Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

13 августа 2018 г. 12:41

1K

5 О ваянии, или Когда оживают статичные скульптуры

Книга искусствоведа Герберта Рида посвящена одному из менее популярных видов искусства нашего времени - скульптуре. На фоне литературы, кинематографа, музыки и живописи скульптура занимает довольно скромное место, притаившись где-то в уголке. Говоря о ваянии, люди чаще всего вспоминают лишь различные памятники, да монументы, расположенные в их родных городах. Однако богатый мир скульптур ничем не уступает другим видам искусства.

Я читал эту книгу не спеша, смакуя ее, и выписывая незнакомые мне слова. Работу Рида нельзя назвать историческим обзором, посвященным этапам развития данного искусства. Автор не ставит перед собой этой цели. И хоть первая глава посвящена возникновению задатков будущих скульптур, впоследствии Рид пишет о них не в хронологическом порядке, то есть по мере их появления, а дает общую картину произведений скульптуров.

Рид, вполне обоснованно, связывает появление скульптур с древними верованиями людей. Изначально материальным воплощением веры людей были амулеты и религиозные сооружения, среди которых были монументы, посвященным богам и божествам. Как отмечается в издании, одними из первых подобных творений людских рук были фаллические символы. Причем встречались они в самых разных уголках мира. В Индии - это были лингамы, в Древней Греции - гермы, посвященные богу Гермесу. Многочисленные фаллические менгиры находятся и на территории современной России, немало их в горах Кавказа и в Закавказье.

Книга изобилует ссылками и упоминаниями имен искусствоведов, мыслителей, художников и писателей. Автор по ходу повествования не раз обращается к Гегелю, Рёскину, Сезанну, Леонардно да Винчи и другим выдающимся личностям прошлого. Книга разделена на тематически главы, каждая из которых знакомит читателя с особенностями и основными инструментами ваяния. Так, в одном случае Рид пишет о важности для скульптурной композиции игры света, в другом - о материале, из чего должна быть сделана скульптура. Сделанная по-мастерски работа скульптора может оказаться куском камня при неправильном освещении или же неверном выборе рабочего материала.

Наиболее интересной главой для меня была та, в которой рассказывалось о "движении скульптур". Как отмечает Рид, статуи традиционно считаются статичными и прикованными к своим местам объектами. Они твердые, тяжелые и ожидать от них какого-либо движения и элегантности не приходится. Но давайте взглянем на пьету «Оплакивание Христа» Микеланджело. Нажмите на изображение, увеличьте его и внимательно посмотрите на материю под телом Христа. Она будто живая. Местами напоминает кожу, местами - целлофан, а в некоторых местах вы чувствуете, что перед вами латекс кремового цвета. Скульптура настолько живая, что достаточно протянуть к ней руку и вы почувствуете шелест материи. Но ведь это все лишь камень!

картинка _ANTARES_

Об ограниченных возможностях скульптора писал великий Леонардо да Винчи, цитату из которого и приводит Рид. По мнению да Винчи, у скульптора нет возможности передать всю цветовую составляющую требуемого объекта. Да какую там всю? Вообще никакой цвет не отражается в скульптуре. Кроме того, ваятель лишен возможности добавить требуемый фон, окружение и т.п. к скульптуре, ведь, что бы он не сделал - это, скорее всего, будет смотреться убого и трафаретно. Между тем, как отмечает да Винчи, художник может изобразить дальний фон в картине, который будет тянуться на долгие километры. Все это, конечно же, так, но как отмечает Рид, скульптор и не ставит перед собой подобных целей. И у него есть преимущества. Ваятель создает трехмерные, объемные произведения. Ты видишь их, чувствуешь, трогаешь. Обойди скульптуру, посмотри на нее с разных сторон, не видишь ли ты подобного тебе человека, только сделанного из камня? Ведь ожила же окончательно прекрасная Галатея. А ведь задатки ее пробуждения были заложены еще теплыми руками Пигмалиона. Именно поэтому она была уже живой, будучи все еще "мертвой" скульптурой.

Помимо всего вышесказанного, данная книга стала для меня открытием в еще одном интересном плане. Наверняка, любой из нас знает скульптуру Давида Микеланджело. Она встречается в художественных фильмах, передачах, мультфильмах, журналах и рекламах. Изображение этой статуи я видел сотни, если не тысячи раз. Но я как-то даже и не задумывался, что у нее, вполне логично, должна быть и обратная сторона, то есть вид сзади. Для тех, кто подобно мне, пребывал в неведении на этот счет, публикую статую Давида с другого ракурса.

картинка _ANTARES_

Помимо того, что находится у всех у нас сзади, скульптурная композиция Давида включает в себя и перекинутую через плечо пращу, с помощью которой Давид одолел огромного Голиафа. Данная фотография не совсем удачная. Представленное в книге изображение отличается очень высоким качеством, и все детали скультуры отчетливо видны.

Давид Микеладжело является одной из самых известных скульптур мирового искусства. В мире есть несколько ее копий, а уж сколько любительских подделок - этого и не сосчитать, Подобно многим другим известным памятникам искусства и на Давида было совершено нападение. Согласно "The New York Times", в 1997 году на него с молотком в руке кинулся один безумец. Несмотря на то, что охрана его заметила и попыталась остановить, он все же успел отбить у Давида один палец на левой ноге. Впоследствии он был отреставрирован.

Книга Рида мне очень понравилась. Я не нашел в ней ни одного минуса (да и не искал их). Разве только стоило бы перевести этот замечательный труд и на русский язык, чтобы все любители скульптуры (да и шире- искусства) смогли бы ознакомиться с ним. В книге очень понравилось и то, что автор не остановился лишь на обзоре скульптур прошлого. В издании обильно представлены и современные модернистские произведения искусства, рассчитанные правда на особых ценителей. Книга довольно увесистая. В ней богатый список использованный литературы, более 70 процентов издания занимают качественные фотографии скульптур. Текст составляет 123 страницы.

Комментарии


>Вообще никакой цвет не отражается в скульптуре.
Почему нет? В античности статуи раскрашивались.


Это да. И египетские статуи раскрашивались. Но все-таки человечество само отказалось от этой практики. Видимо, сработало то, что чистое искусство и некий эталон ваяния должны быть без этих дополнений. Это как черно-белая фотография. Цвет в ней сведен к минимуму, но порою ценится она больше всяких разноцветных снимков. Ведь основная задача скульптора создать верные пропорции и формы, а не цвет. Однако да Леонардо отмечал в качестве основного минуса скульптур именно отсутствие цвета. Возможно, ему попадались только бесцветные работы, или, может, редкие экземпляры разрисованных скульптур вообще за произведения искусства не считались.

Как бы то ни было, большинство скульптур, особенно прошлых веков, не имеют на себе следов красок. Модернизм - другое дело. Тут уже всякие эксперименты проделываются: и с красками, и с подключением к скульптуре других объектов. Только уже да Винчи на них нет) А то бы он сказал им, какими должны быть настоящие скульптуры.