Больше рецензий

7 августа 2018 г. 11:40

209

4 Для кого треснул кафель?

Рассказ "Треснувший кафель" на немецком языке.

Для меня тема, когда дочь, ставшая взрослой, приезжает в дом своего детства, где по-прежнему живет её престарелый отец (тут могут быть варианты), вызвала доcаду, потому что за последнее время я столкнулась с ней на разные лады уже в трёх книгах. "Что занимательного, поучительного или такого уж интересного в этом? - подумала я. - Ах, как тут всё изменилось. Ах, как там... Ах, как внутри мне всё напоминает мое детство!.. И в то же время раздражает..." Возможно, оно и было раньше - в детстве ко всему относишься некритично.

Я терпеливо продолжила читать, желая уловить мораль. И... по ходу заинтересовалась. Мне уже стало не важно, чем всё это кончится, я просто живо представляла, как скрипит паркетный пол при каждом шаге героини, и вообще всё вокруг, если не скрипит, то дребезжит... - издает звук, сообщая о своем существовании: "Я здесь!". (К слову: я сама недавно провела целых три недели в таком доме, где скрипели половицы, кровати, двери и ставни окон, диваны и кресла издавали характерные звуки, похожие на "хруст" снега под ногами, всё остальное дребезжало и ходило ходуном.)

Я, конечно, не буду приводить все аналогии, какие мне приходили в голову в процессе чтения. Но стало ясно, что жизненный рассказ - это такая штука, которая неизбежно вызывает иногда солидарность, но всегда эмоции, воспоминания, сравнения, размышления.

Обратила внимание, что у отца героини в вазочках всегда стоит несколько видов шоколада - молочного, с фисташками и другими орехами, с вишневой начинкой. Вообще шоколад в открытом доступе дома - спорный вопрос для европейцев, склонных к здоровому питанию. Моему мужу запрещали в детстве есть шоколад в неограниченных количествах, выдавая по квадратику. Я же ела его в детстве сколько хотела.

В рассказе несколько видов шоколада в вазочках, поставленных на виду является одним из свидетельств того, что героиня повторила дважды: "Мой отец стал тщеславным." Престарелый отец тщательно бреется, приобрел дорогую одежду и обувь. Обувь начищает особой ваксой... А вот то ли у подруги, то ли у знакомой героини отец перестал бриться и ухаживать за собой. Что ж, это же отлично, когда отец имеет вкус к жизни и мотивацию не просто следить за собой, но и выглядеть на все сто.

Какова же мораль этой "басни"? Для героини давным-давно вырвавшейся из родительского "гнезда", всё в доме детства уже не так, многое раздражает. Престарелый же отец не только любит свой дом, но и как сказано прямым текстом, потерять для него свой дом - хуже смерти.

Я думала, а причем же тут "треснутый кафель" в ванной, по которому Яэль Инокай назвала этот рассказ? Возможно этот треснутый кафель, как прошлое, давшее трещину для героини, и которое уже никогда не вернешь. Однако, для отца всё - по-другому. Этот дом - его настоящее. Кафель? Можно вызвать плиточника, он всё исправит. А можно и не вызывать, если для отца главное выглядеть самому. А дом он любит и боится потерять такой, какой он есть - со скрипучими полами и треснутым кафелем...

Здесь можно найти много переплетенных тем, но ничего, что бы меня глубоко зацепило. И всё же скорее понравилось, чем не понравилось.

***
Яэль Инокай - молодая (28 лет), но уже известная, по крайней мере в немецкоязычном культурном пространстве, писательница из Швейцарии, которая живет в Германии. Она полунемка, полувенгерка. (Правда имя у неё - еврейское.) Тем она у меня вызывает ещё больший интерес, потому что "смешанные" часто несут в себе оригинальность, не ограничиваясь только одной культурой, традициями, менталитетом.

Конечно, один этот рассказ мне ещё не дает представления о творчестве Инокай в целом. Но всё ещё впереди. У неё есть два романа, за один из которых она получила швейцарскую книжную премию. На русский не переведены.