борщ». Такие книги тоже важны и имеют свой круг читателей, но…

В настоящее время существует правительственная программа по поддержке книгоиздания посредством книжных союзов. И программа эта работает, но «можно было сделать и лучше…». Ниша, в которой работают эти самые книжные союзы – это многотомные переиздания собраний сочинений, которые «не могут и не будут продаваться».

На взгляд Вадима Левенталя, «издательства не нуждаются в прямой поддержке государства. Это тот случай, когда надо дать не рыбу, а удочку».

Основная проблема состоит в том, что небольшим издательствам «негде продавать свои книги». Безусловно, отчасти она решается крупными книжными сетями, которые эти книги продают в центральных магазинах, тогда как где-нибудь «в глуши» они, может быть, и не нужны. Но «государство должно поддерживать маленькие книжные магазины». «Буквоед» - это такой бегемот, с которым ничего не случится, если рядом будут плавать мелкие рыбёшки».

В Петербурге таких книжных магазинчиков, со штучными, специально отобранными книгами, совсем немного. Тогда как в Лондоне, Париже, Берлине и других крупных европейских городах их насчитывается по нескольку сотен.

Хотелось бы видеть побольше таких книжных лавочек в нашем городе, и тогда таким издательствам, как «Лимбус», «ИД Ивана Лимбаха», «Ад Маргинем» будет где продаваться.

После этого взял слово Михаил Иванов, совладелец как раз такого, «штучного», книжного магазина «Подписные издания».

Он познакомил слушателей с историей магазина, основанного в 1926 году, и уверил, что серьёзной конкуренции между крупными сетевыми игроками рынка и маленькими книжными магазинчиками нет. «Буквоед» и ему подобные «поддерживают полифонию» и повышают доступность популярной литературы.

В заключение, Михаил Иванов посоветовал: «Запрещайте хорошие книги на пару дней, чтобы они лучше продавались!»

Оптимистичную нотку в развитие российского книжного рынка внёс польский писатель Януш Леон Вишневский.

«Я только писатель… Но без вас, без книжных магазинов, никто бы меня не знал. Они делают деньги, но в области, которая мне нравится – в области культуры».

Статистику читающих в России Януш Вишневский прокомментировал так: «Это прекрасно, если 50% населения читают», потому как в Польше 62% молодых людей в возрасте от 24 до 29 лет не прочитывают за год ни одной книги.

Касаемо же читательских предпочтений, неважно, говорят ли «об интеллектуальных книгах или о «50 оттенках…» - это зависит от людей. Но лучше пусть говорят хоть о какой книге, чем не думают вообще ни о чем».

Что же до Петербурга, то книжных магазинов в нём больше, «чем салонов красоты». И когда друзья писателя спрашивают его, в какой российский город он бы посоветовал им съездить, Вишневский всегда отвечает: «Петербург».

«Они смотрятся лучше всяких конфет, эти обложки», - рассказывает журналист Александр Малич о посещении книжных магазинов.

Петербург, по мнению Александра Малича – «город малых форм». Это город небольших кофеен, баров и пеших прогулок. В Петербурге отчётливо видно, что «эти малые формы… получают какое-то развитие». В том числе и небольшие книжные магазинчики. Так что и со стороны читателя состояние книжной индустрии в Северной столице видится весьма оптимистично.

Конференция закончилась упоминанием конкурса, проводимого организацией ЮНЕСКО на звание Книжной столицы мира. «Готов ли Петербург претендовать на эту роль?» Денис Алексеевич Котов считает, что готов. Сложившиеся на сегодняшний день тенденции к увеличению количества книжных магазинов показывают растущий спрос в этой отрасли. А значит, петербуржцы читают всё больше.

Напоследок, гостей и участников конференции угостили юбилейным тортом:


картинка Solnechnaja2201

Дальше...

И специально для петербуржцев.

Казалось бы, что такого интересного может ожидать покупателей в обыкновенном, пусть и большом, книжном магазине? Тем не менее, есть у него свои особенности, о которых знают далеко не все жители нашего города. Во-первых, это интерактивная сцена, выходящая прямо на Невский проспект, на которой иногда проходят презентации книг, спектакли и публичные чтения.


картинка Solnechnaja2201
Фото: ВКонтакте

Во-вторых – это уголок релаксации, расположенный на втором этаже комплекса, в конце «аллеи художников» (в которой, кстати, часто проводятся мастер-классы). Найти его не так уж легко, но уютное мечтечко, представляющее собой зелёную лужайку и выходящее окнами на оживлённый проспект, выглядит притягательно. Жаль только, совсем крохотное.

картинка Solnechnaja2201

И ещё один сюрприз ждёт читателей на третьем этаже магазина – прямо у выхода с эскалатора на стене висит стенд «Что читать?», куда любой желающий может прикрепить бумажку с недавними книжными впечатлениями или посоветовать своё любимое произведение.

картинка Solnechnaja2201

Комментарии


а кат пораньше? :\


Нелогично. Текст вроде не смертельно большой :)

Комментарий удалён.

Ну, знаешь ли) Главное - конференция, а еда - дополнительный бонус))
Из сладкого стола я кроме торта ничего не ела, так что не помню уже, что там было. Зато был ещё один столик, сбоку, с паштетиками и бутербродиками :))


неважно, говорят ли «об интеллектуальных книгах или о «50 оттенках…» - это зависит от людей. Но лучше пусть говорят хоть о какой книге, чем не думают вообще ни о чем»

очень верная мысль)