Больше историй

30 ноября 2014 г. 16:43

185

Современным людям привычно считать, что гуманность, космополитизм, равенство - это относительно новые для человечества понятия. Что лишь в XX веке мы стали относится к людям с другим цветом кожи, разрезом глаз, иной религией, мировоззрением, обычаями как к равным. Во всяком случае, начали стараться или хотя бы делать вид. До этого же люди веками резали друг друга почем зря, особенно тех, кого считали дикарями, и ни о чем не задумывались.

Но если бы кто-то из нас оказался в августе 1550 года в испанском городе Вальядолид, то наверняка бы услышал о дебатах между двумя монахами-доминиканцами: Бартоломее де лас Касасом и Хуаном Гинесом де Сепульведа. О чем же дискутировали эти благородные господа? О том, какие права есть у коренных жителей Нового Света, который начали колонизировать испанцы и как надлежит обращаться с аборигенами.

Вопрос уже не стоял о том, есть ли у "дикарей" душа, потому что был положительно решен папой Павлом III в 1537 году. Булла "Sublimus Dei" запрещала обращение индейцев в рабство и фактически провозглашала их свободными и равными испанцам людьми, имеющими право принять веру в Христа. Без принуждения со стороны завоевателей - немаловажное уточнение. Причем булла была принята на семь лет позже указа испанского короля Карла V, запрещавшего рабство на новых территориях.

Но королевские указы и папские буллы не отменяли возможность свободной дискуссии на данную тему. Так Сепульведа утверждал, что индейцы давно погрязли в грехе и заслуживают рабства. Лас Касас возражал ему, обращая внимание на культуру ацтеков и на то, что испанцы не менее склонны к греху, чем индейцы.

Разумеется, собрание высших судей так и не смогло вынести решения. Потому что рабство и разграбление богатств индейцев опирались не на нравственные законы. Но сама возможность таких дебатов почти пятьсот лет назад восхищает, не правда ли? Мало того, в апреле 1550 года король Карл V наложил запрет на дальнейшие завоевания в ожидании исхода дебатов. По словам историка Магнуса Мёрнера это была "мера, не знающая аналогов в истории западноевропейской экспансии".

К сожалению, как показывает в своем исследовании Свен Линдквист, человечество хоть и меняется на протяжении веков, но суть наша остаётся прежней: мы всё время забываем, что если ты считаешь кого-то дикарями, то завтра появятся те, кто сочтут дикарём тебя или твоих детей.